В статье автор исследует современное состояние дирижаблестроения и использование дирижаблей в экономической деятельности, а также рассматривает перспективы использования дирижаблей в туристическом бизнесе в контексте развития туристических кластеров.
Ключевые слова: дирижабль, туристический бизнес, развитие туризма, туристический кластер.
Введение. Технология дирижаблей существует уже более 150 лет и приобрела популярность в начале 1900-х годов. Перевозя пассажиров и грузы, дирижабли активно использовались как в экономике, так и в военных целях. Но по мере того, как самолеты приобретали популярность, дирижабли уходили на второй план. Современные дирижабли выполняют довольно обширный спектр задач. Большие перспективы ожидаются в применении автономных беспилотных дирижаблей.
На данный момент строительством дирижаблей занимаются страны, которые уже это делали в 20–30-е годы прошлого века: Россия, Англия, Франция, Германия и США [1].
Современное состояние дирижаблестроения. Немецкая компания Zeppelin Luftschifftechnik GmbH (ZLT) специализируется на проектировании и производстве дирижаблей нового типа, известных как Zeppelin NT. Средняя цена за полёт в течение 30 минут — 330 евро; 45 минут — 490 евро; 60 минут — 610 евро; 90 минут — 840 евро; 120 минут — 1090 евро. Дирижабли серии Zeppelin NT находят применение в рекламных кампаниях, организации развлекательных мероприятий, мониторинге дорожного движения и иных целях. Они заполняются безопасным газом — гелием, и имеют существенно меньший размер по сравнению с классическими «цеппелинами» [2].
Французская компания Grands Espaces, специализирующаяся на экотуризме, планирует использовать дирижабли британского производства для полётов в Арктику с 2028 года. Для этого она заключила соглашение с производителем дирижаблей Hybrid Air Vehicles о бронировании воздушных судов Airlander 10 [5], [6]. Также шведская компания OceanSky Cruises продаёт билеты в экспедицию на дирижабле, который не позднее весны 2026 года будет регулярно совершать 48-часовое путешествие с острова Шпицберген на Северный полюс и обратно [3].
На сегодняшний день в Российской Федерации деятельность по разработке и производству дирижаблей осуществляет научно-производственное объединение «Авгуръ-РосАэроСистемы». Компания занимается созданием различных моделей воздушных судов данного типа, среди которых выделяется 10-местный дирижабль Au-30, предназначенный для выполнения задач по мониторингу инфраструктуры [4].
Конструкция дирижаблей. Дирижабли состоят из оболочки обтекаемой формы, наполненной легким газом (чаще всего гелием или водородом), и могут иметь каркас для поддержания формы. В системе управления они оснащены вертикальными и горизонтальными рулями. Дирижабли могут поворачиваться и подниматься/опускаться благодаря изменению количества газа в оболочке. Дирижабли обычно используют дизельные или электрические двигатели для приведения в движение воздушных винтов или пропеллеров [8]. Средняя скорость у дирижабля составляет 50–100 км/ч.
По конструкции корпуса дирижаблей делятся на 3 типа: мягкие, полужёсткие и жёсткие [8].
- Мягкими дирижаблями называют те, у которых матерчатая оболочка также случит оболочкой для газа. Избыточность давления несущего газа поддерживает неизменность внешней формы.
- Полужёсткие дирижабли похожи по конструкции на мягкие дирижабли, но они больше по размерам и имеют в нижней части оболочки фермы, препятствующей килевой деформации.
- Жёсткими дирижаблями называют те, у которых неизменяемость внешней формы обеспечивалась каркасом (металлическим, реже деревянным).
Современное применение дирижаблей и перспективы их использования. Дирижабли находят применение в различных отраслях:
— Реклама: Дирижабли используются для размещения рекламных баннеров и ведения промоакций, что является успешным инструментом маркетинга благодаря их высокой видимости и уникальному дизайну.
— Киноиндустрия: Дирижабли участвуют в киносъемках и создании уникальных кадров с высоты. Они добавляют уникальную визуальную эстетику.
— Научные исследования: Дирижабли — экологически чистый способ передвижения, так как они часто используют менее вредные материалы и источники энергии. Они хорошо подходят для метеорологических наблюдений и экологических исследований.
— Сельское хозяйство: Дирижабли могут использоваться для распространения препаратов на большие площади, а также выполнять мониторинг посевов, использоваться для аэрофотосъемки и создания карт поля.
— Транспортировка: Дирижабли могут перевозить грузы в регионы с ограниченной инфраструктурой, способны доставлять тяжелые и крупногабаритные грузы.
Как и любой вид транспорта, дирижабли имеют ряд преимуществ и недостатков [1].
Преимуществам дирижаблей:
— Дирижабли имеют низкий уровень расхода топлива, что делает их выгодными для длительных полетов и доставки грузов.
— Использование гелия вместо водорода уменьшает риски взрывов, а также низкие выбросы CO₂ делают их более экологически чистыми.
— Дирижабли имеют большую длительность нахождения в воздухе. При нахождении на одном месте он не тратит топлива для поддержания высоты.
— Большое пространство внутри и возможность проведения длительных рейсов.
— У дирижаблей более высокая надёжность и безопасность, чем у самолётов и вертолётов.
— Дирижаблю не требуется взлётно-посадочной полосы.
— Грузоподъёмность дирижабля больше, чем у самолётов или вертолётов.
Недостатки дирижаблей:
— Сложность приземления из-за низкой манёвренности.
— Дирижабли значительно медленнее самолетов, что может ограничивать их использование для срочных доставок.
— Дирижабли менее устойчивы к сильным ветрам и бурям, что ограничивает их эксплуатацию в плохую погоду.
— Дирижабли очень недооценивают в плане безопасности. Хотя современные дирижабли безопаснее, они все еще имеют репутацию из-за историй о катастрофах, особенно связанных с водородом.
— Для взлета и посадки требуется большое пространство, а также специализированные терминалы и оборудование. Огромные по размерам дирижабли требуют создания узкоспециализированной и крайне дорогостоящей инфраструктуры для их эксплуатации, ремонта и хранения.
Перспективы использования дирижаблей в туризме. По прогнозам WTTC (Всемирного совета по путешествиям и туризму) в 2024 году путешествия и туризм составят 10 % мирового ВВП (11,1 трлн долларов США). С учетом прямых, косвенных и обусловленных эффектов воздушный транспорт вносит около 967,8 млрд долларов США в год в мировой ВВП, что составляет 0,87 % мирового ВВП [7].
Эксплуатация дирижаблей обходится собственнику не более затрат на обслуживание, чем на самолеты и аэропортовую инфраструктуру [9].
Туристические дирижабли могут предлагать уникальные экскурсионные полеты, позволяя туристам наслаждаться панорамными видами с высоты. Они обеспечивают комфортные условия для полета, что делает их отличной альтернативой традиционным способам передвижения. Использование дирижаблей в туристическом бизнесе сможет повлиять на экономику. К примеру, появится потребность в новых профессиях. Потребность в квалифицированном персонале для управления дирижаблями и обеспечения безопасности пассажиров вызовет необходимость развития в соответствующих образовательных учреждениях. Также нужно понимать, что это приведет к необходимости появления новой инфраструктуры, направленной на обслуживание дирижаблей. Использование дирижаблей также повлияет на авиапромышленность и судостроительную отрасль [1].
Заключение. Круизы на дирижаблях могут стать популярными и интересными возможностями проведения отдыха с интересом и получить незабываемые впечатления. С ростом популярности дирижаблей в отрасли туризма появятся новые профессии, инфраструктура, вернётся эпоха интереса к «летучими кораблями». Увеличение запросов на разнообразные туристические программы, а также меньшая приверженность людей к конкретным брендам создаёт благоприятные условия для внедрения в туристический бизнес нового направления — туры на дирижаблях.
Литература:
1. Технико-экономическое оборудование использования дирижаблей нового поколения в различных отраслях российской экономики. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://anav.ru/news/tpost/l4timf6la1-tehniko-ekonomicheskoe-obosnovanie-ispol (дата обращения 07.04.2025 г.)
2. ZLT Zeppelin Luftschifftechnik. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://zeppelinflug.de/de/unternehmen/zlt-zeppelin-luftschifftechnik?srsltid=AfmBOortR3_-T1vgdqv9RldsxmHfI75yh4JGhHWBooASjM8SsAP1Z00Z %E2 %80 %8B (дата обращения 07.04.2025 г.)
3. OceanSky Cruises — Luxury Travel by Airship. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://oceanskycruises.com/ (дата обращения 07.04.2025 г.)
4. РосАэроСистемы. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://rosaerosystems.ru/ (дата обращения 07.04.2025 г.)
5. HAV. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://www.hybridairvehicles.com/ %E2 %80 %8B (дата обращения 07.04.2025 г.) (дата обращения 07.04.2025 г.)
6. Grands Espaces. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://www.grands-espaces.com/expedition-cruise/ (дата обращения 07.04.2025 г.) (дата обращения 07.04.2025 г.)
7. WTTC: Travel to contribute 10 % of global GDP in 2024. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://karryon.com.au/industry-news/wttc-10-of-global-gdp-in-2024/ (дата обращения 07.04.2025 г.) (дата обращения 07.04.2025 г.)
8. В. А. Обухович, С. П. Кульбака, Дирижабли на войне. — Мн.: Харвест; М.: ACT, 2000
9. Толмачево. На рубеже веков: 10 лет образования ОАО «Аэропорт Толмачево». / редсовет: А. В. Бородин (пред.) и др. — Новосибирск: Приобские ведомости, 2005. — ISBN 5–94581–018–5. — EDN QRMHSJ.