В работе рассматриваются творческие связи Г. В. Свиридова и Р. С. Леденева — ярких представителей современной отечественной композиторской школы. Внимание уделяется жанрам мемориальной музыки в творчестве Р. С. Леденева, посвященным Г. В. Свиридову.
Ключевые слова: отечественная композиторская школа, Г. В. Свиридов, Р. С. Леденев, мемориальная музыка
Среди контрастных стилевых исканий российской композиторской школы второй половины ХХ столетия творчество Георгия Свиридова и Романа Леденева отмечено стремлением сохранить чистоту и ясность интонации, господство мелодии — вернуть «благозвучие музыки».
Двух композиторов связывало длительное дружеское и творческое общение, а главное — близость взглядов на музыкальное искусство и развитие отечественной культуры. Свидетельство тому — записи, опубликованные в книгах «Музыка как судьба» Г. Свиридова и «Со своей колокольни. Черные тетради» Р. Леденева. Стремление к непосредственной записи собственных впечатлений и наблюдений в дневниках, тяга к анализу и рефлексии является своеобразной творческой параллелью этих двух композиторов. Так дневниковые тетради Свиридова, которые он вел с 1972 по 1994 гг., были опубликованы его племянником А. С. Белоненко в 2002 году в книге «Музыка как судьба». Дневниковые записи Леденева велись с 1991 по 2009 гг. и опубликованы самим композитором в 2010 г. в сборнике «Черные тетради».
В «записях» Свиридова находим: «Из того, что известно мне (а я знаю, конечно, далеко не все), я хотел бы назвать такие прекрасные произведения, как вокальные циклы ленинградцев Валерия Гаврилина «Русская тетрадь» и «Вечерок», «Апрельские песни» Вадима Веселова, песни Романа Леденева на слова Н. А. Некрасова, оркестровую музыку и квартеты Бориса Чайковского» [5, с. 117].
В «тетрадях» Леденева воспоминаниям о Свиридове отведено отдельное место, особенно после 1998 года, когда его Друг и Наставник покинул этот мир: «В течение нескольких месяце я видел смерть, жадно хватающую близких мне людей. Я ничего до сих пор не написал в своих заметках о Свиридове, правда, старался в нескольких статьях, но пока не получилось. Да статьи — не поле для описания его жизни. Его жизнь представляется мне жизнью человека, обреченного на исполнение одного главного дела, на которое он положил всё. <…> Музыка Свиридова представляет собой мир. Он самодостаточен. В нем есть всё. Бессмысленно его с чем-то сравнивать или противопоставлять» [2, с. 177–179].
Кроме дневниковых записей, итогом творческого общения двух композиторов стали музыкальные посвящения. Роману Леденеву посвящен свиридовский цикл «Песни безвременья». В свою очередь, среди произведений, принадлежащих перу Леденева, Георгию Свиридову посвящены лирическая поэма «Родная сторона» для солистки, хора и оркестра на стихи А. Некрасова (1977), «Элегический секстет» (1982), отдельные хоры. Памяти композитора посвящены хоровой цикл «Венок Свиридову» (1998), камерно-инструментальный «Триптих» (1998–1999).
Как отклик на восприятие публикой музыки, посвященной Г. В. Свиридову, в записях Р. С. Леденева появляются строки (четвертая тетрадь, июль 1999 г. — 28 декабря 2002 г.):
«Маленькое приятное событие. За недавним исполнением пьесы памяти Шнитке «Тишина» (понравившейся) вышел на сцену «Венок Свиридову». Реакция хорошая. Многие поздравляли и через несколько дней, и не по одному разу.
И как-то неформально, искренне. Частое слово — «красиво». Те, кто на концерте не был, тоже поздравляли, ссылаясь на то, что слышали лестные мнения. Это продолжается уже больше недели. Нос как-то слегка задирается (но скоро опустится до своего обыкновенного «полуповешенного» состояния)» [2, с. 205].
Или такая запись: «Почему такую устойчивую реакцию получил «Венок»? В чем тут дело? Может быть, причина в ассоциации — схожесть языка и образов. Да, это возможно. Но есть и другая мысль: не может ли быть, что здесь (и в «Триптихе памяти Г. В. С».) больше, чем у меня обычно, ясности, цельности?» [2, с. 210].
Сочинения памяти Г. В. Свиридова являются яркими примерами мемориальной музыки, представленной в наследии Р. С. Леденева совокупностью опусов. Можно сказать, что идея мемориальности проходит сквозной нитью в творчестве Р. С. Леденева: на протяжении ряда лет он был свидетелем того, как уходили из жизни близкие и хорошо знакомые ему люди[1].
Мемориальность в музыке прошла долгий путь развития от фольклорных обрядов до примеров музыки профессиональных композиторов XX и XXI веков. В разные исторические периоды для так называемой музыки In memoriam были характерны различные черты, которые впоследствии хронологически накапливались и сформировали специфический музыкальный язык, свойственный данному феномену.
Изучая мемориальные жанры в русской музыке, исследователь Т. С. Андрущак выводит следующие образные сферы, характеризующие специфику этих жанров: оплакивание, воспоминания о прошлом, сопоставление философских категорий жизни и смерти. Характерными особенностями мемориальных жанров выступают обязательные образные сопоставления: субъективное/объективное, трагическое/просветленное, временное/вечное.
Именно эти образы в полной мере нашли воплощение в мемориальных сочинениях Романа Леденева, в том числе в цикле «Венок Свиридову» и «Триптихе памяти Г. В. Свиридова».
«Венок Свиридову» стал непосредственным эмоциональным откликом на смерть старшего наставника и друга. Примечательно избранное автором название «венок» (от ст.-слав. вѣно «дар»), которое в аспекте одного из своих толкований согласуется со словом «память»: «сплетенные в виде круга или овала цветы, возлагаемые на могилу, к памятнику в знак уважения к памяти умершего».
Выбор названия указывает на преемственность свиридовской традиции. Как пишет Роман Леденев в предисловии к «Свиридовскому венку», он сознательно ориентировался на такие произведения Свиридова, как «Пушкинский венок», «Концерт памяти А. Юрлова», «Песнопения и молитвы», «Пять хоров на стихи русских поэтов». С другой стороны, в названии прослеживается связь с традицией жанра «поэтического венка», прежде всего — «венка сонетов».
«Венок Свиридову» состоит из пяти частей: «Молитва» (текст православной молитвы), «Хорал» (без слов), «Край любимый» на стихи С. Есенина, «В час глухой» на стихи А. Блока, «С надеждой глядя в небеса» на стихи В. Кострова.
Первая и вторая части цикла образуют своеобразное вступление к «текстовым частям». «Молитва» основана на кратчайшем варианте Иисусовой молитвы «Господи, помилуй». Вторая часть «Хорал» — это своеобразная «музыкальная ассоциация» на мемориальную музыку самого Георгия Свиридова (параллель со второй частью «Концерта памяти А. Юрлова»). Данная часть представляет собой вокализ (поэтический текст отсутствует): это тихая безмолвная скорбь об утрате близкого друга.
Пятичастная структура хорового цикла обусловлена ориентацией Леденева на свиридовский цикл «Пять хоров на стихи русских поэтов». В то же время в такой структуре можно усмотреть некоторую параллель со структурой мессы, тем более, что открывается цикл словами молитвы «Господи помилуй» (ассоциация с первой обязательной частью мессы «Kyrie eleison»).
Выбор поэтов, к чьим стихам обращается Р. Леденев в третьей и четвертой частях неслучаен. С. Есенин и А. Блок были любимыми поэтами Г. Свиридова, большое количество произведений композитора написано на их стихи. Однако в творчестве самого Леденева представлены лишь единичные примеры обращения к данным поэтам. Заключительная часть написана на стихи друга Свиридова — поэта В. Кострова, — появившиеся в день известия о смерти композитора.
Триптих «Памяти Георгия Васильевича Свиридова» был написан немного позднее «Венка». С одной стороны, Роман Леденев избирает в качестве ориентира сочинение самого Свиридова — «Маленький триптих». С другой стороны, жанр триптиха (от греч. τρίπτυχος — сложенный втрое) несет в себе определенную связь с иконографической традицией. Композитор дает программные подзаголовки частям цикла: «Скорбь и просветление», «Вечная память», «Утешение».
Этот цикл в отличие от предыдущего ориентирован только на инструментальный состав: струнной оркестр и вибрафон. Композиционная драматургия сочинения построена по принципу волны. С каждой частью число солирующих инструментов увеличивается.
В сравнении со «Свиридовским венком» глубокая эмоциональность, первое горе утраты в «Триптихе» сменяется некоторым философским осмыслением свершившегося. Программная идея перехода от личностного восприятия трагедии к её принятию и духовному просветлению, прослеживается как в архитектонике цикла в целом, так и на драматургическом уровне каждой части.
Характерные содержательные черты мемориальной музыки представлены в опусах Р. Леденева памяти Г. Свиридова. Так, в конце некоторых частей мелодия «уходит» в верхний регистр фактуры, символизируя переход души из мира дольнего в мир горний. Использование риторических фигур, введение плачевых интонаций — всё это относится к ярким знакам мемориальных сочинений. Примечательно, что Роман Леденев подчеркивает посвящение своих опусов, ориентируясь на конкретные произведения Георгия Свиридова, на особенности гармонического языка, организации фактуры, а также обращаясь к стихотворениям любимых поэтов композитора.
Сочинения Романа Леденева — это дань памяти Наставнику и Другу, чья личность и творчество оказали значительное влияние на его мировоззрение как композитора.
Мемориальная музыка Романа Леденева в полной мере согласуется со значением слова «memoria», а именно — «увековечивание памяти», раскрывая при этом и отдельные смысловые оттенки перевода с латинского — «памятник», «время», «пора», «эпоха».
Литература:
- Андрущак Т. С. Мемориальность в отечественной музыке последней трети XX века (к исследованию феномена): Автореф. дисс. … канд. иск. — Саратов, 2008. — 24 с.
- Леденев Р. С. Со своей колокольни. Черные тетради. — М.: Издательство «Композитор», 2010. — 264 с.
- Лучкина М. М. Миф о России в творчестве Г. В. Свиридова: Автореф. дисс. … канд. иск. — М., 2012. — 30 с.
- Роман Леденев: Статьи. Материалы. Исследования: Монографический сборник. Очерки творчества / Редактор-составитель М. И. Катунян. — М.: Союз московских композиторов / Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, Редакционно-издательский отдел, 2007. — 292 с.
- Свиридов Г. В. Музыка как судьба / Сост., авт предисл. и коммент. А. С. Белоненко. — М.: Молодая гвардия, 2002. — 798 с.
[1] К мемориальной музыке Р. Леденева относятся «Тетради памяти», включающие произведения, посвященные Б. Чайковскому, Г. Свиридову, Д. Шостаковичу, и Маленький реквием; а также отдельные опусы памяти Н. Сидельникова, М. Распутиной, памяти отца.