Библиотечная система всегда идет в ногу со временем и модернизируется. Современная библиотека — это пространство для творчества и вдохновения читателей. Социальные сети активно заполоняют нашу жизнь, именно поэтому для увеличения интереса к чтению библиотека идет в социальные сети.
Ключевые слова: современная библиотека, библиотека в социальных сетях, библиотека будущего, бумажные и электронные книги, модельный стандарт.
Что же такое библиотека в современном мире? Многие уверенны, что это место хранения книг, это ворчание библиотекаря «Тихо, это же библиотека», это покой и шелест книг. Но разве это так? Современная библиотека давно не похожа на свою предшественницу.
Изменению библиотечной системы послужил «Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки» (далее — Модельный стандарт) который был принят в 2014 году. Он установил минимальные требования к целям, содержанию, структуре и условиям реализации библиотечно-информационного обслуживания населения страны общедоступными библиотеками.
По Модельному стандарту библиотека должна развиваться по 3 направлениям:
- Центр культуры и просвещения:
– Площадка обслуживания и получения новых знаний.
– Площадка получения государственных и социальных услуг.
– Консультационный пункт для получения информации и услуг.
- Информационный агент в виртуальном пространстве
– Площадка получения информации и документов во временное пользование.
– Площадка получения информации на любом носителе.
– Площадка доступа к государственным электронным библиотекам.
- Хранитель культурных ценностей
– Площадка сохранения культурного наследия.
– Канал получения информации об имеющихся массивах и ресурсах.
Таким образом, библиотека сейчас отличается от своей предшественницы. Это совершенно новое и уникальное место
Активно ведет культурно-просветительская деятельность: выставочная деятельность, организация и проведение образовательных, научных и просветительских мероприятий, реализация культурно-просветительских программ. Т. е. становится не только местом для чтения, но и для всеобщего развития.
Осуществляя библиотечно-информационное обслуживание, библиотека предоставляет пользователям информацию на материальных или нематериальных носителях и справочно-библиографическое обслуживание.
Конечно, внедрение инноваций не всегда происходит бесследно. Сложность внедрения новшеств в библиотечной среде обусловлена ролью «традиционного» и его противопоставлением «новому». Уважение к традициям и их последовательное соблюдение — черта библиотечного сообщества. Поэтому необходимо осторожно внедрять инновации при сохранении традиций, уважения к предшествующему опыту [1, с.165]. Таким образом, несмотря на, активную политику компьютеризации, не стоит отказываться от традиционной библиотеки, а особенно от традиционной книги.
Библиотечная система постоянно меняется, подстраивается под новое время, новые запросы и интересы. Сейчас это царство информации и знаний, прибежище для одиноких и место встречи для друзей, место, где можно не только пополнить свой багаж знаний, но и интересно провести досуг.
Библиотека сейчас это уникальное место, где человек может реализовать себя. Помимо основной функции — выдача книг, библиотека проводит мероприятия, мастер-классы на которые может прийти любой и попробовать себя в том или ином дела.
Среди множества глобальных вызовов принципиально важным для развития библиотечной системы являются:
– Переход к новому типу культуры, где отдается предпочтение экранной форме восприятия информации.
– Переход к новому историческому типу общества, предполагающему информатизацию всех сфер жизни и деятельности членов общества.
– Переход к новому типу социальной коммуникации, предполагающий виртуализацию контакта.
В современном мире очень сложно представить человека без гаджета. Использование информационно-коммуникационных технологий практически заменило время общения с книгой. Поэтому условием успешной деятельности библиотек в продвижении чтения является сосуществование и взаимодействие с новейшими технологиями, правильное понимание своего места и роли в современном информационном пространстве. Новейшие информационные технологии способны развить не только доступ к чтению, но и мотивацию к нему, делают библиотеку более привлекательной для так называемого «цифрового поколения», и позволяют библиотекарям организовать увлекательную современную читательскую деятельность, активно вторгаясь в интернет-пространство, помогая детям ориентироваться в литературном потоке, оставляя при этом чтение на первом месте.
Сегодня все больше молодых людей уделяют большое количество свободного времени социальным сетям, просмотру фильмов, виртуальным развлечениям, отложив традиционное чтение книг в дальний ящик. Задача библиотеки обернуть такую привычку времяпровождения детей и подростков в свою пользу. И одним из эффективных инструментов для продвижения чтения являются социальные сети. Положительное в социальных сетях то, что в них присутствует живое общение, возможность иметь постоянный контакт со своими посетителями, моментальный обмен новостями, сообщениями и мнениями. Чтобы привлечь внимание молодежи, надо идти туда, где она находится, то есть в социальные сети. Популярной платформой в настоящее время является сервис для создания и просмотра коротких видео TikTok и социальная сеть «Вконтакте». Ресурсы очень неоднозначные, но каждый в нем может найти контент по интересу, тем более что библиотечная ниша в нем практически пуста. Ролики в TikTok или Вконтакте — это своеобразная реклама, затравка, маленькое окно в огромный библиотечный мир.
Именно поэтому на базе МАУК «Централизованная библиотечная система» Интеллект-центр, возникла идея создания странички в социальный сетях TikTok и «Вконтакте». Это информационно-познавательные каналы, в которых выставляются видеоролики, посвященные какому-либо событию, явлению факту. Ведущая — главная героиня и по совместительству библиотекарь зала художественной литературы — в доступной и увлекательной форме рассказывать об интересных фактах из различных областей знаний: истории, традициях, культуре, литературе, открывать фонды и приоткрывать завесу тайны на закулисную жизнь библиотеки. Особое место занимают видеоролики, посвященные литературе. Для того чтобы читателя заинтересовала книга, её нужно представить интересно. Именно, поэтому библиотекарь рассказывает: о книжных новинках, о книгах, которые вызвали всеобщее обсуждение, об интересный фактах из жизни писателей.
Этого, конечно, же, недостаточно. После запуска страницы в TikTok и Вконтакте, и опубликования нескольких видео, возникла идея привлечения молодых читателей. Одно дело смотреть ролики, а другое принимать активное участие. Чего мы хотим этим добиться? Самое главное — это привлечение подрастающего поколения в библиотеку. Перед подготовкой ролика, молодежи будет необходимо изучить книгу или биографию писателя, там самым активизируется интерес к чтению. Также это возможность проявить себя творчески.
Зачем мы это делаем? У нас, безусловно, есть свой корыстный интерес — мы воспитываем новое поколение читателей. Взращиваем. Рождаем интерес — к чтению, к истории, к книге, к необъятным возможностям библиотеки. Воспитываем молодежь на исторических и художественных примерах.
Исходя из всего вышесказанного, библиотека в будущем это место активного творчества подрастающего поколения. Это мобильная библиотека, в которой дружно существует бумажный и электронный вариант книги. Это место, где каждый найдет для себя что-то новое и интересное.
Библиотека будущего — это реальное и виртуальное пространство, обеспечивающее беспрепятственный доступ к информации. При этом реальное пространство библиотеки это место, где человеку приятно находиться, место для самообразования, место для встреч и досуга. Библиотека как виртуальное пространство — это своего рода уникальный информационный центр, предоставляющий пользователю необходимые базы данных и медиапродукты.
Развитие электронных КК сформировало новую информационную культуру. Меняются не просто информационно-коммуникационные технологии, под их влиянием меняется мир и человек. И главную роль в сохранении библиотек могут и должны сыграть постоянно обучающиеся и переобучающиеся сотрудники библиотек любого возраста и статуса [2, с.104].
Литература:
- Качанова, Е. Ю. Инновации в библиотеках / Е. Ю. Качанова; науч. ред. В. А. Минкина; СПб ГУКИ. — СПб.: Профессия, 2003. — 318 с. — (Серия «Библиотека» / С. -Петерб. гос. ун-т культуры и искусств)
- Лаврик, О.Л. Будущее библиотек: как разобраться, что нас ждет / О. Л. Лаврик // Библиосфера. — 2014. — № 2. — С. 99–104.