Ключевые слова: теневая экономика, неформальная экономика, функции теневой экономики, монетарная политика.
Теневая экономика — это вся хозяйственная деятельность, не зарегистрированная официально уполномоченными органами.
В понятие теневой экономики входят такие сегменты, как:
1.Неформальная экономика;
2.Криминальная экономика;
3.Фиктивная экономика.
Неформальная экономика представляет собой условно-законные экономические операции, масштаб которых намеренно скрывают хозяйствующие субъекты, например, найм на работу без оформления документов, часть ремонтных или строительных работ не отмечаются в отчете, репетиторство, сдача в аренду недвижимости и другие способы от уплаты налогов.
В криминальной экономике экономическая деятельность запрещена законом в любой системе в большинстве стран мира— это наркобизнес, контрабанда, рэкет и другие.
Фиктивная экономика имеет характер более скрытых операций, нежели в неформальной экономике, например, предоставление взяток, индивидуальных льгот и субсидий на основе коррупционных связей [1].
Основные причинами существования и развития теневой экономики являются:
1.Государственное вмешательство в экономику;
2.Депрессивное состояние национальной экономики.
Государственное вмешательство подразумевает процентное влияние и контроль государства за деятельностью организаций. Чем больше государство создает инструментов контроля, тем больше развиваются «теневые» организации, например, увеличение инструментов контроля бюрократическим путем [1].
Депрессивное состояние национальной экономики влечет за собой рост безработицы и снижение уровня жизни многих слоев населения.
Основные функции теневой экономики разделяются на несколько видов:
1.Стабилизирующая;
2.Дестабилизирующая.
Стабилизирующие функции подразумевают повышение конкурентоспособности товаров и услуг, поскольку происходит экономия на налоговых изъятиях. Доходы от теневой деятельности, которые не облагаются налогами, позволяют повысить жизненный уровень вовлеченных слоев населения. Создание новых рабочих в теневой экономике позволяет снизить чрезмерное неравенство в доходах различных слоев населения, а также снижает социальное напряжение в обществе [2].
Дестабилизирующая функция подразумевает массовое уклонение от уплаты налогов. Такая мера уклонения ведет к серьезным угрозам, а именно кризису на всех уровнях.
Для определения масштабов теневой экономики используются три основных метода:
1.Монетаристский;
2.«Палермо» (итальянский метод);
3.Метод технологических коэффициентов.
Монетаристский метод исходит от того, что в теневой экономике расчеты ведутся исключительно наличными (крупными купюрами). Поэтому в соответствии с этим подходом показателями роста теневой экономики считается повышение удельного веса наличных денег в денежном агрегате М2 и доли банкноты с высоким номиналом в общем объеме денежного обращения. На основе этого подхода власти СССР провели в январе 1991 г. денежную реформу, включавшую обмен крупных по номиналу банкнот в трехдневный срок в целях изъятия таким путем нелегальных капиталов [2].
Итальянский метод основан на сравнении величины заявленного дохода с объемом покупок товаров и получения платных услуг в масштабах страны или региона, а также отдельных лиц. Отсюда и появляется стремление властей в том, чтобы установить контроль над крупными покупками (например, недвижимости, драгоценностей, акций и др.)
Метод технологических коэффициентов заключается в сопоставлении данных о динамике потребления электроэнергии и представленных в официальные органы сведений о производстве товаров и оказании услуг.
Так как масштабы и структура теневого сектора во многом зависят от экономической политики государства, а рост теневой экономики постоянно растет, несмотря на краткосрочные выгоды, это во многом приносит существенный ущерб обществу. Исходя из этой ситуации органы власти обязаны активнее сводить рост теневых организаций до безопасных размеров. Важную роль в снижении этого уровня играет механизм по выводы компаний из «тени» [3].
В заключении можно сказать, чтобы данный механизм работал, нужно, чтобы уплата налогов участниками воспринималась как получение от государства социально значимых услуг, например, обеспечение через суд выполнения контрактов, безопасность личности и имущества, развитие социальной инфраструктуры и другие. Для достижения такой цели основной задачей государства является создание благоприятного климата для легальной предпринимательской деятельности: снижение административных барьеров, установление приемлемого уровня налогообложения. обеспечение соблюдения экономическими агентами контрактных обязательств, гарантирование частной собственности и др.
Литература:
- Агарков Г. А. Теневая экономика региона: моделирование, анализ, противодействие / Г. А. Агарков; под ред. А. И. Татаркина, А. А. Куклина. — Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2008.
- Барсукова С. Ю. Неформальная экономика: экономико-социологический анализ / С. Ю. Барсукова — М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2004.
- Вишневский В. Уклонение от уплаты налогов и рациональный выбор налогоплательщика / В.Вишневский, А.Веткин // Вопросы экономики. 2004.№ 2. С. 96–108.