Мозаика детской игры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (135) январь 2017 г.

Дата публикации: 11.01.2017

Статья просмотрена: 249 раз

Библиографическое описание:

Крячко, О. О. Мозаика детской игры / О. О. Крячко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1 (135). — С. 464-466. — URL: https://moluch.ru/archive/135/37931/ (дата обращения: 20.12.2024).



Роль — это первое осмысление Я ребенка.

Я.Морено (психолог, социолог)

Для чего дано детство? Особое значение детства заключается в том, что маленький человек решает главную задачу своей жизни — он определяет свое место, свой путь среди людей. И именно для выполнения этой задачи и нужна сюжетно — ролевая игра. Доказано, что в игре успешно развивается личность ребенка, его интеллект, воля, воображение.

Известные психологи Л. С. Выготский и Д. Б. Эльконин доказали, что дошкольника привлекает в основном сфера социальной жизни. Сюжетно-ролевая игра является ведущей для детей от трех до семи лет. В игре дети не только обучаются, но и развиваются. [4, с. 9]

Некоторым взрослым кажется, что ребенок лучше обучается на занятиях. Но специально проведенные исследования показали, что дошкольник иначе усваивает материал, чем взрослый. Для детей характерны эмоциональное переживание, образное мышление, умение интуитивно схватывать смысл ситуации.

Сюжетно-ролевая игра имеет неоценимое значение для интеллектуального развития дошкольника. В ней ребенок впервые начинает различать реальность и фантазию. Развивается способность планировать в уме, предвидеть свои действия и действия других людей, координировать их. Рядом с действительностью строится мир воображаемый. Игра раскрывает для ребенка смысл существования в обществе, смысл общения. Ролевую игру в дошкольном возрасте невозможно заменить какой-либо другой деятельностью.

Сюжетно-ролевая игра имеет определенную структуру. Прежде всего в ней следует различать сюжет и содержание. В сюжете игры отражается широкая сфера жизни, например больница. А содержание игры охватывает только часть этой сферы, например прием больного. Содержание игры с возрастом меняется. Сначала в центре внимания дошкольника находится предмет и возможные действия с ним. Затем на первый план выдвигается роль и ролевые отношения, а игровые действия сокращаются, замещаются словом. Старший дошкольник может придумывать игры с правилами.

Сюжетно-ролевая игра имеет одну особенность — она является для детей свободной деятельностью. Самое главное назначение сюжетно-ролевой игры — социальное развитие ребенка. С первых дней жизни малыш чувствует отношение к себе близких людей. Он учится ориентироваться в ситуации семьи, близких и знакомых людей. Сюжетно-ролевая игра возникает тогда, когда у ребенка появляется желание изменить свою позицию маленького, стать социально значимым лицом, выполнять его действия, совершать его поступки. Мотив игры лежит в социальной жизни взрослых. Исходя из этой позиции, фантазирование — рабочий инструмент игры. Сюжетно-ролевая игра возникла как стремление ребенка приблизить к себе жизнь взрослых людей, идеально сделать их мир своим.

Игра для ребенка — это действие, где можно исследовать окружающий мир. Причем, в игре ребенок не просто воспроизводит различные ситуации из реальной жизни, но и, беря на себя роль, вживается в них, прогнозирует и экспериментирует. Ребенок личным опытом оживляет ситуации, постигает жизненный смысл взятой роли. Игры со свободным сюжетом направлены на выражение чувств ребенка, его представлений о мире и на овладение ролями других людей. Известный психолог В. В. Зеньковский считал, что, прежде чем социальные силы человека будут применяться в реальном мире, они должны пройти фазу свободного проявления в игре.

В игре дети больше действуют, чем говорят. Чтобы понять внутренний мир ребенка, нужно изучить язык игры. В игре дети «говорят» с помощью игрушек, игровых действий. Важная роль в игровом употреблении предметов принадлежит воображению. Ребенок по-новому смотрит на ставший уже привычным предметный мир. Простой зонтик может быть ракетой, а может превратиться в волшебную палочку. Вещь, игрушка, действие с ней могут быть толчком для определения роли.

Как же взрослый может без прямого вмешательства стимулировать игровую деятельность? Для этого необходимо:

‒ создавать эмоционально благоприятные условия для появления игры;

‒ поощрять активность, творчество и самостоятельность детей;

‒ показывать, что педагог понимает и принимает детскую игру без малейшего намека на цензуру, оценку;

‒ создавать условия для возникновения совместных игр, поощряя дружеские взаимоотношения между детьми.

Что делать, если самостоятельной сюжетной игры не возникает?

Ход игры и ее длительность зависят от игрового опыта и степени общей самостоятельности детей. К сожалению, в настоящее время педагоги все больше сталкиваются с тем, что дети не способны самостоятельно развернуть игру, развить сюжет. Если игра не развивается, то взрослый должен наметить стратегию по запуску детской игры. В некоторых случаях можно применить метод скрытой инструкции. Детям в скрытой форме предлагаются новые сюжеты, роли. Например, дети получают посылку из далекой страны от сказочного персонажа, садятся в поезд для путешествия по Африке и т. д.

Дошкольник стремится облюбовать, оборудовать и обжить какое-либо пространство, построить свой собственный маленький мирок. Особенно пригодится мелкая мебель — стулья, пуфики. Строительство необычных жилищ особенно побуждает детей к игре. Стройте с ними пещеры, шалаши, летающие тарелки, космодромы. Удивительно, как ловко дети используют любое пространство — всюду разворачивается детская игра. Диван может превратиться в крепость, которую нужно брать штурмом, а коврики превращаются в лодки, с которых ведется охота на крокодилов и акул. Дети старшего дошкольного возраста склонны к довольно сложной организации пространства. Например, мальчики, имея несколько машин, строят не только гараж, но и станцию техобслуживания, дороги с мостами и разъездами. Воспитатель может при желании детей предложить им дополнить картину — нарисовать дороги, дома, улицы, площади, предоставить материал для изготовления дорожных знаков. Дети погружаются в атмосферу игры, придумывают происшествия на дороге, поломку машины и т. д.

Ребенок берет игрушку и выстраивает систему связей и отношений, в которую входит данная вещь. Например, кукла-мама — это семья, больница, работа, спорт, детский сад, магазин, транспорт. И каждая из названных систем — это целый мир со своим пространством, функциями, человеческими отношениями. Чем старше ребенок, тем сложнее представляемая им область действительности и социальных отношений.

Удерживать и развивать тему игры помогает взрослый. Играя с детьми старшего дошкольного возраста, создавать миры можно с помощью различного материала, рисунков, схем дорог, аэропортов. Но следует помнить, что предметный мир создается не ради самого себя, а для введения ребенка в новую систему отношении с другими людьми, для разыгрывания новых ролей и установления новых отношений между ними.

Существуют возрастные особенности организации пространственной и предметной среды. Чем младше ребенок, тем больше ему нужно игрушек, тем детальнее должно быть организовано пространство. Детям младшего дошкольного возраста необходимо предоставить игрушки для развернутых игровых действий. Детям среднего дошкольного возраста интересна роль и отношения в ней. Поэтому интерес для них представляют костюмы, наряды, разные аксессуары, подчеркивающие не только типичные черты, но и индивидуальность выбранной ими роли.

Чем старше дети, тем больше воображаемых действий они могут произвести. Детям старшего дошкольного возраста интересно менять свои роли и сюжеты игры. Им необходимо иметь характерные атрибуты роли. Старший дошкольник нуждается в пространстве. Детям этого возраста нравится иметь несколько «настоящих» игрушек, максимально реалистичных, с характерными деталями. Это, например, пассажир с чемоданчиком и кошельком; машины известных марок.

Но в любом возрасте сюжетно-ролевая игра начинается с потребности ребенка создать собственный мир и некоторое время существовать в нем.

Следует иметь в виду, что игрушки частично заменяют детям речь. Они должны быть подобраны таким образом, чтобы ребенок мог с их помощью:

а) отобразить в игре окружающую действительность;

б) выразить эмоции и чувства.

Игрушка, по образному выражению А. С. Макаренко, — «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. [1, с.334]

Кроме обычных игрушек, дошкольникам предлагается различный материал, служащий для замещения. Дети подбирают игрушки и материал для игры сами. Это своеобразный творческий поиск. Дети обожают поисковую деятельность. Им можно в качестве сюрприза предоставлять такую возможность. В этом случае время от времени необходимо в неприметном месте выставлять коробку с бросовым материалом, где помещаются колеса разной величины; резиновые, пластмассовые шары, крупные детали приборов и машин, коробочки, поролон и пр. Обычно эти вещи собираются силами родителей. Дети с помощью этого материала создают свои миры или отдельные предметы, игрушки. Но в любом случае такая деятельность активизирует детей, вносит новую струю в игру.

Ролевая игра не требует участия большого количества детей. Она стихийно развивается в небольших группах по два-три ребенка, иногда по пятеро-шестеро детей. Пусковым механизмом игры могут являться интересные события, внутренние переживания.

Слово «игра» — магическое. Оно увлекает в мир нового, еще не познанного ребенком окружающего пространства.

Так давайте играть с детьми! В интересные, яркие игры!

Литература:

  1. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — 10-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2009.
  2. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб.пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений / Г. А. Урунтаева. — М., 2001.
  3. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. М. А. Васильевой. — М., 1986.
  4. Растем играя: Сред. и ст.дошк.возраст: Пособие для воспитателей и родителей / В.А. Недоспасова.- М.: Просвещение,2002.
  5. Короткова Н. А. Сюжетная игра с детьми раннего возраста //Ребенок в детском саду. 2006, № 6
  6. Поздняков Н. А. Менджерицкая Д. В. — Исследователь игры детей дошкольного возраста.//Дошкольное воспитание. — 1995. — № 12.
  7. Шитова Т. П. Развитие фантазии и творчества дошкольников в сюжетно-ролевых играх //Ребенок в детском саду. 2004, № 6
  8. Ожегов С. И. Словарь русского языка. 4-е изд. М.: Азбуковник, 1997
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, сюжетно-ролевая игра, игра, действие, детская игра, игрушка, ролевая игра, роль, старший дошкольный возраст, дошкольный возраст.


Задать вопрос