Формирование готовности к школе у детей муниципального детского сада и частного детского центра | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (136) январь 2017 г.

Дата публикации: 16.01.2017

Статья просмотрена: 554 раза

Библиографическое описание:

Краснобаева, П. А. Формирование готовности к школе у детей муниципального детского сада и частного детского центра / П. А. Краснобаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 602-604. — URL: https://moluch.ru/archive/136/38277/ (дата обращения: 23.12.2024).



Проблема готовности ребенка к школе является актуальной в современной психологии и дошкольном образовании. Огромное количество образовательных программ, появление частных детских садов, ставят перед родителями непростой выбор, куда отправить ребенка. Одним из главных показателей эффективности работы детского сада является поступление ребёнка в школу. Главной задачей дошкольного учреждения становится подготовка ребенка к будущему школьному обучению и то, насколько ответственно эта работа будет проведена, настолько успешен будет будущий школьник. Особое место отводится формированию психологической подготовке к школьному обучению. В нее входят три аспекта: личностная, интеллектуальная и эмоционально-волевая готовность.

Личностная готовность заключается в стремлении ребенка к новой социальной позиции школьника. Эта позиция находит свое отражение в отношении ребенка к учителю, к сверстникам, к самому себе и к учебной деятельности. Ребенок учится соблюдать школьный режим, не опаздывать на уроки, выполнять домашнее задания и выполнять задания в школе. Ребёнок овладевает умением объективно оценивать себя и свое поведение. Учебная мотивация, которая входит в личностную готовность, формируется у будущего первоклассника в том случае, если имеет место быть познавательная потребность, умение трудиться, узнавать.

Интеллектуальная готовность заключается в развитии зрительно-моторных функций, умении работать по образцу. Ребенок начинает анализировать, выстраивать причинно-следственные связи, особое место занимает экспериментирование, для выявления не видимых признаков и свойств предметов. Развиваются познавательные процессы. Восприятие становится дифференцированным, появляются суждения и проявление симпатии и антипатии. Внимание становится более устойчивым, увеличивается объем памяти, появляется наглядно-образное и логическое мышление. Л. С. Выготский утверждал «готовность к школьному обучению означает: умение ребенка выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы» [1, с. 211.]

Эмоционально-волевая готовность проявляется в произвольности поведения. Она отражается в требовании конкретных правил, заданных учителем при работе, например, по образцу. Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. В результате ребенок начинает сознательно контролировать себя, управляет своими внутренними и внешними действиями и поведением в целом. Это дает основание полагать, что уже в дошкольном возрасте возникает воля.

Все 3 компоненты взаимосвязаны и дополняют друг друга.

В своей работе мы провели исследование и сравнили уровень готовности к школе в муниципальном детском саду и частном детском центре.

Объект исследования: дети–дошкольники 5,5–6,5 лет.

Предметом исследования явились познавательные процессы: память, внимание мышление, а так же уровень развития зрительно-моторной функции, пространственного восприятия и умения работать по образцу

Методики используемые висследовании:

  1. Тест «Корректурная проба»
  2. Методика «Домик» Н. И. Гуткиной
  3. Методика «Исследование вербального мышления» И. Шванцара
  4. Методика «10 слов» А. Р. Лурия.

Характеристика выборки исследования.

Исследование проводилось на базе муниципального детского сада № 7 и частного Монтессори-сада. В исследовании приняли участие 47 испытуемых из них 25 воспитанники детского сада № 7 и 22 ребенка Монтессори-сада.

Результаты исследования.

Проведенный сравнительный анализ между группами по Т-критерию Стьюдента выявил, что выше показатели по шкале «долговременная память» у детей Монтессори сада, а по уровню концентрации впереди дети из муниципального детского сада. Кратковременная память лучше развита у девочек обеих групп. По выявленным средним показателям можно отметить, что в муниципальном детском саду и Монтессори-саду девочки имеют высокий показатель уровня вербального мышления, чем мальчики. Самый низкий показатель у мальчиков Монтессори-сада, они испытывали наибольшее затруднение при ответе на вопросы, девочки же отличались категоричностью и уверенностью в своих знаниях. Произвольность внимания лучше у девочек в обеих группах. Умение ориентироваться в пространстве и работать по образцу лучше у мальчиков Монтессори-сада. Надо отметить, что в ходе обработки полученных данным мы заметили, что существует значительная разница между показателями девочек и мальчиков в обеих группах. Мальчики лучше справляются с пространственными задания, девочки успешны в словесных упражнениях. Девочки заинтересованы в результате и стремятся его улучшить в процессе работы с методикой. Мальчики бывают, не внимательны и по этой причине не справляются с методиками или переспрашивают несколько раз инструкцию. В целом уровень развития познавательных процессов у детей в обоих дошкольных учреждениях протекает на одном уровне, явных различий в формировании памяти, внимания, мышления между группам муниципального детского сада и частного центра не обнаружено.

Литература:

  1. . Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование.) / Л. И. Божович — М., «Просвещение», 1968. – 464 с.
  2. Мухина В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. Л. А. Венгера.—2-е изд., перераб. и доп. / В. С. Мухина // М.: Просвещение, 1985.—272 с., ил.
  3. Мухина В. С. «Возрастная психология» / В. С. Мухина. — М., Просвещение, 1985 г.
  4. Смирнова Е. О. Детская психология: учебник / Е. О. Смирнова. — М.: Кнорус, 2013. — 280 с.
  5. Мухина В. С. Психология дошкольника. / В. С. Мухина. — М: Просвещение. 1975 г. – 239 с.
  6. Урунтаева Р. А., Ю. А. Афонькина Практикум по дошкольной психологии. / А. Р. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. — М. 1998 г.
  7. Урунтаева Р. А. Дошкольная психология. / Р. А. Урунтаева — М: 1996.
Основные термины (генерируются автоматически): муниципальный детский сад, ребенок, вербальное мышление, детский сад, дошкольный возраст, личностная готовность, мальчик Монтессори-сада, особое место, школьное обучение, эмоционально-волевая готовность.


Задать вопрос