Ключевые слова: подготовка спортсменов, упражнения с амортизаторами, развитие скоростно-силовых качеств, легкая атлетика.
Актуальность: в современном юношеском спорте на этапе функциональной и технической подготовки спортсмена особое место уделяется упражнениям, которые наиболее эффективно, безопасно и без большого риска возникновения травм влияют на организм юных спортсменов. В настоящее время выбор тренеров падает на упражнения с собственными весами и упражнения с сопротивлениями. Они помогают наиболее естественно и постепенно развивать физические качества и с помощью их эффективно можно исправить значительные ошибки в технике бега. С появлением на рынке новых амортизаторов, лент, эспандеров можно при выполнении упражнений выбирать вектор нагрузки и дозировать сопротивление, что делает тренировки с амортизаторами доступным для спортсменов разной подготовки.
Гипотеза: предполагается, что разработанный комплекс упражнений с применением амортизаторов повысит эффективность развития скоростно-силовых качеств у бегуний на средние дистанции 13–14 лет в предсоревновательном периоде.
Цель: Определить применение амортизационных упражнений для развития скоростно-силовых качеств у бегуний на средние дистанции 13–14 лет в предсоревновательном периоде.
Задачи:
- Изучить основные средства тренировки для развития скоростно-силовых качеств у девушек 13–14 лет на этапе предсоревновательной подготовки.
- Разработать и систематизировать комплекс упражнений с применением амортизационных упражнений для увеличения уровня скоростно-силовых качеств у девушек 13–14 лет на этапе предсоревновательной подготовки
- Экспериментально проверить методику тренировки, с использованием амортизационных упражнений для развития скоростно-силовых качеств у девушек 13–14 лет на этапе предсоревновательной подготовки.
- Разработать рекомендации по применению разработанной методики для развития скоростно-силовых качеств у бегуний на средние дистанции 13–14 лет в подготовительном периоде.
Комплекс упражнений с амортизаторами.
Рис. 1. Упражнения с амортизатором:
- И.П.: лежа на животе; 1-мах ногой назад, 2-и.п.
- И.П.: основная стойка; сгибание рук в локтевых суставах.
- И.П.: Стоя на одной ноге; 1- мах ноги назад, 2-и.п. Выполнять на правую и левую ногу.
- И.П.: сидя ноги согнуть под прямым углом; разноименная работа ног.
Рис. 2. Упражнения с амортизатором:
- И.П. упор присев; 1-основная стойка, 2-и.п.
- И.П.: лежа на спине ноги вверх; попеременное опускание ног вниз. («ножницы»).
- И.п.: упор присев амортизатор с гимнастической палкой на плечах; 1- стойка.
- Бег с высоким подниманием бедра на месте.
Рис. 3. Упражнения с амортизатором для мышц ног.
- И.П. лежа на животе ноги согнуты в коленном суставе под прямым углом; 1- разгибание ног в коленных суставах. 2- и.п.
- И.П.: основная стойка; 1-подъем бедра под прямым углом правая нога. 2- и.п. подъем бедра под прямым углом левая нога.
- И.П.: основная стойка; 1-подъем бедра правой ноги под прямым углом с разгибанием голени. 2- и.п. 3- подъем бедра правой ноги под прямым углом с разгибанием голени. 4-и.п.
- И.П.: лежа на спине; 1-подъем правой ноги под прямым углом. 2- и.п. 3-подъем правой ноги под прямым углом. 4- и.п.
Рис. 4. Упражнения с амортизатором.
- И.П.: лежа на спине; 1-подъем ног за голову. 2- и.п.
- И.П.: лежа на животе. Гиперэкстензия.
Выводы:
- В результате анализа литературы и опроса ведущих тренеров в области легкой атлетики установлено, что развитие скоростно-силовых качеств является первостепенной задачей при построении учебно-тренировочного процесса у девушек 13–14 лет на этапе предсоревновательной подготовке. Также мнения специалистов сошлись на том, что развитие данного качества в возрасте 13–14 лет необходимо выполнять «щадящими» средствами. Для развития скоростно-силовых качеств у девушек этого возраста используются такие средства, как бег по ступеням, бег через конусы, скоростная лестница, плиометрические взрывные упражнения, упражнения со скакалкой, прыжковые упражнения, бег по песку, спрыгивание с небольшого возвышения с быстрым отскоком от земли.
- Используемые в исследовании упражнения: упражнения с амортизаторами в движении: рис.1, 2, 3, 4. Этот комплекс необходимо выполнять 3–5 серий по 20 раз. С постепенным увеличением количества раз, прибавляя по 1 разу с последующей тренировкой. Для развития скоростно-силовых качеств на этапе непосредственно предсоревновательной подготовки девушек 13–14 лет применяют амортизационные упражнения в движении и на месте 2–3 раза в неделю. Тренировки бегуний данного возраста строятся таким образом, что доля амортизационных упражнений на месте составляет 15 %, а в движении — 20 % от общего объема нагрузки.
- Экспериментально доказано, что в контрольной группе улучшились результаты по средним показателям в тройном прыжке на 0,22 см, в беге на 30 м на 0,18с, в прыжке в длину на 10 см, метании набивного мяча 0,26 см, бег на 30 м с ходу 0,19 с, Т-критерий Стьюдента равен 2,44, что является достоверным на уровне значимости р<0,05. В экспериментальной группе средний показатель: в тройном прыжке на 0,39 см, в беге на 30 м на 0,38с, в прыжке в длину на 18 см, метании набивного мяча 0,35 см, бег на 30 м с ходу 0,34 с, Т-критерий Стьюдента равен 2,79, что является достоверным на уровне значимости р<0,05. Исследование показало, что применение амортизационных упражнений оказывает положительное влияние на развитие скоростно-силовых качеств у девушек 13–14 лет на этапе предсоревновательной подготовки.
Литература:
- Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. — М.: Физкультура и спорт, 1988. — 331с
- Врублевский Е. П. Индивидуализация тренировочного процесса спортсменок в скоростно-силовых видах легкой атлетики. — М.: Советский спорт, 2009. — 232 с.
- Жуков Р. С. Основы спортивной тренировки / Министерство образования и науки РФ, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет». — Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2014. — 110 с.: ил.
- Курамшин Ю. Ф. Теория и методика физической культуры. — М.: Советский спорт, 2010. — 320 с.
- Оганджанов А. Л. Реактивная способность квалифицированных прыгунов тройным Reactive Feature of Elite Hop Jumpers // Теория и практика физ. культуры: Тренер: журнал в журнале. — 2004. — № 3. — С. 34–37
- Тер-Ованесян И. А. «Подготовка легкоатлета: современный взгляд». — М.: Терра-спорт, 2000 г.