Проблема готовности ребенка к школе является актуальной в современной психологии и дошкольном образовании. Огромное количество образовательных программ, появление частных детских садов, ставят перед родителями непростой выбор, куда отправить ребенка. Одним из главных показателей эффективности работы детского сада является поступление ребёнка в школу. Главной задачей дошкольного учреждения становится подготовка ребенка к будущему школьному обучению и то, насколько ответственно эта работа будет проведена, настолько успешен будет будущий школьник. Особое место отводится формированию психологической подготовке к школьному обучению. В нее входят три аспекта: личностная, интеллектуальная и эмоционально-волевая готовность.
Личностная готовность заключается в стремлении ребенка к новой социальной позиции школьника. Эта позиция находит свое отражение в отношении ребенка к учителю, к сверстникам, к самому себе и к учебной деятельности. Ребенок учится соблюдать школьный режим, не опаздывать на уроки, выполнять домашнее задания и выполнять задания в школе. Ребёнок овладевает умением объективно оценивать себя и свое поведение. Учебная мотивация, которая входит в личностную готовность, формируется у будущего первоклассника в том случае, если имеет место быть познавательная потребность, умение трудиться, узнавать.
Интеллектуальная готовность заключается в развитии зрительно-моторных функций, умении работать по образцу. Ребенок начинает анализировать, выстраивать причинно-следственные связи, особое место занимает экспериментирование, для выявления не видимых признаков и свойств предметов. Развиваются познавательные процессы. Восприятие становится дифференцированным, появляются суждения и проявление симпатии и антипатии. Внимание становится более устойчивым, увеличивается объем памяти, появляется наглядно-образное и логическое мышление. Л. С. Выготский утверждал «готовность к школьному обучению означает: умение ребенка выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы» [1, с. 211.]
Эмоционально-волевая готовность проявляется в произвольности поведения. Она отражается в требовании конкретных правил, заданных учителем при работе, например, по образцу. Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. В результате ребенок начинает сознательно контролировать себя, управляет своими внутренними и внешними действиями и поведением в целом. Это дает основание полагать, что уже в дошкольном возрасте возникает воля.
Все 3 компоненты взаимосвязаны и дополняют друг друга.
В своей работе мы провели исследование и сравнили уровень готовности к школе в муниципальном детском саду и частном детском центре.
Объект исследования: дети–дошкольники 5,5–6,5 лет.
Предметом исследования явились познавательные процессы: память, внимание мышление, а так же уровень развития зрительно-моторной функции, пространственного восприятия и умения работать по образцу
Методики используемые висследовании:
- Тест «Корректурная проба»
- Методика «Домик» Н. И. Гуткиной
- Методика «Исследование вербального мышления» И. Шванцара
- Методика «10 слов» А. Р. Лурия.
Характеристика выборки исследования.
Исследование проводилось на базе муниципального детского сада № 7 и частного Монтессори-сада. В исследовании приняли участие 47 испытуемых из них 25 воспитанники детского сада № 7 и 22 ребенка Монтессори-сада.
Результаты исследования.
Проведенный сравнительный анализ между группами по Т-критерию Стьюдента выявил, что выше показатели по шкале «долговременная память» у детей Монтессори сада, а по уровню концентрации впереди дети из муниципального детского сада. Кратковременная память лучше развита у девочек обеих групп. По выявленным средним показателям можно отметить, что в муниципальном детском саду и Монтессори-саду девочки имеют высокий показатель уровня вербального мышления, чем мальчики. Самый низкий показатель у мальчиков Монтессори-сада, они испытывали наибольшее затруднение при ответе на вопросы, девочки же отличались категоричностью и уверенностью в своих знаниях. Произвольность внимания лучше у девочек в обеих группах. Умение ориентироваться в пространстве и работать по образцу лучше у мальчиков Монтессори-сада. Надо отметить, что в ходе обработки полученных данным мы заметили, что существует значительная разница между показателями девочек и мальчиков в обеих группах. Мальчики лучше справляются с пространственными задания, девочки успешны в словесных упражнениях. Девочки заинтересованы в результате и стремятся его улучшить в процессе работы с методикой. Мальчики бывают, не внимательны и по этой причине не справляются с методиками или переспрашивают несколько раз инструкцию. В целом уровень развития познавательных процессов у детей в обоих дошкольных учреждениях протекает на одном уровне, явных различий в формировании памяти, внимания, мышления между группам муниципального детского сада и частного центра не обнаружено.
Литература:
- . Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование.) / Л. И. Божович — М., «Просвещение», 1968. – 464 с.
- Мухина В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. Л. А. Венгера.—2-е изд., перераб. и доп. / В. С. Мухина // М.: Просвещение, 1985.—272 с., ил.
- Мухина В. С. «Возрастная психология» / В. С. Мухина. — М., Просвещение, 1985 г.
- Смирнова Е. О. Детская психология: учебник / Е. О. Смирнова. — М.: Кнорус, 2013. — 280 с.
- Мухина В. С. Психология дошкольника. / В. С. Мухина. — М: Просвещение. 1975 г. – 239 с.
- Урунтаева Р. А., Ю. А. Афонькина Практикум по дошкольной психологии. / А. Р. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. — М. 1998 г.
- Урунтаева Р. А. Дошкольная психология. / Р. А. Урунтаева — М: 1996.