Библиографическое описание:

Курбанова Ш. И., Хожиев Ш. Т. Оценка тяжести и напряжённости труда основных профессий в авторемонтных цехах аэропорта // Молодой ученый. — 2017. — №1.2. — С. 31-32. — URL https://moluch.ru/archive/135/37771/ (дата обращения: 20.04.2018).



Labor process of workers in car repair shops of the airport is bound to gravity and tension of the performed work for which assessment time-keeping of the working day of the main professions was carried out and dynamics of operability of working was studied.

Keywords: labor protection, workers, working conditions, harmful and dangerous factors, gravity and tension of labor process, a working pose, sensory loads, mass of a load, movement in space.

Обеспечение безопасных условий труда на уровне мировых стандартов во всех подразделениях аэропорта всегда было важнейшим фактором кадровой и экономической стабильности. Внедрение самых строгих норм охраны и гигиены труда нацелено, прежде всего, на удовлетворение социальных интересов сотрудников в профессиональной деятельности [1, 2, 3]. Цель нашего исследования оценка тяжести и напряженности трудового процесса с учетом условий труда рабочих авторемонтных цехов аэропорта.

Материалы иметоды исследования

Тяжесть труда характеризует трудовой процесс, отражая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.) и обеспечивая его деятельность. Напряженность труда характеризует трудовой процесс, отражая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника.

Определение класса условий труда работающих проводилось по показателям тяжести и напряженности трудового процесса в соответствии СанПиН РУз № 0141–03 «Гигиеническая классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса».

Результаты гигиенических исследований учитывались при разработке профилактических мероприятий, направленных на оздоровление условий труда и организацию трудового процесса, снижение его тяжести и напряженности, повышение работоспособности рабочих авторемонтных цехов аэропорта.

Результаты иобсуждение

Основными прфессиями в авторемонтных цехах аэропорта являются токари, слесари механосборочных работ, электротехники, аккумуляторщики и другие. Одной из основных профессий является токарь. Основной характеристикой выполняемых работ является обработка деталей на токарных станках. При оценке тяжести были учтены следующие показатели. Так, подъём, перемешение деталей массой до 5 кг происходит на расстоянии до 1 м. Производственная программа составляет 320 деталей в смену. Нахождение в позе стоя до 60 % времени смены. Также в ходе работы совершает перемещения по территории цеха до 3 км. Рабочая поза в основном стоя; время работы — чиcто технологическое — 6,4 часа (80 %) времени смены. Перемешение в пространстве происходит по горизонтали.

Исходными данными для оценки напряженности трудового процесса являлись следующие. Вид работы согласно установленного графика. Способ восприятия сигналов связан с последующей коррекцией действий. Сенсорные нагрузки в среднем длительностью сосредоточения внимания более 5 мм при 100 % времени смены. Фактическая продолжительность рабочего дня составляет 8 часов и относится к односменной. Таким образом, с учетом проведенных исследований работа токаря относится к классу 3, 2 степени.

При изучении трудового процесса слесаря механосборочных работ было выявлено, что они в основном осуществляют сборку-разборку простых механизмов. Исходными данными для оценки были: длительность сосредоточенного наблюдения — до 45 % времени за смену, плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы — отсутствует, число производственных объектов одновременного наблюдения — до 2, размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания — более 5 мм 100 % времени смены. Также при отсутствии наблюдения за экраном видеотерминала была характерна нагрузка на слуховой анализатор. Так, речь слышна на расстоянии до 3,5 м, нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов наговариваемых в неделю) соответствовала показателю — до 10. Согласно данных проведенных исследований работа слесаря механосборочных работ также относится к 3 классу 2 степени.

Вывод

Условия труда основных прфессий в авторемонтных цехах аэропорта — токарей и слесарей механосборочных работ, характеризуются как «вредные», относятся к 3 классу, 2 степени с учетом уровней ведущих вредных производственных факторов и высокой тяжести трудового процесса, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблогоприятное воздействие на организм работающих.

Литература:

  1. Белов П. Г., Козьяков А. Ф., Белов С. В. и др. Безопасность жизнедеятельности. Конспект лекций. — М.: ВАСОТ, 1993. — 154 с.
  2. Белов С. В., Ильницкая А. В., Козьяков А. Ф. и др. Безопасность жизнедеятельности: под общей редакцией Белова С. В. Изд. 2-е испр. и доп. — М.: Высшая школа, 1999. — 448 с.
  3. Кукин П. П., Лапин В. Л., Подгорный Е. А. и др. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (охрана труда). – М: Высшая школа, 1999. — 318 с.
Основные термины (генерируются автоматически): трудового процесса, условий труда, напряженности трудового процесса, авторемонтных цехах аэропорта, and tension of, авторемонтных цехов аэропорта, механосборочных работ, gravity and tension, рабочих авторемонтных цехов, Безопасность жизнедеятельности, труда основных, слесаря механосборочных работ, and dynamics of, тяжести трудового процесса, учетом условий труда, труда основных профессий, безопасных условий труда, Labor process of, of working was, напряженности трудового процесса».

Ключевые слова

условия труда, охрана труда, вредные и опасные факторы, тяжесть и напряженность трудового процесса, рабочие, рабочая поза, сенсорные нагрузки, масса груза, перемещение в пространстве

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос