Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №30 (134) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 31.12.2016

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Динь Н. Т. Изучение степени преодоления социально-культурных барьеров для формирования новых методов творческой деятельности студентов, проживающих в Поволжье и в долине реки Меконга (Вьетнам) // Молодой ученый. — 2016. — №30. — С. 361-364. — URL https://moluch.ru/archive/134/37624/ (дата обращения: 22.05.2018).



Статья посвящена исследованию методологических подходов к изучению степени преодоления социально-культурных барьеров для формирования новых методов творческой деятельности в современной психологии.

Ключевые слова: социально-культурный барьер, творческая деятельность, студент

Детерминанты творческих способностей изучаются чаще всего с точки зрения интеллектуальных качеств (Д. Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, С. Попек, И. Пуфаль-Струзик) или личностных качеств (И. Ю. Кулагина, А. Я. Дудецкий, Е. П. Ильин) Данные исследования сосредоточены на исследовании этапов формирования, изменения и развития творчества; исследовании основных компонентов целостной структуры творчества; исследовании факторов, влияющих на формирование и развитие творческих способностей.

В связи с вышесказанным в качестве проблемы исследования выступает противоречие между потребностью психологической теории и практики в знании особенностей развития творческих способностей студентов в разных культурах, и недостаточной методологической обоснованностью кросскультурных исследований в научной литературе. Указанное обстоятельство и определило выбор темы нашего диссертационного исследования.

С целью изучения степени преодоления социально-культурных барьеров для формирования новых методов творческой деятельности студентов, проживающих в Поволжье (Россия) и в долине реки Меконга (Вьетнам), автор собрал и проанализировал 536 картин (в качестве теста «TSD-Z») студентов двух стран. В тесте «TSD-Z» большой прямоугольник (рамка картины) окружает 5 внутренних элементов (и еще 1 элемент находится вне рамки картины), этим прямоугольником представляются правила, нормы и социальные опыты, по которым ориентируется студент. Это называется социально — психологическим барьером для деятельности человека. Люди, которые преодолеют эти барьеры, получают новые знания и опыты для реализации новой деятельности. Совершенствующие в себе и обществе новые ценности называются люди с высокой творческой энергией. Действия преодоления социально-психологических барьеров могут быть стимулированы внешним фактором (элемент находится вне рамки картины), или внутренней силой человека или обоими факторами.

Этот процесс состоит из двух этапов:

1-й этап

Мы поделили действия преодоления барьера (рамка картины — это социально-психологическая барьера) студентов на 5 уровней:

  1. Не смог преодолеть рамку
  2. Умеет обратить внимание на элемент вне рамки
  3. Преодолел рамку с помощью внешней стимуляции
  4. Самостоятельно преодолел рамку без помощи внешней стимуляции
  5. Преодолел рамку заключает в 3 и 4 уровня

Результат представлен в следующей таблице:

Таблица 1

Процент картин, показывающих уровней преодоления предела (рамки)

Из таблицы 20 видно, что большинство российских и вьетнамских студентов не смогли преодолеть рамку: 70 % и 81,16 % соответственно. Существует разница процентов студентов двух стран в других уровнях. 15,0 % российских студентов рисовали свои картины за рамками внешней стимуляции (элемент за рамкой), а для вьетнамских — 4,3 %. 10,0 % российских студентов рисовали картины за рамкой без внешней стимуляции, а вьетнамские студенты — 1,53 %. 10,0 % российских студентов рисовали преодолеть рамку без помощи внешней стимуляции и не зависит от этой внешней стимуляции, а для вьетнамских студентов — 1,53 %. Мы считаем, что разница процентов в картинах студентов, представляющих преодоление барьера (за рамкой) имеет сущность из разниц характеристик социальных культур двух стран.

Культура Вьетнама основывается на формирование «послушного человека, выраженного в уважении к старшему поколению в обществе. В обществе Вьетнама уважают мудрых людей. Они часто представляются старыми людьми и у них богатый жизненный опыт. Эта концепция влияет на систему образования в целом и на высшее образование в частности. Вьетнамские студенты пассивно слушают лекции, и потом сдают экзамены в соответствии с тем, что им было представлено на лекции. Они редко сами изучают новые материалы или литературы. Они боятся воспринимать новые проекты, а также новые концепции или новые знания. Таким образом, вьетнамские студенты часто не чувствуют себя свободными и не уверены в себе чтобы представлять свои идеи, концепции, особенно необычные идеи. Они боятся, что их друзья будут думать о них как о эксцентричных людях. А социальная культура России более демократична, она создает настроение свободы для молодёжного поколения. Например, в сказках, в мультфильмах и др., отправляли молодёжному поколению сообщение выразить свою индивидуальность, поощрять их бороться за самоутверждение, поддерживать и высоко оценивать новые уникальные творческие идеи. Эти характеристики культуры России сильно влияют на систему образования, они поощряют студентов свободно выражать свои собственные ценности через идеи, способы мышления, новые эффективные действия и методы обучения. Студенты могут свободно дискуссировать с преподавателями, другими студентами и людьми чтобы защищать свои идеи и взгляды. Свобода социальной культуры является важной базой, действуя в качестве внешних факторов либо в организации или в поддержании развития творчества человека.

2-й этап

Называется исследованием взаимодействия между уровнями преодоления барьера (за рамкой) и возможностью выполнения нового метода в творческих действиях студентов, проживающих в Поволжье (Россия) и в долине реки Меконга (Вьетнам). Мы разделили картины преодоления барьера на 3 уровня:

  1. Преодолел рамку с помощью внешней стимуляции (1 балл).
  2. Самостоятельно преодолел рамку без помощи внешней стимуляции (2 балла).
  3. Преодолел рамку, быстро и самостоятельно (3 балла).

Результат анализа представлен в следующей таблице:

Таблица 2

Полученные оценки для картин преодоления барьера

Мы разделили картины, нарисовавшие новыми уникальными методами в основе связи с уровнями преодоления барьера (описаны выше), на 4 группы:

  1. Картины, в которых не преодолели рамку (рисовавшие новыми уникальными методами)
  2. Картины, в которых преодолели рамку с помощью внешней стимуляции (рисовавшие новыми уникальными методами)
  3. Картины, в которых преодолели рамку без помощи внешней стимуляции (рисовавшие новыми уникальными методами)
  4. Картины, в которых преодолели рамку быстро и самостоятельно (рисовавшие новыми уникальными методами)

Эти группы картин оцениваются в 1,2,3,4 балла соответственно.

Результат представлен в следующей таблице:

Таблица 3

Процент картин, рисовавшие новыми уникальными методами воснове связи суровнями преодоления барьера

Мы провели статистический анализ между уровнем и способом преодоления рамки картинах студентов, проживающих в Поволжье (Россия) и в долине реки Меконга (Вьетнам). Результаты математической статистической обработки представлены в следующей таблице:

Таблица 4

Анализ между уровнем испособом преодоления рамки вкартинах студентов, проживающих вПоволжье (Россия) ив долине реки Меконга (Вьетнам)

Из таблиц 1, 2, 3 и 4 видим, что существует прямо пропорциональность между уровнями преодоления барьера и возможностью выполнения нового метода в творческих действиях студентов. Отношение между уровнями преодоления барьера и возможностью выполнения нового метода в действиях студентов в России теснее, чем у студентов во Вьетнаме (r1=0,924 и r2=0,689 — корреляционный анализ, метод попарного сравнения, t-критерий Стьюдента). Все российские студенты, нарисовавшие преодоление предела использовали новые уникальные методы. Небольшая часть вьетнамских студентов (3,37 %) рисовали новыми уникальными методами, но не преодолели за рамкой.

Различие культурно-исторических условий является одним из основных главных причин, который создает различия творческих способностей между российскими и вьетнамскими студентами. Эта разница подчеркивает влияние кросс-культурных факторов. Творческие способности российских студентов стимулируются окружающей средой и культурой (которая формирует образовательную среду). Это реализуется в качестве их творческих продуктов (многие картины с высокими баллами в разных критериях). Творческая деятельность вьетнамских студентов является более ограниченной. При высоком внутреннем потенциале, кросскультурные факторы замедляют развитие творческих способностей.

Литература:

  1. Динь, Н. Т. Исследование уровня творческих способностей студентов, проживающих в Поволжье (России) и в долине реки Меконг (Вьетнам)/ Н.Т., Динь// Российский научный журнал: — 2014, — № 1 (34). — с. 160–167
  2. Исследование выражения социальных отношений в процессе творческой деятельности российских и вьетнамских студентов)/Н.Т., Динь// Молодой учёный: — 2016 г. — № 2 (106). — С. 998–1000.
  3. Динь, Н. Т. Исследование уровня творческих способностей российских и вьетнамских студентов, обучающихся в Поволжье /Н.Т., Динь// «Современные концепции научных исследований» (Россия, г. Москва, 25–27 июня 2015 г.): — 2015. — № 2 (33). — С. 91–93.
  4. Urban K. K. Assessing creativity: The Test for Creative Thinking-Drawing Production (TCT-DP) // International Education Journal. — 2005. — No. 6(2). — PP. 272–280. — http://iej.cjb.net.
  5. Urban K. K. anh Hans G. Jellent. Test zum Schoepferischen Denken Zeichnerisch (TSD —Z) // SWETS Test services. — 1994.
Основные термины (генерируются автоматически): вьетнамских студентов, творческих способностей, преодоления барьера, внешней стимуляции, долине реки, долине реки Меконга, преодоления социально-культурных барьеров, российских студентов, уровнями преодоления барьера, степени преодоления социально-культурных, творческой деятельности, творческих способностей студентов, творческих действиях студентов, творческой деятельности студентов, методов творческой деятельности, новых методов творческой, формирования новых методов, развитие творческих способностей, творческих способностей российских, возможностью выполнения нового.


Ключевые слова

творческая деятельность, студент, социально-культурный барьер

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос