Библиографическое описание:

Волкова В. О., Казанцева Н. К. Значение социальных услуг в постиндустриальном обществе // Молодой ученый. — 2016. — №12.3. — С. 4-7.



Важной чертой постиндустриального общества является усиление роли и оказания услуг, управление и оценка качества услуг становятся первоочередными. Рассмотрена роль социальных услуг в обществе, классификация услуг по видам и предметы стандартизации социальных услуг.

Ключевые слова: социальные услуги, стандартизация, качество жизни, индекс человеческого развития.

В конце XX века в мире произошел переход к новому типу общества – постиндустриальномуобществу, в экономикекоторого, в результатенаучно-технической революцииисущественногоростадоходовнаселения, приоритетперешёлотпреимущественногопроизводстватоваров к производствууслуг. Постиндустриальнымистранаминазывают, какправило, такие страны, в которыхнасферу услугприходитсязначительноболееполовины валового внутреннего продукта (ВВП). Подэтоткритерийпопадают, в частности, США, Германия, Австралия, Япония, Канада, Россия и др. Сведения о структуре ВВП отдельных стран мира приведены в табл. 1 [1].

Таблица 1

Структура ВВП отдельных стран мира 2013–2014 гг.

Структурные
составляющие ВВП

Россия

США

Германия

Япония

Сельское хозяйство, %

4

1,1

1

1,5

Промышленность, %

36,3

19,5

30

22,8

Услуги, %

59,7

79,4

69

75,4

Относительноепреобладаниедолиуслугнадматериальнымпроизводствомнеобязательноозначаетснижениеобъёмовпроизводства, простообъёмы производстваувеличиваютсямедленнее, чемувеличиваютсяобъёмыоказанныхуслуг.

Одним из признаков высокого качества жизни в цивилизованных государствах является возможность граждан пользоваться системой разнообразных услуг. В настоящее время в мире существует множество различных видов услуг: по сфере деятельности они могут быть – материальные и нематериальные, по характеру предоставления – платные и бесплатные, по назначению – производственные и потребительские, по характеру потребления – услуги для общества, услуги для индивидуального потребления, смешанные услуги, по месту оказания – внутренние и внешние, по форме собственности их производителей – государственные и частные, по отраслевому происхождению – жилищно-коммунальные, бытовые, управленческие, информационные, транспортные, социальные и другие (рис. 1).

В связи с тем, что важной чертой постиндустриального общества является усиление роли и оказания услуг, управление и оценка качества услуг выходят на первый план. Из большого количества разнообразных услуг необходимо особенно выделить социальные услуги, так как они являются неотъемлемым атрибутом любого современного государства.

Социальная услуга – это действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности [2]. Цель этих услуг – содействие, а иногда и непосредственное обеспечение человеку достойной жизни и свободного развития.


C:\Users\admin\Desktop\Для диссертации\Рисунки\Схема виды услуг рис черно-бел.jpg


Термин «качество жизни» появился и получил распространение в пятидесятых годах XX века. Качество жизни можно определить как совокупность показателей общего благосостояния людей, характеризующих уровень материального потребления (уровень жизни), а также потребление непосредственно неоплачиваемых благ. Оценка качества жизни представляет собой процедуру выявления степени соответствия основных параметров и условий жизни человека его жизненным потребностям, а также личным представлениям о достойном, и удовлетворяющем его требованиям уровне жизни с соответствующими параметрами и характеристиками, принятыми за базу сравнения и последующий анализ результатов сопоставления.

Лабиринт Оценка качества жизни представляется исключительно важной для разработки стандартизации качества жизни населения. Многогранность и сложность проблемы качества жизни населения для ее решения вызывает необходимость применения стандартизации, как способа установления определенных правил и характеристик для упорядоченности деятельности. Целостная система стандартов качества жизни может быть использована как метод управления качеством жизни, обеспечивающий комплексность и упорядоченность всех элементов качества жизни.

Для измерения уровня качества жизни населения используется индекс человеческого развития.

Индекс человеческого развития (ИЧР) – это интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории. Он является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов. Индекс был разработан в 1990 году группой экономистов во главе с пакистанцемМахбубом-уль-Хаком; его концептуальная структура была создана благодаря работе Амартии Сена. Индекс публикуется в рамках Программы развития ООН в ежегодных отчётах о развитии человеческого потенциала с 1990 года.

При подсчете индекса человеческого развития учитываются три группы показателей (рис. 2) [5].

К данным группам относятся следующие показатели:

1. Ожидаемая продолжительность жизни и уровень здравоохранения – оценивает долголетие.

2. Доступность образования, уровень грамотности населения страны (среднее количество лет, потраченных на обучение) и ожидаемая продолжительность обучения.

3. Уровень жизни, оценённый через валовой национальный доход на душу населения по паритету покупательной способности в долларах США.

C:\Users\admin\Desktop\Для диссертации\Рисунки\Рис 2 ИЧР черно-бел.jpg

Рис. 2. Индекс человеческого развития

Инструментом обеспечения качества жизни является система технического регулирования, принятая в обществе.

Качество продукции и услуг совершенствуется под воздействием объективных факторов, важнейшим из которых является улучшение материальных и культурных условий жизни людей и возрастание их потребностей. На современном этапе существенно расширяются возможности экспорта, а мировой рынок требует, главным образом, высокого качества продукции и предоставляемых услуг. В этих условиях актуально применение стандартов, гармонизированных с международными требованиями.

Литература:

  1. Суровцева Е. Ю. Трансгенные культуры как новый инструмент создания глобальной экономической зависимости / Е. Ю. Суровцева // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 1. С. 151–155.
  2. О техническом регулировании [Электронный ресурс]: федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ. Режим доступа: http://www.cntd.ru.
  3. ГОСТ ISO / IEC 17000–2012. Оценка соответствия. Словарь и общие принципы [Электронный ресурс].Режим доступа: http://www.cntd.ru.
  4. Новикова М. А. Стандартизация системы социального обслуживания населения – путь повышения эффективности / М. А. Новикова, Н. А. Тарасова [Электронный ресурс]// Институт экономики и социальной политики. Режим доступа: http://www.inesp.ru.
  5. Программа развития ООН: Индекс человеческого развития в странах мира в 2013–2014 гг. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий: информационно-аналитический портал. Режим доступа: http://gtmarket.ru.

1

Основные термины (генерируются автоматически): качества жизни, человеческого развития, качества жизни населения, Индекс человеческого развития, Оценка качества жизни, оценка качества услуг, индекс человеческого развития, ВВП отдельных стран, чертой постиндустриального общества, условий жизни, высокого качества жизни, социальных услуг, стандартизации качества жизни, уровня жизни, Режим доступа, уровня качества жизни, стандартов качества жизни, отдельных стран мира, проблемы качества жизни, элементов качества жизни.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос