Автор: Выходцева Татьяна Владимировна

Рубрика: Информатика

Опубликовано в Молодой учёный №30 (134) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 28.12.2016

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Выходцева Т. В. Использование интернет-ресурсов на уроках английского языка // Молодой ученый. — 2016. — №30. — С. 28-30.



Российскому обществу нужны образованные, коммуникабельные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора. Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять полученные знания на практике. В то время как в школе у учащихся низкий уровень проявления познавательной активности, да и самостоятельность мышления, умение планировать свою деятельность и результат работы выражены слабо. С переходом к ФГОС методу проектов отводится особое место. [3] Современная модернизация образования направлена на личностную ориентацию учащихся, нормализацию учебной нагрузки, ее индивидуализацию. В настоящее время обучающиеся имеют множество источников информации, поэтому, на уроках основная задача не обеспечить ребенка только знаниями по теме, а научить систематизировать их, применять на практике, самостоятельно мыслить, перерабатывая имеющуюся и полученную информацию в конкретный «продукт».

Одна из задач новых образовательных стандартов, — «формировать личность, способную быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве…» [1, c. 20].

Использование Интернет-ресурсов на уроках английского языка — одно из направлений работы учителя по реализации новых образовательных стандартов. Интернет-ресурсы помогают индивидуализировать изучаемый материал, подстраивать его уровень сложности под конкретного ученика, учитывать его индивидуальные интересы и ценность. Кроме того, использование Интернет-ресурсов дает учителю возможность практиковать метапредметные связи, придать уроку интегрированный характер. В настоящее время существует множество Интернет-ресурсов, которые помогут каждому в изучении иностранного языка [2, c. 42].

В современном обществе все более возрастает роль иностранных языков. Процесс обучения иностранному языку весьма специфичный. Одна из основных проблем при изучении иностранного языка это неспособность учащихся применять полученные знания в той или иной языковой ситуации общения, так как изученный материал «застывает» на определенном этапе и остается невостребованным. В связи с этим актуализируется вопрос оптимизации содержания профессионального педагогического образования. Современный учитель на сегодняшний день — это профессионал, готовый к творчеству, осуществлению образовательного процесса в контексте инноваций, ориентирующийся в потоке информации и применяющий новые информационные технологии в своей педагогической деятельности.

Наиболее широкое и гибкое применение различных технических средств предполагает современный процесс обучения иностранному языку. Поэтому неудивительно, что в преподавании иностранного языка открываются новые возможности, где мультимедийные средства нашли самое разнообразное применение.

Овладевая новой технологией, учитель развивает новое педагогическое мышление: четкость, структурность, ясность методического языка. Внедрение мультимедиа технологий способствует значительным изменениям в содержании и методах обучения иностранному языку.

Применение ИКТ в иноязычной образовательной деятельности создает условия для развития коммуникативной компетенции обучающихся. Согласно данной педагогической идее процесс обучения базируется на системно-деятельностном и личностно-ориентированном подходе к обучающемуся как к самостоятельному субъекту.

Развитие и становление коммуникативной компетенции предполагает развитие коммуникативного пространства — сферы отношений, круга общения, собственного микросоциума.

Компетентность — это комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром с помощью соответствующих компетенций. Коммуникативная компетенция — это способность реализовать лингвистическую компетенцию в различных условиях речевого общения, с учетом социальных норм поведения и коммуникативной целесообразности высказывания [6]. Основной целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, ведущим компонентом которой являются речевые умения.

В середине 1960-х прошлого столетия Д. Хаймс (DellHymes) ввёл в употребление концепт «коммуникативная компетенция» (the concept of communicative competence). По мысли Д. Хаймса сущность коммуникативной компетенции заключалась во внутреннем понимании ситуационной уместности языка. Структура коммуникативной компетенции включала: грамматическую, социолингвистическую, стратегическую, дискурсивную компетенции [4. c. 9].

В сферу коммуникативной компетенции входят правила:

1) речевого этикета;

2) общения между лицами равного и различного социального статуса, возрастного статуса;

3) реализации разных по цели высказываний (просьба, приказ, обещание ит. п.).

В отечественной лингводидактике термин «коммуникативная компетенция» был введен в научный обиход М. Н. Вятютневым. [4, c. 5] Он предложил понимать коммуникативную компетенцию «как выбор и реализацию программ речевого поведения в зависимости от способности человека ориентироваться в той или иной обстановке общения; умение классифицировать ситуации в зависимости от темы, задач, коммуникативных установок, возникающих у учеников до беседы, а также во время беседы в процессе взаимной адаптации».

В современной методике определение коммуникативной компетенции в широком смысле дает Р. П. Мильруд, определяя её как «области успешного действия», которые существуют как:

а) знание предмета (способность извлекать язык из памяти);

б) коммуникативные умения (действия в ситуациях общения);

в) применение вне школы (эффективное использование английского языка).

Изучение научной литературы показывает, что теорий и вариантов о составе коммуникативной компетенции достаточно много. Это исследования отечественных ученых: И. Л. Бим, И. А. Зимней, Г. И. Ибрагимова, В. А. Кельней, А. М. Новикова, М. В. Пожарской, Р. П. Мильруда, С. Е. Шишова, А. В. Хуторского и др. Поиски выделения компонентного состава коммуникативной компетенции в зарубежной дидактике и методике связаны с именами таких ученых, как Д. Хаймз, А. Холлидей, Ван Эк и др.

Информационные и коммуникационные технологиисовокупность современных средств цифровой техники и программного обеспечения, информационных ресурсов, методов и моделей их использования. В «Словаре методических терминов» Э. Г. Азимова и А. Н. Щукина, под информационными технологиями понимают систему методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи.

«Информационные технологии — это совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте» (И. Г. Захарова).

Информационная технология — это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио — и видео средства, компьютеры) для работы с информацией [6].

Специфика ИКТ как средства обучения связана с такими характеристиками как:

– Интерактивность — возможность диалога с обратной связью и оценкой;

– Независимость — равные возможности при обучении, т. к. ИКТ доступны всем учащимся в школе бесплатно;

– Адаптивность — возможность приспособиться к уровню каждого учащегося (темп, материал, мотивация, методы, предпочтения);

– Аутентичность — ИКТ дают возможность для более аутентичных видов деятельности: восприятие речи на слух и зрительное восприятие культуры.

Существует несколько основных направлений использования ИКТ на уроках английского языка:

  1. Использование ресурсов Интернета в качестве справочного материала.
  2. Участие в международных проектах.
  3. Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся.
  4. Тестирование знаний учащихся.
  5. Иллюстративный материал.

Решая задачи овладения английским языком как средством общения, учителя создают с учениками мультимедийные продукты на английском языке, тем самым развивая коммуникативную компетенцию, а также овладеваем навыками работы с компьютерными программами для обработки звука и видео посредством работы с ИКТ.

Использование возможностей сети Интернет на уроках английского языка и во внеурочной деятельности позволяет: активизировать познавательную деятельность учащихся; формировать навыки исследовательской работы; усовершенствовать контроль знаний; обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. Благодаря Интернету, учитель получил возможность по-новому организовать урочную и внеурочную деятельность своих учеников, используя новые технологии. Эффективность применения Интернет — ресурсов велика, применение их открывает перспективное направление в обучении.

Литература:

  1. Кондаков А. М. Стандарты второго поколения. — М.: Просвещение, 2010. — 168 с.
  2. Тихонов А. Н. Информационные технологии и телекоммуникации в образовании и науки. — М.: ЭГРИ, 2007. — 222 с.
  3. Использование электронных образовательных ресурсов // Педсовет. URL: http://pedsovet.su/publ/164–1-0–1051
  4. Вятютнев М. Н. Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах // Русский язык за рубежом. — 1977. — № 6. — 38 с.
  5. Полякова Т. Ю.. Английский язык для диалога с компьютером. — М.: Высшая школа, 1997. — 223 с.
  6. Википедия // URL: http://ru.wikipedia.org
Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативной компетенции, уроках английского языка, обучения иностранному языку, иностранного языка, сферу коммуникативной компетенции, становление коммуникативной компетенции, Структура коммуникативной компетенции, развития коммуникативной компетенции, сущность коммуникативной компетенции, формирование коммуникативной компетенции, изучении иностранного языка, определение коммуникативной компетенции, составе коммуникативной компетенции, состава коммуникативной компетенции, коммуникативной целесообразности высказывания, новых образовательных стандартов, коммуникативную компетенцию, дискурсивную компетенции, использование английского языка, Процесс обучения иностранному.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос