Проблемы литературного чтения поколения Z | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шалимов, Е. Г. Проблемы литературного чтения поколения Z / Е. Г. Шалимов, В. В. Сыбикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 26.1 (316.1). — С. 49-51. — URL: https://moluch.ru/archive/316/72283/ (дата обращения: 15.11.2024).



В работе рассматриваются проблемы литературного чтения подростков в контексте теории поколений. В качестве объекта исследования выступают читательская компетентность студентов КГБ ПОУ «Хорского агропромышленного техникума» для реализации технологий и программ создания и регулярного функционирования читательской группы.

Ключевые слова: клиповое мышление, техника чтения, читательская группа, экран чтения, поколение Z.

Атрофированная потребность досугового чтения у современных подростков влечет за собой целый ряд проблем: низкая скорость чтения и, как следствие, снижение скорости обработки информации и проведения логических операций; проблема клипового мышления; отсутствие собственного мнения, либо неспособность его вербального выражения; узкий кругозор; ограниченный лексикон; отсутствие интересного досуга и, как следствие, вовлечение в негативную среду, увеличение подростковой преступности, низкий уровень культуры, замкнутость и закрытость, недостаток источников реального общения.

Цель исследовательской работы состояла в возвращении потребности досугового чтения у студентов КГБ ПОУ «Хорского агропромышленного техникума».

Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи: 1) создать условия для работы для «Читательской группы» (далее — ЧГ); 2) применить (реализовать) технологии: Квиз-плиз, дискуcсии, TED-talks, экран чтения, портрет читателя, выбор книги; 3) закупить книги; 4) рекламировать и развивать группу в социальных сетях; 5) анализировать эффективность работы группы.

В качестве объекта исследования выступают читательская компетентность студентов Хорского агропромышленного техникума.

Продукт исследования: действующая читательская группа в КГБ ПОУ Хорском агропромышленном техникуме с октября 2018 года.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования на базе образовательных учреждений Хабаровского края и других субъектов Российской Федерации.

В работе применяется экспериментальный метод, основанный на непосредственном наблюдении социокультурных фактов и доказательстве или опровержении выдвинутых гипотез.

Теория поколений Нейла Хоува и Уильяма Штрауса, разделяет человечество на 6 поколений, представители которых еще бытуют на планете. Сегодняшние учащиеся являются представителями поколения Z, своеобразного переходного поколения из ХХ века в век XXI, на которое ещё оказывает влияние поколение Миллениум, но в то же время у него формируются собственные черты: зависимость от цифровых технологий; низкая склонность к путешествиям; быстрое взросление, благодаря самообразованию в Интернете; клиповое мышление.

У подростков «клиповость» проявляется, во-первых, в неспособности читать и конспектировать объёмные тексты; во-вторых, в неспособности обращаться к первоисточникам, из-за уверенности в быстром, простом решении задачи через интернет поисковики. Представители поколения Z охотно вступают в языковую игру по любому вопросу, но при этом оказываются не способными различить, когда они думают сами и отстаивают действительно свою позицию, а когда они всего лишь воспроизводят скаченную накануне информацию. Это в совокупности с дефицитом внимания и предпочтением визуальных символов логике и углублению в текст порождает более серьезные проблемы поколения: рассеянность, гиперактивность, внушаемость.

В качестве действенного средства против клипового мышления ученые и психологи предлагают: а) дни отдыха от информационного шума; б) просмотр старых фильмов; в) прогулки и путешествия с семьей и друзьями; г) чтение объемных текстов классической художественной и философской литературы. Однако возникает проблема: как сделать так, чтобы чтение стало хорошей привычкой для подростка?

Для того, чтобы повысить читательскую активность студентов, мы в решили создать литературный клуб в формате Курилки Гутенберга. Целью клуба было создание условий, чтобы учащийся хотел читать, читал много, постепенно постигая более сложные литературные и документальные формы текста, чтобы сформировалась и развивалась его читательская компетентность, а досуговое чтение стало потребностью.

Успешности проекта, основывалась на опыте зарубежных стран. Распространение читательских групп во время Года чтения (1998 г.) позволило Великобритании вернуть бизнес элиту и офисных работников в разряд читателей. Сегодня Великобритания — одна из наиболее читающих стран Западной Европы. Подобная методика пользуется популярностью не только за рубежом, но и в нашей стране в работе библиотекарей. Сейчас важно, чтобы ведение «Читательской группы» (ЧГ) занималось содружество; библиотекарь, преподаватель литературы, лидеры студенческих групп. В основе создания ЧГ — уникальность деятельности чтения, позволяющая соединить индивидуальное прочтение текста и общественный характер его обсуждения.

Теоретической базой для создания клуба стало пособие Н. Н. Сметанниковой «Обучение стратегиям чтения». На подготовительном этапе мы придумывали название, создавали логотип, и оформляли группу в ВК, закупали книги. На первом этапе сформировали состав читателей, выбирали лидера группы, определили постоянное место встреч, провели первое исследование целевой аудитории. Вторым этапом стало определение расписания и выработка основных правил ЧГ, например: 1) мы уважаем мнение членов группы о прочитанной книге; 2) мы стараемся читать книгу выбранную группой, даже если она не очень нравится; 3) даже, если книга не прочитана до конца мы придем на встречу, чтобы обсудить ее.

Цикл проекта: раз в месяц в уютной обстановке за чаем собираются участники, они делятся собственными впечатлениями о прочитанном, дискутируют, выбирают 3, 4 книги для чтения на следующий месяц, с помощью викторин и конкурсов определяются первые обладатели печатных книг, далее по итогу прочтения книги передаются из рук в руки.

Фотоотчеты и реклама книг ведется в группе в ВК. Через WhatsApp рассылается информация о встречах и свободных книгах. С помощью «Экранов чтения» — постеров, на которых каждый член группы отмечает прочитанные им книги — мы определяем самых активных читателей и самые популярные книги.

Как показала практика, для эффективного руководства ЧГ ее лидер должен владеть следующими стратегиями, которые можно последовательно применять в ходе занятий: 1) создание портрета читателя; 2) выбор книги; 3) деловая игра «Активный читатель»; 4) «Экран чтения»; 5) коммуникативная игра «Что нового?»; 6) Квиз-плиз; 7) энерджайзеры; 8) дебаты.

Через экспериментальную деятельность клуба мы решили проверить обоснованность следующих гипотез:

1) активный читатель имеет более высокие результаты в обучении;

2) «если к двенадцати годам ребенок не становится активным читателем, если в свободное время он не читает самостоятельно, то этот пробел в полной мере он никогда не восполнит» [8].

На сбор доказательств первой гипотезы потребовалось 2 года и 154 респондента из числа первокурсников. В качестве измерителей выступали показатель скорости чтения, % успеваемости и средний балл тестируемых групп. У 30 участников клуба фиксировались и сравнивались показатели за 2017–2018 и 2018–2019 учебные годы: снимались показатели, как на первом, так и на 2 курсе и фиксировались улучшения.

Установлена прямая параллель между показателями скорости чтения и учебными достижениями. У испытуемых первого потока число не укладывающихся в нормы скорости чтения значительно выше, чем у второго потока, а также процент успеваемости и средний балл по итогам первой сессии ниже на несколько единиц. Мы полагаем, что во втором потоке доля людей проявлявших в школе интерес к домашнему чтению выросла, поэтому скорость чтения у них выше. С увеличением скорости чтения растет скорость обработки информации, а также выше работоспособность мозга.

Вторым доказательством первой гипотезы стала проверка метапредметных умений внутри ЧГ и сравнение полученных данных с проведенным ранее мониторингом техникума. За опорную точку сопоставительного анализа были приняты умения формулировать собственное мнение, приводить аргументы и примеры, выводить следствия. Результаты членов ЧГ существенно превосходят данные, полученные ранее в ходе министерской проверки: 88 % группы справились с заданием повышенной сложности, в то время как 3 месяца назад 87 % протестированных студентов техникума не смогли выполнить работу. Вывод активно читающие школьники и студенты с большей вероятностью добиваются успеха в обучении.

В отношении второй гипотезы предполагаем полное опровержение через аналитику проведенных исследований клуба. Исследование портрета читателя, последовательно проведенное в октябре и в марте отражает положительную динамику роста интереса к досуговому чтению. 7 % не читающих студентов, перешли в 20 % любителей аудиокниг, 40 % читающих по 1 книге в год перешли в 13 % читающих по 1 или 2 книги в месяц и 47 % старающихся читать хотя бы по 1 книге в месяц, и абсолютно все читали или слушали книги по собственному желанию, а не по требованию учителя или родителей. За 8 месяцев работы клуба его члены прочли 20 книг. Среди избранной литературы мы составили рейтинг самых популярных книг для подростков. Сегодня в подростковой среде наиболее популярны жанры: фэнтези, фантастики и Young adult.

Работа ЧГ меняет отношение в коллективе к чтению. Читать становится модно. Члены группы обмениваются новостями о книгах, прочитанное обсуждается во время перерывов. Затем читать становится престижно. Поколение не разучилось читать, более того, мы предпочитаем печатные носители электронным. Однако ограниченное их количество очень сильно повлияло на качество работы группы: многие желающие читать ту или иную книгу, не получали ее во время и не успевали прочесть до начала следующей встречи, что очень огорчало как студентов так и нас — организаторов. Недостаточная комплектация библиотеки при техникуме, а также отсутствие книжного магазина в поселке Хор и высокая цена на интересующие книги, может существенно подорвать работу группы.

Проведенный эксперимент на базе техникума принес положительные результаты: подростки интересуются чтение и это можно сделать их постоянным досугом при правильной систематической организации мероприятий, направленных на приобщение к читательской культуре. Положительной стороной чтения является возможность поделиться с другими мыслями и чувствами, вызванными книгой. Формат дискуссии о прочитанном, едином для всех членов ЧГ, а также совместный выбор следующей книги для прочтения, чтение, ожидание новой встречи, теплая, доброжелательная атмосфера — все это может стать для подростков новой возможностью для самовыражения, появления чувства сопричастности и лишний повод не вступать негативные уличные формирования.

В ходе работы ЧГ у студентов формируется потребность в досуговом чтении, они охотно читают, делятся книгами с друзьями, расширяют кругозор, тренируют важнейшие метапредметные умения, которые уменьшают вероятность развития у подростков клипового мышления и внушаемости.

Литература:

  1. Иванова Е. С. Особенности эмоционального интеллекта в подростковом возрасте // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 6. С.37–42.
  2. Клепиков В. Н. Потенциал социокультурной модернизации образования в ракурсе нравственно-этического воспитания детей, подростков и молодёжи // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. — № 3. С.39–46.
  3. Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: учебное пособие. — СПб.: СПбГУП, 2000. — 508 с.
  4. Малыхина Л. Б. Организационно-педагогическая культура ОУ. — (Серия: ФГОС. Управление образовательным процессом). — М.: Учитель, 2011. — 143 с.
  5. Поколение Z: те, кто будет после / Из интервью А. Сычёвой с психотерапевтом, кандидатом медицинских наук Марком Сандомирским. [Электрон. ресурс] URL: http://www.e-xecutive.ru/knowledge/announcement/1450249/
  6. Сиденко Е. А. Особенности старшего подросткового возраста // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 2. С.30–32.
  7. Шамис Е., Антипов А. Теория поколений // Маркетинг Менеджмент. — 2007. — № 6.
Основные термины (генерируются автоматически): книга, агропромышленный техникум, чтение, группа, активный читатель, Великобритания, выбор книги, показатель скорости чтения, портрет читателя, читательская группа.


Ключевые слова

техника чтения, поколение Z, клиповое мышление, читательская группа, экран чтения

Похожие статьи

Формирование ценностно-смысловой компетенции учащихся шестых классов во внеурочной деятельности по истории (на примере проекта «Школа авторского телевидения»)

Актуальной задачей современной школы является реализация компетентностного подхода. Нами была предпринята попытка формирования ценностно-смысловых компетенций учащихся шестых классов во внеурочной деятельности по истории, предполагавшей реализацию пр...

Содержание коммуникативной потребности подростков в условиях общения с учителем технологии

Автором раскрываются потребности подростков в общении с учителем технологии в урочное время. Анализируется научная литература по вопросам развития коммуникативной сферы подростков. На основе проведенного исследования обсуждается специфика коммуникати...

Воспитательный потенциал современной литературы в формировании нравственной позиции школьников в доме культуры

В данной статье раскрываются воспитательные возможности современной литературы, которые были использованы автором при разработке рабочего плана в учреждении культуры, а также особенности влияния художественных произведений на процесс формирования лич...

Творческий потенциал младших школьников: проблема диагностики и пути решения

В статье рассматривается сущность и структура феномена творческого потенциала младшего школьника, а также пути его актуализации в процессе проектной деятельности.

Методические рекомендации по использованию методического пособия — маркера игрового пространства «Блокадный Ленинград» для детей дошкольного возраста

В статье рассмотрены понятия сущности, содержания, структуры и методики применения маркеров игрового пространства в свете реализации программы воспитания.

Опытно-экспериментальная работа по формированию культуры речевого общения у младших школьников

В статье автор приводит результаты диагностики уровня сформированности коммуникативных знаний и умений учащихся 1 класса одной из школ Республики Ингушетия, описывает методы формирования культуры общения у испытуемых детей, которые применялись на вто...

Реализация технологии педагогической мастерской творческого письма на уроках внеклассного чтения по книге «Сутра мгновений»

Педагогическая мастерская творческого письма рассматривается автором как уникальная педагогическая технология, которая создает на уроках внеклассного чтения условия, ситуации, образовательные события для профессионально-личностного становления путем ...

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Технология продуктивного чтения как инструмент формирования читательской грамотности на уроках химии

В статье автор рассматривает применение технологии продуктивного чтения на уроках химии, а также обращает внимание на этапы работы с текстом.

Общенаучные и дидактические концепции активизации обучения школьников

В статье проанализированы общенаучные и дидактические концепции активиза-ции обучения школьников, представлен ретроспективный анализ педагогической, мето-дической и психологической литературы по исследуемой проблеме.

Похожие статьи

Формирование ценностно-смысловой компетенции учащихся шестых классов во внеурочной деятельности по истории (на примере проекта «Школа авторского телевидения»)

Актуальной задачей современной школы является реализация компетентностного подхода. Нами была предпринята попытка формирования ценностно-смысловых компетенций учащихся шестых классов во внеурочной деятельности по истории, предполагавшей реализацию пр...

Содержание коммуникативной потребности подростков в условиях общения с учителем технологии

Автором раскрываются потребности подростков в общении с учителем технологии в урочное время. Анализируется научная литература по вопросам развития коммуникативной сферы подростков. На основе проведенного исследования обсуждается специфика коммуникати...

Воспитательный потенциал современной литературы в формировании нравственной позиции школьников в доме культуры

В данной статье раскрываются воспитательные возможности современной литературы, которые были использованы автором при разработке рабочего плана в учреждении культуры, а также особенности влияния художественных произведений на процесс формирования лич...

Творческий потенциал младших школьников: проблема диагностики и пути решения

В статье рассматривается сущность и структура феномена творческого потенциала младшего школьника, а также пути его актуализации в процессе проектной деятельности.

Методические рекомендации по использованию методического пособия — маркера игрового пространства «Блокадный Ленинград» для детей дошкольного возраста

В статье рассмотрены понятия сущности, содержания, структуры и методики применения маркеров игрового пространства в свете реализации программы воспитания.

Опытно-экспериментальная работа по формированию культуры речевого общения у младших школьников

В статье автор приводит результаты диагностики уровня сформированности коммуникативных знаний и умений учащихся 1 класса одной из школ Республики Ингушетия, описывает методы формирования культуры общения у испытуемых детей, которые применялись на вто...

Реализация технологии педагогической мастерской творческого письма на уроках внеклассного чтения по книге «Сутра мгновений»

Педагогическая мастерская творческого письма рассматривается автором как уникальная педагогическая технология, которая создает на уроках внеклассного чтения условия, ситуации, образовательные события для профессионально-личностного становления путем ...

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Технология продуктивного чтения как инструмент формирования читательской грамотности на уроках химии

В статье автор рассматривает применение технологии продуктивного чтения на уроках химии, а также обращает внимание на этапы работы с текстом.

Общенаучные и дидактические концепции активизации обучения школьников

В статье проанализированы общенаучные и дидактические концепции активиза-ции обучения школьников, представлен ретроспективный анализ педагогической, мето-дической и психологической литературы по исследуемой проблеме.

Задать вопрос