Требования, предъявляемые к кабинету психологической разгрузки, и его роль в психологической реабилитации личного состава МЧС России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №27 (131) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 09.12.2016

Статья просмотрена: 9344 раза

Библиографическое описание:

Назарова, О. М. Требования, предъявляемые к кабинету психологической разгрузки, и его роль в психологической реабилитации личного состава МЧС России / О. М. Назарова, В. А. Петелина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 794-796. — URL: https://moluch.ru/archive/131/36425/ (дата обращения: 16.11.2024).



В связи с постоянно увеличивающимся числом чрезвычайных ситуаций разного характера в России возникла потребность в образование отряда спасателей. И 27 декабря 1990 года на основании Постановления Совета Министров РСФСР образован Российский корпус спасателей. Ежегодно, 27 декабря — День спасателя в России. Люди, служащие этой профессии, каждый день приходят людям на помощь, устраняют последствия аварий на водных поверхностях, аварий в жилых домах и на промышленных предприятиях. При терроризме, обнаружении и обезвреживание боеприпасов, при выбросе химически опасных и радиоактивных веществ, при катастрофах природного характера спасатели МЧС всегда первые готовы прийти к любому из нас на помощь.

Рискуя своим здоровьем, жизнью, они совершают настоящие подвиги на грани своих физических и психологических возможностей. Поэтому им необходима грамотная программа восстановления. И здесь невозможно решить, что важнее и сложнее поддается рекреации. В нашей научной статье мы обратим внимание на психологическое здоровье спасателя и при рассмотрении данной темы, сделаем акцент на кабинеты психологической разгрузки, которыми оборудованы управления МЧС в каждом регионе.

Кабинет психологической разгрузки — это своеобразные комнаты отдыха, в которых созданы оптимальные условия для быстрого и эффективного снятия эмоционального перенапряжения, восстановления работоспособности, проведения психотерапевтических и психогигиенических мероприятий [1].

Основные функции кабинета выполняет психолог, который назначается начальником подразделения, владеющий навыкам и опытом работы со специальным сложным техническим оборудованием. Психолог проводит занятия на снятие психического напряжения, стресса, знакомит сотрудников МЧС с приемами саморегуляции, осуществляет специальную подготовку, направленную на повышение психологической устойчивости команды к нагрузке, вызываемой работой в экстремальных обстоятельствах, а также формирует психологическую устойчивость к чрезвычайным ситуациям в индивидуальной работе с личным составом подразделения. Одно из средств работы психолога с коллективом — это различного рода психологические тестирования. Они выявляют профпригодность сотрудника МЧС, тем самым помогая в решении кадровых вопросов. Основной задачей психодиагностики личного состава заключается в определении его психологического состояния. При необходимости индивидуально разрабатывается психокоррекционная программа, которая является неотъемлемой частью работы кабинета психологической разгрузки. [2]

Исходя из вышеизложенных фактов, можно сформулировать следующие задачи кабинета психологической разгрузки:

 профилактика и коррекция психоэмоционального перенапряжения и психологического стресса в процессе служебной деятельности;

 предотвращение межличностных конфликтов и поддержание комфортного психологического климата в коллективе;

 обеспечение психологической адекватности при отборе и расстановке кадров в органе (подразделении);

 оказание экстренной психологической помощи, в том числе и при выполнении сотрудниками подразделения оперативных задач;

 адаптация имеющегося практического и теоретического психологического опыта к особенностям деятельности конкретного органа (подразделения) [3].

В зависимости от задач использования кабинета психологичсекой разгрузки различают несколько психорегуляционных программ:

1) обучающая, где происходит обучение методам саморегуляции;

2) целевая программа, направленная на снятие нервно-психического напряжения, утомления, мобилизация резервных возможностей организма;

3) общеоздоровительная программа, которая служит для нормализации состояния и оздоровления организма.

Кроме профессионала психолога (или старшего психолога) существует ряд технического оборудования, который также помогает осуществлять оздоровление психологического состояния. В каждом регионе кабинеты обустроены технически по-разному, в зависимости от возможностей управления. Например, в Пензенской области это небольшая, но светлая комната с массажным креслом, настольный световой стол для рисования песком, сенсорная лампа, аудиовизуальный комплекс.

В настоящее время разработаны определенные требования, которые предъявляются к комнатам психологической разгрузки в плане конструктивно-планировочных решений и их оформления. Площадь комнаты психологической разгрузки определяется количеством посадочных мест из расчета 1,5–2 кв. м. на одного человека с учетом выделения свободной площади между первым рядом кресел и демонстрационным экраном. Высота помещения должна быть в пределах 2,8–3,8 м.

Комната должна быть изолирована от источников, генерирующих шумы, от возможности проникновения грязи и пыли, помещение должно хорошо вентилироваться и отапливаться. Если говорить о допустимости уровня шума, то он не должен превышать 50 дБ, температура воздуха должна быть комфортной не ниже 18 и не выше 25 градусов. Цветовая гамма в оформлении рекомендована в нейтральных теплых тонах, без блестящих элементов (если это северные районы, то преобладающими будут теплые тона, в южных же — прохладные). Для декора возможно использование тканей, цветных витражей, различных настенных панно с релаксирующими изображениями (например, пейзажи). [1]

Немаловажным нюансом является освещение кабинета, оно должно быть равномерным, без возможности прямого попадания яркого света в глаза.

Комната психологической разгрузки является структурной единицей подразделения, при котором она создана. Непосредственным начальником персонала комнаты является заместитель начальника органа (подразделения) по работе с личным составом. В его функционал входят следующие обязанности: во-первых, комната психологической разгрузки всегда должна быть обеспечена и оснащена достаточным образом для эффективного ее функционирования; во-вторых, персонал комнаты должен быть профессионально компетентен как в теоретическом, так и практическом планах, в-третьих, обеспечивать и контролировать соблюдение служебной тайны и дисциплины подчиненным персоналом, а также конфиденциальности полученных в процессе работы сведений и наконец, в-четвертых, следить за ведением служебной документации и обеспечивать ее сохранность наряду с другими материальными ценностями.

Управления МЧС, как правило, уделяют большое внимание наличию такого рода кабинетов и следят за их оборудованием новейшими средствами. А для того, чтобы сотрудники не забывали посещать комнату разгрузки и релаксации, составляются графики посещения психолога, связанные с поддержанием здоровья сотрудников, которые сталкиваясьв своей работе с чужой болью, не замечают, что сами оказались в опасной ситуации, связанной с их психическим здоровьем, которое играет немаловажную роль в спасении жизни других людей. [4]

Исходя из вышеизложенных аспектов, можно утверждать, что комната психологической разгрузки играет важную роль для эффективной, слаженной работы личного состава МЧС России и является необходимым звеном.

Литература:

  1. http://www.nchkz.ru/lib/52/52915/index.htm
  2. Назарова О. М., Сайфетдинова М. К. Психологическая готовность спасателей к рискуМолодой ученый. 2015. № 7. С. 685–688.
  3. Кабинет психологической разгрузки л/о подразделений ПО. Рекомендации. М.; ВНИИПО МВД РФ, 1990.-35 с.
  4. Приказ МЧС РФ от 20.09.2011 N 525 «Об утверждении Порядка оказания экстренной психологической помощи пострадавшему населению в зонах чрезвычайных ситуаций и при пожарах» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.10.2011 N 22174)
Основные термины (генерируются автоматически): психологическая разгрузка, комната, личной состав, психологическое состояние, Россия, управление МЧС.


Похожие статьи

Роль огневой подготовки в процессе обучения курсантов вузов ФСИН России

Процессуальность и пролонгированность как характеристики педагогического сопровождения деятельности командира подразделений внутренних войск МВД России

Роль физического воспитания в процессе обучения курсантов высших учебных заведений ФСИН России

Физическая подготовка курсантов образовательных учреждений ФСИН: совершенствование физического воспитания и основные свойства

Роль воспитателя в условиях профильного обучения суворовцев старших курсов

Развитие межличностных отношений в процессе учебной, служебной и досуговой деятельности курсантов Учебного центра Вооружённых Сил Российской Федерации

Роль и место информационно-обучающих тренажеров в боевой подготовке подразделений воздушно-десантных войск

Жизненная перспектива как фактор профессиональной адаптации обучающихся образовательных организаций МВД России

Требования к личности педагога-наставника в процессе духовно-просвещенческого воспитания студентов

Значимость и методы диагностики психологических качеств будущих водителей пассажирского автотранспорта на этапе профессионального отбора

Похожие статьи

Роль огневой подготовки в процессе обучения курсантов вузов ФСИН России

Процессуальность и пролонгированность как характеристики педагогического сопровождения деятельности командира подразделений внутренних войск МВД России

Роль физического воспитания в процессе обучения курсантов высших учебных заведений ФСИН России

Физическая подготовка курсантов образовательных учреждений ФСИН: совершенствование физического воспитания и основные свойства

Роль воспитателя в условиях профильного обучения суворовцев старших курсов

Развитие межличностных отношений в процессе учебной, служебной и досуговой деятельности курсантов Учебного центра Вооружённых Сил Российской Федерации

Роль и место информационно-обучающих тренажеров в боевой подготовке подразделений воздушно-десантных войск

Жизненная перспектива как фактор профессиональной адаптации обучающихся образовательных организаций МВД России

Требования к личности педагога-наставника в процессе духовно-просвещенческого воспитания студентов

Значимость и методы диагностики психологических качеств будущих водителей пассажирского автотранспорта на этапе профессионального отбора

Задать вопрос