В статье проведена классификация теневых финансовых потоков в соответствии с направлениями их распространения (криминальные, скрытые и неналоговые). Выявлены особенности теневых финансовых потоков, формируемых по каждому из указанных направлений, оценены причины и экономические последствия их возникновения и распространения. Показаны каналы взаимосвязей финансовых потоков, циркулирующих в трех сферах теневой экономики, с легальной частью экономической системы. Представлена оригинальная схема финансовых потоков между легальной и различными сферами теневой экономики. Сформулированы рекомендации по минимизации теневых финансовых потоков в современных национальных хозяйственных системах.
Ключевые слова: теневые финансовые потоки, финансовый мониторинг, криминальная экономика, скрытая экономика, неналоговая экономика
Идентификация источников теневых финансовых потоков, их ранжирование по степени негативных последствий для экономики и социальной системы являются важнейшими предпосылками эффективного противодействия противозаконным действиям. Проанализируем источники теневых финансовых потоков в криминальной, скрытой, неналоговой сферах теневой экономики.
В криминальной сфере источниками финансовых потоков являются:
– денежные средства, добываемые разбоем, грабежами, вымогательством, торговлей людьми;
– средства, получаемые при торговле оружием от незаконных вооруженных формирований, в том числе повстанческих движений, а также террористических групп, бандитских группировок, лиц, стремящихся иметь незарегистрированное оружие;
– средства, полученные в результате обмена фальшивых денег на настоящие;
– безналичные деньги, украденные с платежных карт;
– средства государственных и муниципальных бюджетов, незаконно присвоенные и переведенные на счета коммерческих структур и специально созданных фирм-однодневок.
Важно отметить, что значительный поток финансовых ресурсов циркулирует непосредственно в криминальной экономике. Этот поток обеспечивает перераспределение ресурсов внутри преступного сообщества. Движение этих ресурсов связано с накоплением специальных фондов для поддержки членов преступного сообщества после освобождения из мест заключения, богатства главарей, выплат рядовым членам сообщества, подкупа должностных лиц.
Увеличение этого финансового потока происходит в результате расширения преступной деятельности. Его источником также являются ресурсы, незаконно поступающие в криминальную сферу от подконтрольных криминалитету банков и компаний.
Минимизация этого потока означает уменьшение финансовой базы преступной деятельности. Эта задача должна решаться путем повышения государственного контроля за налично-денежным оборотом и операциями с ценными бумагами, выявления бизнес-структур, связанных с преступными группировками, широкого международного обмена информацией о деятельности преступных сообществ [2].
В сфере криминальной экономики финансовые потоки осуществляются как в наличной, так и в безналичной формах. При этом современной тенденцией является увеличение безналичной части этого оборота. Данная тенденция предопределяется расширяющейся практикой установления криминальными группировками контроля над банками и компаниями, а также учреждением ими собственных бизнес-структур, финансирующих преступную деятельность [9].
В условиях открытой, глобальной экономики деятельность финансовых учреждений, подконтрольных национальным и международным преступным группировкам, является основой транснационализации криминальной экономики. Ее важнейшим элементом становится криминальная финансовая система, обеспечивающая трансграничные финансовые потоки. В такую систему входят международные банки, инвестиционные фонды, брокерские конторы, страховые компании.
Большую угрозу для международного сообщества представляет возможность использования в рамках криминальной финансовой системы частных платежных систем. Их применение резко снижает эффективность государственного контроля за теневыми финансовыми потоками.
В этой связи особую актуальность приобретает совершенствование международных стандартов функционирования платежных систем, позволяющих отслеживать подозрительные платежи, противодействовать использованию платежных систем как элемента международной криминальной финансовой системы.
Таким образом, формирующиеся в криминальной финансовой системе финансовые потоки составляют:
1) денежные средства, добываемые преступными сообществами;
2) средства от подконтрольных преступным сообществам бизнес-структур;
3) средства от бизнес-структур, непосредственно учрежденных преступными сообществами.
Наиболее эффективный метод определения финансовых потоков, входящих в криминальную финансовую систему, — выявление среди сотрудников финансовых учреждений лиц, связанных с криминальными сообществами, а также попыток членов этих сообществ установить контакты с сотрудниками финансовых учреждений [5]. Еще одним методом определения криминального характера перевода денег и идентификации теневого финансового потока является анализ экономической обоснованности сделки, соответствия перевода денег передаче определенных прав, в том числе прав собственности на объект сделки.
К финансовым потокам, исходящим из сферы криминальной экономики, относятся перечисления средств в легальные, не связанные с преступными группировками финансовые учреждения с целью отмывания доходов, полученных незаконными способами.
Идентификация этих потоков существенно усложняется наличием международной криминальной финансовой системы, ее способностью использовать частные платежные системы [6]. Тем не менее установление действенного контроля за такими системами, тщательное отслеживание подозрительных сделок, контроль за оборотом денежной наличности позволяют обеспечивать противодействие финансовым потокам из криминальной сферы теневой экономики в легальную финансовую систему.
Специфическим элементом криминальной сферы теневой экономики являются хищения средств государственного и муниципальных бюджетов, а также фондов государственного социального страхования. Кража бюджетных ресурсов чаще всего осуществляется путем их перечисления на счета компаний, обязанных по договорам с государственными структурами провести соответствующие работы или оказать услуги. Но в действительности такие работы не проводятся, а услуги не оказываются. Выделенные на их оплату ресурсы чаще всего переводятся на счета фирм- однодневок. Осуществляется их обналичивание под фиктивные договоры об оказании консультационных, информационных, маркетинговых услуг.
Еще одним незаконным способом получения дохода от использования бюджетных ресурсов является размещение их на банковских депозитах. В этом случае организаторы незаконных сделок получают процент по депозитам. Они также могут договариваться с сотрудниками банка о перечислении процентного дохода на счета фирм-однодневок.
На практике отмечались случаи хищений средств фондов обязательного социального страхования, в том числе медицинского и пенсионного, путем перечисления их в мелкие банки, находящиеся в предбанкротном состоянии [1]. Далее перечисленные средства переводились на счета фирм-однодневок, а банки заявляли о банкротстве.
Основными предпосылками хищения средств из бюджетной системы являются отсутствие эффективной системы государственного и муниципального контроля, а также коррупция. Действенная система контроля за расходованием бюджетных ресурсов предполагает проведение текущего контроля за совершаемыми платежами, проверку их обоснованности, мониторинг финансового состояния бизнес-структур, получающих средства из бюджетной системы за проводимые работы и оказываемые услуги.
Повышение качества финансового контроля за расходованием бюджетных средств может быть обеспечено расширением полномочий ревизионных органов. Возможно введение двойного подчинения руководителей ревизионных органов распорядителям бюджетных ресурсов и Счетной палате.
Скрытая сфера теневой экономики включает производство и реализацию товаров, оказание услуг, не включаемых в бухгалтерскую отчетность. Соответственно, получаемый в данной сфере доход полностью присваивается организаторами и участниками такой деятельности.
Непосредственно в этой сфере циркулируют теневые финансовые потоки, связанные с приобретением сырья и материалов для обеспечения такой деятельности. Причем такие финансовые потоки обслуживают функционирование как основного, так и оборотного капитала. Это связано с тем, что в анализируемой деятельности используются станки и оборудование, формируются производственные запасы, а также запасы готовой продукции. Для расширения деятельности в скрытой сфере теневой экономики может использоваться не только собственный капитал ее непосредственных организаторов, но и заемный капитал, в том числе привлекаемый в криминальной экономике [10]. Последнее означает, что скрытая сфера теневой экономики может расширяться в процессе криминализации экономической системы и тесно с ней взаимодействует.
Субъекты скрытой сферы теневой экономики ограничены в возможностях приобретения машин, оборудования, сырья, материалов в сфере легальной экономики. Поэтому их деятельность связана с покупкой продукции, созданной в рамках аналогичной деятельности других бизнес-структур или похищенной в легальной экономике. Следовательно, деятельность субъектов скрытой экономики поощряет кражи и производство неучтенной продукции, инициирует активность криминальных структур.
В рамках скрытой сферы теневой экономики финансовые потоки формируются в наличной форме. Исходящий финансовый поток из этой сферы в легальную экономику также образуется в наличной форме. Он используется для приобретения сырья и материалов, оборудования на мелкооптовых складах, реализующих свои товары за наличные. Поэтому расширение безналичного денежного оборота способно создать трудности для деятельности в скрытой сфере теневой экономики и способствовать снижению ее масштаба [8].
Реализация товаров и оказание услуг субъектов скрытой сферы теневой экономики в легальной экономике предопределяют формирование финансового потока. Следовательно, денежные ресурсы из легальной сферы перемещаются в нелегальную.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что существуют финансовые потоки, направленные из скрытой в криминальную сферу теневой экономики, а также финансовые потоки, направленные из криминальной сферы в скрытую. Основной финансовый поток, обеспечивающий деятельность в скрытой сфере, направлен в нее из легальной экономики. Поэтому ведущими направлениями противодействия финансовым потокам в скрытой сфере теневой экономики являются обеспечение полного учета продукции на легальных торговых предприятиях, использование кассовых аппаратов на неорганизованных рынках потребительских товаров, расширение сферы безналичных расчетов.
Теневые финансовые потоки, формирующиеся в неналоговой сфере нелегальной экономики, имеют существенную специфику по сравнению с финансовыми потоками в других сферах такой экономики. Их источником являются денежные ресурсы легальной экономической деятельности, поступающие в теневую экономику и подвергаемые впоследствии процедуре отмывания. В неналоговой сфере фактически происходит хищение средств, предназначенных для функционирования бюджетной сферы, в частности инфраструктуры. Такие хищения принимают форму уклонения от налогов и сборов и осуществляются путем заключения фиктивных договоров. В данном случае притворные сделки позволяют увеличить затраты компаний и сократить налогооблагаемую прибыль. В этих целях наиболее часто используются договоры на оказание информационных и консультационных услуг [4]. Их притворное исполнение не связано с составлением соответствующей отчетной документации.
Одновременно с заключением фиктивного договора на оказание таких услуг и подписанием актов сдачи-приемки фирмы-однодневки выдают противоположной стороне фиктивные счета-фактуры по НДС. Их наличие позволяет компаниям, заключающим фиктивные договоры, зачитывать НДС в установленном порядке. Поэтому результатом обналички через фирмы-однодневки является рост задолженности бюджета по переданному (выплаченному) при получении услуг (в данном случае фиктивных) налогу на добавленную стоимость. Но при обналичивании через фирмы-однодневки компания-заказчик по негласной договоренности получает в обмен на перечисления безналичных средств наличные деньги за минусом комиссии в 3,5–5,0 %.
Следовательно, при притворной сделке по обналичиванию компания-заказчик:
1) увеличивает затраты, снижая налогооблагаемую прибыль;
2) получает в наличных деньгах сумму, равную этим затратам;
3) получает сумму, равную НДС;
4) имеет возможность зачесть НДС в установленном порядке как переданный при оплате услуг.
Соответственно, потери государства в результате заключения притворных договоров включают суммы налога на прибыль и НДС.
Очевидно, что такие сделки становятся возможными вследствие допуска фирм- однодневок к наличным деньгам в банковской системе. Наличие такого доступа — проявление коррупции в банковских учреждениях. Ее предпосылка — широкий доступ банковских структур к денежной наличности, бесконтрольность ее выдачи при поступлениях на счета фирм-однодневок безналичных ресурсов без проверок экономического содержания оплачиваемых услуг и обоснованности совершаемых платежей.
Поступление денежных ресурсов в безналоговую сферу теневой экономики предполагает их последующее отмывание и возвращение в легальную экономику. Но существенный объем ресурсов остается в нелегальной экономике. Это прежде всего касается доходов учредителей фирм-однодневок и коррупционеров в банковском секторе. Существенный объем таких средств конвертируется в иностранную валюту и переводится за границу, составляя значительную часть общего оттока капитала из России [3].
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о взаимосвязях финансовых потоков, циркулирующих в трех сферах теневой экономики.
Схема финансовых потоков между легальной экономикой и тремя сферами теневой экономики, а также между этими сферами представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Схема финансовых потоков между легальной экономикой и тремя сферами теневой экономики, а также между этими сферами
Криминальная сфера теневой экономики присваивает ресурсы легальной экономики. Следовательно, финансовый поток направлен из легальной экономики в криминальную. При отмывании денег, полученных преступным путем, формируется финансовый поток из криминальной сферы теневой экономики в легальную экономику.
В криминальную сферу поступает финансовый поток из скрытой сферы теневой экономики. Его источники — доходы компаний, контролируемых преступными группировками, а также плата за «крышевание» — защита нелегальных бизнес-структур от прочих преступных группировок [7]. Определенный поток финансовых ресурсов поступает из криминальной сферы в скрытую в виде вложений в развитие производства. Такие вложения могут иметь форму займов. Из неналоговой сферы в криминальную направлен финансовый поток, формирующийся из доходов от незаконного обналичивания. Из криминальной сферы в неналоговую поступает наличность, обмененная на безналичные средства в банковских учреждениях, подконтрольных преступным группировкам.
Вывод
Неналоговая сфера получает ресурсы из легальной экономики. Происходит формирование соответствующего денежного потока. Но обналиченные, т. е. выведенные из легального оборота, средства тратятся их держателями в легальной экономике. Следовательно, финансовый поток направлен из неналоговой сферы в легальную экономику.
Аналогичные взаимосвязи складываются между скрытой сферой теневой экономики и легальной хозяйственной системой. Скрытая экономика оплачивает ресурсы, поступающие из легальной экономики, и реализует ее участникам производимые товары, а также оказывает им услуги. Как отмечалось, скрытая сфера обменивается финансовыми потоками с криминальной сферой.
Финансовый поток из неналоговой сферы в скрытую образуется за счет ресурсов, полученных в первой из этих сфер при обналичивании и направляемых для расширения незаконной деятельности во второй сфере. Но отсутствует финансовый поток из скрытой сферы в неналоговую вследствие специфики этих сфер теневой экономики.
Обнаруженные взаимосвязи между финансовыми потоками легальной экономики, а также криминальной, скрытой и неналоговой сфер теневой экономики способны сыграть важную роль в ходе разработки эффективного механизма противодействия теневым финансовым потокам в современной экономической системе.
Литература:
- Басс А. Б., Каратаев М. В. Основы управления риском вовлечения банка в процессы легализации преступных доходов // Финансы и кредит. — 2010. — № 26 (410). — С. 29–38.
- Волков И. И., Скареднов Е. В., Шкарбаненко К. В. Макроэкономическое регулирование и финансовые потоки корпораций. — М.: Ваш полиграфический партнер, 2014.
- Дадалко В. А. К вопросу противодействия теневой экономике в системе обеспечения экономической безопасности России / / Вестник Академии экономической безопасности МВД России. — 2010. — № 6. — С. 145–155.
- Дэвис С., Хенрексон М. Налоговые эффекты для деловой активности, взаимосвязей промышленных секторов и объема теневой экономики: опыт развитых стран // Рабочая бумага Национального бюро экономических исследований (NBER). — 2004. — № 10509.
- Киселев И. А. Борьба с отмыванием преступных доходов: практическое пособие для сотрудников правоохранительных органов. — М.: ИД «Юриспруденция», 2010.
- Морозов А. В. Использование финансового анализа для целей противодействия отмыванию доходов и финансирования терроризма // Финансы и кредит. — 2008. — № 34 (322). — С. 60–64.
- Репецкая А. Л. Организованная преступность. Теневая экономика. Криминальный рынок России: монография. — М.: Юрлитинформ, 2010.
- Селезнев А. З. Стратегический инвестиционный контроль // Экономист. — 2007. — № 12. — С. 3–13.
- Слепов В. А., Чекмарев В. Е. Сущность теневых финансовых потоков и факторы их формирования в современной экономике / / Деньги и кредит. — 2016. — № 2. — С. 50–53.
- Шнайдер Ф. Теневая экономика и коррупция в мире: что мы действительно знаем об этом? / / Рабочая бумага боннского Института труда (IZA). — 2006. — № 2315.