Практические аспекты подготовки магистрантов в вузах в области налогообложения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (139) февраль 2017 г.

Дата публикации: 05.02.2017

Статья просмотрена: 129 раз

Библиографическое описание:

Сапрыкина Т. В., Тарасова В. Ф. Практические аспекты подготовки магистрантов в вузах в области налогообложения // Молодой ученый. — 2017. — №5. — С. 527-530. — URL https://moluch.ru/archive/139/39295/ (дата обращения: 22.07.2018).



В статье рассмотрены требования и практические аспекты подготовки магистров экономики на примере реализации магистерских программ в области налогообложения.

Ключевые слова: подготовка магистров, экономические направления, магистерские программы, лекции

В настоящее время в условиях преобразования образовательной системы, с установлением многоступенчатой структурой высшего образования, выпускники высших учебных заведений могут не только овладеть всеми требуемыми профессиональными компетенциями, но и рассчитывать на выгодное трудоустройство. В тоже время необходимо принимать во внимание, тот факт, что четырех лет обучения и диплома бакалавра, в общем-то, достаточно для начала карьеры. Тем не менее, гарантией быстрого карьерного роста даже в самом начале профессионального формирования, является магистратура. Магистратура в настоящее время предоставляет выпускникам огромные возможности, являясь особой ступенью высшего образования [1].

Требования к подготовке магистрантов направления Экономика установлены Приказом Минобрнауки России от 30.03.2015 № 321 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.04.01 Экономика (уровень магистратуры)», в котором прописано: «В результате освоения программы магистратуры у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции».

Ряд установленных стандартом компетенций является необходимым условием как для успешной самореализации и карьерного роста самого магистранта, так и для полноценного и успешного функционирования экономического субъекта, в котором магистрант будет трудоустроен. К таким необходимым компетенциям можно отнести:

‒ готовностью действовать в нестандартных ситуациях и нести ответственность за принятые решения,

  1. Общепрофессиональными компетенциями:

‒ готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности,

‒ готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности,

‒ способностью принимать организационно-управленческие решения;

  1. Профессиональными компетенциями:

‒ научно-исследовательская деятельность: способностью обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований, проводить самостоятельные исследования, обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования,

‒ проектно-экономическая деятельность: способностью самостоятельно осуществлять подготовку заданий и разрабатывать проектные решения с учетом фактора неопределенности, разрабатывать соответствующие методические и нормативные документы, а также предложения и мероприятия по реализации разработанных проектов и программ, оценивать эффективность проектов,

‒ аналитическая деятельность: способностью готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне, составлять прогноз основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом,

‒ организационно-управленческая деятельность: способностью руководить экономическими службами и подразделениями на предприятиях и организациях различных форм собственности, в органах государственной и муниципальной власти, разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать их выбор, применять современные методы и методики преподавания экономических дисциплин [2].

Для успешного освоения программы магистратуры ВУЗы должны руководствоваться нормативами организации учебного процесса, которые также установлены вышеупомянутым стандартом.

В государственном образовательном стандарте нового поколения предусмотрено резкое сокращение объема лекционных и вообще аудиторных занятий за счет существенного увеличения самостоятельной работы студентов и занятий, проводимых в интерактивных формах. Так по экономическим дисциплинам, входящим в базовую и вариативную части подготовки магистров, при общей трудоемкости 4 зачетных единицы (144 час.) на аудиторные занятия приходится 32–48 часа, из которых лекции должны занимать лишь 10–16 часов при очной форме обучения. В то же время на самостоятельную работу студентов планируется 60–76 часов.

Однако, необходимо учитывать, что изучение дисциплин магистрантами предусматривает наличие научно-исследовательской работы, поэтому также необходимо раскрыть и актуальные аспекты рассматриваемых вопросов. Это позволит магистрантам более четко определиться с выбором направления научно-исследовательской работы, подходами к рассмотрению выбранных тем.

В ФГОС ВО по направлению подготовки Экономика обусловлено: «Для проведения занятий лекционного типа необходимо наличие набора демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающих тематические иллюстрации, соответствующие примерным программам дисциплин, рабочим учебным программам дисциплин. Для реализации программы магистратуры установлен перечень необходимого материально-технического обеспечения, который включает в себя лаборатории, оснащенные лабораторным оборудованием, в зависимости от степени сложности».

Например, при реализации программ «Налоговое консультирование» и «Налоговое администрирование» используются как стандартные аудитории НИУ «БелГУ», так и компьютерные классы с установленным специализированным программным обеспечением, справочно-правовыми системами, аудитория «Управления Федеральной налоговой службы по Белгородской области», оснащенная интерактивной доской и мультимедийным оборудованием.

В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.

Достаточно широко в НИУ «БелГУ» в рамках реализации данного положения применяется система электронного обучения «Пегас». Данная система позволяет изучить дисциплину с применением элементов дистанционного обучения, осуществлять студентам самоконтроль уровня полученных знаний, сдавать в электронной форме контрольные занятия, проходить тестирование по дисциплине и т. д.

Все обучающиеся должны быть обеспечены электронными и (или) печатными изданиями по дисциплинам направления подготовки. Необходимо отметить, что использование в Университете электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) позволяет в доступной и привычной для современного обучающегося форме получить полноценную информацию для изучения курса. Подключение к данным ресурсам возможно с компьютеров, подключенных к внутренней интрасети вуза, что обеспечивает свободный доступ к электронным библиотечным системам.

Также возможно и использование удаленного доступа, в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определен в рабочих программах дисциплин.

Современная ситуация развития рынка труда предъявляет ряд требований к магистрам экономики. Они должны свободно применять научные методики, знать и уметь применять современные научные технологии в различных видах деятельности. Ярыгина Н. А. и Боровицкая М. В. также отмечают, что: «Фактически после двух лет обучения магистратура должна выпустить высококвалифицированного специалиста, владеющего методологией научного исследования и существенным запасом особых методов анализа. То есть способность произвести новый научный результат является основным отличием требований, предъявляемых к подготовке магистра экономки» [3].

На современном этапе развития образования назначение магистратуры состоит в подготовке магистранта к независимому научному творчеству в границах специализации, выбранной самостоятельно студентом, ознакомившегося с магистерской программой. Оценивая магистра экономики, на наш взгляд, сверх стандартных типичных заданий необходимо также оценивать и его умение направлять научно-творческую деятельность в нужное русло, способность аргументированно обосновывать и отстаивать собственное мнение и стремление к поиску решения нестандартных задач, по которым с отсутствуют установленные алгоритмы [3].

Значительное внимание при подготовке магистров необходимо уделить чтению лекционных курсов, поскольку именно на лекции закладывается основа для проведения семинарских и практических занятий, для самостоятельной работы будущего магистра. Рассмотрим порядок реализации этапов подготовки лекции на примере дисциплины «Налоги и предпринимательство» читаемой в магистратуре направления 38.04.01 Экономика магистерских программ Налоговое консультирование и Налоговое администрирование.

Рабочей программой дисциплины «Налоги и предпринимательство» предусмотрено семь тем для изучения магистрантами. По дисциплине выделы нормативно-правовые источники информации и литературные источники, которые необходимо дать магистрантам для самоподготовки и проведения научной деятельности.

Изложение материала подготовленной лекции зависит от вида технологий обучения, выбранных для определённой тематики либо одновременное совмещения нескольких способов.

Например, при проведении лекции по теме «Налогообложение предпринимательской деятельности: проблемы, пути развития» предпочтительными являются: традиционная лекция информация и проблемная лекция. Совмещение различных приемов позволить удерживать внимание обучающихся и вызвать интерес к исследованию путей решения обозначенных проблем. Направления создания теоретического материала в форме проблемной задачи зависят от ряда условий, таких как: создание условий для освоения обозначенных в программе компетенций, условий наличия предшествующего образования обучающихся (первое образование экономические или иных направлений высшего образования), а также от внешних факторов: экономических, финансовых и т. д.

Отметим, что по всем читаемым темам необходимо накапливать материал. Он складывается из разнообразного фактического материала, статей, книг, собственных мыслей, интересных наблюдений.

Например, при подготовке лекции по теме «Налог на прибыль организаций» достаточно информативным будет применение на ряду с вышеуказанными видами лекций применение технологий визуализованной лекции. Представление схемы исчисления налога, формирования налоговой базы и её составляющих, систематизация ставок налога в зависимости от вида деятельности и полученного дохода сделают законодательную информацию более удобной для восприятия магистрантам. А схемы по взаимодействию хозяйствующих субъектов и государственных органов, таблицы со статистикой и динамикой данных помогут провести анализ современного состояния налоговых правоотношений и пробудить исследовательский интерес у студентов.

Необходимо достаточное внимание уделить подбору источников информации для самостоятельной деятельности магистрантов, а также необходимых к использованию при подготовке к занятиям. Важно на фактическом материале объяснить обучающемуся необходимость пользоваться достоверными источниками, такими как: СПС «КонсультантПлюс» и ЭПС «Система ГАРАНТ», сайты Федеральной налоговой службы, Министерства финансов и т. п.

Формирование у педагога индивидуальной манеры чтения лекции — является важным и длительным этапом в подготовке лекции. Достаточно интересной и эффективной формой проведения лекционных занятий в малых группах является лекция с элементами дискуссии. Проведение такой лекции возможно при возникает в том случае, если у студентов возникают вопросы, которые они хотели бы обсудить, если лектор ставит какую-то проблему, которую необходимо разрешить совместно. Однако любая проблема может быть решена, если у обучающихся возникает мотивация к ее решению и если они обладают некоторым запасом знаний, на которые можно опереться для решения проблемы. Для создания таких предпосылок активизации лекционного занятия может использоваться следующий прием. Магистрантам в качестве самостоятельной работы предлагается перед лекцией проработать материал по тематике предстоящей лекции. Они могут воспользоваться методическим пособием лектора, дополнительными материалами. Данные материалы к лекции должны быть представлены в виде конспекта [4].

Проведение лекционных занятий должно по возможности сопровождаться презентацией, представлением схем, рисунков, форм документации. Именно демонстрационные материалы одновременно и дополняют устную информацию и, являясь носителем содержательной информации, способствуют лучшему её усвоению.

Формирование и проведение лекционных занятий должно соответствовать основным принципам: целостности структуры, научности изложения, доступности обучения, сознательности, системности. В устоявшейся практике преподавания в вузах до перехода на новые стандарты государственного образования наиболее распространенными являются: установочная лекция, лекция-информация.

Поэтому на основе предъявляемых современных требований мы считаем, что при обучении магистрантов наиболее эффективными при освоении профессиональных дисциплин являются сочетание традиционных лекций с: проблемными лекциями, визуализированными лекциями, лекция вдвоем.

Литература:

  1. Ярыгина Н. А. Особенности подготовки магистров вузов в условиях перехода к двухуровневой системе образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика, психология. — 2014. — № 3. — С. 242–244.
  2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.04.01 Экономика (уровень магистратуры): Приказ Минобрнауки России от 30.03.2015 № 321 // СПС:КонсультантПлюс. Раздел: Законодательство.
  3. Ярыгина Н. А., Боровицкая М. В. К вопросу о подготовке магистров экономики // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика, психология. — 2013. — № 3. — С. 462–465.
  4. Е. В. Полицинский, Е. А. Румбешта. Активизация познавательной деятельности студентов на лекционных занятиях.// Вестник ТГПУ. 2011. Выпуск 6 (108) — C. 37–40.
Основные термины (генерируются автоматически): высшее образование, лекция, профессиональная деятельность, подготовка магистров, занятие, электронное обучение, научно-исследовательская работа, самостоятельная работа, самостоятельная работа студентов, Федеральная налоговая служба.


Ключевые слова

подготовка магистров, экономические направления, магистерские программы, лекции

Похожие статьи

Самостоятельная работа студентов как важнейшая...

Одной из важнейших проблем, стоящих перед высшей школой, является повышение качества подготовки специалиста. Студент и выпускник высшего учебного заведения должен не только получать знания по предметам программы...

Роль самостоятельной работы студентов в системе высшего...

Аудиторная самостоятельная работа может выполняться на лекциях (10–15 мин.), на практических и лабораторных занятиях.

Среди Интернет-ресурсов, наиболее часто используемых студентами в самостоятельной работе, следует отметить электронные...

Научно-исследовательская деятельность студентов как...

студенческое научное общество, научно-исследовательская работа, познавательная деятельность, научная работа, вовлечение студентов, работа, главная задача, повышение качества подготовки, проект...

Организация научно-исследовательской деятельности...

Подготовка к научно-исследовательской работе магистров в области безопасности жизнедеятельности в данном контексте включает формирование у них умений наблюдать, анализировать педагогические процессы, выдвигать гипотезы...

Роль научно-исследовательской деятельности студентов...

Изменения, произошедшие в последние годы в обществе, ставят перед профессиональным образованием новые цели в вопросах подготовки специалистов. Сегодня успешность личности в профессиональном плане во многом определяется её творческим потенциалом.

Самостоятельная работа как компонент системы подготовки...

Ключевые слова:самостоятельная работа магистров, содержание самостоятельной работы, магистры педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.

Организация самостоятельной работы студентов при...

На сегодняшний момент самостоятельная работа студентов рассматривается нами как учебная и научно-исследовательская деятельность студентов, направленная на развитие общих и профессиональных компетенций.

Самостоятельная работа как средство формирования...

самостоятельная работа, умение, студент, самостоятельная работа студентов, учебный план, работа, педагогическая практика, познавательная деятельность, педагогический процесс, педагогическая деятельность.

К вопросу организации самостоятельной работы студентов...

Самостоятельная работа студентов играет значительную роль в модульно-рейтинговой технологии обучения.

Самостоятельная работа не только не должна противопоставляться лекциям, а напротив, лекции следует рассматривать как важнейший инструмент ее...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Самостоятельная работа студентов как важнейшая...

Одной из важнейших проблем, стоящих перед высшей школой, является повышение качества подготовки специалиста. Студент и выпускник высшего учебного заведения должен не только получать знания по предметам программы...

Роль самостоятельной работы студентов в системе высшего...

Аудиторная самостоятельная работа может выполняться на лекциях (10–15 мин.), на практических и лабораторных занятиях.

Среди Интернет-ресурсов, наиболее часто используемых студентами в самостоятельной работе, следует отметить электронные...

Научно-исследовательская деятельность студентов как...

студенческое научное общество, научно-исследовательская работа, познавательная деятельность, научная работа, вовлечение студентов, работа, главная задача, повышение качества подготовки, проект...

Организация научно-исследовательской деятельности...

Подготовка к научно-исследовательской работе магистров в области безопасности жизнедеятельности в данном контексте включает формирование у них умений наблюдать, анализировать педагогические процессы, выдвигать гипотезы...

Роль научно-исследовательской деятельности студентов...

Изменения, произошедшие в последние годы в обществе, ставят перед профессиональным образованием новые цели в вопросах подготовки специалистов. Сегодня успешность личности в профессиональном плане во многом определяется её творческим потенциалом.

Самостоятельная работа как компонент системы подготовки...

Ключевые слова:самостоятельная работа магистров, содержание самостоятельной работы, магистры педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.

Организация самостоятельной работы студентов при...

На сегодняшний момент самостоятельная работа студентов рассматривается нами как учебная и научно-исследовательская деятельность студентов, направленная на развитие общих и профессиональных компетенций.

Самостоятельная работа как средство формирования...

самостоятельная работа, умение, студент, самостоятельная работа студентов, учебный план, работа, педагогическая практика, познавательная деятельность, педагогический процесс, педагогическая деятельность.

К вопросу организации самостоятельной работы студентов...

Самостоятельная работа студентов играет значительную роль в модульно-рейтинговой технологии обучения.

Самостоятельная работа не только не должна противопоставляться лекциям, а напротив, лекции следует рассматривать как важнейший инструмент ее...

Задать вопрос