В статье рассмотрены вопросы менеджмента в детском оздоровительном лагере (как услуга и деятельность вожатого с учетом функций менеджмента), а также специфика деятельности специалиста по работе с молодежью в лагере.
Ключевые слова: менеджмент, детский оздоровительный лагерь, специалист по работе с молодежью
Вопросы менеджмента в детском оздоровительном лагере можно рассмотреть с двух точек зрения. Во-первых, как деятельность вожатого с учетом основных функций менеджмента (планирование, организация, делегирование, контроль). Во-вторых, как оказание услуги, которая предоставляется организатором детского отдыха.
1) Менеджмент в детском оздоровительном лагере как услуга.
Детский оздоровительный лагерь для подростков и детей, как принято считать, является социально-педагогическим учреждением, которое создано, чтобы обеспечить оздоровление, занятость и развивающий отдых в каникулярное время. Но у современного детского лагеря, в период развития рыночной экономики, есть своя специфика, а именно — комплекс услуг с соответствующим размещением детей для отдыха и оздоровления. Данный комплекс включает в себя развитую и обустроенную инфраструктуру, определенный уровень комфорта и удобства. Ко всему этому еще предоставляются следующие услуги: развлечения, образовательные и развивающие занятия, оздоровительные процедуры, авторская программа в лагере. Именно так можно охарактеризовать лагерь в период рыночной экономики.
Существует стандартная ошибка при разработке концепции и стратегии лагеря, а также его программы. Управленцы ориентируются только на педагогическую сторону деятельности. Но с уверенностью можно заявить, что реальная достижимость целей и задач, которые были поставлены коллективом детского лагеря зависит от количества и качества реализуемых в лагере услуг [1].
Но существует проблема — в современном правовом поле нет механизма, который бы контролировал качество этих услуг. Отраслевой стандарт «Услуги отдыха и оздоровления детей» вырабатывает возможности регламентации деятельности лагеря, но сила этого документа распространяется только на учреждения системы образования, а для других организаций и учреждений остается только примерным [1].
Также еще необходимо говорить об авторитете и репутации лагеря. Чаще всего существует организация, которая рекомендует лагерь родителям ребенка, школам, муниципалитету. И по сути является «сертификатом соответствия». Но такого быть не должно. Необходима здоровая конкуренция, которая будет держать в тонусе руководство и мотивировать развивать инфраструктуру, совершенствовать количество и качество услуг, предоставляемых ребенку. Таким образом, лагерь предстает как транслятор сферы услуг, и его эффективность зависит от качества менеджмента в нем.
Зачастую формирование менеджмента идет стихийно и полностью зависит от компетенций, которыми обладают управленцы. К ним относятся: управленческая компетенция, экономическая и финансовая грамотность, знание нормативно-правовой базы, уровня профессионализма и педагогической культуры.
Ирина Шульга говорит о том, что практика педагогического менеджмента в лагере — это случившаяся реальность. Также она определяет своеобразие современного лагеря с позиции менеджмента как предприятия на рынке услуг по отдыху и оздоровлению детей. Проходит по 5 основаниям: организационное, хозяйственное, бытовое устройство лагеря, контингент отдыхающих (потребители услуг), управление и кадровое обеспечение, маркетинг и реклама, договорные отношения [1].
Так же существует еще один критерий для анализа с точки зрения менеджмента, это оценка контингента отдыхающих детей. В данном случае они выступают как потребители образовательных и воспитательных услуг.
Количество услуг, которые предлагаются зависит от состояния здоровья, адаптированности и социализированности детей, от уровня их личностного и умственного развития детей. Также применение своевременной диагностической деятельности вносит позитивные моменты. С ее помощью можно узнать запросы детей и родителей, оценку и рейтинг лагеря, а также зафиксировать индивидуальные особенности каждого ребенка. Но качественная диагностика с применением позиций менеджмента в настоящее время затруднена, так как это предполагает гибкую систему обратной связи и обработки результатов, а она еще не сформирована. В дальнейшем это поможет соотнести запросы потребителей услуг с реальными возможностями лагеря.
Большую роль играет эффективное управление в лагере. Только с ее помощью будет происходить развитие. Но эта работа должна быть систематичной и проводится в течении года, а не разовой. Система управления осуществляется по трем уровням:
– стратегическое управление (постоянно действующая площадка жизни лагеря. Например, офис лагеря в городе. Функции: разработка стратегии, клиентская база, экономические вопросы, маркетинговая политика, реклама и пиар, кадровое обеспечение, анализ и мониторинг деятельности, обобщение опыта ДОЛ, представительная функция);
– организационно-методическое управление (набор персонала и его организация, разработка программ, обслуживание территории, усовершенствование материально-технической базы, безопасность, управление рисками, разработка программ, практическая подготовка педагогов, инструктажи);
– практическое управление (работа педагогов для образования временного коллектива, пространство для развития, организация праздников и событий).
Маркетинговая политика и рекламная деятельность очень важны для оценки лагеря с точки зрения менеджмента, они охватывают вопросы, связанные с приобретением и сохранением клиентов, а также привлечение новы. С каждым годом количество лагерей увеличивается, и работа, связанная с продвижением своей деятельности благодаря хорошему информационному, полю ведется очень эффективно. Задействуются такие ресурсы как интернет, средства массовой информации и коммуникации, участие в ярмарках, прохождение тендеров.
Таким образом, можно сделать вывод, что оценка лагеря с точки зрения менеджмента необходима, и этот инструментарий нужно использовать, совершенствовать. С его помощью мы сможем создать здоровую конкуренцию, которая необходима в условиях рыночной экономики.
2) Деятельность вожатого, с учетом функций менеджмента (планирование, организация, делегирование, контроль)
Для того чтобы деятельность по работе с детьми и подростками была эффективной, необходимо учитывать важнейшие функции менеджмента.
Планирование — результат выполнения этой функции — это заранее составленный план работы с отрядом, составленным в удобной форме. Таким образом, план будет являться логически выстроенной системой, с учетом сроков проведения мероприятий, дел и действий. В практике используется план-сетка работы и ежедневный план работы.
План-сетка — это нормативный документ, который регулирует работу отряда. Но при его составлении необходимо учитывать эмоциональную и физическую загруженность детей, специфику возраста.
Ежедневный план — в этом документе необходимо отмечать текущие задачи, что кому нужно сделать, кому оказать помощь, на каких организационных моментах и вопросах стоит заострить внимание.
Безусловно, даже максимально продуманный план является идеальным представлением действительности. А самом деле в нем часто происходят изменения, из-за не зависящих от вожатого обстоятельств. Например, изменение погодных условий, неожиданная реакция детей на комплекс игр или мероприятий. В такой ситуации надо проанализировать обстановку, внести необходимые изменения, сделать соответствующие выводы.
Организация — с одной стороны — деятельность по организации всех видов деятельности детей на каждый период смены (трудовой, познавательной, спортивной, коммуникативной, художественной и. т. д.), а с другой стороны — поддержка положительной детской инициативы, связанной с улучшением жизни отряда, лагеря. Формами организации являются традиционные формы воспитательной работы — коллективно-творческое дело, игра, мероприятие. Для того, чтобы эффективно организовать отряд необходимы организаторские знания и умения. Организаторские знания — общность сведений, познаний в области организаторской работы, понимание целей, задач, особенностей коллектива в котором осуществляется деятельность, а также правил организационной работы. Организаторские умения — способность человека быстро и эффективно применять на практике свои организаторские знания, уметь действовать в сложившейся или не предвиденной ситуации.
Делегирование — способ организации деятельности, когда вожатый распределяет конкретные задачи с учетом возможностей и особенностей ребенка. Делегирование является способом мотивации, с помощью него можно выявить особенности, способности и потенциальные возможности, а также этот процесс помогает найти время для решения стратегических задач группы. Умение делегировать — это умение руководить людьми.
Контроль — данная функция связано непосредственно с планированием и осуществляет функцию обратной связи. Функция контроля вожатым исполняется следующим образом: контроль над соблюдением гигиенических норм, условий проживания, организации питания, деятельности и ее результатов, режима, распорядка дня, дел и поручений.
Специфика деятельности специалиста по работе с молодежью в лагере, заключается в том, что она в первую очередь зависит от индивидуальных черт и особенностей характера, опыта работы, личностных особенностей и сформированных ценностей, уровня овладения педагогическими технологиями. От личности зависит выбор методов, форм, приемов работы с детьми. Особенность заключается в том, что вожатый занимает более короткую дистанцию к детям, нежели педагоги. Вожатый не является надзирателем, а другом, за помощью к которому всегда можно обратиться, у которого можно чему-то научиться. Также он выполняет функцию менеджера, осуществляя перечисленные выше виды деятельности.
Специалист по работе с молодежью умеет анализировать сложившиеся ситуации, обладает организаторскими способностями (что очень важно), а также может проводить диагностику с использованием различных методик для достижения более эффективной работы, и для изучения индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Литература:
- Шульга, И. Менеджмент в детском оздоровительном лагере: размышления эксперта // Народное образование. — 2007. — № 3. — С. 62–63.