Автор: Семёнова Наталья Владимировна

Рубрика: Среднее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (16) февраль 2018 г.

Дата публикации: 03.01.2018

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Семёнова Н. В. Влияние особенностей семьи на формирование аддиктивного поведения подростка // Образование и воспитание. — 2018. — №1. — С. 80-82. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/81/2992/ (дата обращения: 25.02.2018).



В данной статье затрагивается проблема появления подростков с аддиктивным поведением. Автор дает описание характерных черт присущих подростка данной группы, а также процессам оказывающих влияние на становление данного типа поведения. На основе полученных данных автор предлагает призывает к серьезному отношению к данной проблеме и необходимости раннего выявления дисфункциональных семей, для оказания помощи подросткам, воспитывающимся в таких семьях, через осуществления ряда профилактических мер.

Ключевые слова: аддиктивное поведение, дисфункциональные семьи, профилактика аддиктивного поведения.

Одной из наиболее актуальных проблем педагогики и психологии сегодня становится проблема отклоняющегося поведения человека, а если быть точнее подростка.

Сложность самореализации в жизни и не умении разрешать проблемы порождают тяжелые зависимости психологического и физиологического характера в совокупности.

Желание спрятаться от внешних обстоятельств приводит подростков к злоупотреблению различных дурманящих элементов, при этом острая зависимость от этих веществ еще отсутствует, но как некий жизненный элемент уже начинает формироваться.

Данная зависимость получила название «Аддиктивное поведение», это некое пограничное состояние между нормой и зависимостью. Если рассматривать ситуацию с подростками, учитываю не сформировавшиеся психику и организм, эта грань особенно тонка. Наличие аддиктивного поведения указывает на нарушенную адаптацию к существующим условиям, а адаптация является доминирующим моментом социального взаимодействия.

В общем смысле под аддикцией понимают различные способы ухода от реальности — с помощью игр (гэмблинг), психоактивных веществ, алкоголя (химическая зависимость), которые приносят яркие эмоции и временное избегание существующих сложностей.

Наиболее часто встречающейся зависимостью является химическая зависимость, деструкция данного состояния заключается в установлении эмоциональной связи с предметами или явлениями, а не другими личностями.

Безусловно, любые виды аддиктивного поведения у подростков — «крик о помощи», и отсутствие правильной реакции на данный «крик» и невмешательство в сложившуюся ситуацию, может привести к потере подростка как полноценного члена общества.

Как и в любом проблемном поведении говорить о наличии одной причины приводящей к отклонению от норм, не приходится, как правило это целый комплекс неблагоприятных факторов окружающей среды, и конечно же индивидуальные особенности личности.

В процессе формирования аддикций определенная роль принадлежит практически всем существующим общественным институтам, но в большей степени появлению аддиктивного поведения у подростков способствует конфликтная обстановка в семье, отсутствие должного внимания, жестокость по отношению к самому подростку или к одному из членов семьи в которой он воспитывается, а также отсутствие нормальных условий их полноценного развития и воспитания. К тому же для дисфункциональных семей характерны довольно специфические методы решения проблем и попытки самовыражения.

Семья выступает в качестве конкретной группы в которой личность приобщается к системе норм и ценностей. И к сожалению, в виду особенностей экономической ситуации в стране которая привела к изменениям, которые носят как позитивный характер — развитие многих сфер жизнедеятельности человека, так и негативные — социальное расслоение, безработица, снижение востребованности духовных ценностей, ослабление института семьи. В кризисной ситуации подростки оказываются самыми социально неустойчивыми, нравственно неподготовленными и незащищенными.

Семья, выполняя свою социализирующую функцию по отношению к личности является, во-первых, проводником макросоциальных влияний (культура), во-вторых — средой микросоциального взаимодействия, характеризующейся своими особенностями.

Семьи, пренебрегающие моральными и духовными нуждами детей, способствуют их попаданию в зону риска. Ребенок, не чувствуя себя нужным и любимым в семье, пытается найти свой мир, в котором ему будет хорошо и спокойно, и на ходит его в играх, различных токсичных веществах и алкоголе с лжедрузьями во дворе. Если вовремя не заметить признаки аддиктивного расстройства, ребенок может погубить себя. Поэтому особенно актуально раннее выявление неблагополучных семей.

Диагностика и лечение аддикций вне семейного окружения неэффективны и бессмысленны. При этом верно и обратное — наличие аддиктивной личности в семье (неважно, ребёнка или взрослого) вызывает постепенную её деградацию и переход в деструктивную категорию.

Если категорировать семьи с наибольшей долей проявления аддиктивного поведения у подростков, то это так называемые дисфункциональные семьи: неполная, аморальная, криминогенная, а также псевдо благополучная и семья в которой случаются регулярные конфликтные ситуации.

Становление аддиктивного поведения отличается широким индивидуальным своеобразием, но в целом здесь можно выделить ряд закономерных этапов. В. Каган (1999) выделял три этапа наркологических (алкогольных и неалкогольных) вариантов становления аддиктивного поведения:

«1 этап. Первые пробы. Совершаются обычно под чьим-либо влиянием или в компании. Немалую роль здесь играют любопытство, подражание, групповой конформизм и мотивы группового самоутверждения. По разным причинам (удовлетворенного любопытства, страха наказания, опасения и переживания, разрыва с компанией) первые пробы чаще всего не имеют продолжения, исключение составляют табакокурение и культурально санкционированная алкоголизация.

2 этап. Поисковое аддиктивное поведение. Следующим за первыми пробами идет этап экспериментирования с различными видами психоактивных веществ — алкоголем, медикаментами, наркотиками, бытовыми и промышленными химикатами. Обычно оно присуще младшему подростковому возрасту. Для одних подростков важно их употребление как знак принадлежности к группе, для других — сам факт изменения состояния сознания («отруб», «отключка»), для третьих — качество вызываемых эффектов и особенности «кайфа». Как правило, этот этап разворачивается в компании и оформляется по алкогольному типу — для веселья, раскованности, обострения восприятия, снятия сексуальных барьеров, выражения отношения («не нюхаешь, значит, не уважаешь»).

3 этап. Переход аддиктивного поведения в болезнь. Происходит под влиянием множества разнообразных факторов, которые можно условно разделить на социальные, социально-психологические, психологические и биологические».

Распознать симптомы аддиктивного поведения не всегда просто, так как степень их может варьироваться. Особенностями подростков с девиантным поведением являются: абсолютно нормальное самочувствие и уверенность в себе в трудных жизненных ситуациях; стремление врать и обвинять окружающих в том, чего они не делали; заниженная самооценка в сочетании с внешними проявлениями собственного превосходства; страх перед эмоциональной привязанностью и тесными межличностными контактами; наличие стереотипов в мышлении и поведении; тревожность; избегание любых форм ответственности; стремление манипулировать окружающими.

Профилактика аддиктивного поведения будет наиболее эффективной, в зависимости от периода ее начала. Раннее предупреждение развития аддикции включает в себя, прежде всего, диагностический этап, который должен проводиться в образовательных учреждениях с целью выявления детей со склонностью к девиантному поведению, а именно изучение индивидуально-психологических особенностей личности с момента поступления в образовательное учреждение; выделение группы детей, поведение которых настораживает отклонением от общепринятых мер; наблюдение за формированием характера ребёнка- подростка, через систему мероприятий по профилактике отклонений в поведении детей и подростков, включающей в себя — беседы и опросы с целью установления контакта с подростками, нуждающимися в социальной помощи, комплексные процедуры диагностик по выявлению предрасположенности к отклонениям в поведении; изучение семейной атмосферы и окружающей среды.

Различные подходы в технологии социально-психологической профилактике дают возможность педагогу направить свою деятельность на воспитание подростка.

Также первичная профилактика подразумевает предупреждение вовлечения детей и подростков в любые формы зависимостей. Сюда также относится и информирование о возможных последствиях зависимостей методах борьбы со стрессом и технологиях общения. Специалисты отмечают важность для современного общества популяризации иных видов досуга, например, спортивных секций, так ка к физическая активность способствует насыщению мозга кислородом, помогает справляться со стрессами, улучшает обмен веществ, аппетит и сон, активизирует работу мозга в целом.

Следующий этап реабилитации — коррекционный, направлен на исправление уже имеющихся вредных привычек и зависимостей. Этой задачей должен заниматься квалифицированный психолог. При этом профилактические занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми. В качестве групповых техник особенно эффективны тренинги личностного роста, предполагающие коррекцию отдельных особенностей личности и поведения.

Литература:

  1. Амбрумова А. Г., К вопросу о саморазрушающем поведении подростков.Л.1991–58с.
  2. Кулаков С. А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. — М.: Смысл, 1998. — 195с.
  3. Пятницкая И. И. Злоупотребление алкоголем и начальная стадия алкоголизма.- М.: Медицина, 1988.- 288 с.
  4. Синягина Н. Ю., Райфшнайдер Т.Ю Современные аспекты воспитания и социализации личности: Методическое пособие. –М.: Арманов-центр, 2011. -128с.
  5. Сухарев А. В. О возможности замещения психологической потребности в алкоголе у подростков/Психологические проблемы антиалкогольного воспитания детей, подростков и юношества.- М., 1987.- С. 106–116.
  6. Чудновский В. С. Алкоголизм у подростков//Алкоголизм.-Ставрополь, 1988.-С. 17–20.
Основные термины (генерируются автоматически): аддиктивного поведения, профилактика аддиктивного поведения, Наличие аддиктивного поведения, появлению аддиктивного поведения, виды аддиктивного поведения, Становление аддиктивного поведения, Переход аддиктивного поведения, проявления аддиктивного поведения, становления аддиктивного поведения, Профилактика аддиктивного поведения, симптомы аддиктивного поведения, психотерапия аддиктивного поведения, признаки аддиктивного расстройства, дисфункциональные семьи, проблема появления подростков, типа поведения, поведения человека, психоактивных веществ, особенностей личности, химическая зависимость.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос