Статья посвящена нескорым вопросам сохранения русской традиции в культурном пространстве Кизляра и Кизлярского района Республики Дагестан. Автор описывает работу творческих коллективов при Центре традиционной культуры народов России г. Кизляра. Отмечается главная цель творческих коллективов — сохранение русской традиции и передача ее подрастающему поколению.
Ключевые слова: культура Северного Кавказа, Кизлярский район, фольклорный ансамбль, творчество русского народа, культурные ценности
В наше время культура является своеобразным духовным фундаментом всего общества, именно культура призвана помочь духовно-нравственному оздоровлению общества. Сегодня культура играет объединяющую роль, способствует сближению и взаимопониманию между людьми [3, с. 3].
Кизляр — интернациональный город со своими культурными традициями, связями с регионами Северного Кавказа, России. История развития культуры в Кизляре и Кизлярском районе непосредственно связана с их историческим развитием. Так исторически сложилось, что этот уголок России стал родиной для людей, таких разных по темпераменту, вере и менталитету.
О древнем периоде Кизлярщины известно мало. Между тем, из исследований академика В. В. Виноградова можно сделать вывод о богатой развивающейся культуре края [1]. Причем были найдены предметы, характерные для разных племен славян и мусульман Кавказа. Ценнейшими для изучения Кизлярщины является Некрасовское городище, там были найдены остатки древних городов и крепостей у станицы Александрийской (трехстенный городок). В результате археологических и исторических исследований появились доказательства близости и связи Древней Руси с Кавказом, стала более ясной роль русской культуры и становление казачества на Кизлярщине. Л. Н. Гумилев предполагал, что на месте, где сейчас располагается Кизляр, находился Семендер — первая столица Хазарии. Л. Н. Гумилев по археологическим находкам, их характерам и признакам обосновал тезис о том, что в Хазарии жили предки казаков Терека [2]. То, что славянские племена обитали здесь, и христианство было распространено, подтверждается и находками, и документами, находящимися в краеведческом музее города. Большой интерес представляют версии о происхождении названия города Кизляра: казачья легенда, переложенная М. Ю. Лермонтовым на стихи «Дары Терека»; легенда о четырех девушках; кумыкская легенда о Кизляр-кале; предание от тезиков о нападении абреков и строительстве крепости, чтобы спрятать девушек как главную ценность; Кизил-яр — Красный обрыв.
Все эти предания складывались в разные эпохи и у разных племен и народностей и являются отголоском древних событий и фактов, отражают представления и культуру людей. В эпоху Ивана Грозного на Тереке появились первые города и крепости — Терки, а с 1588 года Терский город — центр культуры на Кавказе. Куначество, способы выращивания различных культур, многое из материальной культуры русские люди и казаки перенимали у кавказцев, мусульмане, так же как и казаки, с удовольствием приобщались к русской культуре [3, с. 512–514].
Не противостоять, дополнять и понимать друг друга — это огромный труд ума и души наших предков. Из истории кизлярского края известно, что горцы во времена персидского похода Петра I вливались в ряды казачества, чтобы защитить родную землю. Город Кизляр — единственный город на Северном Кавказе, где компактно проживает русскоязычное население, где тесно переплелись многие народности, придавая городу неповторимый колорит и уникальность.
Кизляр является центром русской культуры в Дагестане, имеет почти 300-летнее прошлое, здесь сохраняются и преумножаются традиции русского народа и казачества. Культурная жизнь началась с основания самого города, со строительства первых храмов и тех навыков творчества и традиций мирного сотрудничества, которые составили особенность жителей Кизляра и всего Северного региона Дагестана [4, с. 51].
Целые десятилетия кизлярская земля помогала разным народам обрести свою судьбу, развить родную культуру, обогатиться культурами других народов. Ведь здесь, на протяжении многих лет, в дружбе и согласии проживают: аварцы, даргинцы, русские, кумыки, лезгины, лакцы, армяне, евреи. Кизлярская земля учила жителей гор и степей находить общие ценности, определить близкие взгляды на окружающий мир. Культура и традиции народов, проживающих на территории Кизляра и Кизлярского района, очень разнообразны, они формировались на протяжении долгих лет и передавались из поколения в поколение. Каждый из этих народов имеет свои особенности и отличия, которые придают им самобытность. Эти традиции были приумножены взаимопроникновением и сближением культур разных народов, созданием новых традиций песенного, музыкального, поэтического творчества, их достижениями в различных областях жизни.
Этническая культура Кизлярщины на сегодняшний день имеет свои ярко выраженные особенности. Она многонациональна, с доминирующими славянскими и казачьими началами.
Культурную жизнь кизлярцев и жителей Кизлярского района сейчас украшают выступления народного ансамбля русской песни «Яблонька», ансамбля преподавателей Аверьяновской школы искусств школы «Сполох», исполняющих музыкальные произведения на русских народных инструментах. Детские вокальные и сольные кружки художественной самодеятельности села Цветковка, Большой Бредихин, Александрия, Ясная поляна, Косякино, Черняевка позволяют выявить индивидуальность каждого ребенка, развить и поддержать талантливых и творчески одаренных детей. А при Доме Культуры сел Красный восход, Аверьяновка, Южный, Александрия успешно функционируют детские вокальные группы «Родничок», «Солнышко», «Росток», «Аэлита», которые сохраняют и популяризируют песенное творчество русского народа. Народные коллективы, созданные при Центре Традиционной Культуры Народов России Кизляра и Кизлярского района, подтверждают свое мастерство и профессионализм, выступая со своими программами на различных концертных площадках Республики Дагестан и в других регионах — это фольклорный коллектив ложкарей «Калинка» (г. Кизляр), коллектив фольклорной песни «Рождество» (г. Кизляр), хореографический коллектив «Ритмы Кавказа» (г. Кизляр), «Казаченька» (станица Александрийская), «Моряночка» (село Брянск), «Южаночка» (поселок Южный), «Арешевские самоцветы» (село Малая Арешевка), «Звезда рыбака» (село Тушиловка), Государственный Терский ансамбль казачьей песни.
Как известно, земля начинается с людей. А кизлярская земля издавна являлась «кузницей» талантов. Велика роль Кизляра, как главного культурного центра на Кавказе с преобладающими русскими традициями. В культурной летописи города оставили неизгладимый след уроженцы Кизляра — композитор Р. О. Меликян, Л. Н. Цирульников, С. Н. Ралло и многие другие. Много лет работает в школе искусств № 2 преподаватель отделения народных инструментов, Заслуженный работник культуры РД Данилов Валерий Власович, известный в Кизлярском крае поэт, музыкант, композитор, а так же художественный руководитель женской вокальной группы «Южаночка». В своей работе с учениками он использует новые краски и формы исполнения народной музыки в ансамблях, где по новому интересно звучат такие инструменты как гитара, баян и аккордеон. Песенное творчество Валерия Данилова органично вытекает из огромного песенного наследия замечательных кизлярских композиторов и музыкантов Георгия Карапетьяна, Василия Артюхова и Филлипа Беликова. В 1995 г. он подготовил к изданию сборник «Лейся, песня, над Кизляром». Он прекрасный преподаватель, самобытный поэт и композитор, своей работой и творчеством подтверждает бесконечную любовь и преданность кизлярской земле. Отдельная страница творчества В. В. Данилова — юмористические рассказы и стихи, частушки и пародии. В 2008 году в г. Махачкале, в издательстве «Лотос», была издана его книга кизлярских баек, веселых рассказов и смешных историй «Кизляр — прикольный городок». Валерий Власович Данилов — разносторонняя личность, в какой бы области искусства он ни работал, у него всегда это получается талантливо и оригинально.
Преподаватель теории музыки школы искусств № 2 Коледина Ольга Петровна совместно с другими преподавателями школы сотрудничает с городским телеканалом «Мир культуры», пропагандируя музыкальное искусство, классическую и народную музыку, а также поэзию — отечественную и зарубежную. Ею были подготовлены и проведены телепередачи «Живи, русский романс», «Пушкин в музыке», «Гасанов — отец дагестанской музыки», «Споемте, друзья» (песни военных лет), «Музыка Сергея Агабабова», «И у нас родится Глинка свой» (творчество Расула Гамзатова), «Музыка Мкртчана», «Горные вершины», «Творчество М. Ю. Лермонтова», «Творчество Утесова», «С днем рождения, Кизляр» (авторские песни преподавателей школы), «Страна Есения» (творчество С. Есенина.). О. П. Коледина является автором нескольких песен о Кизляре, вошедших в сборники «Кизлярская душа поет» и «Я о тебе пою, любимый город» (песни «Улочки Кизлярские», «С днем рождения», «Форпост мой и крепость»).
В общеобразовательных школах города и района работают прекрасные преподаватели музыки — Иноземцева Анна (Гимназия № 1), Мурадали Рамазанов (Совхозная школа № 6) и Деревянко Галина (Новомонастырская школа). Педагоги, работающие в школе, с любовью открывают для детей новые страницы музыки народов России и Дагестана, знакомят с творчеством дагестанских композиторов — С. Агабабова, Н. Дагирова, Ш. Чалаева.
Культура — это та среда, в которой рождается духовное единение людей. Кизляр и Кизлярский район сегодня обретает новые масштабы культурной жизни. Необходимо и дальше укреплять дружеские связи, жить, уважая обычаи и традиции друг друга, сохранять и развивать нашу культуру, передавать этот накопленный бесценный потенциал подрастающему поколению, способствовать укреплению патриотизма и гуманизма, пропагандировать культурно-историческое наследие жителей кизлярской земли.
В неповторимом и ярком многоцветье огромной радуги, именуемой Россия, Дагестан занимает свое достойное место, являясь не только ее оплотом и рубежом, но и, что не маловажно, обладает высоким творческим потенциалом. Где еще можно встретить на столь малом территориальном пространстве такое бурное развитие уникальных художественных ремесел, самобытной хореографии и поэзии?
Все это наше национальное достояние, которое нам, представителям творческой интеллигенции необходимо сохранить, как и само стремление к искусству и культуре, заложенное в дагестанском народе на генетическом уровне. Трудно переоценить роль искусства в жизни кизлярцев, которые, еще с начала XVIII века имеют огромный опыт совместного проживания людей разных национальностей и вероисповеданий. Так сложилось исторически, что этот маленький уголок России стал Родиной для нас всех, таких разных по темпераменту, вере и менталитету.
Литература:
- Виноградов В. Б. Уголок в России, отчий дом. Очерки об истории Тарумовских степей и Кизлярщины. — Армавир-Кизляр, 1996. 60 с.
- Гумилев Л. Н. Хазария и Терек: (Ландшафт и этнос) // Вестник Ленинградского университета. — 1964. № 24. Вып. 4. С. 78–88. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://gumilevica.kulichki.net/articles/Article106.htm (дата обращения: 20.01.2017).
- Культура Кизляра: история и современность. В 2-х частях. / Сост. Л. Н. Дубова. — Махачкала: Дельта-пресс, 2011. Ч. 1.
- Культурная жизнь Кизляра // Народы Дагестана. Республиканский общественно-политический журнал. — 2015. № 4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.narodidagestana.ru/vipusk/45/stat/kulturnaya_jizn_kizlyara/ (дата обращения: 20.01.2017).