Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №1 (135) январь 2017 г.

Дата публикации: 10.01.2017

Статья просмотрена: 1084 раза

Библиографическое описание:

Селина О. А., Семиохина Е. А. "Умные технологии" в социальной сфере // Молодой ученый. — 2017. — №1. — С. 260-262. — URL https://moluch.ru/archive/135/37926/ (дата обращения: 21.05.2018).



В статье раскрывается сущность понятия «умные технологии», обосновывается необходимость перехода к постиндустриальному обществу посредством дальнейшей информатизации и применения высоких технологий в социальной сфере.

Ключевые слова: умные технологии, информатизация общества, технологические парадигмы.

Обработка информации – объективно существующая реальность и процесс, порождающий расширенное воспроизводство знаний. Подобно тому, как ответы на одни вопросы порождают большее количество новых, но более высокого порядка, информация по мере развития человечества накапливалась и увеличивалась, порождая необходимость в разработке более совершенных методов её сбора, хранения, накопления, изменения, защиты и транспортировки [7].

Умные технологии – это название для современных высоких технологий, которым принадлежит высокая степень внутренней самоорганизации, большое количество обратных связей, как положительных, способствующих «разгону» системы и ее последующей эволюции, так и отрицательных, контролирующих систему, не дающих «пойти вразнос», обеспечивающих ее нормальную, ритмичную жизнедеятельность. Примеры умных технологий: умный дом, умный город, умные часы, умный огород и др. [2]

В основе функционирования любой умной технологии, с научной точки зрения, должен лежать ряд принципов, определяющих их качественные и количественные характеристики, а также определять их структуру и модель поведения. Например, любая умная технология должна подчиняться «законам самоуправления», свидетельствующая о наличии внутренней синергии и возможностей самостоятельно обрабатывать максимальное количество внешних сигналов, на основе которых принимать управляющие воздействия.

Заметим, при этом, что такая самоуправляемая система подразумевает сохранение закона перехода количественных изменений в качественное, при котором количество сигнала на входе или выходе системы уменьшается, а качество его растет. Кроме того, чем качественнее сигналы на входе в систему и на выходе, тем выше становится качество управляющего системой лица, принимающего решения.

Все вышеуказанные взаимодействия объединены в 3 основных закона «умных технологий», следствиями которых являются:

1. «Парадигма Тоффлера» - один управленец может обслуживать несколько систем (в режиме разделения времени). В расширенном варианте - «социально-синергическая парадигма»: несколько управленцев могут обслуживать несколько систем. При этом внешняя синергия управления усиливает внутреннюю синергию систем, которые , в свою очередь становятся компонентами «умной» технологии [2].

2. «Парадигма встроенного синхронизма» - умная технология (сумма технологий) в состоянии самостоятельно синхронизировать саму себя за счет внутренней синергии компонентов и внешней синергии управления [2].

С появлением персональных компьютеров происходит существенное изменение понимания роли информации в современной жизни общества. Теперь это новый ресурс, а иногда и способ заработка, «кто владеет информацией, тот владеет миром». О скорости распространения информации свидетельствует и другое общеизвестное высказывание о том, что на одном конце Планеты только подумали о каком-либо действии, на другом конце эту идею уже реализовали [5,7].

Использование информационных технологий в своей деятельности для большинства компаний сегодня – объективная необходимость. Многие показатели оценки качества работников фиксируются различными программами ЭВМ. Одними эта информация используется, другими – нет. Особенность человеческого мозга такова, что чем большее количество альтернатив, и чем большее количество критериев у них, тем сложнее сделать правильный рациональный вывод без помощи средств ЭВМ. Применение последних при этом облегчает выбор ЛПР, но не всегда учитывает другую составляющую – совокупность социальных, экономических и правовых отношений между работниками [6].

Говоря о социальной сфере в контексте применения умных технологий, сложно не отметить тот факт, что она сама является одновременно и объектом и субъектом сферы высоких достижений. Каким бы образом не функционировала социальная сфера – как часть государственной политики протекционизма, или её обеспечение целиком отдано механизму рыночных отношений, а обязанности возложены на организации, фирмы и граждан, или каким-либо другим способом, – от эффективности её функционирования и развития зависят такие показатели, как совокупный человеческий капитал, уровень и качество жизни населения, уровень производительности труда и др. [4]

Примененние высокоинтеллектуальных технологий в социальной сфере стимулирует всё большее использование современных систем поддержки принятия решений, экспертных систем в различных видах экономической деятельности, что приведет к росту теоретической компоненты и породит усиливающийся научный интерес к социальной сфере. В свою очередь, постоянно растущий интеллектуальный потенциал общества будет являться основой для формирования постиндустриальной экономики на начальном этапе, и постиндустриального общества – в его завершающей стадии. Доступность и высокий уровень обслуживания систем на базе «умных технологий» стимулирует возможности информатизации общества в новом ракурсе – процессы доведения информации с помощью средств вычислительной техники сменятся на процессы реализации и разработки одних высоких технологий с помощью или при поддержке уже существующих «умных технологий». То есть налицо усиливающийся эффект спирали нанотехнологического процесса, порождающего открытия всё более нового и нового порядка.

Вместе с тем, для достижения такого синергетического эффекта, необходимо уже на ачальных стадиях выбрать главные ориентиры, определяющие дальнейшие этапы развития. И первым таким ориентиром уже не одно десятилетие является информатизация общества, закладывающая основы тех направлений, речь о которых шла выше.

Одним из изнаправлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, как их принято называть, новых информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания [1].

Процесс информатизации так же затронул и экономические отрасли. Их радикальное усовершенствование и приспособление к современным условиям стало возможным благодаря массовому использованию новейшей компьютерной и теле оммуникационной техники, формирование на её основе высокоэффективных информационно-управленческих технологий. Средства и методы прикладной информатики используются в менеджменте и маркетинге. Новые технологии, основанные на компьютерной технике, требуют радикальных изменений организационных структур менеджмента, его регламента, кадрового потенциала, системы документации, фиксирования и передачи информации [1].

В последнее время модернизации социальной и экономической составляющим общества уделяется значительное внимание. Речь здесь идет не только о проработке определенных механизмов взаимодействия и реализации ряда государственных программ, а скорее об эффекте связанном с их реализацией. Ориентация на экономику знаний для России в этой связи порождает множество различных вопросов в области образования, ибо именно эта сфера является основной «кузницей кадров» нового общества [3].

Применение открытых информационных систем, рассчитанных на использование всего массива информации, доступной в данный момент обществу в определенной его сфе ре, позволяет усовершенствовать механизмы управления общественным устройством, способствует гуманизации и демократизации общества, повышает уровень благосостояния его членов. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала индивида [1].

Фактически, благодаря современным информационным технологиям, процесс получения образования и накоплени человеческого капитала является непрерывным, а его качественная составляющая неуклонно растет. В частности, речь идет не только о повышении доступности многих информационных сред, банков и баз знаний, но и об их качественном наполнении. Сегодня экспертные системы обучают и предоставляют значительные возможности в видах эккономической деятельности в социальной сфере по осуществлению всевозможных функций и операций.

Образовательные технологии - это комплекс дидактических методов и приемов, используемых для передачи образовательной информации от её источника к потребителю и зависящих от формы её представления. Особенностью образовательных технологий является опережающий характер их развития по отношению к техническим средствам. Дело в том, что вне дрение компьютера в образование приводит к пересмотру всех компонент процесса обучения. В интерактивной среде "ученик - компьютер - преподаватель" большое внимание должно уделяться активизации образного мышления за счет использования технологий, активизирующих правополушарное, синтетическое мышление. А это значит, что представление учебного материала должно воспроизводить мысль преподавателя в виде образов. Иначе говоря, главным моментом в образовательных технологиях становится визуализация мысли, информации, знаний. К образовательным технологиям относятся: видео-лекции; мультимедиа-лекции и лабораторные практикумы; электронные мультимедийные учебники; компьютерные обучающие и тестирующие системы; имитационные модели и компьютерные тренажеры; консультации и тесты с использованием телекоммуникационных средств; видеоконференции [1].

Литература:

1. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования./И.В. Роберт – М.: ИИО РАО, 2010. – 140 с.

2. Умные технологии. [электронный ресурс] // Википедия, режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Умные_технологии (дата обращения 03.01.2017)

3. Яковлев А.С. Механизм образовательного процесса и необходимость его совершенствования./А.С. Яковлев.// Вестник ОрелГИЭТ. - №4(14), 2010, С. 127-131

4. Яковлев А.С. Роль экономики и государства в изменении тенденций развития социальной сферы./А.С. Яковлев.// Вестник ОрелГИЭТ. - №2(8), 2009, С. 26-31

5. Яковлев, А.С. Инновационные возможности 3D-технологий в продвижении продукции интернет-магазинов. /А.С. Яковлев, Е.Е. Ставцева. // Научные записки ОрелГИЭТ. Альманах. – Орел.: ОрелГИЭТ, 2011

6. Яковлев, А.С. Применение информационных технологий в принятии управленческого решения/А.С. Яковлев // Молодой ученый, – №18(122), 2016, С.309-311

7. Яковлев, А.С. Суперкомпьютеры мира: новые проблемы, или новые возможности? /А.С. Яковлев, С.П. Курдогло // Молодой ученый, – №6-3(110), 2016, С.46-48

Основные термины (генерируются автоматически): социальной сфере, высоких технологий, Умные технологии, Яковлев А.С, большее количество, информационных технологий, Молодой ученый, «умных технологий», умных технологий, информатизация общества, внутренней синергии, умная технология, возможности информатизации общества, применения высоких технологий, большее количество новых, информатизации современного общества, современных высоких технологий, Примеры умных технологий, Вестник ОрелГИЭТ, Использование информационных технологий.


Ключевые слова

умные технологии, информатизация общества, технологические парадигмы

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос