Экономические аспекты теневых схем легализации доходов, полученных незаконным путем с использованием ценных бумаг | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №22 (364) май 2021 г.

Дата публикации: 27.05.2021

Статья просмотрена: 554 раза

Библиографическое описание:

Зуева, В. С. Экономические аспекты теневых схем легализации доходов, полученных незаконным путем с использованием ценных бумаг / В. С. Зуева, А. А. Маринин, М. В. Зосько. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 194-198. — URL: https://moluch.ru/archive/364/81596/ (дата обращения: 17.12.2024).



Теневые процессы в финансовой сфере и криминализация национальной экономики влияют в негативном ключе на конкурентоспособность нашей страны и в конечном итоге способствуют снижению привлекательности инвестиционного потенциала России. В мире уже давно правит процесс глобализации, который затрагивает все сферы жизни стран, в том числе и финансовые рынки. Глобализация как процесс постепенно снимает ограничения на мировых рынках и в международной торговле, влечет за собой стирание внутренних и внешних границ между странами, обезличивание каналов и источников криминального капитала. Все коррупционные схемы легализации (отмывания) денег становятся незаметными и запутанными. На сегодняшний день достаточно сложно проследить весь путь поступления нелегальных денег, начиная от места получения дохода и заканчивая, обналичиваем денежных средств. В результате глобализации теневые финансовые процессы интернационализируются.

Рынок капитала постоянно наращивает свои обороты и его эффективность растет, появляются и используются новые и высокотехнологичные финансовые инструменты, что дает возможность недобросовестным организациям и частным лицам легко и беспрепятственно осуществлять движение огромным сумм нелегальных денежных средств. Это происходит как на внутренних рынках стран, так и на международных рынках. Это объясняется существующими значительными пробелами в области национального и международного законодательства, а также отсутствием достаточного контроля за движением денежных средств, что позволяет быстро и без особых усилий обходить закон на всех уровнях.

Как оценивают эксперты МВФ (мирового валютного фонда), каждый год в среднем в мировой финансовой системе происходит отмывание денежных средств, добытых незаконным путем, на общую сумму от 500 миллиардов до 1,5 триллионов долларов США, что приравнивается к 2–5 % мирового валового продукта. Теневые процессы легализации преступных (криминальных) доходов давно уже вышли на международный уровень [1].

Сегодня существуют многочисленные криминальные группировки, которые используют все более новые и усовершенствованные способы и приемы легализации преступных доходов. Все схемы по отмыванию денег постоянно модернизируются, применяются высокотехнологичные инструменты. Криминальные группы не имеют возможности действовать обособленно в финансовой системе, они вовлекают в свои противоправные действия всевозможные промежуточные звенья-организации — банки, аудиторские компании, кредитные учреждения, коммерческие компании и другие организации.

Под легализацией денежных средств или отмыванием денежных средств понимают финансовый процесс, состоящий из большого количества участников, целью которого является превращение доходов, полученных незаконным путем во вполне прозрачные и законные доходы (инвестиции) при помощи определенных нелегальных, противоречащих закону, финансовых операций [2]. Финансовые эксперты часто сравнивают этот процесс с понятием «стирки». Любой процесс стирки состоит из нескольких промежуточных стадий: стирка, отжим, сушка. Процесс «отмывания денег» по мировому опыту и практике также можно сравнить с обычным процессом «стирки».

К основным стадиям процесса «отмывания денег» относят: 1) непосредственно «стирку», когда теневые доходы входят в оборот, в какую-либо финансовую систему; 2) «отжим», на этой стадии создается несколько слоев, которые служат прототипами законного обращения денежных средств, для отвлечения внимания и запутывания; 3) «сушка», на этой заключительной стадии происходит интеграция денег посредством вложения их в различные организации финансовой и нефинансовой сферы [3]. Как показывает практика, очень часто для отмывания денег недобросовестные участники рынка используют банки, в арсенале которых лежат безграничные возможности по проведению различных операций с денежными средствами.

Одной из сфер процесса легализации денег, добытых преступным путем, является РЦБ (рынок ценных бумаг). Эта ниша все более и более завоевывает внимание криминальных группировок, так как отличается относительной простотой условий торговли, отсутствием тотального контроля за всеми операциями, связанными с валютой, а также характеризуется разнообразием операций и возможностью осуществлять операции при помощи электронных торгов, что стирает национальные границы.

Фондовый рынок представляет собой рынок ценных бумаг, на котором работают только профессиональные участники, имеющие специальное разрешение и полномочия для осуществления такой деятельности [4]. Данным лицам запрещено проведение некоторых денежных операций, а частности, у них отсутствуют полномочия на принятие наличных денежных средств, которые могут служить в качестве оплаты за сделки с ценными бумагами. Согласно общим правилам, участники рынка обязаны совершать операции с ценными бумагами только по безналичному расчету. Однако, и эксперты, и сотрудники различных спецслужб полагают, что денежные средства на фондовый рынок с целью их легализации поступают именно в форме наличности. Это позволяет в многочисленных схемах «отмывания денег» рассматривать фондовые рынки как первичные ступени на пути легализации денежных средств. Вопреки действующим нормам в финансовом законодательстве, действующим ограничениям, брокеры принимают денежные средства в наличной форме, нарушая установленные правила и нормы, действуя противозаконно, что вовлекает их в преступную схему, и они автоматически становятся участниками преступной группировки.

В некоторых случаях, процесс отмывания денег на фондовом рынке может быть связан с целью получения очень больших доходов. Существует и такая схема, при которой, посредством манипуляций с акциями и ценными бумагами, а частности с их котировками, происходит незаконное обогащение денежных средств. Процесс может выглядеть следующим образом, криминальная группировка быстро регистрирует и создает некое предприятие, осуществляющее хозяйственную деятельность, при этом большая доля акций данного предприятия, сосредотачиваются в руках этой группировки. Затем целенаправленно в средства массовой информации запускается новость о том, что предприятие начало осуществлять свою деятельность, оглашается информация о роде и виде деятельности новоиспеченной компании, зачастую для того, чтобы подогреть интерес общества к акциям предприятия разглашается информация о том, что данная компания выпускает уникальный и высокотехнологичный продукт, который в будущем обязательно приведет к фантастической прибыли. В итоге таких манипуляций курсовая стоимость акций компании резко возрастает, востребованность акций находится на самых пиках, акции искусственно взвинчиваются вверх. В такой схеме могут принимать участие несколько брокеров и юридических компаний.

Преступная группировка дожидается момента максимальной цены на акции «искусственного» предприятия, как только такой момент наступает, брокерам дается указание на продажу всех акций данного предприятия. Эта схема позволяет преступникам скрыть каналы и источники первоначального поступления капитала, а такие операции лишь еще больше запутывают всю схему, в результате спекуляций на рынке образуется совершенно прозрачный легальный капитал в виде очень крупных сумм, который естественно сразу же легализуется.

Небанковские финансовые организации нашей страны представляют собой один из многочисленных каналов с разветвленной сетью валютных, товарно-сырьевых и фондовых бирж, страховых фирм и пенсионных фондов, инвестиционных фондов и аудиторских компаний, управляющих и лизинговых компаний по отмыванию капиталов, добытых преступным путем.

Все более возрастающая популярность этого финансового сектора объясняется глубокой интегрированностью нелегальных каналов в кредитную систему России, высокой степенью запутанности многочисленных трансакций, достаточно лояльным и нежестким как в банковской сфере законодательством, а также отсутствием должного надзора и контроля со стороны государственной власти в сфере банковского сектора.

На территории Российской Федерации свою роль в этом сыграл и исторический фактор. Рынок ценных бумаг относительно новая сфера для финансовой системы страны, все процессы и механизмы по контролю еще не налажены, есть много недостатков и упущений, как на законодательном, так и на исполнительном уровне. Так, в течение более десяти лет, финансовый сектор, а частности рынок ценных бумаг в России подчинялся большому и одновременно разнообразному количеству государственных ведомств и организаций. Каждое ведомство, которое курировало данное направление, выпускало собственные нормативные акты и распоряжения. В результате и с течением времени накопилось большое количество нормативной документации, противоречащей друг другу, не выработан единый механизм контроля в этой области.

Данное обстоятельство послужило хорошим стимулом для криминальных группировок, что позволило им удобно и быстро проводить любые операции на рынке ценных бумаг. В нашей стране мало кто задумывался о том, откуда взялись средства на возникновение и строительство многочленных торговых компаний, брокерских фирм, торговых домов и других финансовых организаций, которые учреждали все новые и новые фондовые биржи в России. Государственные учреждения и ведомства в сфере финансовой безопасности никогда не отслеживали информацию о том, кто в конечном итоге размещает у брокеров и дилеров заказы на покупку и продажу ценных бумаг на фондовой бирже.

Сегодня на мировых рынках существуют как солидные инвестиционные компании, добросовестные участники рынка, так и криминальные инвестиционные компании, занимающиеся незаконной деятельностью по легализации доходов — андеррайтингом, то есть комплексом услуг по выпуску и размещению ценных бумаг для эмитента; аналитикой рынка ценных бумаг; процессами создания новых финансовых продуктов или модификации уже имеющихся; скупкой акций искусственно созданных акционерных обществ по поступившим заявкам, управлением активами, поиском финансовых активов для клиентов и иной деятельностью.

ФАТФ (Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег) рекомендовано на постоянной основе и ежегодно странам, которые участвуют в мировой финансовой системе регулярно проводить оценку своих рисков легализации (отмывания) денег, а также оценку рисков финансирования терроризма [5]. Целью данных рекомендаций является создание и формирование на национальном уровне у каждой страны и в мировой финансовой системе в целом, эффективной защиты, в виде собранной и накопленной информации о существующих и возможных рисках и угрозах финансовой системы и экономики стран. Так, Росфинмониторинг проводит ежегодный публичный отчет о проведении НОР (национальной оценки риска) легализации (отмывания) преступных доходов.

Согласно данному отчету, Росфинмониторингом по специальной методике оценен риск использования рынка ценных бумаг в нашей стране в схемах легализации преступного обналичивая денежных средств. В качестве одного из факторов уязвимости при использовании рынка ценных бумаг выступает возможность профессиональных участников рынка проводить расчеты с использованием ценных бумаг с отсрочкой платежа (векселей), а в частности товарных векселей, что значительно затрудняет возможность установления связи между покупателем и продавцом [6].

Наиболее уязвимы с точки зрения вовлечения в противоправную деятельность небольшие компании, работающие в этом финансовом секторе. Под видом сделок с ценными бумагами, денежные средства, имеющие сомнительное происхождение, могут быть незаметно выведены за рубеж. Банком России в настоящее время проводится целый ряд мероприятий и мер, которые позволяют вывести с фондового рынка большое количество недобросовестных участников. Анализ Росфинмониторинга показал, что фондовый рынок сегодня имеет повышенную степень риска, на фоне умеренного и низкого риска по остальным механизмам отмывания денег [6].

В последнее время наблюдается тенденция превращения фондового рынка в инструмент легализации денежных средств, хотя раньше такую роль выполняли традиционно банки. Число подозрительных сделок на рынке растет, в связи с чем участникам рынка Центральным Банком Российской Федерации предписано контролировать сделки и отбирать лицензии у брокеров за нарушения законодательства. В России фондовый рынок набирает обороты и постепенно растет, одновременно с этой тенденцией участились случаи мошенничества профучастниками рынка, совершающими операции по сделкам.

Все незаконные действия профессиональных участников рынка подпадают под действие Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Подобные сделки выявляются ЦБ РФ, когда с ликвидными бумагами на рынке акций через случайные организации проводятся операции на крупные суммы, сопоставимые с оборотами крупных брокерских компаний. В таких случаях ЦБ РФ проводит анализ подозрительных операций, которые могут осуществляться для отмывания доходов преступным путем. Информацию о результатах внутреннего контроля ведомство рекомендует включать в отчет профучастника рынка ценных бумаг, также ЦБ считает необходимым пересматривать правила внутреннего контроля участников рынка для актуализации критериев выявления и признаков необычных сделок.

За последние годы ЦБ РФ отозвало лицензии у более 30 брокерских компаний, заподозренных в отмывании средств через фондовый рынок, например у ООО «Инвестпроект», ООО «Инвестлэнд» и других. Эксперты отмечают, что до недавнего времени основными подозреваемыми в содействии отмыванию средств были банки, так как они имеют неограниченные возможности по распоряжению наличностью. С течением времени и в период кризиса ситуация поменялась, компаниям, работающим на фондовом рынке, стало гораздо проще объяснять происхождение значительных доходов клиентов, связанное с высокой волатильностью рынка.

Кроме того, услуги таких компаний, могут стоить гораздо дешевле банковских, так как открыть брокерскую компанию намного дешевле и проще, чем получить банковскую лицензию. Так, минимальное требование к размеру собственных средств профучастника составляет 5 млн.рублей, в том время как минимальное требование к капиталу банка — 300 млн.рублей [7, 8].

Финансовые эксперты отмечают, что в основном схемы по легализации доходов на фондовом рынке осуществляются с высоковолотильными бумагами, при совершении крупных сделок, с которыми незаметно влияние на котировки. Так, офшорная компания ставит котировку на продажу неликвидной ценной бумаги по цене ниже рынка. Компания-резидент покупает бумагу по такой заниженной цене, а затем выставляет эту же акцию по высокой цене на продажу. Компания-нерезидент снова покупает эту бумагу и фиксирует убыток, в то время как резидент получает прибыль, с которой должен уплатить налог. Такая схема имеет смысл, если заплатить налог дешевле, чем обналичить средства.

Также финансовые эксперты рост числа легализаций доходов на фондовом рынке объясняют именно кризисом, так как многие предприниматели в этот непростой период злоупотребляют выводом денежных средств за границу, кроме того, падают доходы брокеров, ввиду чего, они более лояльны к любым источникам доходов.

Сокращение теневых процессов и теневого сектора в экономике возможно при уменьшении затратности и роста эффективности легальной экономики, создания паритетных условий для функционирования всего бизнеса. Это может быть осуществлено путем ослабления экономического давления на легальную экономику, создания благоприятных условий, которые способствовали бы стимулированию перехода теневой экономики на легальные рельсы.

Необходимо постоянно совершенствовать механизмы государственного финансового контроля финансовых операций и платежей, а также механизмы противодействия легализации незаконных доходов. Важное место здесь должен занимать вопрос координации деятельности различных субъектов как учреждений, осуществляющих первичный мониторинг правоохранительных органов, так и органов власти и управления, а также и всего сообщества. Задачами государственных органов, таких как Минфин, Росфинмониторинг, ЦБ РФ и других, является формирование для хозяйствующих субъектов таких условий работы, которые бы препятствовали отмыванию денег, чтобы это было невыгодно, дорого и опасно. Все эти задачи требуют совершенствования в первую очередь, нормативно-правовой базы, форм и методов противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем.

Литература:

  1. Официальный сайт Международного валютного фонда [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.imf.org/external/Russian/
  2. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с изменениями и дополнениями от 24 февраля 2021 г.)
  3. Дыхова А. Л. Теневые финансовые процессы легализации незаконных денежных средств [Текст] / А. Л. Дыхова // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. — 2009. — С. 5–9.
  4. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (с изменениями и дополнениями от 31 июля 2020 г.)
  5. Официальный сайт ФАТФ [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.fatf-gafi.org
  6. Национальная оценка рисков 2018–2019 г. / Росфинмониторинг [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.fedsfm.ru/content/files/documents/2018/оценка %20рисков %20од_5.pdf
  7. Указание Банка России от 2 апреля 2018 г. N 4761-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 11 мая 2017 года N 4373-У «О требованиях к собственным средствам профессиональных участников рынка ценных бумаг»
  8. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395–1 (ред. от 30.12.2020) «О банках и банковской деятельности»
Основные термины (генерируются автоматически): фондовый рынок, средство, бумага, компания, операция, отмывание денег, рынок, мировая финансовая система, Россия, финансовый сектор.


Похожие статьи

Актуальные проблемы квалификации преступлений о легализации доходов, полученных преступным путем

Понятие и содержание финансового мониторинга кредитными организациями по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем

Гражданско-правовые способы и причины легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем

Современное состояние легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем

Дистанционный мониторинг как способ организации контрольно-надзорной деятельности в сфере противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма

Построение эффективной системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма в кредитной организации

Социально-правовые причины криминализации незаконного лишения свободы

Методические положения и рекомендации по оценке эффективности привлечения частным сектором экономики финансовых ресурсов на рынке ссудных капиталов

Экономические схемы, способы, модели легализации незаконных доходов в банковской системе

Анализ отечественной практики валютного регулирования и валютного контроля в качестве меры противодействия нелегальному вывозу капитала из Российской Федерации

Похожие статьи

Актуальные проблемы квалификации преступлений о легализации доходов, полученных преступным путем

Понятие и содержание финансового мониторинга кредитными организациями по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем

Гражданско-правовые способы и причины легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем

Современное состояние легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем

Дистанционный мониторинг как способ организации контрольно-надзорной деятельности в сфере противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма

Построение эффективной системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма в кредитной организации

Социально-правовые причины криминализации незаконного лишения свободы

Методические положения и рекомендации по оценке эффективности привлечения частным сектором экономики финансовых ресурсов на рынке ссудных капиталов

Экономические схемы, способы, модели легализации незаконных доходов в банковской системе

Анализ отечественной практики валютного регулирования и валютного контроля в качестве меры противодействия нелегальному вывозу капитала из Российской Федерации

Задать вопрос