Поиск эффективных форм и методов духовно-нравственного воспитания детей в процессе взаимодействия ДОО, семьи и общественных организаций
Авторы: Платонова Елена Викторовна, Алёхина Ольга Владимировна, Голикова Ангелина Юрьевна, Губаева Елена Альбертовна
Рубрика: Вопросы воспитания
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (14) июль 2018 г.
Дата публикации: 17.05.2018
Статья просмотрена: 571 раз
Библиографическое описание:
Платонова, Е. В. Поиск эффективных форм и методов духовно-нравственного воспитания детей в процессе взаимодействия ДОО, семьи и общественных организаций / Е. В. Платонова, О. В. Алёхина, А. Ю. Голикова, Е. А. Губаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 4 (14). — С. 10-13. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/99/3365/ (дата обращения: 30.10.2024).
Данная статья раскрывает актуальность и практическую значимость сетевого взаимодействия ДОО с общественными организациями и семьей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, а также спектр наиболее эффективных форм и методов работы в данном направлении на примере опыта работы МБДОУ «Детский сад № 12» г. Воркуты.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, ребенок, семья, среда, проект
Духовно-нравственное развитие и воспитание ребенка формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром, являясь важным компонентом социального заказа. В дошкольном образовательном учреждении должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь дошкольника.
Для организации эффективного воспитательного пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов — участников воспитания: детского сада, семьи, общественных организаций, поскольку в современных условиях вне социально-педагогического партнёрства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.
Социокультурная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования проблему поиска методов и модернизации форм работы по духовно-нравственному воспитанию в новых условиях.
С этой целью педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения из года в год осуществляет поиск и отбор все более эффективных форм и методов духовно-нравственного воспитания дошкольников в сотрудничестве с семьей и общественными организациями. В условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных средств, а гармонично организованная их система, проходящая через разнообразные формы работы с детьми.
Сегодня духовно-нравственное воспитание предполагается строить на базовых национальных ценностях, передаваемых из поколения в поколение и обеспечивающих успешное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности, являясь приоритетными нравственными установками, существуют в культурных, семейных, социально-исторических и религиозных традициях.
Ознакомление с культурными и социально-историческими традициями проходит в рамках деятельности по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников, где большое место занимает как работа с социальными партнерами, так и собственная работа педагогического коллектива, представленная различными формами работы, такими как непосредственно образовательная деятельность, игры, целевые прогулки и экскурсии, тематические праздники, семейные экскурсии, проектная деятельность, в том числе семейные мини-исследования, а также изготовление тематических макетов по нравственно-патриотическому воспитанию.
Сетевое взаимодействие в данном направлении работы позволяет значительно расширить и обогатить образовательное пространство за счет информационных и предметно-пространственных ресурсов социальных партнеров, используемых в рамках экскурсий и обучающих тематических занятий для дошкольников по ознакомлению с бытом разных народов Коми края, с предметами старинной утвари, поделками, национальными костюмами, воспитывая в детской душе любовь к своей малой родине и ее культуре.
Ознакомление с религиозными традициями, православной культурой и искусством, народными традициями имеет большое влияние на формирование нравственных качеств личности ребенка. На протяжении последних пяти лет наше дошкольное учреждение сотрудничает с настоятелем Храма Иверской иконы Божьей Матери игуменом Рафаилом и служителями Храма. За это время стали традиционными празднования таких больших православных праздников как Пасха и Рождество Христово, которые объединяют педагогов, детей, их родителей и гостей из числа духовенства ощущением искренней светлой радости, всеобщим весельем, вдохновенными песнями и стихами. Подготовка праздника предваряется экскурсиями в храм, в том числе виртуальными экскурсиями, изготовлением рисунков и поделок к тематическим выставкам, чтением литературы из православной библиотеки детского сада. Праздник заканчивается Благотворительной ярмаркой, где плоды семейного декоративного и кулинарного творчества, игрушки и книжки превращаются в инструмент бескорыстной помощи нуждающимся.
Так деятельность церкви и дошкольного учреждения приносит свои плоды, с каждым годом все более увеличивая число вовлеченных семей, меняя их отношение к православной культуре, традициям и ценностям.
Отмечая положительные тенденции в данном направлении, вместе с тем, мы пришли к выводу, что необходим дополнительный катализатор — фактор, способствующий более прогрессивным, быстрым изменениям в семейной культуре и духовно-нравственном воспитании детей.
Таким катализатором выступил проект «Территория добра».
Девиз проекта: «Дружественная образовательная среда детям».
Проект направлен на создание условий, способствующих гармоничному развитию личности, самоопределению, развитию ценностной структуры личности ребенка и успешного социального взаимодействия. Цель проекта: обогащение традиционных форм и методов духовно-нравственного воспитания детей и сотрудничества с семьей.
Задачи проекта:
– обогащать содержание педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста;
– стимулировать познавательную активность воспитанников и их эмоциональную включенность в деятельность;
– способствовать формированию у воспитанников нравственных качеств личности — доброты, отзывчивости, заботы, толерантности, принятия
– развивать навыки рефлексии и саморефлексии мотивов и поступков воспитанников;
– усилить вовлеченность родителей в образовательный процесс,
– способствовать развитию культурно-досуговых традиций в семье.
Символом проекта и ключевым звеном является Медвежонок — знакомый с детства персонаж русских сказок, добрый, смелый, отзывчивый, дружелюбный.
Реализация проекта начинается в тот момент, когда в детский коллектив — участник проекта приходят игрушки — маленькие медвежата по количеству детей в группе и большой медведь группы.
Большой медведь — защитник, олицетворение заботливого взрослого, носителя мудрости. проводит рефлексию, дает оценку ситуации или поступку,
Маленькие медвежата — способствуют эмоциональному отождествлению ребенка с игрушкой, что позволяет прорабатывать многие этические и нравственные вопросы в игровой форме.
Увлекательные игры и беседы с медвежатами заставляют детей задумываться о важных и сложных для понимания ребенка вещах и явлениях, своем отношении к ним. Игрушка является инструментом социализации, своеобразным звеном между ребенком и предметным миром, а также частью детской игровой реальности, оказывая значительное влияние на его эмоциональное и нравственное развитие. Ребенок имеет возможность наполнить душевный мир игрушки по своему усмотрению, эмоционально отождествляясь с нею, и она «ведет себя» исключительно так, как это нужно в данный момент ее хозяину. Ребенок переживает со своей игрушкой все события жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Наша работа по использованию игрушки в целях духовно-нравственного воспитания работает на обратном процессе эмоционального отождествления, когда разрешенная ситуация с игровым персонажем интериоризуется ребенком, принимается как часть личного опыта и трансформирует привычные модели поведения. Потребность в такой игрушке возникает у каждого дошкольника — у девочек и у мальчиков.
Игра становится своеобразной школой социальных отношений. Ребенок учится покровительствовать, проявлять заботу, сопереживать игрушке во всех ее игровых перипетиях. Такая игрушка учит ребенка доброте, способности отождествляться (идентифицироваться) сначала с игровым персонажем, позднее и с окружающими людьми.
Игрушка должна непременно изменяться, усложняться, опережать опыт ребенка, ставить перед ним задачу и ориентироваться на зону ближайшего развития и здесь поле деятельности педагога и сфера приложения его профессионального мастерства.
- Мишки выступают как средство проекции и рефлексии, имея своей целью изменение деструктивных моделей поведения у детей и развитие нравственных качеств. В процессе беседы, инсценировки или рефлексии дети развивают умение анализировать слова и поступки себя и других людей, высказываться самому и слушать других, дискутировать, понять точку зрения другого человека, испытывать уважение к своим и чужим взглядам и мнениям. Каждое событие или конфликт в группе обсуждается в кругу доверия среди воспитанников и педагога. Такая форма работы позволяет понять, какие ценности лежат в основе выбранных способов действия и моделей поведения. Здесь нет готовых решений, но есть желание обсуждать и искать их вместе.
- Мишки являются средством поддержания эмоционального комфорта у детей, в частности оказания эмоциональной поддержки застенчивым и тревожным детям, детям с низким социальным статусом в группе. Педагог использует игрушку чтобы успокоить или утешить ребенка, вселить в него уверенность и смелость. Сжатый в ладонях ребенка мягкий медвежонок выступает и как игрушка-антистресс.
- Мишки также выступают средством активизации эмоциональной включенности детей в деятельность, что способствует лучшему усвоению программного материала. В данном качестве педагоги используют медвежат для проведения тематических занятий, целевых прогулок и экскурсий.
- Мишки как средство развития детско-родительских отношений и культурно-досуговых традиций в семье.
В самом начале проекта каждая семья получает задание: придумывает своему персональному медвежонку пол, имя, историю о нем, шьет ему одежду, проводя таким образом индивидуализацию игрушки, что способствует большему отождествлению с ней ребенка и одновременно повышению включенности родителей в содержание детской деятельности.
Выходные медвежата проводят в своей семье, а на следующей неделе фотоальбом проекта пополняется самыми интересными фотографиями из жизни медвежат. Поэтому все большее число родителей старается организовать совместный семейный досуг в выходные интересным и познавательным, азартно соревнуясь друг с другом. Такая форма работы с семьей не только сплачивает ее членов и способствует развитию детско-родительских отношений, но и оказывает заметное влияние на культурно-досуговые традиции семьи.
В данный момент проект реализуется в режиме апробации на одной возрастной группе нашего учреждения. И все участники отметили определенные результаты.
Дети отметили, что атмосфера в группе стала более дружелюбная, многие ребята изменились к лучшему, стали терпимее и добрее, снизилось число ссор и конфликтов, лучше научились играть, дружить и общаться друг с другом.
Родители охарактеризовали данный проект как полезный для духовно-нравственного развития детей, поскольку отмечается меньше конфликтов между детьми, дети проявляют больше вежливости и заботы по отношению к своим домочадцам и сверстникам.
Педагоги группы утверждают, что проект существенно дополняет и обогащает репертуар форм и методов деятельности конкретного педагога и существенно снижает проявления агрессивности и нетерпимости в детском коллективе.
Таким образом, мы имеем возможность судить о высокой эффективности проекта для решения поставленных задач духовно-нравственного воспитания детей и новой практики взаимодействия с семьей. В созданных условиях со-бытия детей и взрослых, духовно-нравственное воспитание становится эффективным средством устранения разобщенности, восстановления межпоколенческих связей, создания жизнеспособных детско-родительских общностей, выстроенных на основе социокультурных ценностей и смыслов.
Литература:
1. Буре Р. С. Основы нравственного воспитания детей. — М.: Перспектива. — 2009. — 298с.
2. Взятышев В. Ф. Введение в методологию инновационной проектной деятельности: Учебник для вузов. — М.: «ЕЦК», 2012. -199с.
3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М: Просвещение, 2009.
4. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о духовно-нравственном воспитании дошкольника. М.: Просвещение. — 2010. — 109с.
5. Социология воспитания./ Ильчиков М. З., Смирнов Б. А. М.,2011. — 263с.
Похожие статьи
Использование инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО
Статья посвящена обсуждению особенностей взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО. Обсуждаются некоторые проблемы взаимоотношений педагогов и родителей. А также в статье приводятся примеры использования инновац...
Проект «Дети и наука» как форма организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ
В статье рассматривается инновационные методы организациии развития новых форм взаимодействия участников образовательной деятельности. Описан опыт реализации проекта «Дети и наука» в дошкольных образовательных организациях совместно с ВУЗом. Поднимае...
Межведомственный творческий конкурс как форма сетевого взаимодействия по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО
В статье раскрывается проблема реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» детей в условиях дошкольной образовательной организации. В рамках взаимодействия ДОУ с общественными организациями в соответствии с ФГОС ДО разраб...
Детско-родительский клуб как эффективная модель организации взаимодействия с родителями по развитию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах города
В статье рассматривается проблема обучения детей дошкольного возраста основам безопасного поведения на улицах и дорогах города. Особое внимание уделяется вопросу создания детско-родительского клуба в образовательном учреждении как эффективной модели ...
Особенности организации руководства творческим и профессиональным видами деятельности педагогов дошкольной образовательной организации
Статья посвящена описанию эффективных практик организационной и руководящей деятельности в образовательной организации. Обращено внимание на стили эффективного взаимодействия в ОО, способствующего повышению качества профессионализма педагогов и креат...
Влияние эффективного управления учреждениями дополнительного образования на развитие креативности детей младшего возраста
В статье рассматривается опыт применения организационных технологий в учреждениях дополнительного образования для детей. Сделана попытка выявить меха-низмы взаимодействия эффективного управления и функционирования учреждений по развитию креативности ...
Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО
В статье рассматриваются основные аспекты формирования принципов ведения здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в соответствии с требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Рассм...
Психолого-педагогическое обеспечение взаимодействия педагогов ДОУ и родителей в художественно-эстетическом развитии детей
Статья посвящена обсуждению работы детского сада № 11 г. Арзамаса в рамках инновационной площадки по теме: «Психолого-педагогическое обеспечение взаимодействия педагогов ДОУ и родителей в художественно-эстетическом развитии детей». В ней отдельно рас...
Детская журналистика как средство формирования культуры общения в социальном контексте
В статье описан опыт работы использования технологии «Детская журналистика» в образовательном пространстве. Предложена модель педагогической практики в дошкольной организации, которая направлена на осуществление инновационных идей по эффективной реал...
Взаимодействие педагогического коллектива и семьи при воспитании культуры здоровья у детей дошкольного возраста как средство консолидированного подхода по формированию ценностей семьи
Основная цель статьи — взаимодействие детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья детей, установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом сво...
Похожие статьи
Использование инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО
Статья посвящена обсуждению особенностей взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО. Обсуждаются некоторые проблемы взаимоотношений педагогов и родителей. А также в статье приводятся примеры использования инновац...
Проект «Дети и наука» как форма организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ
В статье рассматривается инновационные методы организациии развития новых форм взаимодействия участников образовательной деятельности. Описан опыт реализации проекта «Дети и наука» в дошкольных образовательных организациях совместно с ВУЗом. Поднимае...
Межведомственный творческий конкурс как форма сетевого взаимодействия по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО
В статье раскрывается проблема реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» детей в условиях дошкольной образовательной организации. В рамках взаимодействия ДОУ с общественными организациями в соответствии с ФГОС ДО разраб...
Детско-родительский клуб как эффективная модель организации взаимодействия с родителями по развитию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах города
В статье рассматривается проблема обучения детей дошкольного возраста основам безопасного поведения на улицах и дорогах города. Особое внимание уделяется вопросу создания детско-родительского клуба в образовательном учреждении как эффективной модели ...
Особенности организации руководства творческим и профессиональным видами деятельности педагогов дошкольной образовательной организации
Статья посвящена описанию эффективных практик организационной и руководящей деятельности в образовательной организации. Обращено внимание на стили эффективного взаимодействия в ОО, способствующего повышению качества профессионализма педагогов и креат...
Влияние эффективного управления учреждениями дополнительного образования на развитие креативности детей младшего возраста
В статье рассматривается опыт применения организационных технологий в учреждениях дополнительного образования для детей. Сделана попытка выявить меха-низмы взаимодействия эффективного управления и функционирования учреждений по развитию креативности ...
Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО
В статье рассматриваются основные аспекты формирования принципов ведения здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в соответствии с требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Рассм...
Психолого-педагогическое обеспечение взаимодействия педагогов ДОУ и родителей в художественно-эстетическом развитии детей
Статья посвящена обсуждению работы детского сада № 11 г. Арзамаса в рамках инновационной площадки по теме: «Психолого-педагогическое обеспечение взаимодействия педагогов ДОУ и родителей в художественно-эстетическом развитии детей». В ней отдельно рас...
Детская журналистика как средство формирования культуры общения в социальном контексте
В статье описан опыт работы использования технологии «Детская журналистика» в образовательном пространстве. Предложена модель педагогической практики в дошкольной организации, которая направлена на осуществление инновационных идей по эффективной реал...
Взаимодействие педагогического коллектива и семьи при воспитании культуры здоровья у детей дошкольного возраста как средство консолидированного подхода по формированию ценностей семьи
Основная цель статьи — взаимодействие детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья детей, установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом сво...