Влияние миграционных процессов на экономическую безопасность России
Автор: Щукина Кристина Витальевна
Рубрика: 13. Экономика труда
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Пермь, апрель 2015)
Дата публикации: 02.03.2015
Статья просмотрена: 3922 раза
Библиографическое описание:
Щукина, К. В. Влияние миграционных процессов на экономическую безопасность России / К. В. Щукина. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Зебра, 2015. — С. 149-152. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/133/7357/ (дата обращения: 17.12.2024).
Усиливающееся мировое разделение труда способствует тому, что миграционные потоки постоянно направляются из одной страны в другую, и влекут за собой как проблемы, так и выгоды для стран, участвующих в миграционном процессе.
Миллионы людей покинули родные места и устремились в другие страны в поисках материального достатка и избавления от неравенства. В отличие от развитых стран, переживших миграционный бум и не связанных с постоянной иммиграцией, Россия столкнулась с интенсивными миграционными потоками в условиях, когда ее экономическая база оказалась в кризисном состоянии. Приобретая в последние годы ярко выраженный этносоциальный и этнополитический характер, миграция вносит коррективы в жизнь местных социумов, влияет на проводимую суверенными государствами политику, а главное — изменяет личностные характеристики тех, кто вынужден перемещаться на другие территории в поисках спокойной жизни и лучшего будущего.
В этих сложных условиях наша страна начинает новую миграционную политику.
Конституция Российской Федерации и действующее законодательство предоставляют для легальных мигрантов широкие возможности. В частности, согласно принципам и нормам международного права признаются свободы иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории России, но и они должны наравне с российскими гражданами уважать и соблюдать законы, исторические традиции нашей страны.
По оценке Министерства труда Республики Таджикистан, в России находится 7 % от общего количества трудоспособного населения страны. При этом нелегальные трудовые мигранты из этой страны ежегодно вывозят и пересылают домой из России более миллиарда долларов США, что в 2 раза превышает государственный бюджет данной страны.
По оценкам Российской Академии Наук, трансферты граждан СНГ из России на родину достигают 3,67 млрд. долларов в год, а по данным МВД России, приезжие из ближнего зарубежья ежегодно вывозят из страны 13–15 млрд. долларов.
По имеющимся данным, только за последние 5 лет количество задержанных на границе Российской Федерации нарушителей и незаконных мигрантов, в том числе «транзитных», возросло почти в 10 раз.
Десятикратно увеличилось количество лиц, стоящих на учете в связи с закрытием им въезда в Россию.
Уже в первом полугодии 2014 г. в процессе иммиграционного контроля выявлено более 660 фактов использования иностранцами недействительных документов, а также свыше 1,3 тыс. случаев сообщений о себе и целях своей поездки заведомо ложных сведений.
Только небольшая группа иностранных граждан (от 1 до 20 % от общего числа прибывающих) целью своего въезда в России указали работу.
Большинство мигрантов хотят легально работать в России и материально обеспечивать свои семьи на родине. По официальным данным, за последнее десятилетие привлечение иностранных работников в экономику нашей страны возросло в 5,4 раза.
В 2013 году легально трудились только 702 тыс. иностранцев, но фактически это количество значительно больше, что свидетельствует о несовершенстве системы учета и контроля за пребыванием иностранных граждан на территории России. Так, в прошлом году в Россию через государственную границу в пределах Оренбургской области въехало более 200 тысяч граждан Узбекистана и Таджикистана, а выехало только 80 % из данного количества.
Например, по оценкам МВД России и Федеральной миграционной службы (далее — ФМС России), на территории страны находится от 5 до 15 миллионов незаконных мигрантов (около 10 % от населения страны). Они создают угрозу национальному рынку труда и благоприятствуют развитию теневой экономики.
Подавляющее большинство из них составляют выходцы из стран СНГ (по экспертным оценкам до 7 млн. чел.), остальные — это граждане азиатских и африканских стран, среди которых преобладают выходцы из Китая, Вьетнама, Индии, Бангладеш, Афганистана, Ирана, Шри-Ланки. Незаконная миграция из азиатских государств, не входящих в состав СНГ, отличается широким разнообразием способов проникновения и пребывания на российской территории, в обход установленных правил.
В России имеются депрессивные регионы и города, где люди хотят и умеют работать, но у них нет работы. Например, в шахтерских районах Ростовской области — без работы более 138 тысяч человек (32 % от общей численности трудоспособного населения этих городов и районов). В указанных населенных пунктах — низкая рождаемость, высокий уровень смертности. Органам власти совместно с органами ФМС необходимо создать все условия для трудовой деятельности соотечественников.
Данные обстоятельства могут привести к реальному изменению социальных и иных характеристик в целом по стране и в отдельных регионах, городах и населенных пунктах.
По оценкам экспертов, удельный вес иностранных граждан к коренному населению столицы уже превысил 15 % процентный рубеж, по Уральскому федеральному округу в среднем он составляет 3 %, но в Ямало-Ненецком автономном округе — 6,4 %, Ханты-Мансийском АО — 5,4 %.
Например, отмечен рост удельного веса иностранных граждан в Александров-Гайском районе Саратовской области, граничащей с Казахстаном. Только за период с 2006 по 2013 годы в данном населенном пункте доля мигрантов увеличилась с 25 % до 50 %, но только одна треть их регистрируется на законных основаниях. При этом, в 2013 году на территории российских регионов, приграничных с Казахстаном, выявлено свыше 241 тыс. административных правонарушений, связанных с нарушением иностранными гражданами и лицами без гражданства режима пребывания в России. Данные обстоятельства крайне негативно сказываются на состоянии криминогенной обстановки, особенно в таможенной сфере.
В целом по стране незаконная миграция поэтапно превратилась в отлаженный криминальный бизнес с разветвленной структурой, миллионным количеством вовлеченных лиц и огромным оборотом финансового капитала, что представляет реальную угрозу для общественной безопасности и стабильности, способствует росту преступности и расширению подпольного рынка труда.
По мнению руководителя Национального антитеррористического комитета генерала армии Александра Васильевича Бортникова., незаконная миграция «приобрела признаки организованной и тщательно законспирированной преступной деятельности». По уровню доходности бизнес, обеспечивающий незаконное перемещение мигрантов, занимает третье место после контрабанды наркотиков и оружия.
Ежегодная мировая прибыль криминального сектора в этой сфере деятельности достигает от 5 до 9,5 миллиардов долларов.
По мнению специалистов, в нашей стране формируются этнические инфраструктуры, работающие на прием именно незаконных мигрантов из числа соотечественников с целью развития многосекторной «теневой» этноэкономики. По нашему мнению, она может являться составляющим элементом «экономики террора».
Эта экономическая модель ведет к этносоциальному расслоению населения России, государствообразующему и коренным народам не остается места ни в оптовой и розничной торговле, ни в сфере финансово-банковских отношений, ни в других прибыльных секторах экономики.
До последнего времени большинство из 6,5 тыс. действующих на территории Российской Федерации рынков различного назначения находились под криминальным влиянием, в том числе этнических организованных групп.
Специалисты говорят о том, что государство фактически лишается контроля над внутренним розничным рынком — «ключевой сферы повседневной жизни россиян и основы экономической безопасности государства».
Незаконные мигранты стремятся создать практически неконтролируемые финансовые институты, рынок товаров и услуг. С этой целью они систематически уклоняются от уплаты налогов, ведут противоправную коммерческую деятельность, увеличивая объемы распространения некачественной и поддельной продукции, особенно спиртосодержащих товаров и пищевых продуктов, наносящих непоправимый вред здоровью граждан.
Нелегальные мигранты активно устанавливают противоправные связи с должностными лицами органов власти и сотрудниками правоохранительных органов. На денежные средства, нажитые преступным путем, скупают жилье, земельные участки и промышленные предприятия.
Нелегалами совершается значительная часть имущественных преступлений, преступлений против жизни и здоровья граждан. Например, ими совершается каждое четвертое преступление в сфере наркобизнеса.
В короткие сроки организованными преступными сообществами созданы устойчивые наркотрафики, пронизывающие практически всю территорию страны. В результате за последние десять лет уровень немедицинского потребления наркотиков увеличился в 22 раза, превысив трехмиллионный рубеж. При этом подавляющая часть из них — это лица в возрасте до 30 лет.
Подводя общий итог следует отметить, что миграция рабочей силы представляет собой переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера, и может принимать форму эмиграции (выезда) и иммиграции (въезда). Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах. В результате миграции совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного использования трудовых ресурсов за счет их межстранового перераспределения.
Принимающая иностранную рабочую силу Россия используют ее как фактор развития своих производительных сил. В трудоемких отраслях и тех видах производств, которые не пользуются спросом у местного населения, иммигранты способствуют преодолению «узких мест» и обеспечивают нормальный процесс обобществленного производства.
В некоторых отраслях удельный вес иммигрантов еще более велик. Зачастую при длительном использовании иностранных рабочих зависимость от их труда в отдельных государствах становится настолько велика, что без привлечения новых иммигрантов невозможно нормальное функционирование некоторых отраслей национальной экономики — строительства, угольной промышленности, сферы услуг и т. д.
Иммигранты позволяют промышленно развитым странам в период относительно высоких темпов экономического роста с меньшими затратами провести перемещение трудовых ресурсов и сгладить диспропорцию в их распределении между странами и отраслями производства, подвергшимся значительным структурным сдвигам в связи с НТР или процессом интеграции. Перелив национальной рабочей силы в наиболее динамичные сектора экономики ведет к росту ее квалификации. В результате развития процессов трудовой миграции во многих промышленно развитых странах складывается двойной рынок труда. На одном идет продажа национальной рабочей силы, а на другом — иностранной.
Население России выполняет квалифицированную работу в промышленности и сфере услуг. Большинство же иммигрантов занятых на самых трудоемких и вредных для здоровья видах работ и имеют более продолжительную рабочую неделю, а заработную плату ниже, чем местные рабочие.
Процессы международной миграции трудовых ресурсов оказывают решающее влияние Влияние миграции — явление неоднозначное. И если говорить о преобладающем влиянии в нынешних российских условиях, то следует признать, что оно заключается в создании и усилении угроз различным составляющим экономической безопасности.
Вместе с тем существуют и позитивные моменты последствий миграции для состояния экономической безопасности. Когда страна полностью выйдет из экономического кризиса потенциальные возможности миграции будут хорошим вкладом в экономику России.
Есть и обоснованность предложенного перечня актуальных угроз для различных составляющих экономической безопасности, создаваемых миграцией в целом, вне зависимости от выделенных потоков. Это угрозы демографическому, трудовому и научно-техническому потенциалу, региональным рынкам труда, трудовой мотивации, а также опасность усугубления спада производства в некоторых секторах экономики, усиления криминализации экономики, маргинализации и социальной дифференциации населения. на формирование международного рынка труда.
Литература:
1. Экономическая теория: учеб. /В. И. Антипина, И. Э. Белоусова, Р. В. Бубликова, и др.; / под. ред. И. П. Николаевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд — Во Проспект, 2009. — 576 с.
2. Кудина М. В. Основы экономики: учебник. — М.: ИНФРА М, 2011.- 352 с.
3. Экономическая теория/ Под ред А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича: Учебник для вузов. СПб: Изд СПбГУЭФ, Изд. «Питер паблишинг», 1997. — 480 с.
4. Мировая экономика: Учебник / под ред. А. С. Булатова. — М.:Экономистъ,, 2012. — 734 с.