Метод пиктограмм как один из способов работы с неречевыми детьми в процессе изучения русских народных сказок | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (136) январь 2017 г.

Дата публикации: 10.01.2017

Статья просмотрена: 1149 раз

Библиографическое описание:

Чуракова, Г. Г. Метод пиктограмм как один из способов работы с неречевыми детьми в процессе изучения русских народных сказок / Г. Г. Чуракова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 645-647. — URL: https://moluch.ru/archive/136/37990/ (дата обращения: 23.12.2024).



Роль сказок в развитии и воспитании детей трудно переоценить. Сказка учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать лжецов и льстецов. Она прививает нравственную культуру, утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость, человеколюбие. Развлекая детей, сказка одновременно воспитывает любовь к природе, окружающим, открывает нравственные горизонты, развивает речь, мышление, логику, расширяет кругозор и дарит необычные эмоции.

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения.

Возможности сказки велики, они позволяют проводить «сказочные занятия» с детьми, у которых различный уровень речевого и интеллектуального развития. Язык сказок ритмичен, слова в них часто зарифмованы, героям даны неожиданные и забавные определения. Простота звукоподражания стимулирует ребенка к повторению упрощенных слов, таким образом, развивается активная речь. Сказка замечательна и тем, что в ней подробно излагается зримая и конкретная схема последовательно выполняемых действий. Это очень важно для ребенка, чтобы усвоить связь между причиной и следствием.

В настоящее время существует множество способов и методик, позволяющих погрузиться в мир сказок, начиная от простого рассказывания сказок, заканчивая театрализованным представлением. Но не все способы оказываются действенными при работе с неговорящими детьми с выраженной степенью интеллектуальной недостаточности. Исходя из этого, воспитатели в работе с такими детьми обращают особое внимание на варианты альтернативной (невербальной) коммуникации, способствующей развитию вышеуказанных детей. Такая система включает в себя целый спектр разнообразных средств, помогающих детям выражать свои мысли и эффективно общаться (реальные предметы, их части и миниатюрные копии, фотографии, рисунки, картинки и т. д.) Наряду с данными средствами одним из действенных методов работы с неречевыми детьми является метод пиктограмм. Пиктограмма — это схематическое изображение различных предметов и явлений, символические изображения, заменяющие слова. Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах: как средство временного общения, когда ребенок пока не говорит, но в перспективе может овладеть звуковой речью; как средство постоянного общения для ребенка, неспособного говорить и в будущем; как средство облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (формирование элементарных представлений и понятий).

Таким образом, использование пиктограмм в процессе изучения русских народных сказок поможет детям выразить накопленный опыт. Корме того, применение пиктограмм способствует снятию речевого негативизма, что также стимулирует стремление к коммуникации. Так как пиктограммы помогают отобразить логический ход событий и выразить необходимые состояния, они незаменимы на этапах беседы по сказке, рассказывания, воспроизведения сказок самими детьми, моделирования похожих ситуаций и решения поставленной задачи.

На первоначальном этапе работы со сказкой предполагается неоднократное эмоциональное рассказывание с использованием наглядных пособий, настольного театра, аудио и видео файлов. В процессе рассказывания происходит идентификация пиктограмм. Дети находят соответствия между героями сказок, предметами, явлениями, действиями, признаками и необходимым набором пиктограмм.

На следующем этапе воспитанникам предлагается беседа по содержанию, включающая разнонаправленные игры и упражнения. Отвечая на поставленные вопросы и решая предлагаемые задачи, дети пользуются пиктограммами. Например, ответом на вопрос: «Кого первым встретил колобок?» — будет пиктограмма «заяц»; «Сколько золотых яиц снесла курочка Ряба?» — пиктограмма «один» (выбирается «один»/«много»); «Что ест заяц?» — пиктограммы «морковь», «капуста»; «Что умеет делать лягушка?» — пиктограмма «прыгать»; «Где живет медведь?» — пиктограмма «лес»; «Кто неправильно повел себя в сказке?» — пиктограмма «медведь» и т. п. Можно составлять логические ряды и цепочки, подбирать группу пиктограмм по заданному признаку. Во время выполнения заданий дети осуществляют выбор нужной пиктограммы из ряда предложенных, что позволяет не только решать поставленные коммуникационные задачи, но и образовательные и воспитательные. Причем для детей открывается возможность действовать самостоятельно и не бояться быть непонятыми, что помогает воспитателю достигнуть успеха в решении коррекционных задач.

Следующим шагом становится построение фраз и предложений с помощью пиктограмм. Сначала дети заканчивают предложенную воспитателем фразу. Например: «Жили-были…» — дети выбирают пиктограммы «дед» и «баба»; «И была у них…» — пиктограмма «курица» и т. п. Затем воспитанники составляют предложения, выбирая пиктограммы в той последовательности, в какой произносятся слова: «Дед бил-бил — не разбил, баба била-била — не разбила» — пиктограммы «дед», «бить», «баба», «бить» и т. п.

Дети соотносят пиктограммы-предметы с пиктограммами-действиями, а также с пиктограммами-признаками. У детей формируется представление о мире, понимание причинно-следственных связей, появляется мотивация и активность, проявление самостоятельности.

Заключительным и самым сложным этапом для неречевых детей в изучении сказок является пересказ. Для этого воспитанникам предлагается карточка с иллюстрацией к сказке и с полем для пиктограмм. С опорой на звуковое сопровождение дети расставляют пиктограммы в необходимой последовательности. Если на этом этапе дети успешно справляются с заданием, то затем можно только задавать наводящие вопросы, полностью не озвучивая сказку. Логическим продолжением данного этапа является театрализованное представление, которое будет способствовать развитию умения работать в коллективе, соотносить свои действия с действиями других членов коллектива и обогащению эмоционального мира ребенка. «Сказка — это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений», сказал В. А. Сухомлинский.

Таким образом, у неречевых детей появляется возможность почувствовать себя полноценным участником общения, обогатить свой внутренний мир и поделиться накопленным опытом. Использование пиктограмм как одной из форм невербальной коммуникации позволяет активизировать деятельность ребенка с интеллектуальной недостаточностью, развивать его когнитивные возможности, создавать ощущение психологической комфортности. Включение описанного метода в работу специалистов, работающих с неречевыми детьми, расширит и обогатит их методический арсенал.

Литература:

  1. Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Я — говорю! — М: Издательство «Дрофа», 2007
  2. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 2–3 лет. — СПб.: Паритет, 2006
  3. Гайдукевич С. Е. Развитие специальной области «Дополнительная и альтернативная коммуникация (ААС)» в Республике Беларусь: международный образовательный проект при участии университетов Швеции, России и Беларуси/ С. Е. Гайдукевич, М. Магнуссон, Л. В. Калинникова, Н. Н. Баль// Спецыяльная адукацыя. 2009. № 2
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, пиктограмма, сказка, интеллектуальная недостаточность, использование пиктограмм, накопленный опыт, средство, театрализованное представление.


Похожие статьи

Метод моделирования как способ обучения дошкольников сочинению сказок

Использование ростовой куклы при организации предметной деятельности с детьми раннего возраста

Использование игровых технологий в процессе обучения младших школьников морфологическим операциям

Применение метода интеллект-карт на логопедических занятиях как способ активизации высших психических процессов у учащихся начальных классов

Использование пиктограмм и визуального расписания при работе с детьми с особенностями развития

Метод проектов как способ организации исследовательской деятельности учащихся начальной школы в процессе изучения лексики

Моделирование как одно из средств развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Английский детский фольклор как средство развития творческих способностей младших школьников

Внеигровой фольклор как основа формирования у младших школьников навыка продуцирования текста

Ментальная арифметика как средство развития познавательных процессов детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Метод моделирования как способ обучения дошкольников сочинению сказок

Использование ростовой куклы при организации предметной деятельности с детьми раннего возраста

Использование игровых технологий в процессе обучения младших школьников морфологическим операциям

Применение метода интеллект-карт на логопедических занятиях как способ активизации высших психических процессов у учащихся начальных классов

Использование пиктограмм и визуального расписания при работе с детьми с особенностями развития

Метод проектов как способ организации исследовательской деятельности учащихся начальной школы в процессе изучения лексики

Моделирование как одно из средств развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Английский детский фольклор как средство развития творческих способностей младших школьников

Внеигровой фольклор как основа формирования у младших школьников навыка продуцирования текста

Ментальная арифметика как средство развития познавательных процессов детей дошкольного возраста

Задать вопрос