Лирика на школьных уроках литературы и ее влияние на отношение к психоактивным веществам | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Давыдов, А. В. Лирика на школьных уроках литературы и ее влияние на отношение к психоактивным веществам / А. В. Давыдов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1.1 (135.1). — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/archive/135/37692/ (дата обращения: 27.04.2024).



Studying the works of fiction have great emotional and psychological impact on students, including in the framework of preventive anti-alcohol and anti-drug work. Analysis of some lyrical texts in the framework of the school educational programme are presented as a mechanism of influence on the attitudes of students in the formation of a negative attitude towards substance use.

Keywords: school, literature, poetry, prevention of consumption of psychoactive substances.

Произведения художественной литературы, изучаемые в рамках школьных образовательной программ, отобраны для формирования «установок на социальную ответственность, толерантность и патриотизм, формирование национальной системы позитивных ценностей» [7]. В связи с этим логично полагать, что их изучение не должно приводить к усвоению деструктивных моделей поведения с учетом личностных особенностей, что важно в оценке нарушения социально-психологической адаптации подростков [6, 11]. Активное вовлечение школьников в научную превентивную работу хорошо отражает пример исследования десятиклассницы в одной из школ Липецка [5], позволяющие судить об общей направленности взглядов учащихся на употребление психоактивных веществ (ПАВ) в изучаемых на уроках литературы произведениях. В ходе проведенного социологического опроса было выявлено, что старшеклассники отрицательно относятся к образам пьяниц, созданных русскими писателями: осуждают пьющих героев русской классики – 50%, относятся к ним с презрением – 13%, у 13% опрошенных герои Пушкина, Тургенева, Некрасова, Достоевского, Лескова вызывают сочувствие, и лишь 6% остались равнодушны к судьбам погибающих или погибших от алкоголя литературных героев. Большое социально-психологическое воздействие на молодое поколение оказывают тексты, относящиеся к роду лирическому и носящие стихотворную форму. В определении стиха, предложенного одним из крупнейших российских стиховедов М. Л. Гаспаровым, отмечено, что это текст, ощущаемый как речь повышенной важности, рассчитанная на запоминание и повторение; стихотворный текст достигает этой цели тем, что делит речь на определенные, легко охватываемые сознанием части. Кроме общеязыкового членения на предложения, части предложений, группы предложений и пр., здесь присутствует еще и другое деление – на соотносимые и соизмеримые отрезки, каждый из которых тоже называется «стихом» [3].

На наш взгляд, именно лирические тексты обладают набольшей степенью внушения определенных мыслей. Внушение в лирике обусловлено ритмичностью речи, усиливающей эмоциональное воздействие, которое может «навязать» некую идею вопреки желанию читателя или зрителя [1]. Поэтому для лирики выделяется ее универсальное свойство – проникновенность, в основе чего: эстетические эмоции, приводящие в свою очередь, к запоминаемости, а в основе того и другого лежит ритмическая организация [12, 14].;специфичность лирики, позволяющая реципиенту самоинтегрироваться в сюжет и превращать восприятие выражаемых мыслей в разговор с самим собой [4].

Среди лирики, изучаемой на уроках литературы и отражающей отрицательные взгляды в отношении ПАВ, можно отметить поэму-эпопею «Кому на Руси жить хорошо?» Н. А. Некрасова [9]:

«Умны крестьяне русские,

Одно нехорошо,

Что пьют до одурения,

Во рвы, в канавы валятся —

Обидно поглядеть!».

В школе изучается и произведение Н. А. Некрасова «Железная дорога» о тяжком и для многих стоившем жизни труде, за который справившиеся с работой получают свою награду в виде алкоголя [8]:

«Праздный народ расступается чинно...

Пот отирает купчина с лица

И говорит, подбоченясь картинно:

"Ладно... нешто... молодца!... молодца!...

С богом, теперь по домам, – поздравляю!

(Шапки долой – коли я говорю!)

Бочку рабочим вина выставляю

И – недоимку дарю..."

Кто-то "ура" закричал, Подхватили

Громче, дружнее, протяжнее... Глядь:

С песней десятники бочку катили...

Тут и ленивый не мог устоять!».

К сожалению, среди лирики, предлагаемой для изучения старшеклассникам, встречается и выражающее алкогольные мысли с пристрастием к алкоголю стихотворение А. А. Блока «Незнакомка» [2]:

«И каждый вечер друг единственный

В моем стакане отражен

И влагой терпкой и таинственной

Как я, смирен и оглушен».

Затем поэт с сарказмом отзывается о посетителях ресторана, употребляющих спиртные напитки:

«А рядом у соседних столиков

Лакеи сонные торчат,

И пьяницы с глазами кроликов

«In vino veritas!» кричат».

А в завершении полностью признает мысль об употреблении алкоголя, как верную:

«В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне!

Ты право, пьяное чудовище!

Я знаю: истина в вине».

Проблема с «Незнакомкой» особенно значима тем, что это стихотворение в одиннадцатом классе учат наизусть. Конечно, к этому возрасту оно вряд ли окажет решающее влияние на формирование взглядов в отношении употребления алкоголя. Однако получается, что в рамках изучения литературы в школе одно из произведений наиболее влиятельного литературного рода отражает деструктивную модель поведения, оставленную без порицания его автором. Соответственно, если в мировоззрении конкретного школьника уже есть установка на положительное отношение к употреблению алкоголя, то данное стихотворение окажет укрепляющее влияние на таковую.

В целом, школьные уроки по литературе можно назвать механизмом влияния на мировоззрение школьников, направленного на формирование отрицательного отношения к употреблению ПАВ.

Литература:

  1. Белянин В. П. Психолингвистика. - М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСУ», 2013. – 416 с.
  2. Блок А. А. Незнакомка [Электронный ресурс]: Александр Блок. Избранное. Москва, «Детская Литература» - 1969. - URL: http://rupoem.ru/blok/po-vecheram-nad.aspx (дата обращения - 23.10.2016)
  3. Гаспаров М. Л. Очерк истории европейского стиха. - М., 2003. - С. 7.
  4. Группа Н-41. Курсовая работа по теме: коммуникативная структура лирических произведений на примере поэтов-романтиков XVIII века Новалиса и К. Брентано. [Электронный ресурс]: Опубликовано - Пенза: Пензенский государственный педагогический университет им. Белинского, 2001 URL: http://refoteka.ru/r-64555.html (дата обращения 13.03.2016)
  5. Исаева Е. С. Проблема пьянства в произведениях русских писателей [Электронный ресурс]: Проект ученицы 10 класса, созданный для участия в конференции «Компьютер и творчество» – ЛИПЕЦК, 2013 год. URL: http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/02/09/proekt-problema-pyanstva-v-russkoy-literature-kh1kh-veka (дата обращения - 23.10.2016)
  6. Леус Э. В., Сидоров П. И., Соловьев А. Г. Личностные особенности младших подростков со склонностью к аддиктивному поведению // Наркология. - 2006. - Т. 5. - № 12. - С. 35-38.
  7. Литягина И. В. Воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы [Электронный ресурс]: URL:http://nsportal.ru/npo-spo/gumanitarnye-nauki/library/2014/03/09/vospitatelnyy-potentsial-urokov-russkogo-yazyka-i (дата обращения - 23.10.2016).
  8. Некрасов Н. А. Железная дорога [Электронный ресурс]: Полное собрание сочинений и писем в 15-ти томах. Том 2. Л.: "Наука", 1981. URL: http://www.ilibrary.ru/text/1029/p.1/index.html (дата обращения - 23.10.2016)
  9. Некрасов Н.А. Кому на Руси жить хорошо [Электронный ресурс]: Полное собрание сочинений и писем в 15-ти томах. «Наука», 1982. Том 5. URL: http://ilibrary.ru/text/13/index.html (дата обращения - 23.10.2016)
  10. Николаев А. И. Основы литературоведения: учебное пособие для студентов филологических специальностей. – Иваново: ЛИСТОС, 2011
  11. Новикова Г. А., Соловьев А. Г., Новикова И. А. Оценка нарушения социально-психологической адаптации подростков вследствие пивной алкоголизации // Наркология. - 2012. - Т. 11. - № 7 (127). - С. 40-44.
  12. Салямон Л. О физиологии эмоционально-эстетических процессов [Электронный ресурс]: Опубликован в Содружество наук и тайны творчества. Сборник. — М., 1968. URL: http://www.aquarun.ru/psih/tvor/tvor13.html (дата обращения 13.03.2016)
  13. Ференц Н. С. Основы литературоведения [Электронный ресурс]: URL: http://uchebnikionline.com/literatura/osnovi_literaturoznavstva_-_ferents_ns/osnovi_literaturoznavstva_-_ferents_ns.htm (дата обращения - 11.06.2016.)
  14. Хромов В. Мнемотехника. Искусство запоминания [Электронный ресурс]: URL: http://www.superidea.ru/intel/mem/iszap.htm (Дата обращения: 19.03.2016)
Основные термины (генерируются автоматически): деструктивная модель поведения, употребление алкоголя, урок литературы.


Ключевые слова

литература, школа, лирика, профилактика потребления психоактивных веществ

Похожие статьи

Особенности организации профилактики аддиктивного поведения...

Аддиктивное поведение – это одна из форм так называемого разрушительного (деструктивного) поведения, при котором человек будто стремится убежать от окружающей реальности, фиксируя свое внимание на конкретных видах деятельности и

Литература

Влияние особенностей семьи на формирование аддиктивного...

При этом верно и обратное — наличие аддиктивной личности в семье (неважно, ребёнка или взрослого) вызывает постепенную её деградацию и переход в деструктивную категорию.

Для одних подростков важно их употребление как знак принадлежности к группе, для

Литература

Формирование аддиктивнного поведения и образовательная...

Формирование аддиктивнного поведения и образовательная модель его профилактики.

В отечественной литературе, аддиктивное поведение чаще означает, ситуацию, когда болезнь как таковая, еще не сформировалась, а имеет место нарушение поведения, при отсутствии...

Роль совладающего поведения и стрессоустойчивости личности...

Под химической зависимостью понимают зависимость от употребления любых психоактивных веществ, которые в связи с этим подразделяются на легальные (табак, алкоголь, лекарство) и

Похожие статьи. Проблема совладающего поведения в психологической литературе.

Факторы деструктивно-агрессивного поведения современного...

Факторы деструктивно-агрессивного поведения современного подростка и их тенденции.

Литература: 1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия / М.: Владос, 2000.

Профилактика зависимого поведения в контексте...

В широком смысле зависимое поведение можно определить как одну из форм деструктивного поведения, которая выражается в

При этом образовательная модель профилактики зависимого поведения построена на учебно-воспитательных методах

Литература

Задачи превентологии в профилактике алкоголизации...

Результатом анализа указанных документов и источников литературы служит перечень основных задач профилактической деятельности, борьбы с употреблением алкоголя и других ПАВ

Использование потенциала школьной педагогики...

2015. № 6 (86). С. 569–575. Бахтин, Ю. К. Распространённость употребления алкоголя и курения табака среди студентов педагогического университета

Моделирование социально-культурной деятельности в превенции деструктивного поведения несовершеннолетних.

Актуализация разработки образовательной модели профилактики...

С этой целью необходимо создание педагогических условий для диагностики, предупреждения, исправления деструктивных стратегий поведения учащихся, а также развития их личностных ресурсов, способствующих успешной адаптации к требованиям среды. Литература

Похожие статьи

Особенности организации профилактики аддиктивного поведения...

Аддиктивное поведение – это одна из форм так называемого разрушительного (деструктивного) поведения, при котором человек будто стремится убежать от окружающей реальности, фиксируя свое внимание на конкретных видах деятельности и

Литература

Влияние особенностей семьи на формирование аддиктивного...

При этом верно и обратное — наличие аддиктивной личности в семье (неважно, ребёнка или взрослого) вызывает постепенную её деградацию и переход в деструктивную категорию.

Для одних подростков важно их употребление как знак принадлежности к группе, для

Литература

Формирование аддиктивнного поведения и образовательная...

Формирование аддиктивнного поведения и образовательная модель его профилактики.

В отечественной литературе, аддиктивное поведение чаще означает, ситуацию, когда болезнь как таковая, еще не сформировалась, а имеет место нарушение поведения, при отсутствии...

Роль совладающего поведения и стрессоустойчивости личности...

Под химической зависимостью понимают зависимость от употребления любых психоактивных веществ, которые в связи с этим подразделяются на легальные (табак, алкоголь, лекарство) и

Похожие статьи. Проблема совладающего поведения в психологической литературе.

Факторы деструктивно-агрессивного поведения современного...

Факторы деструктивно-агрессивного поведения современного подростка и их тенденции.

Литература: 1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия / М.: Владос, 2000.

Профилактика зависимого поведения в контексте...

В широком смысле зависимое поведение можно определить как одну из форм деструктивного поведения, которая выражается в

При этом образовательная модель профилактики зависимого поведения построена на учебно-воспитательных методах

Литература

Задачи превентологии в профилактике алкоголизации...

Результатом анализа указанных документов и источников литературы служит перечень основных задач профилактической деятельности, борьбы с употреблением алкоголя и других ПАВ

Использование потенциала школьной педагогики...

2015. № 6 (86). С. 569–575. Бахтин, Ю. К. Распространённость употребления алкоголя и курения табака среди студентов педагогического университета

Моделирование социально-культурной деятельности в превенции деструктивного поведения несовершеннолетних.

Актуализация разработки образовательной модели профилактики...

С этой целью необходимо создание педагогических условий для диагностики, предупреждения, исправления деструктивных стратегий поведения учащихся, а также развития их личностных ресурсов, способствующих успешной адаптации к требованиям среды. Литература

Задать вопрос