Историческая миссия человечества в освоении космоса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Клыженко, Л. С. Историческая миссия человечества в освоении космоса / Л. С. Клыженко, И. А. Воробьев, И. Г. Дедков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 29 (133). — С. 313-317. — URL: https://moluch.ru/archive/133/37451/ (дата обращения: 24.12.2024).



Мы живём в такое время, когда наряду с глубокими преобразованиями в политике; экономика и современная наука чаще ставит вопросы, которые ещё несколько лет назад казались неактуальными. Речь идёт о так называемой исторической миссии человечества в освоении космоса.

Ключевые слова: освоение космоса человеком, историческая миссия

Keywords: human space exploration, the historic mission

Таинству Вселенной не причинит ущерба наше проникновение в какие-то её тайны; ибо, правда, более поразительна, нежели всё то, что было нарисовано воображением художников прошлого.

Р. Фейнман

Историческая миссия — это целостный подход к изучению Мироздания, т. е. Космос рассматривается не только как астрономическое понятие, а во всем его энергетическом богатстве и многообразии состояний материи;

Изучение взаимосвязи между космическими процессами и бытием человека;

Изучение нематериального источника, связывающего человеческий внутренний мир с глубинным Космосом — духа.

Первой ступенью космистского видения и постижения мира стал народный космизм. В народе полагали, что судьба каждого человека записана в «звездную книгу», имеет неотвратимую небесно-космическую предопределенность, что распространялось также и на семейно-брачные отношения. Космическое мироощущение не могло не сказаться и на неповторимых чертах народного характера. Необъятные просторы русской земли, распахнутость звездного неба позволили одному из главных русских космистов Н. Ф. Федорову (1829–1903) говорить о том, что ширь русской земли порождает ширь русской души, а российский простор служит естественным переходом к простору космического пространства, этого нового поприща для великого подвига русского народа.

Следующей, второй ступенью космического видения мира явился литературно-художественный космизм. Величественный образ Вселенной в ее неразрывной связи с судьбами людей пронизывает творчество корифеев отечественной поэзии и прозы от Михаила Ломоносова до Леонида Леонова. Третья ступень на пути углубленного осмысления Вселенной — философский космизм. Через европейскую и византийскую традицию философские идеи проникли в Россию, получили здесь прочную прописку и дальнейшее развитие в виде оригинальных учений русских мыслителей-космистов А. С. Хомякова, В. С. Соловьева, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева. Четвертая ступень космического восхождения человеческой мысли в познании тайн Вселенной — научный космизм. Это совокупный результат тысячелетней кропотливой работы многих ученых.

К русским космистам принадлежат и натуралисты (А. Н. Бекетов, Н. А. Морозов, Н. А. Козырев), и гуманитарии (М. М. Бахтин, Л. Н. Гумилев, А. Ф. Лосев), и теоретики (В. И. Вернадский, Н. А. Умов, А. Л. Чижевский), и практики по основному роду деятельности (великий хирург Н. И. Пирогов). Разработка естественно-научных аспектов теории Космоса, вылившаяся в крупнейшие достижения астрономии, космологии, астрофизики, астрохимии, астробиологии, была подготовлена всем предшествующим развитием мирового космизма и в конечном счете привела к возникновению и торжеству практической космонавтики. При этом вклад русских ученых оказался решающим. Он имеет непреходящее всемирно-историческое значение. ХХ век-век космонавтики, и ее отцом по праву считается К. Э. Циолковский (1857–1935), наметивший основные направления в изучении проблемы Живого Космоса. Пятая ступень в познании тайн Вселенной напрямую связана с ее практическим освоением. Это — научно-технический космизм.

Представитель научного космизма В. И. Вернадский впервые выдвинул идею ноосферы. В своих трудах «Наука как геологическая сила» (1920). «О логике естествознания» (1936), «Несколько слов о ноосфере» (1944).

«В нашем столетии биосфера получает совершенно новое понимание. Она выявляется как планетное явление космического характера…. ноосфера — последнее из многих состояний эволюции биосферы»,- писал Вернадский [5]. Его предсказания сбылись.

Ноосфера уже стала реальностью и человек в ней — ведущая сила, которая пока мало отдаёт себе отчет в созидательной и разрушительной силе своей мысли, своей психики и своего влияния на космическое пространство.

Ноосфера — единственно возможный путь дальнейшего продолжения развития жизни на человеческой социальной стадии. «Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете», — писал В. И. Вернадский. Проанализировав работы В. И. Вернадского, приходим к выводу, что в ноосфере впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше. Перед ним открываются все более и более творческие возможности покорения космоса.

В пределах живого вещества в последнее тысячелетие вновь создаётся и быстро растет в своем значении новая форма этой энергии, еще большая по своей интенсивности и сложности. Эта форма энергии, связанная с жизнедеятельностью человеческих обществ, вызывает нового рода миграции химических элементов, по разнообразию и мощности, далеко оставившие за собой биогеохимическую энергию. Эту новую форму энергии Вернадский назвал энергией человеческой культуры, и считал, что она является той формой энергии, которая создаёт в настоящее время ноосферу, тесно связанную с космосом.

Идея о том, что наша Галактика не заключает в себя весь звездный мир и существуют другие, сходные с ней звездные системы, впервые была высказана учеными и философами в середине 18 в. (Э.Сведенборг в Швеции, И.Кант в Германии, Т.Райт в Англии). Развитие научно-технического прогресса давало возможность изучать космическое пространство.

Возникновение машинного производства в конце 18 в. было подготовлено результатами предшествующего научно-технического творчества большой армии математиков, механиков, физиков, изобретателей, умельцев.

Естественно, накопленные человеком знания подвигли его на свершение его мечты — подняться подобно птице высоко над землёй.

Широко известна легенда о британском короле Бладуде, который с детства мечтал о полетах. Он сделал крылья, действующие по принципу птичьих, то есть при помощи маховых движений. Материалом для них послужили прутья, ремни и перья.

Идея летательного аппарата с машущими крыльями зародилась в голове знаменитого английского философа и естествоиспытателя, монаха-францисканца Роджера Бэкона. Но он так и не смог реализовать свою идею.

Через два столетия «летающими повозками» заинтересовался легендарный Леонардо да Винчи, который, в отличие от Бэкона, детально разработал проекты нескольких типов орнитоптеров: с лежачим положением летчика (1485–1487 гг.), орнитоптер-лодку (около 1487 г.), с вертикальным расположением летчика (1495–1497 гг.) и др.

17 декабря 1903 года самолет, пилотируемый Орвиллом Райтом, продержался в воздухе 12 секунд — пока Уилбер Райт придерживал его за крыло.

Итак, методом проб и ошибок, упорным трудом человек смог покорить небо. Но всем известно, как ненасытен человек в своих желаниях и стремлениях. Человеку мало было подняться над землёй в небо. Его манил космос.

Под воздействием роста и усложнения общественных потребностей научно-технический прогресс ускорялся, что позволило поставить все более могущественные природные силы и ресурсы на службу человеку. Такой мощной природной силой стала сила притяжения земли. Покорить её — значит познать всю красоту и величие космоса.

Без реактивных двигателей полёты за пределы атмосферы осуществить было невозможно. Знания и технологии, которыми владел человек к началу XX в. давали возможность сконструировать такой двигатель.

В 1921 г. при содействии Николая Ивановича Тихомирова, проектировщика первых отечественных боевых ракет, образовалась специальная лаборатория по разработке ракетных двигателей.

Уже имея ввиду этот пример, мы смело можем сказать, что человек, развиваясь, покоряет вершины невероятных высот.

Прогресс не стоит на месте, и в 1949 г. идея запуска в космос ракет с исследовательскими целями начала претворяться в жизнь Геофизические аппараты, взлетавшие на высоту 100–200, а затем и 400 км, прокладывали путь для искусственных спутников Земли.

В 1962 г. была принята многоцелевая программа «Космос», в рамках которой осуществлялись запуски спутников, проводимые как в мирных, так и в военных целях.

К настоящему времени число спутников «Космос» перевалило за 2 тысячи.

Вопрос об участии людей в практических исследованиях просторов Вселенной обсуждался уже во второй половине 40-х гг. С созданием более мощной ракеты, способной поднять на орбиту несколько тонн полезного груза, проблема стала разрешимой.

После старта Гагарина изучение за-атмосферного пространства стало вестись пилотируемыми кораблями. В августе 1961 г. Г. С. Титов провёл на орбите целые сутки, сделав 17 витков вокруг Земли. Через год произошел первый грузовой полет кораблей «Восток-3» и «Восток-4» с Л Г. Николаевым и П. Р. Поповичем. А в 1963 г. в космос отправилась первая женщина-космонавт В. В Терешкова. Инженерная мысль тоже не стояла на месте. В 1964 г. был создан новый космический корабль «Восход», рассчитанный на многоместный экипаж. В 1965 г. А. А. Леонов впервые в истории человечества вышел в открытый космос.

Именно технический прогресс закономерно привел человечество к освоению космоса. В этом вся суть человека — двигаться вперёд, познавать новое. (Приложение 1)

Человек — покоритель стихий, человек — завоеватель, огонь вода и воздух уже были в его распоряжении. Прогресс открыл перед человеком совершенно новые, неведомые ранее горизонты — необъятные космические пространства. Ведь все усилия природы завершаются человеком.

Обоснование идеи о шарообразности Земли, открытие Коперником геоцентрической картины мира, изобретение телескопа, открытие основных законов небесной механики, изучение структуры нашей Галактики, открытие Метагалактики и её расширения свидетельствуют о том, что Вселенная непрерывно эволюционирует. Эволюция Вселенной включает в себя эволюцию вещества и эволюцию структуры. В мире планет и галактик основную роль играет гравитационное взаимодействие и ещё три других вида- слабое, сильное и электромагнитное. Исследование этих взаимодействий представляет большой интерес для физики и космологии, потому что неразрывно связаны со свойствами микромира. Чтобы доказать эмпирическим путём данные теории человек стремится в Космос для проведения непосредственных астрономических экспериментов в космическом пространстве. До 1929 г. Считалось, что Вселенная подвержена самогравитации, но стационарна (по Эйнштейну). Однако сделанное Э.Хабблом (американский астроном) открытие позволяет утверждать, что Вселенная динамична, галактики разлетаются от нас, как будто мы находимся в очень непривлекательном месте. Нет, это не так. Закон лишь подчёркивает — у нашей Галактики, нет ни каких привилегий. Обычно, чтобы описать разбегание галактик, говорят, что Вселенная расширяется, и расстояние между двумя галактиками растёт. Проведём простой эксперимент. При надувании воздушного шарика нарисованные на нём точки расходятся, при этом ни одна из них не занимает особого положения.

Если принять, что галактики действительно разбегаются, то возникают вопросы: будет ли это продолжаться в будущем? Может расширение прекратиться и смениться сжатием?

Для ответа на эти вопросы строить лишь математические модели недостаточно.

Для существования жизни небезразлично то, что Метагалактика расширяется. Если бы по каким- либо причинам несколько миллиардов лет назад началось её сжатие, то постепенное повышение t превысило бы значение, при котором возможно существование жизни. Следовательно, изучение гравитационного взаимодействия требует систематических астрономических экспериментов в космическом пространстве с целью сохранения самой жизни.

Покорение космического пространства, это не только необходимость для выживания человечества, но и его голубая мечта. Одним из самых первых известных в истории письменных упоминаний об описании строения Солнечной системы является «Альмагест» Клавдия Птолемея (Claudius Ptolemaeus) (87–150(160)). Этот трактат был написан греческим ученым и астрономом во 2-м веке н. э.

«Альмагест» является прямым доказательством того, что человек уже в то время строил свои знания о таком, казалось далеком и недоступном космическом пространстве. Но нельзя точно утверждать, что только лишь любопытство подталкивает человека к получению новых знаний о космосе.

Человека интересовали так же новые источники энергии, и самое главное: одиноки ли мы во вселенной, или всё же существует внеземной разум, который может и опережать нас в своём развитии.

Размышления о космосе занимали думы многих ученых древности, и каждый из них задавался вопросом: «А возможно ли покорить внеземное пространство?»

Санскритские тексты полны упоминаний о том, как боги сражались в небе, используя виманы, снабжённые оружием таким же смертоносным, как и употребляемое в наши более просвещённые времена. Например, вот отрывок из Рамаяны, в котором читаем:

«Машина Пуспака, которая напоминает солнце и принадлежит моему брату, была принесена могущественным Раваной; эта прекрасная воздушная машина направляется куда угодно по воле,.. эта машина напоминает яркое облако в небе... и царь Рама вошёл в неё и этот прекрасный корабль под командованием Рагхиры поднялся в верхние слои атмосферы».

Вимана — летательный аппарат, описания которых встречаются в древних писаниях, например, в «Виманика-шастре». Эти аппараты могли передвигаться как вземной атмосфере, так и в космосе и атмосфере других планет. Виманы приводились в действие как с помощью мантра (заклинаний), так и с помощью механических устройств. Вайтмара опустилась на материк, который был назван звездными путешественниками Даарией — Даром Богов. Айтмана — малая летающая колесница. Филонов П. Н. Формула космоса. 1926

Всю поэзию, красоту и тонкость космической материи не могли не оценить известные художники современности. Особенно ярко и четко чувствуется тема бескрайней вселенной в работах художников — авангардистов. Хаотичность и беспорядочность форм, на первый взгляд на картине происходит абсолютная вакханалия безумия, но именно этим художник хочет показать то, что космос, уже кажется давно открытый для человека все еще не до конца нам понятен, и что его формулу нам только предстоит разгадать. (Приложение 2)

Также бессменно радуют картины художников, придерживающихся более традиционного, более приближенного к реальности художественного жанра. Талант, кисточка и палитра акварельных красок творят чудеса, картина светится изнутри. (Приложение 3)

«Такова уж особенность звездного неба: у всякого, кто глядит на него, сладко щемит сердце. Возможно, мы и в самом деле родом откуда-то оттуда?» писал Борис Акунин,

Освоение космоса является результатом осуществления давней мечты человека. Эта теория подтверждается фактами, приведенными выше.

Казалось бы, что мечта, это что- то туманное, неопределенное, что- то далекое от реальности, но именно с зародившейся в душе человека крылатой мечты все и началось. Именно стремление во что бы то ни стало осуществить свою мечту, дало шанс человеку вырваться в необъятные космические просторы.

Именно они, мечтатели, безумцы, открыли нам столь прекрасный неведомый мир, космос.

Заключение.

В своей работе мы предположили, что покорение космоса — это результат естественного процесса развития человечества. В результате изучения трудов философов-космистов мы пришли к выводу, что активная эволюция предполагает необходимость нового сознательного этапа развития мира. Опираясь на идеи Вернадского о ноосфере, а также рассмотрев, развитие технического прогресса мы пришли к мнению, что данные явления закономерно приводят людей к освоению космического пространства; кроме того, изучение гравитации способствовало эмпирическому познанию Вселенной.

Мечта человека летать являлась стимулом для освоения космического пространства.

Все выше сказанное позволяет утверждать, что в процессе эволюции человечества как биологического вида и его духовного начала, появилась острая необходимость в покорении космоса.

Литература:

  1. http://cultura.spb.ru Санкт-Петербургское отделение Международной Лиги защиты Культуры.
  2. Эйнгорн Н. К. Ноосферное образование — путь в Новый Мир// НАУКА И ЖИЗНЬ.-2008.-№ 12.-С.12
  3. Дудина М. Н. Идеи космизма в педагогике и образовании: экзистенциальный аспект проблемы -http://www.astrogalaxy.ru
  4. http://freemindforum.net Форум свободного мнения» Наука и непознанное» Космические корабли и ядерное оружие древности
  5. http://www.astrogalaxy.ru/567.html История астрономии. Миром правит гравитация: открытие Ньютона Подготовка и выпуск проект 'Астрогалактика' 09.03.2006
  6. http://photo-techart.ru/photo/17/102/0.htm Изображения
  7. Лебедев В. И. Наука на марше// Наука и жизнь,2008.-№ 10.- С.14
  8. Шаров А. С., Новиков И. Д. Человек, открывший взрыв Вселенной.- М.,2009,-С.142.
Основные термины (генерируются автоматически): космическое пространство, космос, ноосфера, освоение космоса, форма энергии, гравитационное взаимодействие, звездное небо, историческая миссия, летательный аппарат, научно-технический прогресс.


Ключевые слова

освоение космоса человеком, историческая миссия

Похожие статьи

Суперкомпьютеры мира: новые проблемы, или новые возможности?

Статья раскрывает наличие огромного потенциала у современной вычислительной техники, позволяющей решать значительной число задач в разных отраслях знаний. Современные суперкомпьютеры задействованы в исследованиях от наноуровня до масштабов Вселенной,...

Влияние искусственного интеллекта в гражданском судопроизводстве на реализацию принципа непосредственности

В статье проводится анализ перспектив использования искусственного интеллекта, рассматриваются проблемы внедрения систем искусственного интеллекта в гражданское судопроизводство. Основное внимание уделяется возможности замены судьи системами искусств...

Образовательная мысль: сравнительный анализ Конфуция и Сократа

Оба, Конфуций и Сократ, были большими педагогами-мыслителями в истории человеческой цивилизации, образовательные идеи которых являются основой и ресурсами Восточной и западной культуры и педагогики. Их мысли богаты по содержанию и имеют далеко идущие...

Война с красотой. Почему современная архитектура стала уродливым лицом нашей жизни

Одно из правильных обобщений, которые мы можем сделать о современном мире, заключается в том, что современная архитектура по меньшей мере уродлива. Если бы мы показали нашему 250-летнему предку наши города и пригороды, он был бы поражен современными ...

Критериальное оценивание — новый ключ в мир знаний (на примере уроков географии)

В статье авторы рассказывают об изменениях в системе образования Казахстана, как о неизбежном процессе, в котором отражаются новые запросы и потребности общества.

История внедрения информационно-коммуникативных технологий в образование и их использование в наши дни

За последние несколько десятков лет информация получала всё больше и больше значения. Современный человек не представляет жизни без неё. В связи в этим появилось множество проблем, одной из которых является проблема обучения, особенно применения ИКТ ...

Трансформация системы образования в преддверии очередной волны коронавируса

Примерно в одно и то же время во многих странах мира и по той же причине, школы и учебные заведения оказались в изоляции. Нет сомнений, что воздействие этого вируса на систему образования приведет к далеко идущим последствиям. Стало очевидным, что ст...

Применение цифровых технологий в криминалистике

На сегодняшний день трудно себе представить современный мир без компьютера, мобильного телефона, цифровой фото- и видеокамеры, и интернета. На протяжении всего исторического пути человечества внедрение в нашу жизнь научных и технических достижений вы...

Реорганизация системы образования: готово ли человечество реализовать это

В статье идет речь о воспитании и формировании личности, рассматривается понятие «закона времени». Перечисляются проблемы, с которыми сталкивается человек, рассматривается способ человека раскрыть свой заложенный генетический потенциал.

Анализ перспектив добычи полезных ископаемых на астероидах

В статье проводится анализ перспектив добычи полезных ископаемых на астероидах ввиду ограниченности земных ресурсов. За последние два столетия численность населения Земли увеличилась в восемь раз. Обеспечение ресурсами всей планеты представляет собой...

Похожие статьи

Суперкомпьютеры мира: новые проблемы, или новые возможности?

Статья раскрывает наличие огромного потенциала у современной вычислительной техники, позволяющей решать значительной число задач в разных отраслях знаний. Современные суперкомпьютеры задействованы в исследованиях от наноуровня до масштабов Вселенной,...

Влияние искусственного интеллекта в гражданском судопроизводстве на реализацию принципа непосредственности

В статье проводится анализ перспектив использования искусственного интеллекта, рассматриваются проблемы внедрения систем искусственного интеллекта в гражданское судопроизводство. Основное внимание уделяется возможности замены судьи системами искусств...

Образовательная мысль: сравнительный анализ Конфуция и Сократа

Оба, Конфуций и Сократ, были большими педагогами-мыслителями в истории человеческой цивилизации, образовательные идеи которых являются основой и ресурсами Восточной и западной культуры и педагогики. Их мысли богаты по содержанию и имеют далеко идущие...

Война с красотой. Почему современная архитектура стала уродливым лицом нашей жизни

Одно из правильных обобщений, которые мы можем сделать о современном мире, заключается в том, что современная архитектура по меньшей мере уродлива. Если бы мы показали нашему 250-летнему предку наши города и пригороды, он был бы поражен современными ...

Критериальное оценивание — новый ключ в мир знаний (на примере уроков географии)

В статье авторы рассказывают об изменениях в системе образования Казахстана, как о неизбежном процессе, в котором отражаются новые запросы и потребности общества.

История внедрения информационно-коммуникативных технологий в образование и их использование в наши дни

За последние несколько десятков лет информация получала всё больше и больше значения. Современный человек не представляет жизни без неё. В связи в этим появилось множество проблем, одной из которых является проблема обучения, особенно применения ИКТ ...

Трансформация системы образования в преддверии очередной волны коронавируса

Примерно в одно и то же время во многих странах мира и по той же причине, школы и учебные заведения оказались в изоляции. Нет сомнений, что воздействие этого вируса на систему образования приведет к далеко идущим последствиям. Стало очевидным, что ст...

Применение цифровых технологий в криминалистике

На сегодняшний день трудно себе представить современный мир без компьютера, мобильного телефона, цифровой фото- и видеокамеры, и интернета. На протяжении всего исторического пути человечества внедрение в нашу жизнь научных и технических достижений вы...

Реорганизация системы образования: готово ли человечество реализовать это

В статье идет речь о воспитании и формировании личности, рассматривается понятие «закона времени». Перечисляются проблемы, с которыми сталкивается человек, рассматривается способ человека раскрыть свой заложенный генетический потенциал.

Анализ перспектив добычи полезных ископаемых на астероидах

В статье проводится анализ перспектив добычи полезных ископаемых на астероидах ввиду ограниченности земных ресурсов. За последние два столетия численность населения Земли увеличилась в восемь раз. Обеспечение ресурсами всей планеты представляет собой...

Задать вопрос