Дальневосточный федеральный округ (ДФО) — административное формирование на Дальнем Востоке России с административным центром в городе Хабаровск. Он расположен на значительном удалении от промышленно развитых регионов юга Сибири, Урало-Поволжья и Центральной России. Большая часть его территории относится к зоне Севера с характерными для неё суровыми и даже экстремальными природными условиями. ДФО является форпостом России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который соседствует с такими государствами, как Китай, США, Япония и КНДР. А на западе он граничит с Сибирским федеральным округом. Ещё одна очень важная его особенность — широкий выход к морям двух океанов — Северного Ледовитого и Тихого, что позволяет использовать морские коммуникации для организации каботажных перевозок и внешнеэкономических связей и развивать отрасли, связанные с добычей и переработкой морских биоресурсов.
В Дальневосточный федеральный округ включены 9 субъектов РФ: Амурская, Магаданская и Сахалинская область, Камчатский, Приморский и Хабаровский край, Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ, Еврейская автономная область. А его территория совпадает с территорией Дальневосточного экономического района.
Таким образом, ДФО является важнейшим геостратегическим регионом России, обладающим исключительно богатым и разнообразным природно-ресурсным потенциалом, располагающий потенциальными возможностями привлечения капитала и крупнейших товарных потоков, но, где уровни социально-экономического развития субъектов сильно дифференцированы.
Особенность экономики Дальневосточного федерального округа определили следующие факторы: хорошая обеспеченность природными ресурсами, суровые климатические условия, удалённость от регионов Центральной России, выгодное транспортно-географическое положение, связанное с прямым выходом в Азиатско-Тихоокеанский регион, и специфика исторической судьбы. Сельское хозяйство Дальневосточного экономического района развито слабо. На большей части территории, Дальнего Востока развитие получило оленеводство, а в Якутии — коневодство. Главный сельскохозяйственный район Дальнего Востока находится на юге в долине Амура и Уссури. Здесь возделывают яровую пшеницу, рис (в районе озера Ханка), кукурузу, сою, сахарную свёклу, овощи и развито молочно-мясное скотоводство, пантовое оленеводство и звероводство (Приморский край).
Основные транспортные оси Дальнего Востока — Транссибирская железнодорожная магистраль, БАМ, река Лена и Северный морской путь. Огромное значение играет морское хозяйство региона. Крупнейшими морскими портами региона являются Находка, Владивосток, Восточный, Николаевск-на-Амуре, Ванино, Холмск, Магадан, Петропавловск-Камчатский. Для многих отдалённых регионов единственной связью с «Большой Землёй» остаётся авиационный транспорт. Из Дальнего Востока вывозят каменный уголь, руды и концентраты цветных металлов, золото, алмазы, лес, пушнину, рыбу и морепродукты, а ввозят машины, оборудование, товары народного потребления, продукты питания.
В целом регион с благоприятным инвестиционным климатом, имеющий всё для своего экономического развития. ДФО является важнейшим экономическим регионом России. Но, несмотря на уникальные потенциальные возможности развития экономики в Дальневосточном федеральном округе, современное социально-экономическое состояние его нельзя признать благополучным.
Это связано с проблемами, сдерживающими реализацию экономического потенциала Дальневосточного федерального округа.
Главными проблемами являются экстремальные природно-климатические условия, экономическая и инфраструктурная изоляция от остальной части РФ и наиболее развитых российских рынков, очаговый характер расселения с низкой плотностью населения, слабая обеспеченность транспортной и энергетической инфраструктурой, специфичность условий ведения сельского хозяйства, недостаточная степень освоения природных ресурсов, высокая затратность, дотационность и сезонность обеспечения завоза грузов для арктических и северных районов Дальнего Востока, очень серьёзны экологические проблемы.
Основными проблемами, которые необходимо решать в Дальневосточном экономическом районе являются:
проблема китайской миграции на Дальний Восток;
проблема сырьевой направленности,
наличие существенных диспропорций в промышленном развитии территорий;
на всех рынках ДВФО наблюдается разрыв между способностью производить товары и услуги и качеством жизни;
проблема удалённости и изолированности региона,
экономическая оторванность региона от центра России и усиление экономической зависимости от сопредельных стран;
сложная социальная и демографическая ситуация;
слабая транспортная сеть,
достаточно низкий инновационный потенциал у экономики городов ДФО;
слабое развитие финансовой инфраструктуры и высокая финансовая зависимость от федерального бюджета;
реконструкция морского и портового хозяйства,
создание свободных экономических зон.
В связи с важностью проблемы непосредственно китайской миграции на Дальний Восток нами были выделены основные проблемы данного процесса:
- Ксенофобия. Население зачастую настроено категорично против иммигрантов, в связи с чем возникают конфликты основе межнациональной розни. Соответственно, это вызывает дополнительную социальную напряженность.
- Баланс военных сил. По мнению жителей данного региона в отношении военного комплекса, Китай имеет больший потенциал и представляет угрозу для дальневосточных территорий, так как в случае военных действий именно эти земли первыми окажутся в опасности. Обратимся к рейтингу военной мощи стран мира (Global Firepower, GFP) [7, с. 88]. В целом в данном рейтинге рассматривается 106 стран. Первые три позиции, согласно последней версии рейтинга, занимают США, Россия и Китай. Если же сравнивать потенциал китайской армии то, очевидна проблема для России, так как Китай превосходит по нескольким позициям, в том числе по объему ежегодного бюджета на оборону страны [1, с. 89]. Миграционные процессы лишь увеличивают напряженность в данном вопросе в виду того, что позволяют китайским гражданам проникать все дальше в Россию.
- Пограничные спорные территории. Существует ряд территорий, которые неофициальный Пекин считает своими. Данный вопрос достаточно часто всплывает и в отношениях России с другими странами, так как история — предмет относительный и она может быть интерпретирована в зависимости от выгод того или иного субъекта. Дальневосточники боятся повторения вооруженного пограничного конфликта, который имел место на острове Даманский (Женбао) в 1969 г. Миграция лишь увеличивает процент китайского населения в общем объеме, тем самым возможна ситуация, когда оно будет превалировать над русским населением. По нашему мнению, при этой действительности высока угроза проведения референдума на спорных территориях и, соответственно, дальнейшего их присоединения к КНР.
- Выгоды от приграничной торговли. По мнению граждан, проживающих на данных территориях, большую выгоду от торговли между странами получает Китай, так как рынки Дальнего Востока заполнены китайскими продуктами. При этом стоит отметить, что они затрудняют выход на рынок отечественных компаний и усиливают конкуренцию, так как обладают более низкой себестоимостью.
- Захват сельскохозяйственных земель. Аренда земель Дальнего Востока китайскими крестьянами и предпринимателям — это общеизвестная практика: они выращивают сою, овощи и зерновые в Амурской области и Приморском крае. Граждан Китая нередко обвиняют в нерациональной эксплуатации земли, в доведении угодий до истощения — следствие недальновидности местных властей, отдающих участки в краткосрочную аренду. Посевные площади в Амурской области выросли в 2003–2013 гг. на 60 %, а в Приморском крае — на 11,5 % не в последнюю роль за счет привлечения китайского бизнеса и рабочих рук [2, с. 66]. Россияне только начинают осваивать программы поддержки фермерства российского правительства, однако это представляется сложным к осуществлению, так как на начальном этапе ведение сельского хозяйства без субсидий практически невозможно в виду тяжелых природных условий. Приход же крупного инвестора, который был бы способен поднять заброшенные и опустошенные земли должен приветствоваться льготами со стороны государства. Это позволит в действительности заняться импортозамещением. Также необходимо рассмотреть выдачу в аренду земель только на долгосрочный период, что резко бы снизило риск варварского отношения к почве и окружающей природе, долгосрочный инвестор маловероятно будет уничтожать землю, от которой планирует получать прибыль в течение нескольких лет [6, с. 67].
Таким образом, очевидны проблемы миграции со стороны Китайской Народной Республики на Дальний Восток Российской Федерации. Правительству необходимо искать пути их решения. Если сегодня Китай является дружественной страной, поддерживающей Россию на международной арене, все же стоит не забывать историю, доказывающую, что китайцы очень тактичны и могут ударить тогда, когда Российская Федерации не будет этого ждать.
Наличие существенных диспропорций в промышленном развитии территорий. В структуре промышленного производства региона преобладают добывающие отрасли. Парадокс дальневосточной экономики заключается в том, что из-за высоких удельных затрат выгодной является только добыча или самая первичная переработка сырья.
Существующее административно-территориальное деление искусственно сводит в единый округ субъекты разного уровня социально — экономического развития, в том числе, плохо связанные между собой экономически южные районы, расположенные вдоль транспортных магистралей, практически не имеют экономических связей с северными районами.
Достаточно низкий инновационный потенциал у экономики городов ДФО Доля затрат регионального бюджета на ИР, направленных на развитие производства в три раза превышает аналогичную долю затрат ряда регионов Центральной России [4, с. 42].
Слабое развитие финансовой инфраструктуры и высокая финансовая зависимость от федерального бюджета Банковская система ДФО играет крайне незначительную роль в банковской системе Российской Федерации. На всех рынках ДВФО наблюдается разрыв между способностью производить товары и услуги и качеством жизни. Отклонение среднего размера трудовой пенсии от территориального прожиточного минимума; темпы роста тарифов по электроэнергии и теплу на Дальнем Востоке в 2 раза выше темпов роста соответствующих тарифов у западных регионов; стоимость жилищно-коммунальных услуг в ДФО по сравнению со среднероссийскими выше на 73 % при сохранении темпов роста стоимости услуг на уровне РФ.
Итак, можно сделать вывод: Дальневосточный федеральный округ имеет всё необходимое для дальнейшего поступательного социально-экономического развития, поэтому находится как в сфере экономических интересов России, так и в сфере долгосрочных геостратегических приоритетов страны.
Литература:
- Конкуренция и конкурентоспособность хозяйствующих субъектов в отраслях экономики [Текст]: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлениям бакалавриата: 38.03.01 экономика, 38.03.02 менеджмент / [М. Е. Тарасов и др.]; под ред. М. Е. Тарасова; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. авт. образовательное учреждение высш. проф. образования «Северо-Восточный федеральный ун-т им. М. К. Аммосова», Науч.-исслед. ин-т региональной экономики Севера. — Санкт-Петербург: Изд-во Санкт — Петербургского гос. экономического ун-та, 2014. — 362 с.
- Коротаева, Е. А. Региональная экономика и управление [Текст]: учебное пособие / Коротаева Е. А.; М-во образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Удмуртский гос. ун-т», Ин-т экономики и упр., Каф. гос. и муниципального упр. — Ижевск: Удмуртский университет: Изд-во Института экономики и управления УдГУ, 2015. — 99 с.
- Лимарева, Ю. А. Региональная экономика [Электронный ресурс]: учебное пособие / Ю. А. Лимарева, П. В. Лимарев; Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Магнитогорский гос. технический ун-т им. Г. И. Носова». — Магнитогорск: ФГБОУ ВПО «МГТУ», 2016. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM)
- Меньщикова, В. И. Региональная экономика [Текст]: учебное пособие / В. И. Меньщикова, Ю. А. Кармышев, Ю. А. Ермолов; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Тамбовский гос. ун-т им. Г. Р. Державина». — 2-е, испр. и доп. — Тамбов: Принт-Сервис, 2016. — 407 с.
- Никифорова, В. Д. Региональная экономика [Текст]: учебное пособие / В. Д. Никифорова, Ю. Е. Путихин, А. А. Никифоров. — Москва: РИОР: ИНФРА-М, cop. 2016. — 302, [1] с.
- Проблемы управления процессами модернизации современной экономики [Текст]: сборник научных статей по материалам III Международной научно-практической интернет-конференции студентов, аспирантов и молодых ученых / Минобрнауки России, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Майкопский гос. технологический ун-т», Фак. упр., Каф. менеджмента и региональной экономики; [редкол.: Зарубин В. И. и др.]. — Майкоп: Кучеренко В. О., 2014. — 448 с.
- Региональная экономика: тенденции и перспективы развития [Текст]: материалы II очно-заочной международной научно-практической конференции, 16–17 декабря 2014 года, г. Балаково / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования Российский экономический ун-т им. Г. В. Плеханова, Балаковский ин-т экономики и бизнеса (фил.); [редкомис.: Г. Н. Утенков (отв. ред.) и др.]. — Балаково: [б. и.], 2015. — 288 с.
- Региональная политика: зарубежный опыт и российские реалии [Текст] / [Кузнецова О. В. и др.]; под ред. А. В. Кузнецова, О. В. Кузнецовой; Ин-т мировой экономики и междунар. отношений Российской акад. наук. — Москва: ИМЭМО РАН, 2015. — 137 с.
- Региональная экономика и пространственное развитие [Текст]: учебник для бакалавриата и магистратуры: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим направлениям и специальностям: [в 2 т.] / [Лимонов Л. Э. и др.]; под. общ. ред. Л. Э. Лимонова; Высшая шк. экономики нац. исслед. ун-т. — Москва: Юрайт, 2015. — 21 см. — (Бакалавр. Магистр). Т. 1: Региональная экономика. Теории, модели и методы. — 2015. — 396, [1] с.
- Смешко, О. Г. Региональная экономика: факторы развития [Текст]: монография / О. Г. Смешко; Санкт-Петербургский ун-т упр. и экономики. — Санкт-Петербург: СПбУУиЭ, 2014. — 265 с.