Литература и кино как способы общения между поколениями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Щелина, Т. Т. Литература и кино как способы общения между поколениями / Т. Т. Щелина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1.1 (135.1). — С. 5-8. — URL: https://moluch.ru/archive/135/37744/ (дата обращения: 22.12.2024).



В любые кризисные периоды общественного развития прогрессивные умы обращались и обращаются к анализу причин и последствий изменений в жизни человека, его поведении, отношении к себе, согражданам, к стране, в которой живет, к ее ценностям, истории, что во многом и определяет степень и качество духовности личности. Только за последние 30 с небольшим лет научная общественность России (как представители гуманитарных отраслей, так и естественных, точных наук) не раз поднимала и продолжает активно обсуждать в научных публикациях и в СМИ результаты произошедших либерально-демократических, а в результате — капиталистических преобразований. При этом в первую очередь рассматривается их влияние на молодое поколение, формирование устойчивых ценностных ориентаций гуманистического мировоззрения, воспитание гражданских качеств личности молодых людей.

Такой ракурс анализа проблемы не случаен, поскольку, как отмечают исследователи, становление современного молодого поколения проходит в сложных условиях ломки многих исторически устоявшихся ценностей и формирования новых социальных отношений. Сами взрослые порой находятся в такой ситуации в растерянности, в сомнениях, переживая девальвацию нравственных идеалов и устоявшихся традиций. Что же говорить о молодежной среде, в которой как раз и «зарождаются новые формы бытия, вырабатываются нормы и ценности, которые со временем становятся нормами и ценностями всего общества, а в дальнейшем передаются последующим поколениям» [1]? Нахлынувшая в первые годы «демократии» эйфория к завершению первого десятилетия XXI века уступила место рефлексивной оценке итогов как семейного, так и общественного воспитания и образования. Согласно ее итогам, «идеализация образа молодого человека, свободного от социальных запретов и требований общественной морали, пропаганда свободной любви, насаждающийся культ индивидуализма и потребительского отношения к жизни наносят непоправимый вред духовному и физическому здоровью молодого поколения» [6].

Хотя уже в начале 2000-хх гг. философы в качестве ключевой проблемы в отношении духовности обозначили ее утрату, бездуховный способ существования людей, причем не просто на уровне индивида, личности, а как социальное явление, как критическое для судьбы человечества развитие современной цивилизации [3; 56]. С. Э. Крапивинский, Э. Фельдман, [4; с. 27–29] четко описали фиксируемые к тому времени объективные изменения регрессивного характера, затрагивающие основные характеристики личности — сугубо психологические, духовно-нравственные, психофизические. К ним относятся изменения, например, рефлексивных качеств, связанные с нарушением уровня самооценки и самоконтроля; переоценкой ценностей и мотивов, которыми руководствуется личность; снижением нравственной планки, нарастанием антагонизма между нравственными принципами и моральными установками; нарастанием деструктивного компонента в деятельности личности, агрессивности; тяготением к культуре жестокости и насилия и др.

Спустя более 10 лет, ученые и общественные деятели вновь обращаются к проблеме духовной культуры личности, анализируют традиционные средства и способы ее воспитания, ищут новые, соответствующие возрастной специфике и произошедшим изменениям в психологии современного детства и социальной ситуации его развития. Обращаясь на стыке Года Литературы и Года Российского кино к известным с детства ныне взрослым родителям, педагогам, ученым средствам духовно-нравственного развития — литературе и кино для детей, подростков и юношества, попытаемся охарактеризовать их роль и возможности в решении современных проблем воспитания.

Не единичны публикации, в которых с сожалением отмечается падение у детей и молодежи интереса к художественной литературе, замена чтения жизнью в виртуальной реальности. Культура досуга приравнивается к отдыху и развлечениям примитивного характера. Чтение утрачивает присущую ему самоценность, в приоритете литература для отдыха и развлечений, далее следуют учебная, научная, справочная литература; интерес к «серьезной» литературе у молодых людей не значителен. В то же время чтение художественной литературы, как и изобразительное искусство, подчеркивают исследователи, влияет на психику и на физиологию человека, может оказывать успокаивающее и возбуждающее действие, вызывать различные эмоции. «Оно влияет на развитие общих психических свойств (мышления, воображения, внимания, памяти, воли), воспитывает эмоциональную отзывчивость, душевную чуткость, нравственно-эстетические идеалы личности. Ценности усваиваются переживанием, а не логическим пониманием и запоминанием. Именно эмоция пристрастно и заинтересованно оценивает действительность и доводит свою оценку до сведения организма» [6].

Разделяя позиции автора, охарактеризуем литературу и кино как способы общения между поколениями, подчеркнув их особое влияние на духовно-нравственное развитие детей и молодежи. Начнем с того, что же представляет собой духовно-нравственное развитие? Мы понимаем его как развитие нравственных, этических, познавательных, эстетических и других отношений личности во взаимодействии с другими людьми в основных сферах жизнедеятельности в соответствии с актуальными и предстоящими возрастными задачами развития, а также целенаправленную помощь личности в развитии рефлексии, эмпатии, способности к децентрации, взаимодействию. Результатом этого процесса является система базовых социальных установок личности на гуманистическое, творческое и созидательное отношение к миру и с миром, к себе и с самой собой [7].

Учитывая особенности психологического развития современных подростков и юношей (расхождение паспортного и психологического возраста на 1,5–2 возрастных периода), обратим особое внимание именно на общение, которое, с одной стороны, продолжает в силу названных причин оставаться актуальным как ведущая деятельность у многих молодых людей вплоть до завершения высшего образования. С другой стороны, общение по своим функциям объективно предваряет, сопровождает и завершает любую совместную деятельность (в том числе, если она осуществляется в полном молчании или в буре высказываемых страстей, — такое вот общение и такая вот деятельность). При этом очень важно понимать, что же такое общение. Мы разделяем точку зрения А. В. Мудрика, согласно которой общение — это обмен духовными ценностями, который происходит в форме диалога подростка (юноши) с реальными или вымышленными людьми, героями книг, кино, другими персонажами, а также с собственным «Я» [5]. Если же учесть социальные (социализирующие) функции искусства, реализуемые в художественном общении (познавательная, коммуникативная, прогностическая, компенсационная, катарсическая, воспитательная), можно вновь убедиться в том, что именно в литературе и кино (как видах искусства) заключен опыт человеческого отношения к миру.

Конкретизируя эту мысль, Т. А. Бреусова отмечает, что «благодаря искусству расширяется сфера человеческого общения, человек общается с выдуманными художником персонажами, которых он воспринимает как реальных людей и эмоционально участвует в их судьбах, сочувствует, сострадает. Осваивая произведения искусства, человек осваивает опыт отношений к нему различных поколений людей. Из века в век человек формулировал в искусстве свое отношение ко всем явлениям жизни — к природе, труду, к любви, дружбе, к детям, родителям, к Родине. Эти отношения проявляются в искусстве с разных сторон — в чувствах, устремлениях, мыслях. Через искусство эти отношения осознаются, что приводит к освоению эталонов следующими поколениями. Искусство формулирует и передает абсолютно универсальные общечеловеческие ценности» [2].

Размышления И. Г. Аганесовой о том, что традиционное представление об искусстве как о форме познания жизни и средстве эстетического воспитания должно быть дополнено осознанием его роли в общении между людьми, поколениями, народами и нациями [1], несомненно, может быть отнесено и к литературе. Особенно важен вывод автора о возможности искусства компенсировать недостатки реальных форм общения, в том числе за счет предоставления личности дополнительных средств общения. Сделанный вывод основан на понимании определенной ограниченности жизни каждого отдельного человека пределами реальных возможностей общения, потенциалом той социальной сферы, в которой он растет и действует, и, соответственно, усваивает и воспроизводит тот социальный опыт, те социальные установки, ценности, способы мышления, деятельности, отношений и др., свойственные ближайшему микросоциуму.

Достаточно ярким примером такой роли, в частности, литературы может быть социальная ситуация развития в детстве и юности поколения наших отцов и матерей, чьи родители в большинстве своем владели начальными основами грамоты, поскольку полноценно учиться в школе им не довелось. Поколение сельской молодежи послевоенных лет, благодаря первому знакомству с литературными произведениями в школе, получило колоссальный ресурс для расширения диапазона средств и способов общения, а, следовательно, и примеров самопознания, самоопределения и самореализации. Мы же, родившиеся в 60-х гг., уже имели возможность разделить с родителями ценность этого удивительно способа общения, расширяя его границы и дополняя возможностью передать внукам любовь к чтению в целом и непосредственно художественной литературы. Детские годы запомнились совместными с родителями походами в библиотеку, подросткам, выбиравшим литературу для себя, доверяли принести книгу для родителей под их заказ. К старшим классам наступало время чтения отчасти общих произведений, так сказать, «в соответствии с очередью», поскольку популярная книга, как правило, была единственной в библиотеке.

На работе, в коллективах и подразделениях обсуждались новинки взрослой литературы, в школе активно демонстрировали осведомленность успевшие первыми прочитать новинки для подростков и старшеклассников. Тем самым литература четко дифференцировала группы сверстников (и взрослых, и школьников, и молодежи), выступая одним из критериев принадлежности к той или иной субкультуре, как ныне — к тем или иным средствам массовой информации. Присутствие определенного рода и содержания литературных произведений и кинофильмов в ценностных ориентациях, нормах поведения, взаимодействия и взаимоотношений носителей той или иной субкультуры достаточно ясно характеризует, в соответствии с определением, набор предпочитаемых источников информации, увлечения, вкусы и способы свободного времяпрепровождения, своеобразный жаргон, фольклор и современных взрослых, и молодежи.

Таким образом, литература и впоследствии кино представляют собой уникальные способы общения между поколениями в связи с несколькими обстоятельствами. Во-первых, произведения литературы и кино воспроизводят мир в конкретных, индивидуализированных чувственных образах, отражают индивидуальность автора, что делает возможным в процессе восприятия общение, как с его героями, так и с автором, создавшим произведение, на расстоянии десятилетий и веков. Такое общение глубоко индивидуализировано, так как преломляется сквозь призму личного, индивидуального опыта, стиля жизни человека. Неслучайно, исследователи отмечают, что «наряду с театром, литература и кино являются такими видами искусства, которые наиболее широко и полно воспроизводят сложность и многообразие общественных связей личности и позволяют ей социально адаптироваться. Здесь преимущественно осуществляется общение с идеями художественных произведений, с тем социальным пространством и временем, в котором они действуют. Именно в процессе общения с этими видами искусства происходит примерка социальных ролей и их образа жизни каждым читателем и зрителем» [2].

Во-вторых, основные характеристики литературы и кино, отражающие ее связь с той или иной субкультурой, могут быть применены и к пониманию социализирующего (воспитательного) потенциала семьи. Влияние семьи как персональной микросреды развития ребенка осуществляется посредством действия традиционного механизма социализации, согласно которого растущий человек некритично усваивает в общении и взаимодействии с родителями и ближайшими родственниками и впоследствии воспроизводит ценности, нормы, увлечения, способы отношений, времяпрепровождения. Присутствует ли литература в этом наборе признаков, и если да, то какая, какие образцы для подражания она демонстрирует, какие ценности проповедует? Какого содержания и ценностной направленности фильмы приоритетны для семейного просмотра? Их обсуждение служит ли подтверждением ценностного единства поколений или их разобщенности, отвержения, усугубляющегося конфликта?

В-третьих, являясь одним из источников формирования и развития духовно-нравственной сферы личности, высокохудожественные произведения способствуют развитию молодого человека как творческого субъекта деятельности и собственной жизни. Иного характера произведения демонстрируют и подкрепляют разрушительные последствия бездумного отношения к себе, к другим людям. Литература и кино в этом смысле становятся способом общения между поколениями духовно развитиях людей и поколением пассивных потребителей социальных возможностей, придатков технологических систем. Усугубляться положение может погружением личности в виртуальную действительность, что лишает ее возможности самореализации и творческого самовоплощения, приводит к выхолащиванию истинной культуры, к утрате значимости творческого преобразования мира и себя в нем.

Литература:

  1. Аганесова И. Г. Эстетика: Курс лекций. — Режим доступа http://textb.net/23/22.html (дата обращения 25.12.2016).
  2. Бреусова Т. А. Художественное общение как средство формирования духовной культуры младшего школьника. — Режим доступа http://www.yafalian.ru/konfer/049.pdf (дата обращения 25.12.2016).
  3. Крапивенский, С. Э. Девальвация личности и современная персонология / С. Э. Крапивенский, Э.Фельдман // Философия и общество. — 2003. — № 4. — С.26–46.
  4. Кутырев, В. П. Духовность, экономизм и «после»: драма взаимодействия [Текст] / В. П. Кутырев // Вопросы философии. — 2001. — № 8. — С.56–65.
  5. Мудрик А. В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. — М.: Знание, 1983. — 96 с.
  6. Товажнянский Л. Художественная литература как составляющая эстетического воспитания студентов. — Режим доступа http://www.kpi.kharkov.ua/archive/conferences.pdf (дата обращения 25.12.2016).
  7. Щелина Т. Т. Духовно-ценностная ориентация социальных педагогов: монография. — Москва: МПГУ, 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): литература, способ общения, ценность, вид искусства, кино, общение, поколение, художественная литература, духовно-нравственное развитие, молодое поколение.


Задать вопрос