В статье рассказывается о Микеланджело, человеке и художнике. Описывается прекрасная и трагическая судьба художника, характерные черты его личности.
Слышу, как нарастает шум голосов, напоминающих свист февральских ветров, что свирепствует здесь на улицах.
Пересмотрел все мои записи, начатые во Флоренции в 1494 году, когда мне было девятнадцать. С той поры минуло почти семьдесят лет. Могу признать, что сохранил верность слову, данному в молодости, и довел хронику моей жизни до конца.
Микеланджело Буонарроти родился 1475 году 6 марта в тосканском городке Капрезе в семье бедного флорентийского дворянина Лодовико Буонарроти. Его отец не был богатым, и его дохода едва хватало на то, чтобы содержать большую семью. Лодовико Буонарроти был вынужден отдать Микеланджело кормилице, где воспитывала его супружеская пара Тополино.
Там мальчик научился разминать глину и владеть резцом раньше, чем читать и писать, о чем он потом сказал своему другу Джорджо Вазари: «если есть что хорошее в моем даровании, то это от того, что я родился в разреженном воздухе Аретинской вашей земли, да и резцы, и молот, которыми я делаю свои статуи, я извлек из молока моей кормилицы».
В Флоренцийской школе Франческо Галатеа да Урбино, где учился Микеланджело, он не проявлял наклона к учебе, чаще всего общался с художниками и перерисовывал церковные иконы и фрески.
В 1488 году отец Микеланджело поместил его в мастерскую художника Доменико Гирландайо. Свой путь художника Микеланджело начал, будучи тринадцатилетним мальчиком, в этой мастерской. Здесь он получил огромную возможность ознакомиться с материалами и техникой рисования.
Молва о нем, как о наилучшем мастере, у которого многому можно научиться, быстро начала распространяться далеко за пределами Флоренции. Микеланджело настолько был увлечен рисованием, что иногда позволял себе выделить и изменять некоторые контуры работы Гирландайо. Однажды он взял на себя смелость, подправить копию работы учителя, Гирландайо, увидев его работы, был сильно потрясен. К этому периоду относятся его копии произведений таких флорентийских художников, как Джотто и Мазаччо. В этих карандашных копиях проявлялось характерное для художника скульптурное видение форм. Год спустя Микеланджело покинул мастерскую Гирландайо и поступил в школу ваяния, которая была создана под покровительством Лоренцо Медичи. Руководителем школы был Бертольдо, который обратил свое внимание на юного и талантливого Микеланджело.
Один из учеников Донателло, он уже вскоре был вхож в культурные круги Флоренции, обласкан как приемный сын Лоренцо Великолепным, так же был принят на равных выдающимися деятелями того времени, как Полициано, Пико дела Мирандола, Марсилио Фичино. Микеланджело выбрал скульптуру, хотя его представление о рисунке сделали его в равной степени мастером и рисунка.
Микеланджело целиком посвятил себя работе над росписью плафона Сикстинской капеллы. Он работал, позабыл на время о своем страстном желании быть, прежде всего, скульптором, а не живописцем. При ватиканском дворце Микеланджело считался несведущим в области живописи, так как ему не приходилось пробовать себя во фресковых росписях. Именно на это и рассчитывали его недруги, которые желали поставить его перед лицом трудного испытания, а это могло бы окончиться провалом и опорочить Микеланджело в глазах папы Юлия II.
За какую бы работу не брался Микеланджело, в живописи, скульптуре или архитектуре, любое его творение было непосредственным выражением его личности, его «я», отражением его концепции. Микеланджело не сомневался и был уверен, что через пару недель освоит технику фресковой живописи и научится определять, насколько при просыхании фресок снижается световая сила красок, наложенных на сырую штукатурку.
Микеланджело очень рано познал многообразие природных форм, которые он хотел воплотить в искусстве. В живописных работах, выполненных во Флоренции в 1501–1505 годах, Микеланджело добивается поразительных результатов, о чем свидетельствует его работа на картоне «Битва при Кашина». Нужно отметить, что художнику было поручено изобразить ратный подвиг. В своей работе он отказывается от парадности и прославления республики, останавливается на сюжете, который позволяет ему изобразить то, что наиболее отвечает его гению, движение переплетавшихся тел, игру мускулов и жестов.
Подобные настроения проявились еще более ярко в период расцвета эпохи Возрождения, когда художники считали своим долгом служение интересам общества. Во имя этой цели они стремились полнее раскрыть свои возможности, добиваясь тем самым максимального самовыражения.
В своих произведениях Микеланджело отвергал романтическое и неоромантическое толкование.
По свидетельству его современника Франсиско де Ольянда, он, в частности, говорил: «Настоящая живопись, будучи сама по себе божественно возвышенна, никогда не породит ни одной слезы…
Ведь, ничто так не возвышает душу мудрецов… как муки совершенства».
Уже к середине XV века живопись не связана только с религией. Эпоха Возрождения ставит человечество в центре Вселенной, прославляя личность и низводя богов с небес на землю. Человек начинает осознавать, на что он способен! Отсюда берет свое начало новейшее назначение науки и искусства: превосходство человека, его рост и обогащение через плоды деяний собственного гения. Воплощением этого принципа считались Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэль.
Когда Микеланджело говорил, что у него родилась новая идея, тем самым он ставил совершенно по-новому об искусстве, как осмыслении порождающего его внутреннего порыва. Такое понимание свойственно только эпохе Возрождения и оно немыслимо у Джотто, чьи интересы он выражал, берет начало великий процесс обновления, который поставил человека в центре своих устремлений.
То, что Микеланджело — личность титаническая, сверхъестественная и сверхчеловеческая, что он всюду возвышается, как недосягаемая вершина, являясь первым среди трех гениев, образующих «золотой венец», все это неоднократно повторялось, особенно приверженцами романтизма. Творение Микеланджело «Давид» стало символом титанизма, для сторонников романтизма и неоклассицизма. Микеланджело не ищет своих героев в мире идей, не стремится к абстрактному совершенству и не обращается к божественной запредельности. На фоне необъятного богатства всего своего творческого наследия Итальянского Возрождения, выделяется художественный вклад, внесенный Микеланджело в искусство.
Его ни с кем нельзя было сравнить в области монументальной пластики, в скульптуре, в живописи и архитектуре. Созданные Микеланджело художественные образы стоят в ряду с величайшими творениями мирового гения.
Микеланджело прожил долгую жизнь — почти девяносто лет. Прожитая жизнь была настолько наполненной, что личная судьба человека и художника переплетается в ней с трагическими испытаниями, которая выпала на долю Италии. В 1508 году Микеланджело начал работу над росписью свода Сикстинской капеллы. В тридцать три года Микеланджело начал эту работу а закончил ее в четыре года спустя. Через пятнадцать лет он вновь возвращается в Сикстинскую капеллу и приступает к «Страшному суду». Почти в семьдесят лет в 1541 году Микеланджело завершает это творение.
Семидесятипятилетний Микеланджело не останавливается на достигнутом и приступает фрескам в капелле Паолина.
Творчество Микеланджело является кульминацией высокого Возрождения в искусстве Италии. Именно в нем нашли отражение глубокие противоречия эпохи, обозначавшие конец короткого «золотого века» и начало мрачных времен контрреформации и войн с иноземными захватчиками.
Полвека трудовой жизни, отданной скульптуре, живописи и архитектуре. Какими событиями был наполнен этот исторический период, сколько было пролито крови, какие битвы, моральные и идейные потрясения пережила Италия! Какими же бурями и страданиями отозвались все эти годы в душе Микеланджело! В 1523 году чума в Риме и других городах Италии, в 1527 году разграбление Рима войсками чужеземцев. По этой причине Микеланджело был вынужден покинуть Рим, затем возвращается и опять бежит из вечного города.
Свои мучительные раздумья о тщете людских страстей, художник передает в колоссальной фреске «Страшный суд». Это его последнее живописное творение преисполнено, наивысшего напряжения, трагизма и отчаяния. Росписи, над которыми он трудился, представляют собой подлинную вершину, венчающую его сложный жизненный и творческий путь.
Творческий и жизненный путь Микеланджело занимает почти девяностолетний период истории Италии. Здесь юношеские барельефы, вызвавшие всеобщее восхищение картины, скульптурные композиции, фресковые росписи капелл и предсмертный скульптурный шедевр «Пьета Ронданини». Микеланджело, хоть и провел свою жизнь в одиночестве, жил бурно и страстно, созидая и разрушая, отходя от старых и берясь за новые замыслы. Часто его надежды терпели крах, но как истинный боец, он всегда был готов вновь воспрянуть духом, гордо снося удары, которые наносила ему судьба. Он вынес на собственных плечах всю тяжесть своего железного века.
Микеланджело был одним из самых величайших творцов в истории мировой культуры, в ком созидание и человечность, страсть и воображение, гражданственность и мастерство слились в прекрасном и нерасторжимом единстве. Микеланджело был сыном своего века, он был великим новатором, намного опередившим свою эпоху.
Огюст Роден признался: «…Всю жизнь я колебался между двумя величайшими тенденциями классики — между концепциями Фидия и Микеланджело. Я шел от античности, но, посетив Италию, был тот час, же захвачен величайшим флорентийским мастером, и мои создания, несомненно, свидетельствуют об этой страсти.
Микеланджело — это дыхание жизни».
Литература:
- Роландо Кристофанелли «Дневник Микеланджело неистового» Москва-«Радуга» 1985