Современные технологии для эффективной организации самостоятельной работы студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 марта, печатный экземпляр отправим 3 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (137) январь 2017 г.

Дата публикации: 21.01.2017

Статья просмотрена: 1817 раз

Библиографическое описание:

Аминов, И. Б. Современные технологии для эффективной организации самостоятельной работы студентов / И. Б. Аминов, Д. Ф. Ходжаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 523-524. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38507/ (дата обращения: 19.03.2024).



Информационные технологии, используемые во внеаудиторной деятельности, выступают в качестве средства коммуникации, самовыражения и самореализации. Этому способствует, прежде всего, направленность образовательной внеаудиторной деятельности на реализацию конкретных проектов. Встатье рассмотрены вопросы использования современных информационных технологий в организации работы студентов вузов.

Ключевые слова: информационные технологии, самостоятельные работы, формы самостоятельной работы, эффективность использования информационные технологии для организации самостоятельной работы студентов

Решение задач современного образования невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы.

Методологическую основу самостоятельной работы студентов составляет деятельностный подход, который состоит в том, что цели обучения ориентированы на формирование умений решать типовые и нетиповые задачи, т. е. на реальные ситуации, где студентам надо проявить знание конкретной дисциплины.

В качестве основных функций самостоятельной деятельности ученые отмечают качественное усвоение теоретических знаний, формирование умений и навыков самостоятельной работы, потребности в систематическом пополнении и обновлении знаний, овладение рациональными приемами, методами самообразования.

Основная идея управления процессом самостоятельной работы студентов — это необходимость организовать этот процесс таким образом, чтобы студенты выполняли задания и путем самостоятельного поиска овладевали методами научного познания. Также формировали умение заниматься самообразованием, развивали интерес к творческому подходу в своей учебной работе и тем самым вырабатывали или совершенствовали у себя качества, свойства, черты характера, значимые для успешного выполнения профессиональных функций [1].

В настоящие время широко используются следующие формы самостоятельной работы:

– освоение информационных и телекоммуникационных технологий, поиск необходимой информации в Интернет;

– подготовка к практическим, лабораторным, семинарским занятиям;

– подготовка к тестированию, аудиторной контрольной работе, самотестирование на компьютере;

– выполнение домашних контрольных работ и заданий;

– написание рефератов, докладов, статей;

– выполнение курсовых работ;

– написание отчета по практике;

– — выполнение дипломной работы.

Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия:

– готовность студентов к самостоятельному труду;

– мотивация к получению знаний и овладению умениями профессиональной деятельности;

– наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала;

– система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы.

Особое значение при организации самостоятельной работы обучения имеет стимулирование мотивации студентов к самостоятельному учению. Самостоятельное приобретение знаний должно носить продуктивный характер. Студентов необходимо привлекать к активной творческой деятельности, вызывать у них желание и стремление работать творчески, самостоятельно находить творческие решения проблем [2].

В условиях информатизации образования возможно и необходимо так организовывать процесс обучения студентов, чтобы они самостоятельно извлекали информацию из различных информационных ресурсов, анализировали и творчески перерабатывали отобранную информацию, а затем самостоятельно представляли результаты своей деятельности с помощью различных средств информационных технологий. Грамотное использование интернет — технологий и мультимедиа-технологий дает возможность повысить эффективность процесса обучения студентов, сократить сроки формирования различных умений, в том числе и методических.

Современные информационные технологии предоставляют практически неограниченные возможности размещения, хранения, обработки и доставки информации любого объема и содержания на любые расстояния. Вэтих условиях на первый план при подготовке специалистов выходит направляемая работа по самообучению. Огромное значение при внедрении современных технологий в образование имеет педагогическая содержательность обучающего материала и создание условий для самообучения. Имеется в виду не только отбор содержания материала для обучения, но и структурная организация учебного материала, включение в обучение не просто автоматизированных обучающих программ, а интерактивных информационных сред [3]. Другими словами, эффективность и качество обучения в большей мере зависят от эффективной организации процесса самообучения и дидактического качества используемых материалов.

Организация самостоятельной работе студентов на основе информационных технологии дает возможности:

– хранения получаемой информации в памяти в течение нужного времени, ее редактирование и т. д.;

– интерактивности обучения с помощью специально создаваемой для этих целей мультимедийной информации;

– доступа к различным источникам информации, в том числе удаленным и распределенным базам данных, многочисленным конференциям по всему миру через систему Internet;

– организации совместных телекоммуникационных проектов, а также международных, электронных конференций, компьютерных аудио- и видеоконференций.

– Информационные технологии позволяют студентам приобретать навыки самостоятельной работы с новой для них информацией, отбирать важные значимые факты. Организация самостоятельной работы студентов с помощью информационных технологии способствует усвоению, расширению и творческому использованию учебного материала, приобретению новых профессиональных знаний, развитию интерактивности, формированию практических умений и навыков работать с научной литературой и информационными ресурсами.

Организация самостоятельной деятельности студентов с использованием активных методов и средств информационных и педагогических технологий дополняет и конкретизирует теоретическую подготовку студентов, способствует первичному формированию у них профессионально-методических умений.

Литература:

1. Беляева А. Управление самостоятельной работой студентов / Высшее образование в России, № 6, 2003

2. Демеусов А. Особенности планирования, организации и контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов.//Высшая школа Казахстана,2004. — С.52–54.

3. Фуряева Т. В. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. — Красноярск, 1987.

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа, самостоятельная работа студентов, учебный материал, формирование умений.


Ключевые слова

информационные технологии, самостоятельные работы, формы самостоятельной работы, эффективность использования информационные технологии для организации самостоятельной работы студентов

Похожие статьи

Формирование умений и развитие навыков самостоятельной...

Новая парадигма образования предопределяет смену приоритетов – самостоятельная работа (СРС) становится не просто формой

Одним из путей такой оптимизации может стать формирование учебных умений студентов в их внеаудиторной самостоятельной работе.

Самостоятельная работа при обучении иностранному языку

выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач; формирование умений и навыков практического характера

Дальтон-план в обучении иностранному языку. Самостоятельная работа студентов в процессе обучения иностранному языку в условиях...

Самостоятельная работа как средство формирования...

Написание эссе, рефератов, курсовых работ и решение электронных контрольных материалов. Постепенно в высших учебных заведениях вырабатывается

Именно здесь происходит поэтапное формирование умений и навыков самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа студентов как важнейшая...

Одной из важнейших проблем, стоящих перед высшей школой, является повышение качества подготовки специалиста. Студент и выпускник высшего учебного заведения должен не только получать знания по предметам программы...

Ocновные проблемы организации самостоятельной работы...

Самостоятельная работа студентов — всесторонне, многофункциональное явление, имеющее не только учебное, но и личностное, профессиональное значение. Важность правильной организации СР студентов определяется еще и тем...

Организация самостоятельной работы школьников на уроках

Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения, — это такая работа, которая выполняется без

Для формирования подобных умений нужно организовывать самостоятельное чтение детей с последующим пересказом или ответами на вопросы учителя.

Самостоятельная работа как фактор мотивации учебной...

Студенты, решая задачи для самостоятельной работы, повторяют пройденный материал

1. Формирование у студентов интереса к самостоятельной работе и потребность в ней. 2. Овладение студентами умениями и навыками самостоятельной учебной деятельности.

Самостоятельная работа как средство развития личности

Основные термины (генерируются автоматически): студент, самостоятельная работа, работа, умение, учебный материал, самостоятельная работа

Самостоятельная работа как средство формирования профессиональной направленности студентов педагогических вузов.

Самостоятельная внеаудиторная работа, как механизм...

Способствует ли самостоятельная внеаудиторная работа студента как вид учебной деятельности

работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной

Цель: формирование умений.  решение задач и упражнений по образцу.

Формирование умений и развитие навыков самостоятельной...

Новая парадигма образования предопределяет смену приоритетов – самостоятельная работа (СРС) становится не просто формой

Одним из путей такой оптимизации может стать формирование учебных умений студентов в их внеаудиторной самостоятельной работе.

Самостоятельная работа при обучении иностранному языку

выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач; формирование умений и навыков практического характера

Дальтон-план в обучении иностранному языку. Самостоятельная работа студентов в процессе обучения иностранному языку в условиях...

Самостоятельная работа как средство формирования...

Написание эссе, рефератов, курсовых работ и решение электронных контрольных материалов. Постепенно в высших учебных заведениях вырабатывается

Именно здесь происходит поэтапное формирование умений и навыков самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа студентов как важнейшая...

Одной из важнейших проблем, стоящих перед высшей школой, является повышение качества подготовки специалиста. Студент и выпускник высшего учебного заведения должен не только получать знания по предметам программы...

Ocновные проблемы организации самостоятельной работы...

Самостоятельная работа студентов — всесторонне, многофункциональное явление, имеющее не только учебное, но и личностное, профессиональное значение. Важность правильной организации СР студентов определяется еще и тем...

Организация самостоятельной работы школьников на уроках

Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения, — это такая работа, которая выполняется без

Для формирования подобных умений нужно организовывать самостоятельное чтение детей с последующим пересказом или ответами на вопросы учителя.

Самостоятельная работа как фактор мотивации учебной...

Студенты, решая задачи для самостоятельной работы, повторяют пройденный материал

1. Формирование у студентов интереса к самостоятельной работе и потребность в ней. 2. Овладение студентами умениями и навыками самостоятельной учебной деятельности.

Самостоятельная работа как средство развития личности

Основные термины (генерируются автоматически): студент, самостоятельная работа, работа, умение, учебный материал, самостоятельная работа

Самостоятельная работа как средство формирования профессиональной направленности студентов педагогических вузов.

Самостоятельная внеаудиторная работа, как механизм...

Способствует ли самостоятельная внеаудиторная работа студента как вид учебной деятельности

работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной

Цель: формирование умений.  решение задач и упражнений по образцу.

Похожие статьи

Формирование умений и развитие навыков самостоятельной...

Новая парадигма образования предопределяет смену приоритетов – самостоятельная работа (СРС) становится не просто формой

Одним из путей такой оптимизации может стать формирование учебных умений студентов в их внеаудиторной самостоятельной работе.

Самостоятельная работа при обучении иностранному языку

выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач; формирование умений и навыков практического характера

Дальтон-план в обучении иностранному языку. Самостоятельная работа студентов в процессе обучения иностранному языку в условиях...

Самостоятельная работа как средство формирования...

Написание эссе, рефератов, курсовых работ и решение электронных контрольных материалов. Постепенно в высших учебных заведениях вырабатывается

Именно здесь происходит поэтапное формирование умений и навыков самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа студентов как важнейшая...

Одной из важнейших проблем, стоящих перед высшей школой, является повышение качества подготовки специалиста. Студент и выпускник высшего учебного заведения должен не только получать знания по предметам программы...

Ocновные проблемы организации самостоятельной работы...

Самостоятельная работа студентов — всесторонне, многофункциональное явление, имеющее не только учебное, но и личностное, профессиональное значение. Важность правильной организации СР студентов определяется еще и тем...

Организация самостоятельной работы школьников на уроках

Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения, — это такая работа, которая выполняется без

Для формирования подобных умений нужно организовывать самостоятельное чтение детей с последующим пересказом или ответами на вопросы учителя.

Самостоятельная работа как фактор мотивации учебной...

Студенты, решая задачи для самостоятельной работы, повторяют пройденный материал

1. Формирование у студентов интереса к самостоятельной работе и потребность в ней. 2. Овладение студентами умениями и навыками самостоятельной учебной деятельности.

Самостоятельная работа как средство развития личности

Основные термины (генерируются автоматически): студент, самостоятельная работа, работа, умение, учебный материал, самостоятельная работа

Самостоятельная работа как средство формирования профессиональной направленности студентов педагогических вузов.

Самостоятельная внеаудиторная работа, как механизм...

Способствует ли самостоятельная внеаудиторная работа студента как вид учебной деятельности

работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной

Цель: формирование умений.  решение задач и упражнений по образцу.

Формирование умений и развитие навыков самостоятельной...

Новая парадигма образования предопределяет смену приоритетов – самостоятельная работа (СРС) становится не просто формой

Одним из путей такой оптимизации может стать формирование учебных умений студентов в их внеаудиторной самостоятельной работе.

Самостоятельная работа при обучении иностранному языку

выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач; формирование умений и навыков практического характера

Дальтон-план в обучении иностранному языку. Самостоятельная работа студентов в процессе обучения иностранному языку в условиях...

Самостоятельная работа как средство формирования...

Написание эссе, рефератов, курсовых работ и решение электронных контрольных материалов. Постепенно в высших учебных заведениях вырабатывается

Именно здесь происходит поэтапное формирование умений и навыков самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа студентов как важнейшая...

Одной из важнейших проблем, стоящих перед высшей школой, является повышение качества подготовки специалиста. Студент и выпускник высшего учебного заведения должен не только получать знания по предметам программы...

Ocновные проблемы организации самостоятельной работы...

Самостоятельная работа студентов — всесторонне, многофункциональное явление, имеющее не только учебное, но и личностное, профессиональное значение. Важность правильной организации СР студентов определяется еще и тем...

Организация самостоятельной работы школьников на уроках

Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения, — это такая работа, которая выполняется без

Для формирования подобных умений нужно организовывать самостоятельное чтение детей с последующим пересказом или ответами на вопросы учителя.

Самостоятельная работа как фактор мотивации учебной...

Студенты, решая задачи для самостоятельной работы, повторяют пройденный материал

1. Формирование у студентов интереса к самостоятельной работе и потребность в ней. 2. Овладение студентами умениями и навыками самостоятельной учебной деятельности.

Самостоятельная работа как средство развития личности

Основные термины (генерируются автоматически): студент, самостоятельная работа, работа, умение, учебный материал, самостоятельная работа

Самостоятельная работа как средство формирования профессиональной направленности студентов педагогических вузов.

Самостоятельная внеаудиторная работа, как механизм...

Способствует ли самостоятельная внеаудиторная работа студента как вид учебной деятельности

работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной

Цель: формирование умений.  решение задач и упражнений по образцу.

Задать вопрос