Учебно-исследовательский проект «Вездесущая производная» может быть реализован в рамках изучения темы «Производная и ее применение» на уроках алгебры и начала анализа. На основе проведённых исследований учащиеся ответят на основополагающий вопрос и поставленные проблемные вопросы, узнают много интересного о практическом применении производной в физике, химии, биологии, экономике и в повседневной жизни. Полученный опыт учащиеся могут распространить не только на решение образовательных задач, но и использовать в повседневной жизни.
Данный проект рассчитан на 4 недели для учеников 10-11 классов. Проект является межпредметным и включает в себя такие предметы: математика информатика, химия, биология, физика и экономика.
Планируемые результаты обучения:
После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:
- личностные:
1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
2) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- метапредметные:
1) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
3) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
4) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
5) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- предметные:
1) формирование информационной и коммуникативной компетентности учащихся;
3) установление межпредметных связей математики с другими науками;
4) расширение знаний учащихся по теме «Производная»;
5) формирование компетентности учащихся в сфере практической, а также самостоятельной деятельности;
6) формирование умений работать творчески, конструировать, моделировать, проектировать и т.д.
7) формирование навыков публичного выступления.
Вопросы, направляющие проект:
- Основополагающий вопрос:
Можем ли мы использовать производную не только на уроках математики?
- Проблемные вопросы учебной темы:
Так ли уж важна производная?
Зачем нужна производная?
Что увидит физик в производной?
Как помогает производная в химии?
Как помогает производная в биологии?
Как применяют производную экономисты?
Как помогает производная в реальной жизни?
- Учебные вопросы:
Что такое производная?
Как находить производные?
Физический и геометрический смысл производной?
График оценивания |
||
До работы над проектом |
Ученики работают над проектом и выполняют задания |
После завершения работы над проектом |
Теоретическая и практическая контрольная работа на выявление знаний учащихся по теме «Производная»; Практическая работа на выявление навыков поиска информации в сети Интернет; Презентация проекта, в ходе которой ученики получают всю информацию о проекте и разбиваются на группы |
Совместное планирование; Оценивание текущей работы над творческими заданиями; обсуждение предварительных результатов в каждой группе; |
Представление результатов исследования в виде презентаций и собственных разработок задач, которые будут собраны в сборник. Работа в группах по обсуждению итогов работы. |
Во время презентации учителя учащиеся определяются с выбором групп по интересам. Это мотивирует их на проведение исследований в проекте. Учитывая требования стандарта, цели учащихся в проекте, составляются критерии оценивания будущих работ (презентация, задачи для будущего сборника), по которым происходит контроль и самоконтроль в группах. Учащиеся создают презентации, и разрабатывают задачи по темам исследований, которые войдут в их общий сборник. На защите помимо презентации своего проекта ученики обмениваются своими идеями, знакомятся с различными представлениями исследований других групп, анализируют собственные успехи и недочёты.
Учебные мероприятия:
- Вводное занятие.
(Введение в тему проекта; обсуждение основополагающего, проблемных и учебных вопросов, ознакомление учащихся с вводной презентацией учителя; распределение по группам с учетом интересов и индивидуальных возможностей; распределение обязанностей).
- Работа над проектом.
- Самостоятельная работа в группах.
- Подбор учащимися материалов для выступлений по теме и для создания презентаций. Просмотр и обсуждение этих материалов с учителем.
- Индивидуальные консультации учащихся по вопросам планирования и создания презентации и разработки задач;
- Итоговое занятие. Демонстрация и защита работ, рефлексия участников проекта.
Материалы и ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
Компьютеры, проекционная система, Интернет, методичка для работы в Excel.
Литература:
1. Алгебра и начала анализа: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ А. Н. Колмогоров, А. М. Абрамов, Ю. П. Дудницын и др. – М.: Просвещение, 2008.
2. Основы математической обработки информации: Уч. пособие/ Н. В. Артемьева. Красноярск, 2015.