Библиографическое описание:

Давыдов А. В. Лирика на школьных уроках литературы и ее влияние на отношение к психоактивным веществам // Молодой ученый. — 2017. — №1.1. — С. 36-38. — URL https://moluch.ru/archive/135/37692/ (дата обращения: 24.04.2018).



Studying the works of fiction have great emotional and psychological impact on students, including in the framework of preventive anti-alcohol and anti-drug work. Analysis of some lyrical texts in the framework of the school educational programme are presented as a mechanism of influence on the attitudes of students in the formation of a negative attitude towards substance use.

Keywords: school, literature, poetry, prevention of consumption of psychoactive substances.

Произведения художественной литературы, изучаемые в рамках школьных образовательной программ, отобраны для формирования «установок на социальную ответственность, толерантность и патриотизм, формирование национальной системы позитивных ценностей» [7]. В связи с этим логично полагать, что их изучение не должно приводить к усвоению деструктивных моделей поведения с учетом личностных особенностей, что важно в оценке нарушения социально-психологической адаптации подростков [6, 11]. Активное вовлечение школьников в научную превентивную работу хорошо отражает пример исследования десятиклассницы в одной из школ Липецка [5], позволяющие судить об общей направленности взглядов учащихся на употребление психоактивных веществ (ПАВ) в изучаемых на уроках литературы произведениях. В ходе проведенного социологического опроса было выявлено, что старшеклассники отрицательно относятся к образам пьяниц, созданных русскими писателями: осуждают пьющих героев русской классики – 50%, относятся к ним с презрением – 13%, у 13% опрошенных герои Пушкина, Тургенева, Некрасова, Достоевского, Лескова вызывают сочувствие, и лишь 6% остались равнодушны к судьбам погибающих или погибших от алкоголя литературных героев. Большое социально-психологическое воздействие на молодое поколение оказывают тексты, относящиеся к роду лирическому и носящие стихотворную форму. В определении стиха, предложенного одним из крупнейших российских стиховедов М. Л. Гаспаровым, отмечено, что это текст, ощущаемый как речь повышенной важности, рассчитанная на запоминание и повторение; стихотворный текст достигает этой цели тем, что делит речь на определенные, легко охватываемые сознанием части. Кроме общеязыкового членения на предложения, части предложений, группы предложений и пр., здесь присутствует еще и другое деление – на соотносимые и соизмеримые отрезки, каждый из которых тоже называется «стихом» [3].

На наш взгляд, именно лирические тексты обладают набольшей степенью внушения определенных мыслей. Внушение в лирике обусловлено ритмичностью речи, усиливающей эмоциональное воздействие, которое может «навязать» некую идею вопреки желанию читателя или зрителя [1]. Поэтому для лирики выделяется ее универсальное свойство – проникновенность, в основе чего: эстетические эмоции, приводящие в свою очередь, к запоминаемости, а в основе того и другого лежит ритмическая организация [12, 14].;специфичность лирики, позволяющая реципиенту самоинтегрироваться в сюжет и превращать восприятие выражаемых мыслей в разговор с самим собой [4].

Среди лирики, изучаемой на уроках литературы и отражающей отрицательные взгляды в отношении ПАВ, можно отметить поэму-эпопею «Кому на Руси жить хорошо?» Н. А. Некрасова [9]:

«Умны крестьяне русские,

Одно нехорошо,

Что пьют до одурения,

Во рвы, в канавы валятся —

Обидно поглядеть!».

В школе изучается и произведение Н. А. Некрасова «Железная дорога» о тяжком и для многих стоившем жизни труде, за который справившиеся с работой получают свою награду в виде алкоголя [8]:

«Праздный народ расступается чинно...

Пот отирает купчина с лица

И говорит, подбоченясь картинно:

"Ладно... нешто... молодца!... молодца!...

С богом, теперь по домам, – поздравляю!

(Шапки долой – коли я говорю!)

Бочку рабочим вина выставляю

И – недоимку дарю..."

Кто-то "ура" закричал, Подхватили

Громче, дружнее, протяжнее... Глядь:

С песней десятники бочку катили...

Тут и ленивый не мог устоять!».

К сожалению, среди лирики, предлагаемой для изучения старшеклассникам, встречается и выражающее алкогольные мысли с пристрастием к алкоголю стихотворение А. А. Блока «Незнакомка» [2]:

«И каждый вечер друг единственный

В моем стакане отражен

И влагой терпкой и таинственной

Как я, смирен и оглушен».

Затем поэт с сарказмом отзывается о посетителях ресторана, употребляющих спиртные напитки:

«А рядом у соседних столиков

Лакеи сонные торчат,

И пьяницы с глазами кроликов

«In vino veritas!» кричат».

А в завершении полностью признает мысль об употреблении алкоголя, как верную:

«В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне!

Ты право, пьяное чудовище!

Я знаю: истина в вине».

Проблема с «Незнакомкой» особенно значима тем, что это стихотворение в одиннадцатом классе учат наизусть. Конечно, к этому возрасту оно вряд ли окажет решающее влияние на формирование взглядов в отношении употребления алкоголя. Однако получается, что в рамках изучения литературы в школе одно из произведений наиболее влиятельного литературного рода отражает деструктивную модель поведения, оставленную без порицания его автором. Соответственно, если в мировоззрении конкретного школьника уже есть установка на положительное отношение к употреблению алкоголя, то данное стихотворение окажет укрепляющее влияние на таковую.

В целом, школьные уроки по литературе можно назвать механизмом влияния на мировоззрение школьников, направленного на формирование отрицательного отношения к употреблению ПАВ.

Литература:

  1. Белянин В. П. Психолингвистика. - М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСУ», 2013. – 416 с.
  2. Блок А. А. Незнакомка [Электронный ресурс]: Александр Блок. Избранное. Москва, «Детская Литература» - 1969. - URL: http://rupoem.ru/blok/po-vecheram-nad.aspx (дата обращения - 23.10.2016)
  3. Гаспаров М. Л. Очерк истории европейского стиха. - М., 2003. - С. 7.
  4. Группа Н-41. Курсовая работа по теме: коммуникативная структура лирических произведений на примере поэтов-романтиков XVIII века Новалиса и К. Брентано. [Электронный ресурс]: Опубликовано - Пенза: Пензенский государственный педагогический университет им. Белинского, 2001 URL: http://refoteka.ru/r-64555.html (дата обращения 13.03.2016)
  5. Исаева Е. С. Проблема пьянства в произведениях русских писателей [Электронный ресурс]: Проект ученицы 10 класса, созданный для участия в конференции «Компьютер и творчество» – ЛИПЕЦК, 2013 год. URL: http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/02/09/proekt-problema-pyanstva-v-russkoy-literature-kh1kh-veka (дата обращения - 23.10.2016)
  6. Леус Э. В., Сидоров П. И., Соловьев А. Г. Личностные особенности младших подростков со склонностью к аддиктивному поведению // Наркология. - 2006. - Т. 5. - № 12. - С. 35-38.
  7. Литягина И. В. Воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы [Электронный ресурс]: URL:http://nsportal.ru/npo-spo/gumanitarnye-nauki/library/2014/03/09/vospitatelnyy-potentsial-urokov-russkogo-yazyka-i (дата обращения - 23.10.2016).
  8. Некрасов Н. А. Железная дорога [Электронный ресурс]: Полное собрание сочинений и писем в 15-ти томах. Том 2. Л.: "Наука", 1981. URL: http://www.ilibrary.ru/text/1029/p.1/index.html (дата обращения - 23.10.2016)
  9. Некрасов Н.А. Кому на Руси жить хорошо [Электронный ресурс]: Полное собрание сочинений и писем в 15-ти томах. «Наука», 1982. Том 5. URL: http://ilibrary.ru/text/13/index.html (дата обращения - 23.10.2016)
  10. Николаев А. И. Основы литературоведения: учебное пособие для студентов филологических специальностей. – Иваново: ЛИСТОС, 2011
  11. Новикова Г. А., Соловьев А. Г., Новикова И. А. Оценка нарушения социально-психологической адаптации подростков вследствие пивной алкоголизации // Наркология. - 2012. - Т. 11. - № 7 (127). - С. 40-44.
  12. Салямон Л. О физиологии эмоционально-эстетических процессов [Электронный ресурс]: Опубликован в Содружество наук и тайны творчества. Сборник. — М., 1968. URL: http://www.aquarun.ru/psih/tvor/tvor13.html (дата обращения 13.03.2016)
  13. Ференц Н. С. Основы литературоведения [Электронный ресурс]: URL: http://uchebnikionline.com/literatura/osnovi_literaturoznavstva_-_ferents_ns/osnovi_literaturoznavstva_-_ferents_ns.htm (дата обращения - 11.06.2016.)
  14. Хромов В. Мнемотехника. Искусство запоминания [Электронный ресурс]: URL: http://www.superidea.ru/intel/mem/iszap.htm (Дата обращения: 19.03.2016)
Основные термины (генерируются автоматически): Электронный ресурс, дата обращения, уроках литературы, нарушения социально-психологической адаптации, социально-психологической адаптации подростков, Полное собрание сочинений, prevention of consumption, of psychoactive substances, уроках литературы произведениях, школьных уроках литературы, Основы литературоведения, 15-ти томах, of influence, and psychological impact, and anti-drug work, алкоголя литературных героев, Произведения художественной литературы, school educational programme, отношении употребления алкоголя, towards substance use.

Ключевые слова

литература, школа, лирика, профилактика потребления психоактивных веществ

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос