Социально-психологические условия преодоления коммуникативных барьеров среди военнослужащих | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 июня, печатный экземпляр отправим 3 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №48 (182) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 30.11.2017

Статья просмотрена: 137 раз

Библиографическое описание:

Новоселов И. Л. Социально-психологические условия преодоления коммуникативных барьеров среди военнослужащих // Молодой ученый. — 2017. — №48. — С. 158-161. — URL https://moluch.ru/archive/182/46795/ (дата обращения: 17.06.2019).



Актуальность исследования обуславливается необходимостью регулирования коммуникативного поведения между военнослужащими, которое возможно при создании определенных социально-психологических условий, наличии знаний в области конфликтологии. Статья посвящена подходу к созданию специальных условий регуляции межличностных отношений в воинском коллективе и представляет результаты исследования функциональной организации решения этой проблемы. Проведена экспертная оценка взаимоотношений в воинском коллективе, в котором анализировалось мнение военнослужащих об уставных и неуставных отношениях. Доказано, что коммуникативные барьеры в воинском коллективе могут быть преодолены, если будут созданы специальные социально-психологические условия. В связи с этим автором обозначены условия преодоления коммуникативных барьеров.

Ключевые слова: коммуникативные барьеры, социально-психологические условия, воинский коллектив, общение

Коммуникативное взаимодействие представляет одну из важнейших категорий современной педагогики и психологии [7]. Общение в и коммуникативное взаимодействие в воинском коллективе менее оформлено в измерительном, психодиагностическом плане. Это связано со спецификой воинской службы, однако проблема взаимоотношений между военнослужащими остается неразрешенной. Различают контактное и информационное общение [4], [7]. Контактное общение характеризуется невысокой коммуникативной компетентностью: однотипные ответы, жесты, мимика. Информационное общение — это поведение средней сложности, в котором присутствует исполнительность, пунктуальность, конформность. Высоко коммуникативным является смысловое общение, которое обусловлено многомерностью мышления, ситуативностью поведения и многословностью речевого высказывания и невербального поведения. Рефлексивное общение предполагает вдумчивый анализ происходящего и планирование перспектив дальнейшего коммуникативного взаимодействия.

Философское осмысление коммуникативного взаимодействия связано с проблемами понимания субъекта общения. Философы различных направлений считали, что самосознание личности формируется только в соотнесении себя с сознанием другого, поэтому динамика «Я» и «Я» характеризуется их взаимным опосредованием [5, с.11].

Проблема понимания в общении показывает, что необходимо учитывать не абсолютные, а регулятивные человеческие смыслы [1].

Французский философ Э. Мунье характеризует общение как процесс порождения враждебности. Общение, по его представлению, блокируется потребностью обладать и подчинять себе. Каждый партнер в общении либо раб, либо тиран и это неизбежно приводит к индивидуализму, как выражению чувствований, идей, системе нравов и мировоззрения, которые организуют жизнь индивида на принципах изоляции его от вторжения в его внутренний мир [8].

В последние десятилетия осуществляется проникновение психологии, психолингвистики в теорию общения. Развивается деятельностный подход к интерпретации коммуникативных барьеров и объяснению человеческого общения. Выдающийся психолог А. Н. Леонтьев считал, что общение и труд — это основные виды человеческой деятельности [6].

Рассмотрим, чем отличается общение от коммуникации, чтобы определить, отчего появляются коммуникативные барьеры. Итак, общение — это процесс взаимоотношений и взаимодействия личностей или социальных групп, и оно имеет множество аспектов.

Коммуникация выражает акт общения, сообщение информации одним лицом другому, т. е. это не общение во всем его комплексе многогранности, а лишь социальный акт [9].

О взаимосвязи личных качеств человека и сферы профессиональной деятельности, а также влияния деятельности на общение пишет Е. М. Беспаленко [2].

М. Р. Битянова, ссылаясь на учения Б. Ф. Поршнева, выделяет три формы коммуникативных барьеров, которые различаются по степени прозрачности: избегание, авторитет, непонимание. Она рассматривает психологическую природу коммуникативных барьеров [3 с. 85]

Таким образом, целью исследования явилось выявление причин коммуникативных барьеров в воинском коллективе и, в связи с этим, попытаться разработать специальные психолого-педагогические условия их преодоления.

Предметом исследования психолого-педагогические условия для преодоления коммуникативных барьеров в воинском коллективе, а объект исследования — военнослужащие.

Испытуемые и методика исследования

В исследовании приняли участие военнослужащие воинской части: учебная авиационная база (2 разряда, г. Челябинск): прапорщиков 50 человек из 130; сержантов, служащих по контракту — 50 человек из 117, солдат срочной службы 104 (по Призыву 76). Исследование проходило в июне — октябре 2017 года. Прапорщики и сержанты составляли первую группу испытуемых, а военнослужащие срочной службы вторую группу испытуемых.

Для выявления возможных коммуникативных барьеров была использована методика «Экспертная оценка коммуникативных барьеров». Анализировалось мнение военнослужащих о качестве коммуникативных актов. В утверждениях анкеты отражены особенности коммуникативных барьеров, их сила и влияние на взаимоотношения в воинском коллективе. Утверждения необходимо было оценить по 5-бальной шкале, где «5» — да; «4» — скорее «Да», чем «Нет»; «3» — и «Да», и «Нет»; «2» — скорее нет, чем «Да»; «1» — «Нет».

Анкета 1

Утверждения, вопросы

Оценка 1 гр.

(средний балл)

Оценка 2 гр.

(средний балл)

1

Коммуникативные барьеры связаны с излишней строгостью командиров.

2,4

3,1

2

К сослуживцам относятся так, как они этого заслужили

1,6

2,4

3

Военнослужащие, которые не нравятся другим, виноваты в этом сами.

1,1

1,8

4

Неприятности, которые с нами случаются, сбалансированы удачами.

3,7

2,5

5

События в воинском коллективе зависят от сил, которыми мы не можем управлять.

1,2

2,1

6

Сохранение эмоционального равновесия не всем под силу.

2,6

3,0

7

В воинском коллективе есть распределение социальных ролей, среди них «козел отпущения», «арбитр», «шут» и др.

1,5

4,2

8

Командирами проводится анализ разных точек зрения на поставленные задачи социальной адаптации военнослужащих.

4,5

2,4

9

Военные психологи необходимы для разрешения противоречий между военнослужащими.

4,3

4,6

10

Чаще всего непонимание возникает между военнослужащими, вновь прибывшими на службу и теми, у кого срок службы заканчивается.

1,8

2,9

Анкеты не подписывались военнослужащими. По каждой анкете находилось среднее арифметическое значение — одна из наиболее распространённых мер, представляющая собой сумму всех зафиксированных значений, делённую на их количество.

Результаты и их обсуждение

Среднее арифметическое по вопросам анкеты 1 неоднозначно. Значения очень отличаются в первой и второй группе. В первой группе, к которой относились прапорщики, сержанты и служащие по контракту коммуникативных барьеров меньше и они более адаптированы к воинской службе. В группе испытуемых, куда входили военнослужащие срочной службы, ситуация критическая и заслуживает особого внимания. Больше половины исследуемых второй группы считают, что коммуникативные барьеры связаны с излишней строгостью командиров (3,1 баллов); военнослужащие, которые не нравятся другим, виноваты в этом сами (2,4 балов); они не всегда уверены в себе, поэтому считают, что события в воинском коллективе зависят от сил, которыми мы не можем управлять. На утверждение «Командирами проводится анализ разных точек зрения на поставленные задачи социальной адаптации военнослужащих» исследуемые первой группы ответили утвердительно и в результате имеют 4,5 баллов, в то время, как исследуемые второй группы в этой графе имеют баллов почти в половину меньше. На утверждение «Чаще всего непонимание возникает между военнослужащими, вновь прибывшими на службу и теми, у кого срок службы заканчивается» вторая группа имеет почти в два раза больше баллов, чем первая. Это подчеркивает, что военнослужащие с опытом военной службы более адаптированы, имеют меньше коммуникативных барьеров. Очевидно, есть учебно-воспитательная форма работы по преодолению коммуникативных барьеров. Однако, этого недостаточно, так как однозначных, положительных результатов в первой группе испытуемых тоже нет, хотя они лучше, чем во второй группе. Отсюда следует, что необходим комплекс психолого-педагогических условий, который будет системным и обеспечит снижение уровня коммуникативных барьеров.

Очевидно, что создание и систематизация психолого-педагогического комплекса условий, способствующих снижению коммуникативных барьеров в воинских коллективах, заслуживает длительного и всестороннего изучения проблемы, что возможно в рамках диссертационного исследования. В нашем исследовании предпринята попытка обозначить эти условия и апробировать в воинской части.

Социально-психологические условия преодоления коммуникативных барьеров в воинском коллективе могут включать:

  1. Практические рекомендации для военнослужащих по пониманию экспрессивного поведения в общении. Продуктивным будет «метод проигрывания», т. е. имитация чужого экспрессивного репертуара. Техника: чтобы понять, что хочет выразить сослуживец, нужно воспроизвести некоторые компоненты его поведения. Проигрывая поведение другого человека, человек вызывает у себя такое же эмоциональное и физическое состояние. Это позволяет оценить и сделать вывод о характере переживаний другого человека [Курбатов].

Также можно использовать психологические упражнения на развитие эмпатии. Специфика эмпатийного проникновения заключается в том, что на основе неосознанного анализа мимики, жестов, поз, голоса один из партнеров по коммуникации проникается состоянием другого. Обычно это начинается с психологического метода подражания [кур].

Целесообразно использовать метод проекции, который основывается на приписывании другому тех психологических характеристик, которые свойственны самому наблюдателю. Механизм сличения также является эффективным как способ понимания экспрессивного поведения. Увиденная экспрессия сравнивается с хранящимися в опыте и в памяти эталонами. В данном случае нет вчувствования и моторного подражания.

  1. Инструментальный аспект социально-педагогической деятельности по преодолению коммуникативных барьеров в воинских коллективах. Как социально-психологическое условие ставит целью достижение изменения психологического состояния: эмоционального отношения к коммуникативным затруднениям; снижения уровня стресса; управления развитием конфликта и способы реагирования в конфликте.

Военный психолог использует основные и вспомогательные методы исследования состояния общения и коммуникативных актов в воинском коллективе и проводит корригирующие мероприятия. Некоторые из них: наблюдение (включенное и невключенное); полевой, формирующий, констатирующий эксперименты; тестовые задания; психологические упражнения и др. Экспериментирование состоит в том, что сознательно вызываются те или иные факты ситуации, поддающиеся наблюдению. По итогам подбираются методы коррекции.

К инструментальному аспекту относится техника «постановка цели». Постановка цели характеризует достижение успеха, если выполнены определенные требования.

  1. Лингвистические игры и методы социально-психологического анализа. Это возможно использовать в режимных моментах воинского подразделения. Сюда относятся: ассоциативный эксперимент — наиболее распространенная техника семантического анализа; метод классификации, который основан на допущении, что формы классификации материала в речи соответствуют внутренним семантическим связям этого материала; метод субъективного шкалирования, который заключается в том, что перед военнослужащим ставится задача оценить те или иные качества с помощью шкалы оценок. Метод дает характеристику разброса семантических значений, которые испытуемый закрепляет за полярными качествами.
  2. Методика личностных конструкторов, разработанная Дж. Келли может помочь изменить отношение к себе и к окружающим, переводя эмоциональную составляющую коммуникации на позитивный уровень. Использование метода личностных конструкторов показывает уровень притязаний, другие объективные параметры субъективных качеств военнослужащих, на то, с чем он имеет проблемы. Эти параметры являются полем деятельности военного психолога.

Для создания специальных социально-психологических условий может быть предложено достаточно много методов и методик. Но мы ограничились некоторыми, т. к. для проведения названных условий необходимо согласование и внедрение их в процесс воинской службы.

Вывод. Коммуникативные барьеры в воинских коллективах могут быть преодолены полностью или частично, если будут созданы социально-психологические условия. Умение военнослужащих преодолевать возникающие в общении коммуникативные барьеры позволит им минимизировать отрицательные эмоциональные последствия. От умения преодолевать коммуникативные барьеры во многом будет зависеть морально-психологический климат в коллективе, уровень сплоченности и готовности подразделения к решению оперативно-служебных задач.

Литература:

  1. Бахнин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979, — 424 с.
  2. Беспаленко Е. М., Взаимосвязь личных качеств человека и сферы профессиональной деятельности. Воронеж., 2002. ВГТУ, Вестник ВГТУ выпуск 6.2 с.91–93.
  3. Битянова М. Р. Социальная психология: Учебное пособие. 2-е изд., перераб.- СПб.: Питер, 2008.- 368 с.:ил.- (Серия «Учебное пособие»)
  4. Вацлавик П., Бивин Дж., Джексон Д. Психология межличностных коммуникаций. СПб., 2000., — 320 с.
  5. Курбатов В. И. Стратегия делового успеха. Учебное пособие для студентов вузов. — Ростов –на-Дону. Издательство «Феникс», 1995. — 416 с.
  6. Леонтьев, А. Н. Психология общения / А. Н. Леонтьев. — 2-е изд., испр. и доп. — М: Смысл, 1997. — 365с.
  7. Парыгин Б. Д. Коммуникация как общение: тенденции и возможности // Психология общения. ХХI век. 10 лет развития. Международная конференция. Том 1. М, 2009.- 351 с.
  8. Mounier E. Le personnalisme. 13 ed. Paris, 1978., — p. 170
  9. Cherry Colin. On human communication. — MIT Press, 1966.- p. 337.
Основные термины (генерируются автоматически): воинский коллектив, барьер, военнослужащий, общение, группа испытуемых, коммуникативное взаимодействие, группа, воинская служба, срочная служба, военный психолог.


Похожие статьи

Развитие коммуникативных знаний и умений курсанта военного...

Адаптационные умения — умение выстраивать коммуникативное взаимодействия с подчиненными и сослуживцами

Основные термины (генерируются автоматически): внутреннее войско МВД России, умение, военный институт, воинский коллектив, подчиненный, знание...

Особенности бесконфликтного поведения в среде военнослужащих

Основные термины (генерируются автоматически): воинский коллектив, военнослужащий, конфликт.

Особенности профессионально-психологического отбора военнослужащих срочной военной службы.

Особенности профессионально-психологического отбора...

Особенности профессионально-психологического отбора военнослужащих срочной военной службы.

Лица, отнесенные к данной группе, минимально соответствуют требованиям, предъявляемым воинской специальностью.

Психологическое обеспечение адаптации к службе...

- взаимодействие психологов со специалистами медицинской службы экстренной психологической помощи военнослужащим пополнения, имеющим затруднения в адаптации к условиям военной службы, склонным к девиантному поведению...

Копинг-стратегии у военнослужащих срочной и контрактной...

контрактная служба, срочная служба, группа военнослужащих, военнослужащий, уровень фрустрации, ситуация, фрустрация, поведение, высокий уровень фрустрации, Российская Федерация.

Формирование психологической готовности юношей...

Именно ресурсы могут способствовать уменьшению негативных последствий от взаимодействия со стрессорами.

Средний уровень готовности к прохождению обязательной воинской службы будущих призывников (в оценке самих испытуемых) – 37%.

Организационные конструкты войсковых частей вооруженных сил...

- уровень воинского коллектива (подразделения); - уровень воинской части.

Основные термины (генерируются автоматически): часть, уровень, служебное взаимодействие, психологическая работа, воинская часть, военная служба, военная психология...

Укрепление воинской дисциплины командирами подразделений

четкую последовательность всех сторон жизнедеятельности военнослужащих на службе и вне ее.

Определение эффективности работы командиров, воинских коллективов; Определение путей укрепления воинской дисциплины.

Особенности воспитания военнослужащих-женщин

Всего на военную службу по контракту набраны более 40 тысяч женщин. Как показывают специально выполненные в России исследования

 выраженный дефицит должностей в воинских учреждениях и частях по имеющемуся базовому образованию жен военнослужащих

Похожие статьи

Развитие коммуникативных знаний и умений курсанта военного...

Адаптационные умения — умение выстраивать коммуникативное взаимодействия с подчиненными и сослуживцами

Основные термины (генерируются автоматически): внутреннее войско МВД России, умение, военный институт, воинский коллектив, подчиненный, знание...

Особенности бесконфликтного поведения в среде военнослужащих

Основные термины (генерируются автоматически): воинский коллектив, военнослужащий, конфликт.

Особенности профессионально-психологического отбора военнослужащих срочной военной службы.

Особенности профессионально-психологического отбора...

Особенности профессионально-психологического отбора военнослужащих срочной военной службы.

Лица, отнесенные к данной группе, минимально соответствуют требованиям, предъявляемым воинской специальностью.

Психологическое обеспечение адаптации к службе...

- взаимодействие психологов со специалистами медицинской службы экстренной психологической помощи военнослужащим пополнения, имеющим затруднения в адаптации к условиям военной службы, склонным к девиантному поведению...

Копинг-стратегии у военнослужащих срочной и контрактной...

контрактная служба, срочная служба, группа военнослужащих, военнослужащий, уровень фрустрации, ситуация, фрустрация, поведение, высокий уровень фрустрации, Российская Федерация.

Формирование психологической готовности юношей...

Именно ресурсы могут способствовать уменьшению негативных последствий от взаимодействия со стрессорами.

Средний уровень готовности к прохождению обязательной воинской службы будущих призывников (в оценке самих испытуемых) – 37%.

Организационные конструкты войсковых частей вооруженных сил...

- уровень воинского коллектива (подразделения); - уровень воинской части.

Основные термины (генерируются автоматически): часть, уровень, служебное взаимодействие, психологическая работа, воинская часть, военная служба, военная психология...

Укрепление воинской дисциплины командирами подразделений

четкую последовательность всех сторон жизнедеятельности военнослужащих на службе и вне ее.

Определение эффективности работы командиров, воинских коллективов; Определение путей укрепления воинской дисциплины.

Особенности воспитания военнослужащих-женщин

Всего на военную службу по контракту набраны более 40 тысяч женщин. Как показывают специально выполненные в России исследования

 выраженный дефицит должностей в воинских учреждениях и частях по имеющемуся базовому образованию жен военнослужащих

Задать вопрос