Психолого-педагогическая подготовка специалистов нефтедобывающих компаний к действиям в чрезвычайных ситуациях на море | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (139) февраль 2017 г.

Дата публикации: 02.02.2017

Статья просмотрена: 73 раза

Библиографическое описание:

Гребенюк, Е. Н. Психолого-педагогическая подготовка специалистов нефтедобывающих компаний к действиям в чрезвычайных ситуациях на море / Е. Н. Гребенюк, Л. Р. Акбалдакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 5 (139). — С. 392-394. — URL: https://moluch.ru/archive/139/39032/ (дата обращения: 17.12.2024).



Нефтегазовый комплекс (далее — НГК) играет важнейшую роль в современной экономике, как Российской Федерации, так и мира в целом. На долю России приходится 4,6 % мировых доказанных запасов нефти и 30,7 % объема мировых запасов газа, а по добыче этих ресурсов страна занимает лидирующее положение в мире. В 2001 г. более пятидесяти стран вели добычу нефти и газа на морских месторождениях, а доля морской добычи составила 35 % (1095 млн. т) по нефти и 31,6 % (750 млрд. м3) по газу. Объединенными усилиями ведущих Российских нефтяных и газовых компаний ОАО «Газпром», ОАО «Юкос» и ОАО «Лукойл» ведутся работы по освоению морских месторождений нефти и газа на морских акваториях (Баренцево море, Охотское, Восточно-Сибирское, Каспийское моря). Морские нефтедобывающие платформы (оффшоры)- объекты чрезвычайно опасные. Любой серьезный инцидент грозит жизни находящегося на них персонала, утечками нефти в море, взрывом газа. За последние десятилетия очень серьезно переменилось отношение к безопасности процесса нефтедобычи — что вполне объяснимо после ряда техногенных катастров, потрясших мир.

Таблица 1

Перечень наиболее крупных аварий на морских буровых судах иплатформах

Дата иместо

Вид аварии

Краткое описание аварии иосновные причины

15.03.2001

Атлантический

океан,

побережье

Бразилии

Взрыв,

разрушение

платформы

В результате серии мощных взрывов произошло повреждение одного из понтонов основания нефтедобывающей платформы компании «Petrobras». МБП затонула. В океан попало 125 тыс. тонн нефти. Погибло 10 человек.

27.07.2005

Индийский

океан

Столкновение

с судном,

разрушение

платформы

Прибойная волна ударила в стоящее рядом с платформой вспомогательное судно, в результате чего оно врезалось в конструкции платформы. Погибло 49 человек.

23.10.2007

Мексиканский

залив

Штормовое

столкновение,

пожар

Штормовые ветры вызвали колебания МБП, что привело к удару о вершину клапана фонтанной арматуры соседней платформы. Произошла утечка нефти и газа с последующим воспламенением. Погиб 21 человек.

24.05.2008

Северное

море

Утечка нефти

На нефтедобывающей платформе «Статфьорд А» произошла утечка нефти. Были эвакуированы 156 человек. Часть нефти попала в море.

15.06.2008

Северное

море

Пожар на

платформе

На норвежской нефтедобывающей платформе «Зеберг А» произошел пожар. Сразу же после возгорания четыре вертолета эвакуировали с платформы 311 нефтяников. Пожар удалось локализовать.

31.10.2008

Северное

море

Утечка нефти

На нефтедобывающей платформе «Heather

Alpha» произошла утечка нефти. С МБП были эвакуированы 56 человек, немногим более тридцати остались на платформе для устранения последствий аварии. Возгорания не произошло.

24.03.2009

Шельф

о. Сахалин

Утечка нефти

В результате сбоя в работе одного из узлов на МБП «Моликпак», добывающей нефть на Сахалинском шельфе в рамках проекта «Сахалин-2", на лед, окружающий платформу, попало 165 литров углеводородов. Последствия аварии были ликвидированы оперативно, загрязнение моря не произошло.

01.11.2009

Тиморское

море

Пожар на

платформе

У северо-западного побережья Австралии

произошел пожар на нефтяной платформе

таиландской компании «PTT Exploration &

Production». Пожар начался во время работ по ликвидации утечки нефти. Никто из рабочих на платформе не пострадал. Утечка нефти была обнаружена 21 августа; за этот период в море вылилось более 28 тысяч баррелей сырой нефти.

22.04.2010

Мексиканский залив

Пожар, взрыв, большая утечка нефти

Буровая платформа «Deepwater Horizon» затонула в Мексиканском заливе у побережья штата Луизиана после 36-часового пожара, последовавшего вслед за мощным взрывом, унесшим жизни 11 человек.

18.12.2011 Охотское море

Опрокидывание платформы

Буровая платформа «Кольская», при буксировке с Камчатки на Сахалин, перевернулась в штормовых условиях при высоте волн 5–6 метров и температуре воды ноль градусов. Из 67 пострадавших, по последним данным, спасены лишь 14 человек.

По данным статистики за последние 5 лет из-за ЧС на объектах добычи нефти и газа погибло 80 и пострадало 50 человек. На нефтегазовых объектах необходимо снижать количественные показатели летальности и травматизма в результате ЧС.

Причинами техногенных аварий и катастроф на морских нефтедобывающих установках могут стать неблагоприятные погодные условия, опрокидывание платформы в результате штормов и ураганов, столкновение танкеров с платформами, утечка углеводородов из-за разгерметизации оборудовании вследствие коррозии, неисправность механизмов, разрушение конструкции, столкновение с морскими судами, падение вертолета, диверсии, а также психологическая неподготовленность персонала к деятельности в чрезвычайных ситуациях. Таким образом, учитывая статистические данные о чрезвычайных ситуациях на морских нефтегазовых объектах, изучив причины и последствия техногенных катастроф, доказывает актуальность проблемы создания мероприятий по подготовке персонала к действиям при ЧС в нефтедобывающих организациях.

Поэтому для достижения эффективного и безопасного технологического процесса, для увеличения шансов на спасение жизни людей при чрезвычайных ситуациях на морских нефтегазовых объектах в г. Астрахани при поддержки ОАО «ЛУКОЙЛ», было создано образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования «Корпоративный учебный центр». Эффективное сочетание в учебных программах центра теоретической, психологической подготовки и практических учебно-тренировочных занятий с использованием самых современных тренажеров и симуляторов (тренажерами по выживанию на открытой воде и огневыми тренажерными модулями по борьбе с пожаром) позволяет на высоком уровне готовить персонал для работы на морских нефтегазовых объектах. Все образовательные программы составлены в соответствии с требованиями нормативных документов:

  1. Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Международная конвенция по охране человеческой жизни на море.
  3. Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме».
  5. Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Для более качественной подготовки специалистов-психологов нами были применены разнообразные методы исследования: наблюдение, беседы, изучение документов, хронометраж деятельности, контент — анализ дневников, опросы, методика Рокича, управляемый самоотчет, эксперимент, методика САН, анализ ошибок, тест Ч. Д. Спилбергера — Ю. Л. Ханина, экспертные оценки и анализ изменения результатов деятельности специалистов. Основной целью анализа ошибок было выявление психологических условий их возникновения, а также влияние состояний усталости на профессиональную мотивацию и мотивы долженствования и ответственности. Применяемые методы использовались с учетом того, что конкретная профессиональная работа в чрезвычайных ситуациях регламентирована алгоритмом технологических операций и реализуется в определенных средовых условиях и временных интервалах. Поэтому изучение качественных характеристик деятельности специалистов предусматривало изучение функциональных и должностных обязанностей, инструкций, их выполнение и учет этого в наблюдении за действиями специалистов.

Литература:

1. Гребенюк Е. Н. Синергетический подход в гуманитарном исследовании: монография/Е. Н. Гребенюк. — Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2011. -100 с.

2. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития. М.: Академия, 2007.- 240 с.

3. Пырьев Е. А. Психология труда: учебное пособие. Директ-Медиа, 2016.- 455 с.

4. Толочек В. А. Современная психология труда: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2005. — 479 с.

5. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг: Учеб. пособие. — М.: МПСИ, 2004. — 600 с.

Основные термины (генерируются автоматически): утечка нефти, платформа, мор, пожар, Российская Федерация, PTT, буровая платформа, добыча нефти, нефтедобывающая платформа, Сахалин.


Похожие статьи

Роль психологической подготовки сотрудников УИС к действиям в экстремальных условиях

Здоровьесберегающие подходы в практике работы воспитателя логопедических групп

Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с детьми

Новые подходы в работе с педагогами логопедических групп

Профессионально-ориентированный подход при обучении русскому языку будущих специалистов по физической культуре и спорту

Психологическая помощь детям в чрезвычайных ситуациях

Технология проведения игр на песке в процессе психологического консультирования детей

Развитие информационной грамотности школьников в вопросах правил безопасного поведения в криминальных ситуациях

Использование интерактивных методов по профориентации в работе с подростками в клубах по месту жительства

Роль компетентностного подхода в подготовке персонала для железнодорожной отрасли

Похожие статьи

Роль психологической подготовки сотрудников УИС к действиям в экстремальных условиях

Здоровьесберегающие подходы в практике работы воспитателя логопедических групп

Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с детьми

Новые подходы в работе с педагогами логопедических групп

Профессионально-ориентированный подход при обучении русскому языку будущих специалистов по физической культуре и спорту

Психологическая помощь детям в чрезвычайных ситуациях

Технология проведения игр на песке в процессе психологического консультирования детей

Развитие информационной грамотности школьников в вопросах правил безопасного поведения в криминальных ситуациях

Использование интерактивных методов по профориентации в работе с подростками в клубах по месту жительства

Роль компетентностного подхода в подготовке персонала для железнодорожной отрасли

Задать вопрос