Современные требования к вожатому | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (353) март 2021 г.

Дата публикации: 08.03.2021

Статья просмотрена: 1947 раз

Библиографическое описание:

Годлевская, А. Д. Современные требования к вожатому / А. Д. Годлевская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11 (353). — С. 158-160. — URL: https://moluch.ru/archive/353/79087/ (дата обращения: 19.12.2024).



Ключевые слова: вожатый, детский оздоровительный лагерь, воспитательный процесс.

Воспитание — далеко не единственная задача, которая ставится перед учреждением отдыха детей и их оздоровления. Так, огромное внимание уделяется организационным моментам (проживание, питание и т. д.) и безопасности отдыха и оздоровления детей.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в своём письме от 14 ноября 2011 г. N 18–2/10/1–7164 в Типовом положении о детском оздоровительном лагере целями лагеря называет «обеспечение развития, отдыха и оздоровления детей в возрасте от 6 и до достижения ими 18 лет» [5]. Также Типовое положение приводит следующие воспитательные задачи детского оздоровительного лагеря:

— создание необходимых условий для личностного, творческого, духовно-нравственного развития детей, для занятия детей физической культурой и спортом, туризмом, расширения и углубления знаний об окружающем мире и природе, развития творческих способностей детей, организации общественно полезного труда, формирования и развития позитивной мотивации здорового образа жизни, правопослушного поведения в обществе;

— воспитание и адаптация детей к жизни в обществе, привитие навыков самоуправления, чувства коллективизма и патриотизма;

— формирование у детей общечеловеческой культуры и ценностей;

— привлечение детей к туристской, краеведческой, физкультурно-спортивной и военно-патриотической и иной другой деятельности [5].

В основном, Типовое положение о детском лагере описывает правила создания, управления и обязанности учреждения отдыха детей и их оздоровления в отношении расселения, питания, медицинских услуг, проезда, предписывает соблюдение санитарно-эпидемиологических норм; содержание деятельности лагеря определяется уставом лагеря и должно соответствовать интересам детей.

Подробно требования к воспитательной работе в Положении не описывается. Наличие педагогической программы у лагеря, судя по данному документу, не является обязательным.

Однако, сама среда детского лагеря, вожатый, как авторитетный взрослый, и детский коллектив обладают огромным воспитательным потенциалом.

Не следует забывать, что при широком понимании воспитания его процесс может иметь и негативные последствия. Цель способна сплотить коллектив, не являясь положительной. Например, отряд может объединиться против вожатого, против одного из ребят, не вписавшегося в коллектив и т. д. О причинах таких явлений пишет А. А. Кораблёва: «В детском учреждении обнажаются все проблемы современного общества: дистанцированность в отношениях представителей разных социальных групп, межэтническая напряженность, жизненный инфантилизм, снижение значения общественных ценностей и т. д» [4].

Таким образом, очевидной становится необходимость разумного педагогического воздействия.

В профессиональном стандарте специалиста, участвующего в организации деятельности детского коллектива (вожатого), основная цель вида профессиональной деятельности — «сопровождение детского коллектива (группы, подразделения, объединения) в организациях отдыха детей и их оздоровления (образовательных организациях), создание условий для развития коллектива, планирование и реализация его деятельности под руководством педагогического работника». Должность вожатого обозначена, как должность помощника учителей, деятельность относится к дополнительному образованию. Руководство педагогического работника предполагается даже при непосредственном «проведении игр, сборов и иных мероприятий во временном детском коллективе (группе, подразделении, объединении), направленных на формирование коллектива, его развитие, поддержание комфортного эмоционального состояния» [6].

На практике же, педагогическую поддержку вожатых в детских лагерях может осуществлять методист, старший вожатый, заместитель директора, педагог-организатор или какое-либо еще должностное лицо, однако в их обязанности преимущественно входят функции разработки общей концепции (программы) смены и осуществление контроля за деятельностью вожатых; обычно в жизни отряда непосредственно участвует лишь вожатый и сопровождающий.

Соответственно, педагогическое мастерство вожатого становится одним из условий эффективности воспитательного процесса в детском оздоровительном лагере.

В. В. Торгонский под деятельностью вожатого подразумевает работу педагога, не только имеющего представление о профессиональной деятельности в школе, но и прошедшего специальную подготовку к работе в летнем детском лагере. Кроме того, воспитатели должны быть «способны поддерживать процесс самоактуализации подростков, они ориентируются на дружескую коммуникацию, позитивно относятся к себе и высоко себя оценивают, могут пробудить живой интерес к творческой деятельности, верят в способности своих воспитанников, искренне сопереживают им, укрепляют в них чувство самоуважения» [7].

Особенность вожатого, в отличие от школьного педагога указывает И. А. Зеткина: «Вожатый, молодой педагог 19–22 лет, ближе по восприятию исторических событий к детям, чем их школьные учителя, отдаленные поколением. Личность вожатого, его авторитет в значительной мере формируют ценностное отношение воспитанников отряда к историческому наследию, закладывают поведенческую модель подростков» [2]. Действительно, вожатый в лагере скорее будет занимать позицию старшего, более опытного друга, чем заменять родителей (хотя и такая роль возможна). Вера вожатого в себя, в каждого ребёнка в отряде способна сплотить вокруг него ребят, а правильно организованная им совместная деятельность детей способствует зарождению и укреплению дружеских и рабочих взаимоотношений в отряде; ребята становятся коллективом и осваивают доступные способы самоорганизации и самоуправления.

Необходимо заметить, что относительная близость вожатого к ребенку по возрасту имеет как свои плюсы, так и минусы. Например, коллектив вожатых подвержен тем же кризисам смены, что и дети. Вожатые точно так же нуждаются в мотивации. В коллективе вожатых также могут рождаться недопонимания и конфликты. Так как данная профессия не является (да и вряд ли может быть) устоявшейся, то вожатому необходимо время, чтобы освоить свою новую деятельность. Кроме того, сравнительно небольшая подготовленность вожатых редко позволяет им участвовать в масштабном планировании новой смены, тематики общелагерных мероприятий. В лагере должно иметься достаточное количество методических наработок, соответствующих концепции лагеря, простых в исполнении и развитии их идей, задающих направление отрядным мероприятиям и общему характеру деятельности.

Многие детские лагеря осознают необходимость не только соответствия педагога формальным требованиям Типового положения о детском лагере, но и наличия у будущего вожатого педагогического мастерства. Практически каждый лагерь рекомендует пройти школу подготовки вожатых, часто устроенную при данном лагере. На сайтах некоторых лагерей размещаются статьи, в которых даются рекомендации, в том числе методические, вожатым. Так, на сайте лагеря «Summercamp» размещена статья «Как понравиться детям», в которой призывают вожатого уделять внимание своему внешнему облику, дают рекомендации по произведение «первого» и «второго» впечатления. Там же приводятся основные правила, которым должен следовать вожатый во время своей деятельности:

— «Будьте взрослым, и ребенком; будьте мудрым и непредсказуемым.

— Не скупитесь на добрые слова своим воспитанникам, но и не заискивайте перед ними.

— Не отчаивайтесь, если что-то получилось не так, как вы задумали.

— Не сопротивляйтесь, когда вдруг обнаружите, что дети хотят вас чему-то научить.

— Не бойтесь творить и ошибаться.

— Не забывайте благодарить судьбу за то, что вам доверяют и к вам идут дети.

— Пусть вам будет интересно!» [3].

Руководитель лагеря «Haglar», Астанчук В., также на сайте своего лагеря даёт различные рекомендации вожатому. Сравним качества, которыми, по их мнению, должен обладать вожатый [1]:

Haglar

Summercamp

открытость

доброжелательность

внимание

внимательность

искренность

искренность и честность

требовательность

требовательность

справедливость

справедливость

гибкость

тактичность

креативность

--

терпимость

терпеливость и сдержанность

уверенность и решимость

бодрость и жизнерадостность

Как мы видим, представления об образе идеального вожатого примерно соответствуют друг другу в двух разных лагерях. Во втором случае отсутствуют новомодная креативность, однако она чаще всего важна при проведении подготовки к мероприятиям, её отсутствие могут заменить организаторские способности и способность заметить таланты в своём отряде.

Также «Summercamp» предлагает 5 амплуа вожатого, типа его облика и особенностей деятельности:

— организатор,

— душевед,

— художник, проповедник,

— игротехник,

— тренер-психолог [3].

Астанчук В. В своей статье, напротив, приводит примеры ошибочных ролей вожатых:

— «вожатый-добряк»;

— «вожатый-злодей» [1].

Не смотря на кажущуюся успешность и популярность первого амплуа, автор предостерегает: «Такой вожатый теряет возможность отвечать за жизнь и здоровье таких детей, так как становится с ними на одну ступень. Если такой вожатый захочет застроить разбушевавшийся отряд, то у него это вряд ли получится» [1]. Таким образом, главная опасность данной роли — панибратство и потеря уважения.

«Вожатый-злодей» возникает из неопытного и растерянного воспитателя: «Многие начинающие вожатые так теряются, что начинают строить немыслимые барьеры между собой и детьми. В конце концов, все превращается лишь в дрессировку, где вожатый дрессировщик, который постоянно в плохом настроение и кричит, а дети из страха ему подчиняются» [1].

Самое худшее, что может случиться — сочетание двух типов этих вожатых на одном отряде.

Как мы видим, оба лагеря призывают вожатого к соблюдению «правила золотой середины». Вожатый не должен спускаться до уровня детей, но и не должен от них отгораживаться.

Таким образом, требования к современному вожатому довольны высоки. Хотя педагогическое образование, согласно профессиональному стандарту, не является обязательным, однако педагогическое мастерство вожатого и его выдающиеся личностные качества — залог эффективности воспитательного процесса в детском оздоровительном лагере.

Литература:

  1. Астанчук В. Взаимоотношения вожатого с детьми [Электронный ресурс] URL: https://www.haglar.ru/vzaimootnosheniya-vozhatogo-s-detmi.htm
  2. Зеткина, И. А Воспитательный потенциал тематической смены в детском лагере //ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. 2014 — с 70–75
  3. Как понравиться детям [Электронный ресурс] URL: https://summercamp.ru/index.php?title= %D0 %9A %D0 %B0 %D0 %BA_ %D0 %BF %D0 %BE %D0 %BD %D1 %80 %D0 %B0 %D0 %B2 %D0 %B8 %D1 %82 %D1 %8C %D1 %81 %D1 %8F_ %D0 %B4 %D0 %B5 %D1 %82 %D1 %8F %D0 %BC
  4. Кораблева, А. А. Проблема бытового терроризма в детском коллективе// Ярославский педагогический вестник — 2012 [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-bytovogo-terrorizma-v-detskom-kollektive
  5. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации Письмо от 14 ноября 2011 г. N 18–2/10/1–7164 о Типовом положении о детском оздоровительном лагере [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=533719#05054469219380818http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=533719#05054469219380818
  6. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 декабря 2018 г. N 840н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)" https://base.garant.ru/72150204/
  7. Торгонский В. В. Технология формирования временного детского коллектива в условиях организации летнего отдыха (на примере работы научно-экспериментальной площадки в ДБО «Смена» г. Анапа)// Историческая и социально-образовательная мысль. — 2010 — с. 95–105
Основные термины (генерируются автоматически): вожатый, детский оздоровительный лагерь, лагерь, ребенок, Типовое положение, воспитательный процесс, детский коллектив, детский лагерь, педагогический работник, профессиональная деятельность.


Похожие статьи

О роли классного руководителя в период адаптации кадет к обучению в кадетском училище

Самовоспитание детей дошкольного возраста

Оценка персонала в период испытательного срока

Организация воспитательной работы с обучающимися дошкольного возраста

Подготовка учебных материалов к практическим занятиям в инклюзивных группах

Применение дистанционных технологий в современном образовательном процессе ДОУ: перспективы развития

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках истории

Реализация со старшими дошкольниками требований ГТО через проектную деятельность

В статье раскрывается работа воспитателя по проведению совместной деятельности по физическому развитию, организация проектной деятельности.

Педагогические проблемы, возникающие при проведении занятий в институтах ФСИН

В статье автор пытается выделить, определить проблемы, которые возникают при организации занятий в ведомственных институтах Федеральной службы исполнения наказания.

Вопросы подготовки студентов к обеспечению безопасного поведения детей (на примере педагогической практики в летнем лагере)

В статье рассматриваются вопросы прохождения студентами педагогической практики в летних лагерях, связанные с организацией безопасной жизнедеятельности детей. Приводятся памятки для воспитания культуры безопасности у студентов и школьников.

Похожие статьи

О роли классного руководителя в период адаптации кадет к обучению в кадетском училище

Самовоспитание детей дошкольного возраста

Оценка персонала в период испытательного срока

Организация воспитательной работы с обучающимися дошкольного возраста

Подготовка учебных материалов к практическим занятиям в инклюзивных группах

Применение дистанционных технологий в современном образовательном процессе ДОУ: перспективы развития

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках истории

Реализация со старшими дошкольниками требований ГТО через проектную деятельность

В статье раскрывается работа воспитателя по проведению совместной деятельности по физическому развитию, организация проектной деятельности.

Педагогические проблемы, возникающие при проведении занятий в институтах ФСИН

В статье автор пытается выделить, определить проблемы, которые возникают при организации занятий в ведомственных институтах Федеральной службы исполнения наказания.

Вопросы подготовки студентов к обеспечению безопасного поведения детей (на примере педагогической практики в летнем лагере)

В статье рассматриваются вопросы прохождения студентами педагогической практики в летних лагерях, связанные с организацией безопасной жизнедеятельности детей. Приводятся памятки для воспитания культуры безопасности у студентов и школьников.

Задать вопрос