Библиографическое описание:

Огнева И. Н. Что может дать библиотека современному подростку // Молодой ученый. — 2017. — №1.1. — С. 85-87. — URL https://moluch.ru/archive/135/37853/ (дата обращения: 24.04.2018).



На примере библиотек г.Арзамаса Нижегородской области рассмотрены формы работы библиотеки, способствующие активизации читательской деятельности подростков.

Ключевые слова: библиотека, подросток, чтение, книга, library, teenagers, reading, book.

Традиционно к основным задачам библиотеки относят: обеспечение доступа к информации подрастающего поколения, воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации подростков, содействие развитию их творческого потенциала, формирование навыков работы с информацией. Изменения в библиотечной деятельности происходят под влиянием вызовов времени — развитие Интернета и мобильных технологий, рост информации в цифровом формате, трансформация потребностей читателей, желающих получать информацию «здесь и сейчас», модернизация социальных коммуникаций. Публичная библиотека все чаще становится «пространством-активатором», «сконцентрировав свое внимание на акциях, событиях и проведении мероприятий, связанных с интересом к книге и чтению» [1, 39]. Если детей при помощи различных мероприятий приучают любить книгу, то для подростков библиотека все чаще становится центром неформального образования, «влияя на их умения самостоятельно учиться и приобретать знания, грамотно использовать для этого различные ресурсы» [2, 39]. При этом используются: просветительская деятельность (книжные выставки, литературные вечера, поэтические часы и т. п.); эдьютейнмент (edutainment) — образование в развлекательном формате, игровое обучение (фестивали, игровые программы, мастер-классы, интерактивные площадки и т. п.); медиаобразование (media education) (сетевые проекты и акции, создание совместного контента, занятия по использованию онлайн-сервисов и др.).

Рассмотрим различные формы организации читательской деятельности вокруг книг на конкретных примерах из опыта работы публичных библиотек г.Арзамаса. Разнообразная работа выстраивается вокруг юбилейных дат писателей и поэтов. Рассмотрим комплекс мероприятий, посвященных юбилею поэта Николая Рубцова: книжные выставки, литературно-музыкальный вечер «Душа хранит», вечер поэзии «Листая Рубцова страницы», литературно-музыкальные композиции «Память возвращается, как птица» и «И буду жить в своем народе…» и т. д. Сделать мероприятия для «цифрового поколения» привлекательными помогает использование мультимедийных презентаций и видеоклипов, что является обычной практикой каждой библиотеки. 14 сентября арзамасцы присоединились к Всероссийской акции открытого чтения «Прочитай Рубцова»: мультимедийную презентацию, посвященную основным вехам творческого пути Николая Рубцова, продолжили чтение стихов участниками акции в формате «Открытого микрофона», экспресс-викторина и импровизированная фотосессия около выставки-инсталляции «Я не верю вечности покоя…». Для того, чтобы традиционные книжные выставки смогли «зацепить» юное поколение, используется оригинальное оформление. Например, выставка-инсталляция «Я не верю вечности покоя...». погружала в атмосферу жизни и творчества Н.Рубцова при помощи предметного ряда: атрибутика сельского дома (деревянные стул и стол, старый чемодан с первыми изданиями книг поэта, вышитое полотенце, чай в стакане с подстаканником, баян), природные материалы (осенние листья, яблоки, гроздья рябины). Единое оформление пространства создавали цветовая гамма и использование клипарта в форме кленовых листьев. Выставку сопровождала раздача флаеров с рубцовскими строками. Пространство выставки-инсталляции представляет собой идеальную зону для селфи. Сделать информацию визуально привлекательной для подростков и доступной в виртуальной среде помогает использование онлайн-сервисов, например, коллекцию информационных ресурсов о поэте оформили в форме интерактивного плаката «Н.Рубцов «Я славлю жизнь» с помощью сервиса ThingLink. Сохраняет актуальность систематическая работа по руководству чтением. Примером может служить система библиотечных студий по литературному развитию для детей и подростков, занятия в которых проходят в тесном сотрудничестве со школами. Большое внимание здесь уделяется предварительной работе и чтению рекомендованных книг. Среди форм работы — литературные игры, беседы около выставок, театрализованные композиции, праздники читательских удовольствий, поэтические часы, библиомарафоны и др. Говоря о просветительской деятельности библиотеки, важно помнить не только о мероприятиях, но и о том, что библиотека ― это место, в котором подростку даже из нечитающей семьи дадут шанс стать читателем, причем бесплатно. Здесь он может найти друзей и фанатов своих любимых книг, стать «лидером мнений». Доказательством может служить любительское объединение «Книжные черви». За несколько лет здесь сдружились ранее незнакомые друг с другом подростки с разными читательскими предпочтениями, которые стали «лидерами чтения» и пропагандистами книжной культуры среди ровесников и соведущими многих библиотечных мероприятий. Все чаще появляются новые форматы библиотечной деятельности, позволяющие выстроить подросткам свои связи с чтением, развить творческие возможности ребят. Возрастает количество «живых» форм работы, позволяющих посетителям принимать активное участие в мероприятиях или включаться в диалог. Назову наиболее яркие примеры: тренинг «Жить в мире с другими», направленный на формирование коммуникативных навыков подростков на примере героев произведений Дж. Родари. Участники с помощью интерактивного стенда должны были вырастить волшебное дерево положительных качеств человека, используя свою фантазию и творчество. «Курсы молодого чтеца». Авторская игровая программа, позволившая организовать командную работу и привлечь внимание старшеклассников к художественным книгам военно-патриотического содержания. Различные варианты программы позволяют проводить мероприятие для аудитории различной степени подготовленности, в т. ч. для учеников СКОШ VIII вида. Спор–час «Читать Нельзя Не читать. Расставим точки» с обсуждением вопросов «Нужны ли книги в век высоких технологий? В чем польза чтения?». Подростки формулировали аргументы за и против чтения, пытаясь обосновать свою точку зрения, выполняли творческие задания «Сочини слоган» и «Макет плаката». Дискуссионный видеосалон «Благородное Чучело», поднявший актуальные темы жестокого отношения друг к другу и потери нравственных ориентиров. На примере поступков героев повести В.Железникова библиотекари вместе с подростками попробовали проанализировать главные ценности человеческой жизни, отношения со сверстниками. В процессе обсуждения пяти самых ярких и острых отрывков из кинофильма «Чучело» вскрылись проблемы взаимоотношений современных школьников. Неизменный интерес подростков вызывают яркие и достаточно простые формы работы, позволяющие принимать активное участие: театрализованное шествие по улице К.Маркса «Пусть всегда будет Книга!», библиокроссинг «Культурная прививка» в микрорайоне № 10, уличная интерактивная площадка «Пушкин приходит к нам с детства…» около центральной библиотеки им.А. М. Горького и другие. Ребята успешно включаются в творческие программы и мастер-классы, проходящие в рамках «Библионочи», «Ночи искусств» и других масштабных акций: библиобродилки «С ног на голову», творческая игра «Проба на роль», литературные прятки «Угадай героя книг», поэтический практикум «Рождение стиха». Повысить качество чтения можно за счет объединения гуманитарных и онлайн-технологий. Такой синтез помогает заинтересовать подростков, делает чтение увлекательным занятием, обращает внимание ребят на осмысленное отношение к тексту. Опираясь на литературный материал, библиотеки используют сетевые коммуникации и интернет-сервисы. В последние годы арзамасские библиотеки активно развивают данное направление: действует любительское видеообъединение «СПАС», в силе работ которого цикл видеороликов «Я прочитал и вам советую…», созданный подростками; разработаны и проведены циклы занятий по сторителлингу, с использованием цифрового сторителлинга созданы несколько коллективных читательских работ по книгам М.Самарского и других авторов; работает клуб «КОМПаниЯ», участники которого принимают участие в сетевых акциях, создают работы с помощью онлайн-сервисов. Мотивировать подростков к чтению помогает организация творческой и исследовательской деятельности подростков в сетевой среде. При этом они еще и учатся критически оценивать информацию, применять различные способы обработки и организации информации, использовать в работе разнообразные инструменты, развивать коммуникативные навыки. Роль библиотеки в этом — направление читателя, предложение различных вариантов действий, создание комфортных условий для творчества. Среди последних сетевых мероприятий, в которых принимали арзамасские читатели: интернет–конкурс «Огнем опаленные строки», в рамках которого нужно было разработать саундтреки к выбранным поэтическим произведениям о Великой Отечественной Войне 1941–1945 г.г.; межрегиональный сетевой конкурс электронных читательских дневников «Книжный шкаф поколения Next», выполненных с помощью различных интернет-сервисов; интернет-проект «Литературные герои в социальных сетях», в котором команда читателей-подростков работала над созданием страницы героя в социальной сети «ВКонтакте», представляла облако слов, характеризующих героя книги и события его жизни, создавала инфографику и буктрейлер, выстраивала виртуальное путешествие персонажа; акция «С книгой мир добрей и ярче», в которой представляли «цифровую рекламу» любимых книг. В ноябре 2016 г. централизованная библиотечная система г.Арзамаса впервые выступает в новом качестве — уже не как наставник, а как организатор сетевой акции «Говорят литературные герои», направленной на создание коллективной коллекции оригинальных открыток с книжными цитатами. Акция организована на портале «Вики-Сибириада», ее участниками могут стать все любители чтения — подростки, студенты, преподаватели, библиотекари. За первые десять дней зарегистрировано свыше 150 участников от Сахалина до Мурманска.

Таким образом, библиотека становится для современного подростка не просто местом, где берут книги, а площадкой для саморазвития и центром дополнительного образования.

Литература:

  1. Ястребцева, Е. Н. 33 совета по применению в библиотеке Интернета / Е. Н. Ястребцева // Школьная библиотека сегодня и завтра. — 2016. — № 3. — С. 37–43.

1

Основные термины (генерируются автоматически): книжные выставки, деятельности подростков, читательской деятельности подростков, библиотек г.Арзамаса, библиотечной деятельности, формы работы библиотеки, подростков библиотека, коммуникативных навыков подростков, Николая Рубцова, поэтические часы, основным задачам библиотеки, любимых книг, исследовательской деятельности подростков, библиотека современному подростку, примере библиотек г.Арзамаса, Неизменный интерес подростков, активное участие, социализации подростков, форм работы, просветительской деятельности библиотеки.

Ключевые слова

подросток, чтение, библиотека, библиотека, книга, подростков, чтение, книга

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос