Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (135) январь 2017 г.

Дата публикации: 09.01.2017

Статья просмотрена: 114 раз

Библиографическое описание:

Бондарь М. А., Лазарева Е. В. Интегрированный урок на тему «Треугольник и его виды» // Молодой ученый. — 2017. — №1. — С. 436-438. — URL https://moluch.ru/archive/135/37790/ (дата обращения: 21.04.2018).



Тип урока: закрепления и обобщения знаний, умений и навыков.

Цели:

  1. Образовательные: обобщить знания по теме треугольник; повторить виды треугольников; ознакомить учащихся с понятием «фронтовой треугольник».
  2. Развивающие: развить воображение, геометрическое мышление, внимание; повысить познавательную и творческую деятельности.
  3. Воспитывающие: воспитание дисциплинированности, аккуратности; патриотизма и гордости за свою Родину, свой народ.

Ход урока

  1. Организационный момент. Здравствуйте ребята!

Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе продолжаются уроки.

Мы не будем тратить время зря,

И приступим все к работе.

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Учитель математики: Начнём наш урок словами известного российского математика Алексея Ивановича Маркушевича: «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели».

Именно это нам потребуется на сегодняшнем уроке: внимание, настойчивость и упорство, чтобы достичь поставленных целей.

2. Актуализация знаний.

2.1. Устный счёт. Карточка.

2.2. Вопросы:

a) Что такое треугольник? (Треугольник — это геометрическая фигура, состоящая из трех точек, не лежащих на одной прямой и трех попарно соединяющих их отрезка)

b) Назовите вершины и стороны треугольника, изображенного на рисунке1.

C:\Users\sd\Desktop\89847_html_m2f93b645.gif

c) Сколько углов имеет треугольник?

d) Какие виды треугольников вы знаете.

e) Заполните таблицу.

Название треугольника

Чертеж

Характеристика треугольника

Остроугольный

Тупоугольный

Равнобедренный

Равносторонний

Прямоугольный

Разносторонний

2.3. По данным углам определить вид треугольника

а) 450, 450, 900

б) 250, 750, 800

в) 1200, 300, 300

г) 600, 600, 600

Учитель математики: Откроем тетради, запишем число, классная работа и тему урока «Треугольник и его виды».

  1. Применение знаний.

В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с треугольниками. Подумайте и скажите, а где вы в реальной жизни сталкивались с треугольником?

Треугольник самая распространенная фигура.

  1. В лесу, когда мы смотрим на ель и её тень, то перед нами представляется равнобедренный треугольник.
  2. На магических символах.
  3. Предметы обихода: треуголки, вырезы на одежде.
  4. При строительстве мостов.
  5. Музыкальные инструменты. ТРЕУГОЛЬНИК — самозвучащий музыкальный инструмент, стальной прут, согнутый в виде треугольника, по которому ударяют палочкой. Применяется в оркестрах и инструментальных ансамблях.
  6. Египетский треугольник. Наиболее широко известным из них является прямоугольный треугольник со сторонами 4, 3 и 5. Он назывался также «священным» или «египетским», так как он широко использовался в египетской культуре.
  7. Аномальные явления в природе связанные с геометрией треугольника — Бермудский треугольник.

Практическое задание: Треугольники одного вида (с учётом сторон и углов) раскрасить одним цветом (прямоугольный треугольник — синий цвет, тупоугольный треугольник — красный цвет, равнобедренный треугольник — зелёный цвет, равносторонний треугольник — жёлтый цвет,)

http://festival.1september.ru/articles/611020/img1.gif

Найти периметр: 1 ряд— туловище, 2 ряд— шляпа, 3 ряд— голова.

  1. Физминутка. С помощью рук постройте (покажите) прямой угол, острый угол, тупой угол.

Учитель литературы: Ребята, как вы думаете, что я делаю на уроке математики? Нет, я не заблудилась! Послушайте стихотворение поэта Евгения Кабалина и подумайте, почему я здесь и о чём мы будем говорить:

Жили люди в разлуках от письма до письма.

Эту радость без стука приносили в дома.

Письма нам возвращают пласт далёких времён,

только вот не вмещают миллионы имён,

миллионы улыбок нерождённых детей,

многотонную глыбу горя, бед и смертей.

Почту деда в пакете с пожелтевшей тесьмой

прочитаю я детям… И в письме за письмом

мы услышим звучанье затаённой струны

в треугольниках-чайках незнакомой войны.

(ответы детей)

— Сформулируйте литературную тему урока.

Миллионы людей в годы Великой Отечественной войны оказались оторванными от родного крова и привычной жизни. Вся надежда была на почту, которая помогала найти близких — в тылу и на фронте. Ежедневно уходили на фронт тысячи писем. Немцы уничтожали узлы связи, разрушали телефонные линии. Поэтому в стране была создана система военно-полевой почты. Письма с фронта. Они не шли в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольником. Вот так… (показать треугольник письма).

— Ребята, а как вы думаете, почему именно треугольник? Были ли на войне конверты? Марки?

История треугольного письма(сообщение ученика — индивидуальное домашнее задание)

Конверт-треугольник — это обычно тетрадный лист бумаги, сначала загнутый справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги (поскольку тетрадь не квадратной, а прямоугольной формы) вставлялась, как клапан, внутрь треугольника. Готовое к отправке письмо не заклеивалось — его всё равно должна была прочитать цензура. Почтовая марка была не нужна, адрес писался на наружной стороне листа.

Учитель математики: Учащимся раздается листок А4. Вместе с объяснением учителя, ребята складывают треугольник. Учитель помогает: сначала загибаем справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги (поскольку тетрадь не квадратной, а прямоугольной формы) вставлялась внутрь треугольника.

Учитель литературы: Первым делом подписывался адрес и пунктиром или линией по кромке намечалась оборотная сторона. Эта оборотная сторона должна оставаться чистой для пометок почтовыми работниками, или для записи, что герой погиб и письмо возвращается адресату. После этого лист разворачивался, и писалось письмо. В случае гибели адресата, адресная сторона перечеркивалась крест накрест, но так, что оставался понятным обратный адрес.

Историческая справка (сообщение учащегося)

Существует памятник, посвященный фронтовому треугольнику. В память о героических воинах — защитниках в Сталинградском сражении. Скульптура девочки с цветком в руке. Рядом — мраморный треугольник солдатского письма. Поводом к созданию именно такой композиции послужило письмо майора Д. Петракова к дочери, написанное 18 сентября 1942 г. после боя в степи северо-западнее Сталинграда. Это место и названо «Солдатским полем».

— Дома вы напишете на этом листе письмо ветерану, конечно же, вы напишете там самые тёплые и дорогие слова. Ваши письма будут вручены ветеранам Великой Отечественной войны, нашим землякам.

Учитель литературы: Во многих российских семьях бережно хранятся пожелтевшие от времени, истончившиеся в местах сгибов, исписанные, как правило, карандашом листочки с поблекшими штампами полевой почты и отметками военной цензуры. Письма с фронтов Великой Отечественной — как ждали их! Не зря фронтовой треугольник остался в нашем сознании как один из символов той грозной эпохи.

  1. Подведение итогов.

Сегодня на уроке вы хорошо поработали! Молодцы! Повторили понятие треугольника, повторили какие бывают треугольники и узнали о «фронтовом» треугольнике и как его делали.

Рефлексия:Повторили…Узнали…

Учитель литературы: Закончить литературную часть урока я хотела бы такими словами:

Треугольником сложен потемневший листок,

В нем и горькое лето, и сигналы тревог,

Даже смерть отступала, хоть на несколько дней,

Где солдатские письма шли дорогой своей.

Я прошу Вас: храните солдатские письма

В них столько надежды и вечного смысла.

Я Прошу Вас: храните солдатские письма,

Тревожную память людской доброты!

Учитель математики: Если за каждого погибшего во Второй мировой войне объявить минуту молчания…Мир молчал бы 50 лет!!! Давайте и мы почтим минутой молчания тех, кто не вернулся с фронтов Великой Отечественной войны…

  1. Домашнее задание. Подведение итогов урока.

Литература:

  1. А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир Математика [Текст]: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений — М.: Вентана-Граф, 2013. — 304с.ил.
  2. http://www.liveinternet.ru/users/791154/post126084643
Основные термины (генерируются автоматически): Великой Отечественной, равнобедренный треугольник, Учитель математики, Учитель литературы, прямоугольный треугольник, Великой Отечественной войны, фронтов Великой Отечественной, зря фронтовой треугольник, треугольник солдатского письма, Египетский треугольник, теме треугольник, треугольник письма, тупоугольный треугольник, равносторонний треугольник, Бермудский треугольник, оборотная сторона, Подведение итогов, прямоугольной формы, полоса бумаги, Подведение итогов урока.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос