В начале 90-х годов в Армении наблюдался значительный отток населения. Десяткам тысяч армян пришлось покинуть страну с целью обеспечения своей семьи. Данный факт вызвал широкое обсуждение положительных и отрицательных аспектов миграции в целом.
Армения еще в советское время относилась к категории трудоизбыточных регионов. В последние десятилетия 20-го века в качестве приоритета при планировании предусматривалось открытие новых рабочих мест в малых городах и селах с целью обеспечения занятости для вступающих в трудоспособный возраст граждан. При этом подобные решения принимались исходя, в первую очередь, из социальных целей, и учитывая, что решение социальных задач создает предпосылки и для более успешного экономического развития [3, с. 27–68.]. В решении проблем рынка труда и эффективного использования трудовых ресурсов определяющую роль играла активная государственная социальная политика [1, с. 16–20.], а также участие в решении социально-трудовых проблем различных предприятий [2, с. 105–112.] и предпринимательских структур [4, с. 77–87.]. Необходимо отметить, что значительную роль в смягчении напряженности на рынке труда Армении играла также регулируемая сезонная трудовая миграция в разные регионы России.
С распадом СССР и переходом от плановой экономики к рыночной промышленность Армении почти полностью прекратила свое существование, остановились предприятия в малых городах и селах, а это в свою очередь привело к появлению массовой безработицы [5]. Если рассматривать в качестве опорной точки 1989 год, год проведения в СССР переписи населения, можно прийти к следующим выводам: в 1989 году переезды между странами СНГ — тогда союзными республиками СССР — составляло 2 млн. человек. На самом деле это число было гораздо большим, т. к. еще полтора млн. человек переехали в неизвестном направлении и не были зафиксированы. После 1992 года объем миграции в СНГ значительно сокращался, в 2000 году составив всего 480 тыс. человек. Главной причиной миграции, не секрет, является экономический фактор. С распадом Советского союза уровень жизни населения республик значительно снизился, в некоторых регионах даже в несколько десятков раз.
Одним из важнейших факторов в миграции на территории постсоветского пространства является этнический фактор. Территориальные претензии, национализм, сепаратизм и прочие факторы привели к этническим конфликтам и массовым оттокам населения из горячих точек. Из-за Карабахского конфликта, столкновениях в Сумгаите в Россию переселилось большое количество армян. Важно отметить, что значительная часть мигрирующих выбрало в качестве нового места жительства именно Российскую федерацию. Есть разумное доказательство этому — здесь выше уровень жизни, больше возможностей и наличие работы. Пик миграции пришелся на 1995–1996 годы. Хотя точной статистики не существует, приводятся примерные цифры — 100 тыс. человек в год. За эти годы население Армении сократилось примерно на 1 млн. человек, при том, что в советское время население страны составляло 3,5 млн. человек. Ситуация усугубилась войной в Карабахе, последующей блокадой страны, последствиями землетрясения, массовой безработицей после закрытия производств. Большая часть производств, открытых еще в советское время, так и не заработало [6]. В первое время население надеялось, что правительство примет необходимые меры, найдет пути выхода из кризиса, однако вскоре ситуация стала безвыходной, и начался массовый отток населения из страны.
Ниже представлена таблица общей картины рынка труда Армении с 1998 по 2003 гг. [7].
Таблица 1
|
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
Всего трудовых ресурсов |
2251.0 |
2288.0 |
2357,4 |
2404.2 |
1976.9 |
- |
Экономически активное нас. |
1476.4 |
1462.4 |
1447.2 |
1411.7 |
1240.1 |
1236.4 |
Занятые вэкономике |
1337.3 |
1298.2 |
1277.7 |
1264.9 |
1106.4 |
1110.5 |
В том числе: в крестьянских хозяйствах |
555.4 |
550.7 |
552.0 |
533.6 |
492.8 |
- |
-самостоятельно занятое нас. |
44.7 |
48.5 |
50.8 |
55.0 |
60.0 |
- |
-прочее занятое население |
736.2 |
699.0 |
674.9 |
656.3 |
536.6 |
- |
В% ктрудовым ресурсам |
||||||
Всего трудовых ресурсов |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
100.0 |
Экономически активное население |
65.8 |
63.9 |
61.4 |
58.7 |
62.7 |
- |
Занятые вэкономике |
59.4 |
56.7 |
54.2 |
52.6 |
56.0 |
- |
В том числе: в крестьянских хозяйствах |
24.7 |
24.1 |
23.4 |
23.0 |
24.9 |
- |
-самостоятельно занятое нас. |
2.0 |
2.1 |
2.2 |
2.3 |
3.0 |
- |
-прочее занятое население |
32.7 |
30.6 |
28.6 |
27. |
28.0 |
- |
Ситуация изменилась в середине 2000-х. Эмиграция в эти годы стала незначительной благодаря значительному росту экономики Армении. В некоторых аспектах она росла быстрее, чем предполагалось. В период с 2000 по 2007 гг. рост ВВП превышал 13 %, в некоторые годы эмиграция уступил место иммиграции. Однако после стабилизации середины 2000-х годов эмиграция из страны снова стала нарастать, и главной причиной тому стал экономический кризис. Общее число покинувших страну в период с 2008 по 2014 составило внушительные 250 тыс. человек. Из них в Россию перебралось не менее 200 тыс. В 2013 году темпы эмиграции снова снизились, но это оказалось временным явлением. Причиной высокого уровня эмиграции можно назвать открытие в 2010 г. контрольно-пропускного пункта «Верхний Ларс» на границе между Россией и Грузией, вследствие чего облегчилось транспортное сообщение между странами. Еще одной немаловажной причиной эмиграции стало создание трудовых коллективов, основанных на родстве выходцами из Армении. Мигрант, достигший в России стабильности, приглашает своих родственников или друзей мужского пола на работу, которые, в свою очередь, закрепившись, приглашают к себе свои семьи или новых родственников и друзей.
Еще одной причиной массовой эмиграции можно назвать пессимизм, присутствующий в армянском обществе достаточно продолжительное время. Доверие к общественным и политическим институтам находится на нижайшем уровне и постепенно снижалось на протяжении последних 6 лет [8].
Со вступлением Армении в Евразийский Союз эксперты прогнозируют сохранение потока миграции в Россию. Со вступлением страны в союз для граждан Армении открываются новые возможности для поиска работы на территории РФ. Согласно проведенным подсчетам, в период с марта 2015-го г. по февраль 2016-го г. число граждан Армении, проживающих в РФ составило 468686 чел.
Членство в ЕАЭС оказало значительное влияние на численность трудовых мигрантов. Страны, не входящие в Евразийский блок, наиболее остро почувствовали «миграционный шок», в то время как входящие в ЕАЭС избежали его или подверглись ему в смягченном виде, как в случае Армении. Проседание экономики России, инфляция рубля стали причиной сокращения трудовой миграции в Россию. Этот процесс затронул в первую очередь неквалифицированных мигрантов, работающих в сфере обслуживания. Здесь произошло замораживание проектов или замещение иностранных трудящихся национальными кадрами из-за роста безработицы в стране [9].
Ниже представлена статистика денежных переводов из России в страны-участницы Евразийского союза после их вступления в единое экономическое пространство в период с 2014–2015 гг. (млн долл)[10]:
Таблица 2
Страна |
I квартал 2014г. |
II квартал 2014г. |
III квартал 2014г. |
I квартал 2015г. |
II квартал 2015г. |
III Квартал 2015г. |
Изменение врублях |
Армения |
114 |
182 |
261 |
60 |
124.5 |
154.2 |
-1.1 % |
Казахстан |
31 |
44 |
83 |
21 |
44.9 |
52.1 |
+24 % |
Кыргызстан |
207 |
307 |
395 |
142 |
246.6 |
240.5 |
+15 % |
Как видим, размер переводов в Армению из России сократился на -1,1 % в указанный период.
По состоянию на декабрь 2016 года в Армении наблюдается рост спроса на определенные профессии. Несмотря на то, что на экономику Армении довольно сильно повлияли санкции по отношению к России, и размер трансфертов сократился более чем на одну четверть (595 млн. долл.), а внешний долг увеличился до 5,4 млрд. долларов, на рынке труда происходят некоторые положительные изменения. Так, на конец 2016 года в стране ощущается недостаток работников сферы медицины, в частности врачей узкой специальности, специалистов со средне-специальным образованием, владеющих тем или иным ремеслом, таких как автомеханики, электрики, водители, дизайнеры, парикмахеры, пекари, повара. Причем большая часть свободных мест находится в сельской местности. И тут возникают небольшие трудности. Дело в том, что очень мало жителей Еревана готовы покинуть город ради работы в селах.
В свете того, что в Армении из-за ограниченности природных ресурсов быстрыми темпами развивается сфера информационных технологий, ощущается также нехватка специалистов в данной сфере.
По состоянию на декабрь 2016 года на рынке труда Армении сложилась следующая картина: по состоянию на 1 декабря в центрах занятости зарегистрировано 95 800 лиц, 80 800 из которых являются безработными. Число людей, ищущих работу увеличилось на 8,2 % по сравнению с предыдущим годом, безработных стало на 5,6 % больше. Данную статистику приводит начальник Государственного агентства занятости Артак Мангасарян. Он отметил также, что 23,6 % желающих найти работу являются представителями молодежи. 2900 человек с инвалидностью пытаются найти работу.
В течение 2016 года в Армении 15 592 лиц нашли работу, из которых 7927 устроились на временную или сезонную работу [11].
Как мы видим, вступление Армении в ЕАЭС привело к некоторым положительным изменениям в сфере экономики, на рынке труда и, конечно же, с точки зрения политики. Если несколько лет назад общественное мнение в Армении делилось насчет того, в какую сторону страна должна развивать свою политику и международное сотрудничество, то сейчас все больше людей склонны считать сотрудничество с Россией правильным направлением развития. Конечно, есть определенные трудности и разочарования, в основном из-за медленных темпов роста экономики и не столь явно ощутимых изменений, к которым привели санкции по отношению к России, однако есть все же показатели, которые вселяют оптимизм для Армении, и один из главных — увеличение экспорта по отношению к 2015 году. Подводя итоги последних лет с начала интеграции Армении в Европейский экономический союз можно прийти к ясному пониманию, что интеграция Армении есть модель создания союза с Россией, а не установления тесных отношений с другими государствами.
Литература:
- Гусов А. З. Государственная социальная политика как фактор развития материально-производственного сектора экономики // Экономические науки. 2008. № 40. С. 16–20.
- Гусов А. З. Современное предприятие как субъект социальной политики в сфере производства//Теория и практика общественного развития. — 2007. — № 1. – С. 105–112.
- Гусов А. З. Социальные факторы развития материально -производственного сектора российской экономики. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Российская академия предпринимательства. Москва, 2008.
- Гусов А. З. Управление предпринимательской организацией как социально-экономической системой. // Путеводитель предпринимателя. М.: Агентство печати «Наука и образование», 2013. — Вып. № 20 — С. 77–87.
- www.Osce.org/ru/yerevan/25947?download=true
- http://ia-centr.ru/archive/public_details2c09.html?id=1103
- «Социально-экономическое положение в Республике Армения в январе-декабре 2003 г». Информационно-аналитический ежемесячный доклад, национальная статистическая служба РА, Ереван, 2004, (на арм).
- http://press-unity.com/stati/2487.html
- http://www.caobzor.com/2016/02/blog-post_76.html
- http://www.caobzor.com/2016/02/blog-post_76.html
- http://eec.eaeunion.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/econstat/Documents/labourmarket_2015.pdf.
- http://ru.armeniasputnik.am/society/20161219/5838870/vse-bolshe-lyudej-ishchut-rabotu-v-armenii.html