Феномен творческого вдохновения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №20 (415) май 2022 г.

Дата публикации: 15.05.2022

Статья просмотрена: 1235 раз

Библиографическое описание:

Киселёва, О. А. Феномен творческого вдохновения / О. А. Киселёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 663-665. — URL: https://moluch.ru/archive/415/91573/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной работе рассмотрена тема творческого вдохновения. Любое произведение искусства рождается благодаря способности человека испытывать вдохновение. При этом для одних творцов вдохновение является спонтанным состоянием, а для других такое особое состояние достигается через упорный труд. Исследование такого интересного и не до конца изученного процесса как вдохновение актуально в любое время, а его роль в художественном творчестве является особенной.

Вдохновение — особое состояние человека, которое характеризуется напряжением и подъемом духовных сил, творческим волнением человека, ведущим к появлению или реализации замысла и идеи произведения науки, искусства, техники [1].

Особую роль вдохновение играет в создании творческого продукта, поскольку является неотъемлемым компонентом творческого процесса.

При этом для одних деятелей искусства вдохновение является чем-то спонтанным, неожиданным, не вызываемым волевым напряжением. Другие же работали постоянно, ежедневно, не рассчитывая на появление такого особого состояния.

Например, композитор П. И. Чайковский в письме к своей покровительнице Надежде фон Мекк в 1878 году писал: «Вдохновение это такая гостья, которая не любит посещать ленивых. Она является к тем, которые призывают ее» [2].

Немецкий философ Гегель писал: «Самый большой гений может сколько угодно ложиться на зеленую траву и смотреть в небо утром и вечером, когда дует свежий ветер, — все же его не коснется тихое дыхание вдохновения» [3].

И, напротив, А. С. Пушкин писал: «Искать вдохновения всегда казалось мне смешной и нелепой причудою, вдохновенья не сыщешь, оно само должно найти поэта». Такой же точки зрения придерживался А. Н. Толстой: «Если накатит, то я пишу быстро, ну а если не накатит, тогда надо бросать» [4, c.119].

Швейцарский психиатр К. Г. Юнг, последователь и оппонент З.Фрейда, обозначил два типа таких творцов: «непроизвольные креативы», обладающие автономным творческим комплексом (к ним можно отнести В. А. Моцарта, А. С. Пушкина, И. Ф. Стравинского), и «произвольные креативы», обладающие сознательной установкой на творчество (М. Ю. Лермонтов, В. В. Кандинский) [5, с.24].

К вопросу о значимости состояния вдохновения в изучении природы творчества американский психолог А.Маслоу разделил креативность человека на первичную и вторичную. Где первичная — это сам этап вдохновенного творчества, а вторичная — процесс детализации творческого продукта и придания ему конкретной предметной формы [6].

При этом А.Маслоу отказывает вторичной креативности в ее значимости для изучения природы творчества, поскольку связывает ее с другими качествами личности, такими, как упорство, терпение, трудолюбие, выносливость. Психолог акцентирует внимание на начальной стадии творчества — на мгновениях озарения и вдохновения. По Маслоу, творческий человек в моменты вдохновения забывает о прошлом и будущем, и живет только настоящим [7].

Вместе с тем, по мнению М. А. Мазманяна, вдохновение уступает процессу доработки произведения. Как пишет автор: «Художественный процесс не начинается и не заканчивается вдохновением. Оно является лишь своеобразной разрядкой напряженного состояния человека-творца» [8, с.75–77].

В своем письме к П. И. Юргенсону П. И. Чайковский рассуждает следующим образом: «Есть два типа вдохновения: одно является непосредственно из души по свободному выбору того или другого мотива для творчества; другое заказное. Для последнего нужны побудительные, поощрительные и поджигательные средства в виде точных указаний, назначенных сроков и грядущих в более или менее отдаленном будущем (многих) Екатерин» (прим. «Екатерина» — 100-рублевая купюра) [9, с. 154].

Очевидно, что здесь композитор говорит о мотивации творчества, определяя ее как один из типов вдохновения.

Обычно мотивация приходит на помощь в тех случаях, когда имеют место назначенные сроки, заключенный договор или же вознаграждение за выполнение предполагаемой работы.

По поводу мотивации и побуждения к творчеству О. А. Кривец пишет следующее: «Внутренняя потребность творчества, художественное чутье оказываются гораздо сильнее многих внешних факторов, оказывающих давление на художника. Устройство художника таково, что его психический аппарат должен прежде справиться не с внешними, а с внутренними импульсами, от которых нельзя уклониться… Гений склонен сам задавать тональность ситуации, чем соответствовать уже имеющимся ожиданиям [10, с. 368].

Философ Н. А. Бердяев связывает успех творчества истинного гения c аскетичным образом жизни: «Всякое истинное творчество, творчество ли поэта, философа или иного творца, предполагает аскетизм, освобождение от мира» [11].

В некоторых случаях мотивация служит своего рода основанием для разделения творческой личности на гения и таланта.

Так, по мнению философа А.Шопенгауэра: «Таланты…несомненно, приносят пользу обществу, находят признание у современников, приобретают «одобрение толпы», получают материальную выгоду. Гений же всегда возвышается над толпой и над талантом…» [12, с. 322].

Проблема таланта и гения на протяжении многих веков привлекала к себе исследователей художественного творчества своей загадочностью.

Согласно немецкому философу Г.Гегелю гений имеет всеобщую способность к созданию подлинных художественных произведений, а талант — особую способность, необходимую для создания художественного произведения в изолированной области искусства [13, с. 291–299].

Любопытно то, какую роль играет именно вдохновение в творческой деятельности гения и таланта?

Так, А. С. Доргомыжский в письме к В. Н. Кашперову пишет, что без вдохновения художники «делаются обыкновенными людьми, они сами не ведают, когда и в какой мере возвратятся им эти божественные минуты» [14, с. 819–820].

В письме к Л. И. Кармалиной композитор утверждает: «Тот кто пишет с целью приобретения богатства или громкой славы, уже не есть художник, а просто талантливый человек, торгующий способностями своими, примененными к делу искусства или поэзии» [15, с. 429].

Древнегреческий философ Платон определял творца как человека охваченного. По Платону, в момент творческого озарения устами поэта говорит божество, художник более не принадлежит себе, поэтому «благодаря не уменью, а божественной силе» удается сказаться истинному слову [16].

Понятия гениальности и мастерства также часто сопоставляются авторами в литературных произведениях (А. С. Пушкиным в пьесе «Моцарт и Сальери», М. А. Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита», Н. В. Гоголем в повести «Портрет»).

Противоположное мнение имеет Л. В. Куликов, который считает, что истинные произведения искусства рождает не вдохновение само по себе, а накопленный творцом жизненный опыт, его знания и умения.

Как пишет автор: «В какой бы мере человек, осененный талантом, ни полагался на силы «извне», ему необходимо мастерство (овладение ремеслом), умение точно выбирать среди множества путей свой единственный, терпеливо взращивать в себе установку на творчество» [17].

Тема вдохновения всегда была интересна с исследовательской точки зрения. Феномен творческого вдохновения по-прежнему остается загадкой, непознанным явлением.

Вдохновение и труд, являющиеся главнейшими особенностями творческого процесса, взаимодействуют и стимулируют друг друга. Само по себе вдохновение не является прерогативой гения, не наделяет человека гениальностью. Оно служит толчком, мотивацией к действию, как искра воспламеняет то, что уже было готово воспламениться.

Литература:

  1. Вдохновение//Когнитивный словарь литературно-философского дискурса/Д. М. Бычков, Е. Н. Бадалова. — М.: Кнорус, 2016–264 с.
  2. ВикиЧтение [Электронный ресурс] — URL: https://biography.wikireading.ru/hojWvG6hkK (дата обращения 10.05.2022 г.).
  3. Fornit [Электронный ресурс] — URL: https://scorcher.ru/art/lira/lira.php/ (дата обращения: 10.05.2022 г.).
  4. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности/Е. П. Ильин. — Санкт-Петербург:Питер, 2009. — 448 с.
  5. Барышева Т. А. Психология творчества: учебник для вузов/Т. А. Барышева.-Москва: Издательство Юрайт, 2020.- 300 с.
  6. Cyberleninka [Электронный ресурс] — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-suschnost-kreativnosti-kak-kachestva-lichnosti (дата обращения: 14.05.2022 г.).
  7. Там же.
  8. Мазманян М. А. Роль вдохновения в процессе осуществления художественного замысла автора: Конференция по проблеме способностей: Тезисы докладов. Л., 1960.
  9. Переписка с П. И. Юргенсоном Текст/Ред. писем и комментарии В. А. Жданова и Н. Т. Жегина; вступ. статья засл. деят. иск. Б. В. Асафьева; Отв. ред. М. А. Гринберг 1877–1883 [Электронный ресурс]. — URL: https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_005152801?page=182&rotate=0&theme=white (дата обращения 11.05.2022 г.).
  10. Кривцун О. А. Эстетика: учебник для СПО/О. А. Кривцун.- 3-е изд., пер. и доп.- М.: Издательство Юрайт, 2016.- 549 с.
  11. Booksite [Электронный ресурс] — URL: https://www.booksite.ru/fulltext/ber/dya/berdyaev_n_a/fil/filosof/10.htm (дата обращения 11.05.2022 г.).
  12. Шопенгауэр А. Новые паралипомены//Об интересном. — М., 1997.
  13. Гегель Г. Эстетика. Собрание сочинений в 4 томах. — Том 1.- М.: Искусство, 1968.
  14. Письмо А. С. Даргомыжского — В. Н. Кашперову [3 апреля 1855 г. Санкт-Петербург]. См.: Письма к В. Н. Кашперову А. С. Даргомыжского.
  15. Письмо А. С. Даргомыжского — Л. И. Кармалиной. [1857] г. См.: Стасов В. В. Александр Сергеевич Даргомыжский. Материалы для его биографии.
  16. Платон. Ион [Электронный ресурс]. — URL: https://nsu.ru/classics/bibliotheca/plato01/ion.htm (дата обращения 10.05.2022).
  17. Куликов Л. В. Психические состояния. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2001. — 512 с.
Основные термины (генерируются автоматически): вдохновение, изучение природы творчества, немецкий философ, особое состояние, Пушкин, творческий продукт, творческий процесс, творческое вдохновение, художественное творчество, Чайковский.


Похожие статьи

Исследование феномена телесности в психологии

Феномен телесности включает в себя телесное и духовное; временное и пространственное; биологическое, социальное и культурное. Тело человека является детально изученным лишь в медицине и естественных науках. Человеческое тело невозможно рассматривать ...

Музыка, воплощенная в природе, как фактор духовного развития человека

В данной статье рассматривается роль музыки в духовном развитии человека.

Естественные монополии в современной России

В статье рассматривается значение естественных монополий для экономики России на современном этапе. Отдельное внимание автор обращает на то, что существенное влияние (положительное или отрицательное) на благосостояние экономики страны оказывают моноп...

Мотивация достижения цели как один из способов повышения эффективности профессионального обучения

В статье рассматриваются способы повышения эффективности обучения студентов в учреждениях профессионального образования. Когда главной заботой студента становится успеваемость, направление его усилий смещается с получения знаний и умений на «получени...

Что такое творчество и что побуждает человека творить

Данная работа посвящена изучению творческого процесса. Она позволяет погрузиться в философские размышления о самой сути творчества и о том, что побуждает человека созидать. Целью статьи является выявление отдельных закономерностей в различных видах и...

Человек — многогранный источник творчества художника

В статье предпринята попытка проследить и осветить в историографическом аспекте процесс развития и совершенствования живописной техники при изображении человека; определены различия творческих методов, стилевые особенности и направления в искусстве в...

Свобода как философско-правовая категория

В данной статья рассматривается развитие и становление философско-правовой категории свободы, как понятие развивалось с течением времени. Авторами предложено понятие свободы.

Искусство моделирования на уроках технологии как элемент эстетического воспитания учащихся

Данная статья посвящена вопросам эстетического воспитания учащихся на уроках технологии при изучении темы «Моделирование одежды». Рассматриваются основные приемы и методы работы, позволяющие развивать эстетический вкус у учащихся при проектировании и...

Особенности физического Я личности

В статье рассмотрены психологические особенности образа физического Я человека, в том числе его составляющие. Авторами приведен анализ компонентов телесного образа личности.

Композиционная функция письма в художественных произведениях

Данный творческий индивидуальный проект ориентирован на характеристику письма как композиционную часть текста, служащей для изображения письменного общения в условиях вымышленного мира художественного произведения. Работа над проектом предусматривает...

Похожие статьи

Исследование феномена телесности в психологии

Феномен телесности включает в себя телесное и духовное; временное и пространственное; биологическое, социальное и культурное. Тело человека является детально изученным лишь в медицине и естественных науках. Человеческое тело невозможно рассматривать ...

Музыка, воплощенная в природе, как фактор духовного развития человека

В данной статье рассматривается роль музыки в духовном развитии человека.

Естественные монополии в современной России

В статье рассматривается значение естественных монополий для экономики России на современном этапе. Отдельное внимание автор обращает на то, что существенное влияние (положительное или отрицательное) на благосостояние экономики страны оказывают моноп...

Мотивация достижения цели как один из способов повышения эффективности профессионального обучения

В статье рассматриваются способы повышения эффективности обучения студентов в учреждениях профессионального образования. Когда главной заботой студента становится успеваемость, направление его усилий смещается с получения знаний и умений на «получени...

Что такое творчество и что побуждает человека творить

Данная работа посвящена изучению творческого процесса. Она позволяет погрузиться в философские размышления о самой сути творчества и о том, что побуждает человека созидать. Целью статьи является выявление отдельных закономерностей в различных видах и...

Человек — многогранный источник творчества художника

В статье предпринята попытка проследить и осветить в историографическом аспекте процесс развития и совершенствования живописной техники при изображении человека; определены различия творческих методов, стилевые особенности и направления в искусстве в...

Свобода как философско-правовая категория

В данной статья рассматривается развитие и становление философско-правовой категории свободы, как понятие развивалось с течением времени. Авторами предложено понятие свободы.

Искусство моделирования на уроках технологии как элемент эстетического воспитания учащихся

Данная статья посвящена вопросам эстетического воспитания учащихся на уроках технологии при изучении темы «Моделирование одежды». Рассматриваются основные приемы и методы работы, позволяющие развивать эстетический вкус у учащихся при проектировании и...

Особенности физического Я личности

В статье рассмотрены психологические особенности образа физического Я человека, в том числе его составляющие. Авторами приведен анализ компонентов телесного образа личности.

Композиционная функция письма в художественных произведениях

Данный творческий индивидуальный проект ориентирован на характеристику письма как композиционную часть текста, служащей для изображения письменного общения в условиях вымышленного мира художественного произведения. Работа над проектом предусматривает...

Задать вопрос