Проблемы студенческого спорта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №22 (208) июнь 2018 г.

Дата публикации: 05.06.2018

Статья просмотрена: 1841 раз

Библиографическое описание:

Ложкина, О. П. Проблемы студенческого спорта / О. П. Ложкина, Н. П. Ложкина, В. И. Тютюнников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 22 (208). — С. 472-474. — URL: https://moluch.ru/archive/208/50926/ (дата обращения: 16.12.2024).



Увеличение роли и эффективности занятий физической культурой ВУЗах является залогом здорового образа жизни курсантов. Это особенно необходимо в связи с быстро меняющимися условиями жизни на Земле: экологическими, психологическими и физическими.

За счет усложнения учебных программ, постоянного большого потока информации и дефицита времени при минимуме движения студенческий труд становится более интенсивным и напряженным, что часто приводит к гиподинамии и ослаблению общего состояния здоровья. Малоподвижный длительный образ жизни делает организм менее выносливым и психическим стрессам, и является одной с причин возникновения хронических заболеваний.

Для укрепления здоровья и снижения заболеваемости курсантов (студентов) требуется прежде всего расширение пропаганды здорового образа жизни, что включает в себя улучшение спортивной и оздоровительной работы, организацию активного отдыха, и конечно, борьбу с вредными привычками. Первое место в этой работе принадлежит физкультуре и спорту.

Результата многочисленных исследований показывают, что выпускники средних общеобразовательных школ недостаточно информированы о значении физических упражнений для поддержания необходимого уровня работоспособности и их физическая подготовленность недостаточна для обеспечения преемственности программ физического воспитания школы и вуза.

Учебные занятия по физическому воспитанию в вузе не могут восполнить дефицит двигательной активности студентов, обеспечить восстановление их умственной работоспособности, предупредить заболевания, развивающиеся на фоне хронического утомления. Решению этой задачи способствует чередование самостоятельных занятий курсантов (студентов) физическими упражнениями, длительность которых должна составлять не менее 4–6 часов в неделю.

Большинство исследователей в области физического воспитания из многих средств повышения двигательной активности выделяют оздоровительный бег, так как он относится к сильнодействующим физическим упражнениям и является одним из самых доступным и высокоэффективных средств физической культуры.

Известный кардиолог — Н. М. Амосов прямо указывает на четыре основные причины болезней современного человека: переедание, физическая детренированность, психические перенапряжения, отсутствие закаливания. Чтобы быть в хорошей спортивной форме, по его мнению, необходим полный комплекс гимнастики и 20-минутный бег. Именно к такой физической нагрузке и должен постепенно подвести себя каждый самостоятельно занимающий курсант (студент).

Бег и ходьба является самым доступными и эффективными средствами физического воспитания. Они укрепляют суставы, сердечно-сосудистую систему, интенсифицирует дыхания, благоприятно воздействует на нервную систему, нормализует вес тела, повышают выносливость и работоспособность организма.

Оздоровительный бег и ускоренную ходьбу очень полезно включать в конце утренней гигиенической гимнастики перед упражнениями на силу и восстановление дыхания, поскольку они не только способствуют успешной подготовке к сдачи контрольных нормативов, но и развитию общей выносливости- одного из важнейших физических качеств человека, повышая его работоспособность.

Нужно только постоянно помнить, что, несмотря на естественную простоту, бег- сильнодействующее средство физического воспитания. Поэтому одним из важных педагогических требований в занятиях бегом будет постепенность и нарастание нагрузки и систематичность выполнения. Начинать можно с трех занятий в неделю, ежемесячно их количество увеличивать на одно занятие так, чтобы за четыре месяца довести до шести.

Плавание — ценнейший вид физических упражнений. Кроме ярко выраженной оздоровительной направленности, плавание жизненно необходимо. Оно имеет:

‒ большое воспитательное значение,

‒ является хорошим средством моральной и волевой подготовки,

‒ способствуют росту тела.

‒ огромное прикладное значение

Водные процедуры исключительно благотворно воздействуют на организм курсанта, особенно плавание, которое порой оказывает действие лучше лекарств.

Как известно, вода обладает высокой теплопроводностью, и пребывание в ней отлично тренирует механизмы, регулирующие теплоотдачу организма. Занимающиеся плаванием имеют, как правило, лучшую закаленность организма. Они в меньшей степени подвержены простудным заболеваниям, не боятся резкой погоды, сквозняков.

Систематические занятия плаванием развивают ряд ценных физических качеств: выносливость, силу, быстроту, хорошую координацию движений.

Особенно укрепляются мышцы верхнего плечевого пояса, так как они стабилизируют тело при плавании, помогают сохранять его горизонтальное положение на воде.

Занятия плаванием наиболее эффективно тренируют правильный ритм дыхания. Это благоприятно сказывается на увеличении экскурсии грудной клетки и жизненной емкости легких.

Курсанты И. В. Т. при прохождении учебной, производственной практики прямо связаны с водными объектами. Поэтому в условиях нашего высшего учебного заведения плавание занимает важное место. Каждый курсант (студент) должен уметь плавать, должен быть готовым оказать немедленную помощь тонущему.

В системе физического воспитания спортивные игры получили широкое распространение. К числу наиболее популярных в стране спортивных игр относятся: мини-футбол, баскетбол, волейбол, настольный теннис и др.

Каждая спортивная игра имеет свои характерные особенности и оказывает специфическое влияние на организм занимающихся.

В спортивных играх применяются разнообразные движения и действия: ходьба и бег, различные передвижения, метания и удары.

В процессе спортивных игр происходит быстрая смена игровых ситуаций, заставляющих занимающихся принимать срочные решения по оценке действий партнеров по команде и игроков противника. Роль знаний, навыков, умений, двигательных и волевых качеств при этом велика.

Как правило, двигательные навыки у спортигровиков отличаются большой подвижностью и динамичностью. В процессе игры им приходится многократно выполнять передачи мяча, удары и броски по воротам и в кольцо с различных дистанций и различными способами в самых разнообразных условиях.

Взаимопомощь игроков в командных действиях играет большую роль.

Каждая спортивная игра имеет свои правила, и игроки должны их неукоснительно соблюдать.

Занятия спортивными играми воспитывают умение подчинять личные интересы интересам коллектива, взаимопомощь игроков, уважение к партнерам по команде и игрокам, сознательную дисциплину, активность, чувство ответственности, патриотизм.

Большинство спортивных игр развивают скоростно-силовые качества, а относительная мощность выполняемой работы в них различна. Поэтому тренировка в спортивных играх должна быть направлена на достижение оптимального уровня аэробной и анаэробной производительности.

В оздоровительных целях большую пользу приносят занятия спортивными играми на свежем воздухе. Они способствуют укреплению опорно- двигательного аппарата, улучшает обмен веществ, работу всех органов и систем организма.

Спортивные игры являются прекрасным средством активного отдыха после напряженного рабочего дня. Занятия ими положительно влияют на центральную систему, зрительный, вестибулярный, мышечный и другие анализаторы. У спортигровиков увеличивается объемное и глубинное зрение, что благотворно влияет на профессиональное мастерство и помогает в повседневной жизни.

Самостоятельные занятия Ф.К и С помогает курсантам(студентам) ликвидировать недостаток в их двигательной активности, способствуют более успешному освоению вузовской программы.

Статические данные по вузам показывают, что активно занимаются спортом, т. е. регулярно тренируются не только в специальные часы в вузе, но и в свободное время, а также участвуют в соревнованиях 15–20 % курсантов (студентов). Это типичные представители массового студенческого спорта.

Но хотелось бы поговорить и о тех 04–0,8 % курсантов (студентов), которые находятся на орбите большого спорта, пытаясь решить сложную задачу совмещения успешной подготовки избранной профессии с объемной физически и психологически тяжелой спортивной подготовкой в большом спорте.

Поэтому выбирая это путь, молодой человек должен представить себе и объективно оценить все плюсы и минусы такого раздвоения жизненных задач, сопоставив их со своими реальными возможностями.

Являясь по своей сути человеческой дисциплиной, физическая культура направлена на то, чтобы развить целостную личность, гармонизировать ее духовные и физические силы, активизировать готовность полноценно реализовывать свои сущностные силы в здоровом продуктивном стиле жизни, профессионально деятельности, в самопостроении необходимой социокультурной комфортной среды, являющейся элементом образовательного пространства.

Мы рассчитываем, что такая работа будет способствовать повышению оздоровительной грамотности и физической культуры курсантов (студентов).

Конечная цель научного поиска в области оздоровительной физической культуры- дать каждому занимающемуся оптимальный и адекватный его склонностям и возможностям рецепт двигательной активности.

Литература:

  1. Настольная книга учителя физической культуры /Под. ред. Л. Б.Кофмана/.-М.: Физкультура и спорт,2003
  2. Спортивное плавание. Учебник для вузов физической культуры под. редакцией Н. Ж. Булгаковой. Издательство «Физкультура, образование и наука».
  3. Сборник научных трудов под редакцией Российской научно — практической конференции под редакцией Ю. И. Евсеева, Б. А. Кабаргина. Физическая культура, спорт и туризм как фактор воспитания и оздоровления. Ростов-на-Дону. 2002г.
  4. Фичзическая культура: примерная учебная программа для высших учебных заведений//Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию-М., 2004.
  5. Железняк. Ю. Д. Петров. П. К. Основы научно — методической деятельности в физической культуре и спорте: Учебное пособие / Академия -2008г.
  6. Орешкин Ю. А. К здоровью через физкультуру.- М.: Физкультура испорт,1999
  7. Гринько М. Ф. Решетникова Г. С. С помощью движений. М.: Физкультура спорт,1999.
  8. Самостоятельная физическая подготовка учащихся и студентов. Учебное пособие. Ростов-на-Дону.Отвст. редактор. А. И. Бобкин. 2002.
Основные термины (генерируются автоматически): физическое воспитание, двигательная активность, игра, студент, физическая культура, активный отдых, взаимопомощь игроков, оздоровительный бег, спортивная игра, успешная подготовка.


Задать вопрос