Сравнительный анализ волшебных предметов из сказок с современными изобретениями | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №2 (11) апрель 2017 г.

Дата публикации: 26.03.2017

Статья просмотрена: 16173 раза

Библиографическое описание:

Баландин, А. С. Сравнительный анализ волшебных предметов из сказок с современными изобретениями / А. С. Баландин, И. В. Соболева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 2.2 (11.2). — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/young/archive/11/812/ (дата обращения: 17.12.2024).



Статья посвящена проведению сравнительного анализа между сказочными волшебными предметами и современными изобретениями, проведена аналогия волшебных диковинок, помогающих герою и облегчающих его существование, с техникой, используемой современным человеком.

Ключевые слова: русские народные сказки, литературные сказки, волшебные предметы, предметы-помощники, современные изобретения.

Сказка ложь, да в ней намек,

добрым молодцам урок

Современные устройства позволяют нам быстро передвигаться, узнавать мир, расширять свой кругозор, мгновенно узнавать новости, облегчают работу по дому и т. д. Машины, механизмы настолько прочно вошли в нашу жизнь, что мы их даже не замечаем. А ведь люди мечтали о таких устройствах очень давно. Идеи можно найти в сказках: ковер-самолет, сапоги-скороходы, самодвижущаяся печь, гусли — самогуды… Нам захотелось немного по-другому, чем просто на литературное произведение, посмотреть на некоторые из сказок, отследить путь нескольких изобретений, от мечты к действительности.

Я люблю читать сказки и представлять себе жизнь того или иного народа. Читая сказки, я обратил внимание на присутствие различных волшебных предметов, напоминающих некоторые современные изобретения. Каким образом в, казалось бы, старых сказках, людям удалось предсказать появление современных телевизоров и плееров — остается загадкой. Мы решил выяснить, какие конкретно предметы современности представлены в сказках, написав работу на тему: «Сравнительный анализ волшебных предметов из сказок с современными изобретениями».

Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью сказок. В наше время проводится масса исследований, целью которых является составление единой классификации сказок, персонажей и сюжетов. Поэтому кажется логичным исследование реалий представленных в сказках. Подобное исследование поможет составить более полное представление о таком жанровом направлении, как сказка. Этим обусловлена научная новизна и теоретическая значимость работы.

Объектом исследования послужили волшебные предметы, которые давались в помощь главным героям различных сказок.

Целью исследованияявляется проведение сравнительного анализа между сказочными волшебными предметами и современными изобретениями.

В соответствии с целью исследования в работе были поставлены следующие задачи:

— выделить волшебные предметы, встречающиеся в сказках;

— рассмотреть их функционирование в сказках;

— провести сравнительный анализ между сказочными волшебными предметами и современными изобретениями.

В работе использован метод сравнительного анализа. Было проведено сопоставление сказочных предметов и предметов быта современного человека.

Материалом исследования послужили русские народные и литературные сказки.

Предметом исследования явились волшебные предметы и предметы — помощники в русских народных и литературных сказках.

Сказка целое направление в литературе. За долгие годы своего становления и развития этот жанр стал универсальным жанром, охватывающим все явления окружающей жизни и природы, достижения науки и техники.

В давние-предавние времена, когда ни книг, ни школ еще не было, чтобы рассказать своим детям и внукам об окружающем мире, дедушки и бабушки придумывали сказки. В них они рассказывали о борьбе добра со злом, о бесконечности мира и об опасностях, таящихся в нем. Подросшее поколение рассказывало эти сказки своим детям и внукам, те своим, и так из века в век [10].

События в сказках понемногу корректировались, обрастали новыми подробностями, а ненужные постепенно забывались. Так и копилась вековая мудрость — дошедшая до нас. В сказках представлены поступки героев и их последствия, таким образом, своим примером сказки помогают избегать неприятных ошибок.

Сказка постоянно изменялась, впитывая в себя черты новой реальности, но оставалась непрерывно связанной с социальными и историческими событиями.

Сказка, как образное отражение мира, требует от читателя особых качеств восприятия творческого воображения, развитой наблюдательности, способности понимать аллегории [10].

Читая сказки, мы сталкиваемся с большим количеством различных волшебных предметов и диковинок. В сказках у них самые разные функции, одной из которых является помощь герою, облегчение его существования. Уже на этом этапе мы можем провести аналогию с современностью — техникой, используемой современным человеком.

Вот некоторые волшебные предметы, их функции в сказке и сравним их с современными изобретениями.

Сказочные предметы иих современные аналоги

Сказочные волшебные предметы

Современные изобретения

Ковер-самолет

Самолет

Ступа Бабы-яги

Вертолет

Жерновки, скатерть-самобранка

Микроволновая печь

Перо Жар Птицы

Лампа дневного света

Волшебный клубочек

Навигатор

Золотой петушок

Радар

Сапоги-скороходы

Коньки

Волшебное блюдце

Телевизор

Обратимся к сказке «Старик Хоттабыч»: Хоттабыч вместе с Волькой и его другом отправились в путь на ковре-самолете — волшебный ковер, летающий по воздуху и перемещающий героев из одного места в другое.

«Иван сел на ковер-самолет, вылетел из подземного царства и не успел моргнуть, как очутился в прекрасном саду, сел под ракитовым кустиком и стал смотреть, любоваться, как в светлой воде золотые и серебряные рыбки гуляют» [4].

Однако цивилизация не стоит на месте и, спустя некоторое время, появился аэроплан, а затем ученые изобрели современные самолеты. Таким образом, аналогом ковра-самолета является современный самолет. Он подобно своему аналогу помогает людям перемещаться из одного места в другое, за достаточно быстрое время.

Первый полет был совершен на самолете, сконструированном А. Ф. Можайским, но полет был неудачным. Через 6 лет в небо поднялся аэроплан, построенный братьями Орвилом и Уилбуром Райтами, пролетел аэроплан 50 метров за 12 секунд. А в 1909 году они же построили самолет, развивший скорость 60 км в час. С этого времени началось развитие самолетостроения в Европе.

В настоящее время сверхзвуковые самолеты, изобретенные в России, успешно летают: истребитель-перехватчик СУ-27, сверхзвуковой дальний бомбардировщик ТУ-22 М3.

«Баба — Яга костяная нога поскорей села в ступу, поднялась в воздух и кинулась вслед за девочкой толкачом, погоняя, помелом след, заметая» [4].

В сказке «Вниз по волшебной реке» читатель встречает ступу Бабы Яги, которую, конечно же, можно сравнить с современными вертолетами.

Несмотря на то, что самолет уже много лет господствовал в воздухе, у него был один недостаток — для того, чтобы оставаться в воздухе, он должен постоянно и с достаточно большой скоростью перемещаться в горизонтальной плоскости, ведь подъемная сила его крыльев напрямую зависит от скорости движения. Отсюда необходимость разбега при взлете и пробега при посадке, приковывают самолет к аэродрому.

Эта ниша, после долгих конструкторских поисков, была занята винтокрылой машиной — вертолетом.

Вертолет — это летательный аппарат с вертикальным взлетом и посадкой. Различают вертолеты одновинтовые с рулевым винтом; двух- или многовинтовые.

Значительную лепту в изобретение вертолета внес Борис Юрьев. Он усовершенствовал лопасти винта, создал автомат — перекос, обеспечивающий необходимую установку лопастей [6].

Кроме того для перемещения в пространстве герои русских сказок часто использовали сапоги-скороходы. В различных сказочных государствах гонцы всегда имели парочку волшебных сапог для быстрой транспортировки царских указов. Так, например, в сказке «Вниз по волшебной реке» царь Макар отправлял гонца в волшебных сапогах за советом к Василисе Премудрой. В современном мире мы можем встретить аналоги сапог-скороходов даже на детях – фигурные коньки зимой ироликовые коньки – летом. Конечно, цель использования у них несколько отличается, однако они по-прежнему остаются средством перемещения в пространстве. Первые роликовые коньки появились в начале ХVII века! Датчанин Ханс Брикюр приделал к своим башмакам деревянные катушки [6].

Среди наших соотечественников, пожалуй, нет ни одного не смотревшего мультфильм «Ну, погоди!» в частности эпизод, в котором Волк попадает в сказку. Зайдя в домик Бабы-Яги, он обнаруживает там гусли-самогуды. Данный волшебный предмет играет музыку сам, без вмешательства людей [8].

В современном быту такую же функцию выполняет целый ряд устройств — музыкальный проигрыватель, магнитофон, плеер.

Говоря о современной технике, нельзя не упомянуть телевизор. Современный телевизор является модернизированным блюдечком сяблочком. Блюдечко использовалось для того чтобы наблюдать за событиями, так, например происходящими в различных местах сказочной страны, так например, Баба Яга в сказке «Вниз по волшебной реке» с помощью блюдечка узнавала о главных событиях в столице сказочного царства, а впоследствии наблюдала за боем между богатырями Царя и войском Кощея Бессмертного [14].

В сказках персонажи часто попадали в ситуации, когда им необходимо было добраться в чей-либо дворец или замок, местонахождение которого было им неизвестно. В подобных ситуациях героев всегда выручал волшебный клубок ниток или пряжи, показывающий дорогу.

Современный человек часто попадает в подобные ситуации, и в нашем мире ему на помощь приходит навигатор, являющийся аналогом сказочного клубка.

Навигатор был изобретен еще в 1932 году, с прокручивающейся картой, скорость прокрутки зависела от скорости автомобиля [3].

«Печка, по щучьему веленью, по моему хотенью, поезжай печь прямо к царю во дворец. И печь затрещала, и вдруг вылетела на волю. И быстрее всякой птицы понеслась к царю» [11].

В русской народной сказке «По щучьему велению» читатель встречается с волшебной печью, на которой ездил Емеля.

Ему достаточно было, положить дрова в печь, и та сразу была готова, отправляться в путь. Аналогом волшебной печи служит современный автомобиль. Слово автомобиль означает «самодвижущаяся повозка», хотя в современном мире принято называть автомобилями, только средства передвижения, оснащенные автономными двигателями.

Начало современной автомобильной эпохи принято отсчитывать с 1895 г., когда независимо друг от друга Г. Даймлер и К. Бенц построили самодвижущиеся экипажи, имеющие двигатели внутреннего сгорания, с большим числом оборотов и высокой степенью сжатия. С тех пор Российское автомобилестроение прошло славный путь. Русские изобретатели дореволюционного периода внесли немалый вклад в развитие автомобильной техники, начиная от мускульных самоходов Шамшуренкова и Кулибина и заканчивая автомобилями Пузырева и продукцией Русско- Балтийского вагонного завода [6].

«Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы,

Чуть опасность, где видна

Верный сторож, как со сна,

Шевельнется, встрепенется,

К стороне той обернется

И кричит: «Кири-ку-ку!» [13]

Данная сказка может навести на мысли о современном радаре. Впервые Кристиан Хюльсмайер изобрел радиолокатор в 1904 году. Радар посылает, направленный пучок радиоволн. Автомобиль, самолет или другой крупный металлический предмет, встретившийся на пути радиолуча, отражает его, как зеркало. Приемник радара улавливает отражение и измеряет время прохождения импульса до отражающего объекта и обратно [2].

«Огонек горит светлее,

Горбунок бежит быстрее

Вот уж он перед огнем.

Светит поле словно днем;

Чудный свет кругом струиться,

Но не греет, не дымится

Диву дался тут Иван.

«Что,- сказал он,- за шайтан!

Шапок пять найдется свету;

А тепла и дыму нету.

Это чудо — огонек!»

Говорит ему конек:

Вот уж есть чему дивиться!

Тут лежит перо жар- птицы…» [7]

Не о лампах ли дневного света, идет речь?

Лампа дневного света — это люминесцентная лампа с голубоватым свечением. Используется в целях общего освещения. Лампами дневного света часто называют все виды люминесцентных ламп. Была изобретена в 1872 году русским электротехником А. Н. Лодыгиным [6].

«…Взяла бабушка жерновки и стала молоть что не повернешь — все блин, да пирог!.» [15].

Этот волшебный сказочный предмет можно сравнить с микроволновой печью. Это устройство преобразует электричество в электромагнитные микроволны. Впервые микроволновая печь была запатентована американским изобретателем Перси Спенсером, в 1945 году [3].

Подводя итог проделанной работе, следует отметить, что в русских сказках прослеживается множество параллелей с жизнью современного человека. Мы пришли к выводу, что иносказательно в этих произведениях зашифрованы мечты людей.

Данные работы свидетельствуют о том, что мечты человека рано или поздно могут быть воплощены в жизнь. Для реализации любой мечты необходимы умственные, физические усилия, экономические возможности, непреодолимое желание.

Но есть в сказках волшебный предмет, который может помочь героям в различных ситуациях — волшебная палочка, и, к сожалению, аналог волшебной палочки изобрести пока не удалось.

Литература:

  1. www.litra.ru
  2. www.bizyukov.temator.ru
  3. www.tehnologid.ru
  4. Русские народные сказки. Составитель и примечание В. П. Аникина, Москва: Детская литература, 1986.
  5. Сочинения в 3-х томах. Москва: Художественная литература 1986г.
  6. Энциклопедия для детей. Том 11. Техника. Главный редактор: Аксенова, Москва: Аванта, 2004.
  7. Конек-горбунок: Русская сказка в трех частях. Москва: Детская литература, 2002.
  8. Камов Ф., Курляндский А. Ну, погоди! — Л., 1997.
  9. Лагин Л. Старик-Хоттабыч. М.: Детская литература, 1973.
  10. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.
  11. Русская народная сказка «По щучьему веленью».
  12. Русская народная сказка «Жар-Птица».
  13. Пушкин А. С. Золотой петушок.
  14. Успенский Э. «Вниз по волшебной реке»
  15. Русская народная сказка «Петух и жерновки». В обработке А. Н.Афанасьева.
Основные термины (генерируются автоматически): сказка, современный человек, сравнительный анализ, предмет, дневный свет, волшебная река, изобретение, самолет, волшебная палочка, волшебная печь.


Ключевые слова

русские народные сказки, литературные сказки, волшебные предметы, предметы-помощники, современные изобретения

Похожие статьи

Русские народные игры и игрушки и их воспитательное значение

В статье идет рассказ о возникновении игрушки на Руси, раскрывается ее роль в жизни каждого ребенка.

Следы волшебной сказки в серии книг о Гарри Поттере

В статье рассмотрены понятия «сказка» и «литературное произведение», связь литературного произведения с волшебной сказкой, сравниваются персонажи книги Джоан Роулинг с известными сказочными героями.

Лэпбук как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями и историей чувашского народа

В статье авторы раскрывают опыт работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями и историей чувашского народа с использованием лэпбука.

Зарубежный опыт использования русских народных сказок на уроках русского языка как иностранного

В статье рассматривается зарубежный опыт по работе с русскими народными сказками на уроках русского языка как иностранного.

Английские пословицы о любви и их значение

В данной статье автор приводит информацию о значении и роли английских пословиц о любви в английском народном творчестве и объясняет возникновение пословиц из исторического опыта народа и социальный контекст пословиц

Приобщение детей дошкольного возраста к русским народным традициям через театрализованную деятельность и устное народное творчество

В статье представлен опыт работы по приобщению детей дошкольного возраста к русским народным традициям средствами театрализованной деятельности и устного народного творчества.

Использование аудиогида при изучении темы «Традиционная одежда народов Севера»

В статье представлены этапы создания аудиогида «Традиционная одежда народов Севера». Подчеркиваются эффекты использования аудиогида при работе с обучающимися системы среднего профессионального образования.

Анализ переводческих решений в сказке П. П. Ершова «Конёк-Горбунок»

Анализ переводческих решений в сказке «Конёк-Горбунок» П. П. Ершова представляет собой важное исследование в контексте сохранения национального колорита и фольклорных элементов при переводе литературного произведения. В процессе перевода встает ряд з...

Сравнительный анализ русских и английских пословиц, поговорок

В работе проведен сравнительный анализ русских и английских пословиц, поговорок (их источников, содержания), рассмотрена тематика пословиц, приведены результаты опроса, выявлены популярные пословицы и поговорки в русских, американских, английских сем...

Парадоксы сказочного творчества братьев Гримм

Статья посвящена всемирно известному сборнику немецких «Детских и семейных сказок» братьев Гримм и связанным с ним парадоксам. Автор рассматривает ряд вопросов: происхождение сказок, цель их создания, а также являются ли сказки братьев Гримм народным...

Похожие статьи

Русские народные игры и игрушки и их воспитательное значение

В статье идет рассказ о возникновении игрушки на Руси, раскрывается ее роль в жизни каждого ребенка.

Следы волшебной сказки в серии книг о Гарри Поттере

В статье рассмотрены понятия «сказка» и «литературное произведение», связь литературного произведения с волшебной сказкой, сравниваются персонажи книги Джоан Роулинг с известными сказочными героями.

Лэпбук как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями и историей чувашского народа

В статье авторы раскрывают опыт работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями и историей чувашского народа с использованием лэпбука.

Зарубежный опыт использования русских народных сказок на уроках русского языка как иностранного

В статье рассматривается зарубежный опыт по работе с русскими народными сказками на уроках русского языка как иностранного.

Английские пословицы о любви и их значение

В данной статье автор приводит информацию о значении и роли английских пословиц о любви в английском народном творчестве и объясняет возникновение пословиц из исторического опыта народа и социальный контекст пословиц

Приобщение детей дошкольного возраста к русским народным традициям через театрализованную деятельность и устное народное творчество

В статье представлен опыт работы по приобщению детей дошкольного возраста к русским народным традициям средствами театрализованной деятельности и устного народного творчества.

Использование аудиогида при изучении темы «Традиционная одежда народов Севера»

В статье представлены этапы создания аудиогида «Традиционная одежда народов Севера». Подчеркиваются эффекты использования аудиогида при работе с обучающимися системы среднего профессионального образования.

Анализ переводческих решений в сказке П. П. Ершова «Конёк-Горбунок»

Анализ переводческих решений в сказке «Конёк-Горбунок» П. П. Ершова представляет собой важное исследование в контексте сохранения национального колорита и фольклорных элементов при переводе литературного произведения. В процессе перевода встает ряд з...

Сравнительный анализ русских и английских пословиц, поговорок

В работе проведен сравнительный анализ русских и английских пословиц, поговорок (их источников, содержания), рассмотрена тематика пословиц, приведены результаты опроса, выявлены популярные пословицы и поговорки в русских, американских, английских сем...

Парадоксы сказочного творчества братьев Гримм

Статья посвящена всемирно известному сборнику немецких «Детских и семейных сказок» братьев Гримм и связанным с ним парадоксам. Автор рассматривает ряд вопросов: происхождение сказок, цель их создания, а также являются ли сказки братьев Гримм народным...

Задать вопрос