Современный этап развития высшего образования характеризуется введением двухуровневой системы подготовки кадров, предполагающей разработку новых механизмов и технологий обучения студентов. Формирование личности, владеющей критическим мышлением, способной видеть и решать назревшие проблемы, осмысливать и преодолевать возникающие противоречия, готовой к активному творческому участию в научно-техническом и социальном прогрессе. На это нацеливает Национальная программа по подготовке кадров, такую задачу ставит руководство страны: «Мы ставим перед собой цель — создать необходимые возможности и условия для того, чтобы наши дети росли не только физически и духовно здоровыми, но и всесторонне и гармонично развитыми людьми, обладающими самыми современными интеллектуальными знаниями, людьми, в полной мере отвечающими требованиям XXI века, в котором им предстоит жить и трудиться» [1].
Основным видом деятельности студентов является учение, поэтому поиск возможностей повышения активности молодежи в этом процессе будет способствовать не только улучшению качества их профессиональной подготовки, но и формированию целеустремленной личности в целом.
В связи с поиском путей соединения обучения студентов с их предстоящей профессиональной деятельностью необходимо в высшей физкультурно-педагогической школе (ВФПШ)[1] корректировать цели и содержание учебного материала спортивно-педагогических дисциплин, повышать квалификационный уровень занимающихся, так как на практике выпускники подчас слабо подготовлены к самостоятельной работе по специальности. Преподавание осуществляется в настоящее время с использованием в основном объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения и не обеспечивает необходимого качества их профессиональной подготовки, должного уровня знаний, умений и навыков в течение длительного времени в трудовой деятельности. Поэтому возрастает потребность разработки теоретически обоснованной и экспериментально проверенной технологии преподавания курса футбола, основанной на преимущественном использовании проблемных, поисковых методов обучения, усиливающих познавательную активность студентов на занятиях и повышающих их квалификационный уровень.
Существующие в сфере физической культуры и спорта, подготовке физкультурно-педагогических кадров проблемы и задачи по их разрешению официально зафиксированы в законах Республики Узбекистан «Об образовании» и «О Национальной программе по подготовке кадров», а также нормативно-инструктивных документах и трудах специалистов.
Целый ряд исследований, выполненных в последнее время в сфере физической культуры, позволяет утверждать, что профессиональное образование стало одним из узких звеньев системы непрерывного образования, что имеется слабая связь между системой физического воспитания школьников, учеников колледжей и лицеев и системой профессиональной подготовки в физкультурных вузах, что главным недостатком совершенствования физкультурного образования является опора на решение внутренних проблем, а не в связи с отраслью «физическая культура», что исследования не являются системными.
Уровень развития способностей специалиста во многом определяется системой вузовской подготовки, содержанием образования, его теоретической разработанностью и практической ценностью. Однако нельзя недооценивать формы и методы образования, с помощью которых содержание учебных дисциплин усваивается студентами. Нерешенной для вузов страны проблемой считается рационализация методов и форм обучения, поиск путей для повышения эффективности подготовки молодых специалистов. Актуальна эта проблема и в сфере физической культуры и спорта. Накопленный опыт говорит о том, что нет универсальных методов или форм обучения.
По мнению специалистов, одна из остро назревших проблем перестройки вузовского образования — разработка и внедрение новых и обновленных принципов построения учебных предметов.
Другая проблема совершенствования вузовского образования, которую необходимо решать, заключается в том, чтобы обеспечить интенсивное внедрение в учебный процесс технических средств, информационно-коммуникационных технологий, автоматизированных систем обучения, современного учебного и научного оборудования, электронно-вычислительной техники.
Литература:
- Каримов И.А. Наша главная задача – дальнейшее развитие страны и повышение благосостояния народа. Т.: Узбекистон, 2010. – С. 14.
[1] Под высшей физкультурно-педагогической школой подразумеваются факультеты физического воспитания высших образовательных учреждений и институт Узбекский государственный физической культуры (далее по тексту – ВФПШ)