Европейский Союз в целом и Германия в частности сегодня переживают самый масштабный миграционный кризис со времен Второй мировой войны. В 2015 г. в Германию прибыло рекордное число беженцев — более 1 миллиона человек, поставив тем самым страну перед крупнейшим вызовом.
В условиях такого серьезного вызова Европейскому Союзу не удалось быстро выработать единой миграционной политики, поэтому, особенно первое время, страны справлялись с потоком мигрантов собственными силами. В октябре Венгрия закрыла границу с Хорватией, пытаясь остановить поток беженцев. Вслед за Венгрией границу закрыла Швеция. Греция, границы которой в первые семь месяцев 2015 г. пересекли, по меньшей мере, 124 тысячи человек, обратилась с призывом помощи с нелегальной миграцией к странам-членам ЕС. Большую нагрузку получила и Италия, границы которой омывает Средиземное море, и откуда прибывает большое число мигрантов. 10 августа 2015 г. Европейский союз одобрил выделение 2,4 млрд. евро странам — членам ЕС на обновление программ для решения проблемы нелегальной миграции. Наибольшие суммы получат именно Италия и Греция. Президент Чехии Милош Земан выступил против приема в Европейском союзе беженцев из ближневосточных и африканских стран. Власти Словакии заявляют, что намерены принимать лишь беженцев-христиан, поскольку мусульмане не смогут интегрироваться в общество. К усиленному полицейскому контролю пришлось прибегнуть Великобритании и Франции [1].
Несмотря на то, что Германия приняла больше всего мигрантов в 2015 году, страной с наибольшим числом прошений в пересчете на население страны остается Венгрия. Для сравнения: Германия приняла 587, а Великобритания — 60 прошений на каждые 100 тыс. населения. Средняя цифра по Европе составила 255 человек на 100 тыс.
В этом контексте миграционный кризис может рассматриваться как самостоятельный фактор влияния на привлекательность немецкой экономики с точки зрения иностранных инвестиций и международного бизнеса.
С одной стороны, некоторые исследователи и экспертные издания полагают, что миграционный кризис имеет положительное влияние на экономику Германии, создает новые возможности и делает ее привлекательной для притока иностранного бизнеса. Эту точку зрения подтверждают, прежде всего, некоторые социальные и экономические показатели внутри самой Германии. Как выразился официальный представитель Международной организации по миграции Джоэл Миллман, «согласно опубликованным статистическим данным, рост ВВП Германии превзошел показатели других стран Еврозоны, а безработица там сейчас чуть ли не самая низкая за последние 20 лет» [2]. Помощь, которую Германия оказывает мигрантам, это своего рода стимул для местной экономики, ведь через мигрантов она возвращается германским поставщикам услуг — в жилищный сектор, производителям продуктов, одежды. «А ведь известно, что экономика как раз нуждается в том, чтобы сохранялся определенный уровень потребления. Ей нужны имеющие заработок налогоплательщики, способные поддержать социальные гарантии, которые дало правительство, в частности, пожилым людям», — пояснил далее Миллман. Что касается уровня жизни, то в 2015 г. 20 % населения Германии или 16,1 миллионов человек находились под угрозой бедности, что означает, что этот показатель мало изменился с 2008 г [3].
Таблица 1
Уровень бедности вГермании иЕС 2008–2015гг., в%
|
2008г. |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
2012г. |
2013г. |
2014г. |
2015г. |
Германия |
20,1 |
20,0 |
19,7 |
19,9 |
19,6 |
20,3 |
20,6 |
20,0 |
Европейский Союз |
23,7 |
23,3 |
23,7 |
24,3 |
24,7 |
24,6 |
24,4 |
23,7 |
Об этом же говорят в целом незначительные изменения в ставке корпоративного налога в Германии, который 2015 г. увеличился всего на 0,05 % по сравнению с 2014 г. и составил 29,65 % [4].
2015 г., несмотря на кризис, был отмечен увеличением международного показателя, характеризующего предпринимательство и бизнес в Германии — в 2015 г. показатель составил 78, что на 4 пункта выше, чем в прошлом году.
Рис. 1. Уровень предпринимательства и бизнеса в Германии, 2013–2015 гг
Однако ситуация не так однозначна. Говоря о качестве жизни, стоит, прежде всего, отметить, что индекс потребительских цен в период кризиса пережил два значительных упадка, что не может характеризовать ситуацию как полностью стабильную.
Рис. 2. Индекс потребительских цен в Германии, 2008–2017 гг
Более того, и это важнее, миграционный кризис оставил негативный след на восприятии немецкой экономики в мире. Известное агентство Trading economics, оценивая легкость ведения бизнеса в Германии, зафиксировала серьезное падение показателя страны в рейтинге в 2014 г., во время начала миграционного кризиса, по сравнению с 2013 г. — с 21 до 15, и в 2015 г. отразив наименьшее его значение — 14 [5].
Рис. 3. Легкость ведения бизнеса в Германии, 2008–2016 гг.
Уже упомянутый рейтинг Open Data Barometer также отмечает снижение степени открытости экономики в 2015 г. (64,79) по сравнению с 2014 г. (67,63) и 2013 г. (65,01) [6].
Рис. 4. Степень открытости экономики Германии, 2013–2015 гг.
Кроме этого, согласно тому же агентству, экономическое влияние Германии имело нисходящую тенденцию, начиная с 2013г. и в 2015 г. упала на 26 позиций по сравнению с 2013 г.
Рис. 5. Оценка экономического влияния Германии, 2013–2015 гг.
Привлекательность немецкой экономики была также подорвана в связи с резким увеличением уровня преступности. В 2015 г. данный показатель поднялся на 30 позиций по сравнению с 2014 г., отметив, таким образом, его высокий уровень.
Рис. 6. Уровень преступности в Германии, 2013–2015 гг.
Что касается перспектив регулирования миграционных потоков, то с одной стороны, Германия, ввиду старения собственного населения, нуждается в мигрантах трудоспособного возраста. Кроме того, мигранты являются источником дешевой рабочей силы и выполняют низкооплачиваемые работы, что выгодно с экономической точки зрения. Однако, с другой стороны, ситуацию, которая сложилась в 2014–2016 гг. можно охарактеризовать как неуправляемость миграционными потоками, и здесь Германия должна выстроить ряд защитных механизмов. Это, в первую очередь, контроль за нелегальной миграцией, и механизм защиты границ. Также это механизм снижения социальной напряженности путем всесторонней интеграции мигрантов. Для предотвращения конфликтов среди самих беженцев, можно было бы распределять их внутри Германии по странам происхождения [7, с. 227].
Таким образом, приток мигрантов в Германию, хотя и создал дополнительные возможности для немецкой экономики, все же поставил ее в трудное экономическое, финансовое и социальное положение, а также привел к некоторой потери ее бизнес-привлекательности в мире.
Литература:
- Кризис мигрантов: у Евросоюза пока нет единого решения // Гордон. URL: http://gordonua.com/news/worldnews/krizis-migrantov-u-evrosoyuza-poka-net-resheniya-95310.html (дата обращения: 02.01.2017).
- Оказывает ли миграция положительный эффект на развитие экономики: мнения «за» и «против» // ПМЭФ-2016. URL: http://tass.ru/pmef-2016/article/3327831 (дата обращения: 02.01.2017).
- Anteil der von Armut oder sozialer Ausgrenzung bedrohten Bevölkerung in Deutschland nahezu unverändert // Statistisches Bundesamt. Pressemitteilung Nr. 391. URL: https://www.destatis.de/DE/PresseService/Presse/Pressemitteilungen/2016/11/PD16_391_634.html (дата обращения: 03.01.2017).
- Германия — Ставка корпоративного налога // Tradingeconomics. URL: http://ru.tradingeconomics.com/germany/corporate-tax-rate (дата обращения: 03.01.2017).
- Германия — Легкость ведения бизнеса // Tradingeconomics. URL: http://ru.tradingeconomics.com/germany/ease-of-doing-business (дата обращения: 03.01.2017).
- Germany // Opendatabarometer. URl: http://opendatabarometer.org/data-explorer/?_year=2015&indicator=ODB&open=DEU (дата обращения: 03.01.2017).
- Игнатова М. Н., Ефремова С. Н. Проблема миграции в Европе на примере Германии. Пути решения // Материалы конференции «Мировая экономика и социум: современные тенденции и перспективы развития». — Москва: ИД Университетская книга, 2016. — С. 225–228.