Таланты России и космос: проект о светилах отечественной космонавтики | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научные руководители: ,

Исчерпывающий список литературы Отличные иллюстрации Высокая теоретическая значимость

Рубрика: Великие имена

Опубликовано в Юный учёный №6 (58) июнь 2022 г.

Дата публикации: 24.05.2022

Статья просмотрена: 250 раз

Библиографическое описание:

Дубовик, А. В. Таланты России и космос: проект о светилах отечественной космонавтики / А. В. Дубовик, Е. И. Назарова, А. В. Парамонова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 6 (58). — С. 137-142. — URL: https://moluch.ru/young/archive/58/3093/ (дата обращения: 24.11.2024).



В статье авторы рассуждают о важности популяризации истории развития космонавтики, рассказывают об инженере-родоначальнике её прикладной составляющей, вспоминают полёт первого космонавта Земли и анонсируют проект, нацеленный познакомить учащихся и молодёжь с отечественной историей развития и становления данных наук посредством разработанной интерактивной экскурсии.

Ключевые слова: Юрий Гагарин, Сергей Королёв, космос, космическая инженерия, прикладная космонавтика, проект, электронный ресурс, панно.

Ad astra per aspera! (лат. «Через тернии к звёздам!»)

«Быть первым в космосе… — можно ли мечтать о большем?» [5] — эти слова принадлежат Юрию Алексеевичу Гагарину, первому космонавту нашей планеты. И его полёту не суждено было бы случиться в далёком 1961 году, если бы не прогресс советских учёных в точных дисциплинах: космонавтике, космической инженерии и других областях. Теория была освещена в трудах Константина Эдуардовича Циолковского, но не было первопроходца, который познал и развил бы практическую составляющую, столь необходимую для начала активных действий.

«…Люди мечтали о полетах в космос с древних времен. Луна, планеты, звезды, галактики вдохновляют и манят нас всех. Но только недавно мы получили возможность осуществить мечту: улететь за пределы Земли…» [4; с. 4].

12 апреля 1961 года Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство. В 9 часов 06 минут 59,7 секунд ракета-носитель «Восток» с кораблём «Восток-1», на борту которого находился космонавт, была запущена с космодрома Байконур, расположенного в Кызыл-Ординской области Казахстана. После 108 минут полёта он успешно приземлился в Саратовской области. [2], [3] В честь первого космонавта Земли был переименован ряд населённых пунктов (включая его родной город — Гжатск), названы улицы и проспекты.

В тот день первые полосы газет всего мира пестрили заголовками о первом космонавте планеты. Не только советская пресса, но и американские издания с восхищением писали о достижениях наших учёных. Вот, к примеру, сообщение ТАСС (рис. 1) и отрывок из заметки британского таблоида Daily Mirror (рис. 2):

Сообщение ТАСС «О первом в мире полёте человека в космическое пространство» [2]

Рис. 1. Сообщение ТАСС «О первом в мире полёте человека в космическое пространство» [2]

Заметка Daily Mirror «Man in space… Man in space» [8]

Рис. 2. Заметка Daily Mirror «Man in space… Man in space» [8]

Этот день был объявлен праздником — Днём космонавтики. Праздник был установлен указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 года. Тогда же отмечается Всемирный день авиации и космонавтики. Он фиксируется согласно протоколу 61-й Генеральной конференции Международной авиационной федерации, состоявшейся в ноябре 1968 года, и согласно решению Совета Международной авиационной федерации, принятому 30 апреля 1969 года по представлению Федерации авиационного спорта СССР. 7 апреля 2011 г. на специальном пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция, официально провозгласившая 12 апреля Международным днём полёта человека в космос [1].

«Было время, когда признавалось невозможным переплыть океан. Нынешнее всеобщее убеждение в недосягаемости небесных светил обосновано, в сущности, не лучше, нежели вера наших предков в недостижимость антиподов» (Я. Перельман) [10; с. 5].

Первый пилотируемый полёт за пределы Земли вызвал большой интерес во всём мире, Юрий Гагарин превратился в мировую знаменитость. В последующие годы он вёл большую общественно-политическую работу, окончил Военно-воздушную инженерную академию имени профессора Н. Е. Жуковского. Также он работал в Центре подготовки космонавтов и готовился к новому полёту в космос [3].

Имя Юрия Гагарина навсегда вписано в страницы истории развития космонавтики. Его полёт был продуман до мелочей, а запуском ракеты занималось множество великих умов — советских ракетостроителей и инженеров. Однако вся деятельность проходила под руководством Сергея Павловича Королёва — великого учёного, благодаря которому человечество вошло в новую эру, шагнув за пределы земли (рис. 3). Сергей Павлович — основатель прикладной космонавтики. Кстати, именно он отвечал за разработку программы полёта на Марс, которой в наши дни воспользовался Илон Маск.

Приветственное рукопожатие Юрия Гагарина и Сергея Королёва на аэродроме пос. Ленинский, октябрь 1964 г. Архив: ЦЭНКИ / Роскосмос [12]

Рис. 3. Приветственное рукопожатие Юрия Гагарина и Сергея Королёва на аэродроме пос. Ленинский, октябрь 1964 г. Архив: ЦЭНКИ / Роскосмос [12]

Говоря о гениальности полёта мысли великого инженера, нельзя не упомянуть событие 1955 года, сделавшее Королёва пионером прикладной космонавтики. Тогда им и группой учёных-энтузиастов, в число которых входил сподвижник конструктора профессор М. К. Тихонравов, было предложено вывести первый в мире искусственный спутник Земли в космос. [7] Правительство поддержало такую инициативу. За кратчайшие сроки ОКБ-1 был доработан проект, входивший в постановление 1956 года Совета Министров СССР № 149–88сс «О создании объекта «Д». В феврале 1957 года было принято постановление № 171–93, предусматривающее выведение на орбиту простейшего спутника Земли (объект ПС). И 4 октября 1957 г. на околоземную орбиту впервые в истории был выпущен ИСЗ «Спутник-1», он же космический аппарат ПС-1. [9] Уже тогда СССР вышла на передовую в области космической инженерии и развития науки, выиграв первый этап космической гонки, а после полёта Юрия Гагарина лишь укрепила свои позиции на мировой арене.

Сергей Павлович Королёв родился, когда самолёты ещё только начинали подниматься в воздух, — 12 января 1907 года. Уже в школьные годы он отличался исключительными инженерными способностями и неукротимой тягой к ещё новой тогда авиационной технике. В 17 лет он стал автором проекта безмоторного самолёта К-5, официально защищённого перед компетентной комиссией и, что важно, рекомендованного к постройке [13].

Под его руководством также была создана первая отечественная межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, которая получила дальнейшее развитие в целом ряде многоступенчатых ракет космического назначения. С их помощью на орбиту был выведен первый в мире искусственный спутник Земли, осуществлен первый в истории полёт человека в космос, запущены первые научные аппараты и автоматические межпланетные станции для изучения Луны, Марса и Венеры. Что важно, СССР во всех случаях была первой и выигрывала этапы космической гонки у других держав. Именно по инициативе Сергея Павловича стартовала советская пилотируемая лунная программа, проводились научно-исследовательские работы по проектам пилотируемых комплексов для полётов на околоземную орбиту и в дальний космос [13]. Интересно, что главный конструктор на следующие за полётом Гагарина масштабные запуски обещал звать известного советского диктора Юрия Левитана, чтобы тот мог вести прямой репортаж с запусков. Однако, к сожалению, обещание выполнить не получилось: 14 января 1966 года Сергей Павлович скончался. Выдающегося конструктора не стало [14].

Однако при жизни имя Королёва никогда не светилось в СМИ. Он оставался в тени, пока мир чествовал Гагарина. Только узкий круг посвящённых знал имя и фамилию таинственного Главного конструктора, которому отдавали рапорт космонавты перед стартом. По словам его дочери, Наталии Сергеевны Королёвой, из-за секретности её отец дважды не получил Нобелевскую премию: первый раз — за спутник, второй — за полёт Гагарина. Когда Нобелевский комитет обратился к Советскому Правительству, чтобы там назвали фамилию главного конструктора для его награждения, то Хрущёв сказал: «У нас создателем новой техники является весь народ». Сам основоположник космонавтики свою засекреченность воспринимал нормально, ведь главным для него была работа, а наибольшей ценностью он считал время [13].

Космическая инженерия будет развиваться еще долгое время, ведь изучение Вселенной и её ресурсов, нахождение внеземной жизни — один из наиболее важных вопросов для всего человечества. Сейчас космонавтика — перспективная отрасль, охватывающая собой множество профессий, и в будущем она будет лишь ещё сильнее развиваться — прогресс не стоит на месте. Уже в настоящее время существует множество академий (к примеру, ВКА им. А. Ф. Можайского) и университетов (ГУАП), готовящих кадры для работы, так или иначе связанной с космическими аппаратами. И всего этого, быть может, мы бы и не достигли, если бы 61 год назад не произошёл успешный запуск человека на околоземную орбиту…

Как писал Д. С. Лихачёв в 41-м письме «о добром и прекрасном», «Память культуры»: «Забота о прошлом есть одновременно и забота о будущем» [11]. Актуальность вопроса сохранения памяти о великих личностях, поднявших нашу державу на такой высокий научный уровень, бесспорна. Потому, чтобы следующие поколения не забывали о тех людях, которые положили начало развитию и совершенствованию таких важных наук, при поддержке Музея истории космонавтики ГБОУ СОШ № 58 им. С. П. Королёва была разработана программа «Таланты России и космос».

В старших классах в школах России проходит защита индивидуальных проектов. Тему каждый ученик выбирает самостоятельно, а весной представляет итог своей работы и защищает её перед экспертами. Проект «Таланты России и космос», разработанный ученицей 10 класса Анастасией Дубовик, посвящён 115-летию со дня рождения выдающегося советского учёного и инженера Сергея Павловича Королёва. Также в 2022 году отмечается 65 лет со дня запуска ИСЗ «Спутник-1» и 165 лет со дня рождения первопроходца-изобретателя, теоретика космонавтики К. Э. Циолковского. Темой проекта стала история освоения космоса выдающимися советскими и российскими учёными. Стремление к масштабной просветительской работе привело к расширению плана действий, а опрос подростков — учеников со всей России — помог построить дорожную карту.

Согласно социологическому опросу, проведённому в ходе работы, каждый школьник знает, кто такой Илон Маск, но лишь один из пяти может назвать хотя бы одно достижение Сергея Павловича. Почему же так произошло? Наверное, потому что история воспринимается школьниками, как что-то лишнее. А что, если мы скажем вам, что по прошлым законам космонавтика работает до сих пор? То-то же.

В любой разработке важно идти в ногу со временем, совмещая опыт предыдущих поколений и новейшие разработки, результаты экспериментальных исследований, проведённых совсем недавно. Такая тактика позволяет эффективно использовать накопленные наработки и развить новые начала, не теряя при этом никаких данных и промежуточных выводов. Потому проект был задуман как результат синтеза возможностей современных технологий и архивного собрания исторических сведений. К тому же, как выяснилось из опроса, почти равные доли респондентов предпочитают форматы онлайн и офлайн.

Первым этапом стало создание художественного панно, тематикой которого, конечно же, стали достижения основателя прикладной отрасли космической инженерии. Позже на онлайн-конструкторе Tilda был свёрстан сайт на домене cosmomuse58. Это название — своеобразная аббревиатура, которую можно трактовать несколькими разными способами: во-первых, имени сайта созвучно наименование космического музея школы № 58, гордо носящей имя великого инженера; во-вторых, Сергея Павловича определённо можно назвать музой космонавтики — ведь кто знает, сколько открытий и свершений мы бы упустили без его великой мысли!

Несмотря на то, что сайт изначально задумывался как собрание наработок, позже он был преобразован в медиаплатформу со статьями, связанными не только с экскурсией, но и с тематикой в целом, а также обратной связью и развлекательным контентом. Ведь, как выяснилось из социологического исследования, более 80 % респондентов заинтересованы темой, а самыми привлекательными опрошенным кажутся весьма объёмные и подробные форматы.

Связующим звеном обеих частей проекта стала ракета, несущая в себе QR-коды: внедрение интерактивного компонента позволило совместить режимы онлайн и офлайн, делая их неразрывно связанными в единой виртуальной экскурсии. Так, при их сканировании пользователь перенаправляется на отдельную страницу со статьёй о выбранном элементе. Однако стандартный чёрно-белый код — «совокупность маленьких чёрных и белых квадратов»: — не только не вызывает интереса, но и визуально не вписывается в концепцию, вдохновлённую эстетикой бескрайнего манящего космоса. Однако это можно исправить путём различных модификаций дизайна. К ним можно отнести:

1) Цветовую палитру. Можно использовать все цвета радуги для заполнения QR-кода. Не рекомендуется использовать бледные цвета, если применяется белый фон, так как при сканировании код может быть прочитан неверно [6]. Такой метод обеспечивает больший интерес публики, ведь визуальный ряд становится полностью завершённым ввиду выдержанной гаммы и единого для всей концепции стиля.

2) Внедрение картинки или фотографии. Относительно большая часть QR-кода может быть закрашена или скрыта за каким-либо рисунком, при этом сам код остаётся читаемым. Например, можно разместить фотографию или иллюстрацию к текстовому содержимому QR-кода. Компании могут распространять QR-коды со своими логотипами, ведь благодаря вставленному логотипу становится понятно, какая информация может быть зашифрована [6].

Сейчас разработка «Таланты России и космос» состоит из двух частей: творческо-прикладной и информационно-практической. Они включают в себя панно, содержащее отсылки к событиям, ставшим отправной точкой для начала покорения внеземных пространств, и онлайн-платформу с экскурсией по панно, статьями про музей и многими другими интересными элементами. Материалы экскурсии и другие интерактивные элементы расположены на специально разработанной онлайн-платформе http://cosmomuse58.tilda.ws/.

Конечно, проект только начинает развиваться, и останавливаться на достигнутом нельзя. Нам всем нужно гордиться отечественными светилами науки и помнить о достижениях прошлого, ведь именно на нём строится высокотехнологичное будущее. И каждый может помочь данной цели теоретически, храня память и популяризируя знания, связанные с этой отраслью. И помните, как говорил Сергей Павлович Королёв: «Жить просто так нельзя — жить надо с увлечением!».

Литература:

  1. 12 апреля — Всемирный день авиации и космонавтики — ИВАК [Электронный ресурс]. — http://ivak.spb.ru/kosmonavtika/12-aprelya-vsemirnyj-den-aviacii-i-kosmonavtiki.html — статья в интернете (дата обращения: 22 марта 2022 года)
  2. 12 апреля 1961 — ВПЕРВЫЕ В КОСМОСЕ! [Электронный ресурс]. — https://www.roscosmos.ru/28333/12 апреля 1961 — статья в интернете (дата обращения: 20 февраля 2022 года)
  3. Гагарин, Юрий Алексеевич [Электронный ресурс]. — https://ru.wikipedia.org/wiki/Гагарин,_Юрий_Алексеевич — статья в интернете (дата обращения: 4 ноября 2020 года)
  4. Гордиенко Н. И. Космонавтика. Иллюстрированный путеводитель / Н. И. Гордиенко. — М.: Эксмо, 2017. — 96 с.
  5. Заявление Юрия Гагарина перед космическим полетом 12 апреля 1961 года [Электронный ресурс]. — https://www.roscosmos.ru/29978/ — статья в интернете (дата обращения: 2 марта 2022 года)
  6. Ковалёв, А. И. QR-коды, их свойства и применение / А. И. Ковалёв. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 56–59. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29398/ (дата обращения: 25.03.2022)
  7. Королёв, Сергей Павлович [Электронный ресурс]. — https://ru.wikipedia.org/wiki/Королёв,_Сергей_Павлович — статья в интернете (дата обращения: 15 апреля 2020 года)
  8. Личные архивы
  9. Первый в мире искусственный спутник Земли [Электронный ресурс]. — https://www.roscosmos.ru/33800/ — статья в интернете (дата обращения: 8 марта 2022 года)
  10. Перельман Я. И. Занимательный космос. Межпланетные путешествия / Я. И. Перельман. — М.: АСТ, 2008. — 360 с.
  11. Письма о добром и прекрасном. Отрывки из книги Д. С. Лихачёва [Электронный ресурс]. — https://www.culture.ru/materials/51666/pisma-o-dobrom-i-prekrasnom — статья в интернете (дата обращения: 12 марта 2022 года)
  12. Фотолетопись Юрия Гагарина [Электронный ресурс]. — https://www.roscosmos.ru/29992/ — статья в интернете (дата обращения: 17 марта 2022 года)
  13. Человек, идеи которого явно опережали время [Электронный ресурс]. — https://www.roscosmos.ru/33798/ — статья в интернете (дата обращения: 10 марта 2022 года)
  14. Юрий Левитан. Путь великого диктора. Два Юрия. [Электронный ресурс]. — https://www.levitan.su/life/328/ — статья в интернете (дата обращения: 12 марта 2022 года)


Ключевые слова

проект, космос, электронный ресурс, панно, Юрий Гагарин, Сергей Королёв, космическая инженерия, прикладная космонавтика

Похожие статьи

Наука и личности: информатика в лицах

Развитие любой науки связано с открытиями тех или иных, ранее неизвестных областей, законов, или явлений, все они тесно связаны с учеными, ставшими прародителями новых знаний. В статье раскрываются наиболее значимые факты биографий некоторых из них, ...

Сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. (из опыта работы)

В статье автор останавливается на некоторых результатах изучения истории своей семьи через рассказы и воспоминания, которые оживляют историю, приближают её к нам, позволяют прикоснуться к исторической эпохе, почувствовать её специфику и уникальность....

Об истории развития олимпиадного движения по математике

В данной статье рассматриваются следующие аспекты: становление олимпиадного движения в мире и, в частности, нашей стране, а также развитие внеурочной деятельности и образовательных учреждений. Авторы статьи обосновывают огромный вклад ученых в развит...

Бионика: подсказано природой. Живые прототипы — ключ к новой технике

Работа посвящена исследованию объектов бионики, которые человечество создало благодаря самой природе. В работе приведен ретроспективный анализ развития понятия и науки «Бионика», отмечены практические аспекты бионики. Показана тесная связь бионики с ...

Кризис либеральной демократии — вызов времени или выработка идеологического ресурса?

Данная статья поднимает острую проблему, стоящую на повестке дня как в России, так и во всем мире — упадок демократических институтов и коллапс в либеральной политико-философской мысли. Ниже будут рассматриваться важные исторические прецеденты, спосо...

История города Полярного в художественном кинематографе

В работе рассматривается проблема освещения исторических сюжетов, связанных с историей города Полярного, в отечественном кинематографе. Прослеживаются основные периоды в развитии отечественного кинематографа (советский и российский период его развити...

Конспект виртуальной экскурсии, посвященной историческим событиям Великой Отечественной войны «Мы память бережно храним…»

В статье авторы раскрывают содержание образовательной деятельности по познавательному развитию, посвященной историческим событиям Великой Отечественной Войны, которая будет полезна для воспитателей детских садов, поскольку позволяет увидеть те места,...

Как восстановить связь между поколениями. Кино и мы

В статье автор анализирует сложившуюся ситуацию разрыва социально-культурных и психологических связей между поколениями. Предлагает один из вариантов решения этой проблемы путем просмотра школьниками шедевров советского кинематографа и мультипликации...

Московский метрополитен как образовательная платформа: географические и биологические исследования окаменелостей

В статье рассматривается образовательный потенциал окаменелостей, обнаруженных в отделочных материалах станций Московского метрополитена. Исследование направлено на оценку возможностей использования этих палеонтологических объектов для экологического...

Дети-дальневосточники — участники Великой Отечественной войны (1941-1945 годов): проблема исторической памяти

В статье исследуется проблема исторической памяти. Раскрываются причины, почему современные подростки стали забывать о Великой Отечественной войне. Проводится анализ опроса среди подростков на знания о Великой Отечественной войне, а также обосновывае...

Похожие статьи

Наука и личности: информатика в лицах

Развитие любой науки связано с открытиями тех или иных, ранее неизвестных областей, законов, или явлений, все они тесно связаны с учеными, ставшими прародителями новых знаний. В статье раскрываются наиболее значимые факты биографий некоторых из них, ...

Сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. (из опыта работы)

В статье автор останавливается на некоторых результатах изучения истории своей семьи через рассказы и воспоминания, которые оживляют историю, приближают её к нам, позволяют прикоснуться к исторической эпохе, почувствовать её специфику и уникальность....

Об истории развития олимпиадного движения по математике

В данной статье рассматриваются следующие аспекты: становление олимпиадного движения в мире и, в частности, нашей стране, а также развитие внеурочной деятельности и образовательных учреждений. Авторы статьи обосновывают огромный вклад ученых в развит...

Бионика: подсказано природой. Живые прототипы — ключ к новой технике

Работа посвящена исследованию объектов бионики, которые человечество создало благодаря самой природе. В работе приведен ретроспективный анализ развития понятия и науки «Бионика», отмечены практические аспекты бионики. Показана тесная связь бионики с ...

Кризис либеральной демократии — вызов времени или выработка идеологического ресурса?

Данная статья поднимает острую проблему, стоящую на повестке дня как в России, так и во всем мире — упадок демократических институтов и коллапс в либеральной политико-философской мысли. Ниже будут рассматриваться важные исторические прецеденты, спосо...

История города Полярного в художественном кинематографе

В работе рассматривается проблема освещения исторических сюжетов, связанных с историей города Полярного, в отечественном кинематографе. Прослеживаются основные периоды в развитии отечественного кинематографа (советский и российский период его развити...

Конспект виртуальной экскурсии, посвященной историческим событиям Великой Отечественной войны «Мы память бережно храним…»

В статье авторы раскрывают содержание образовательной деятельности по познавательному развитию, посвященной историческим событиям Великой Отечественной Войны, которая будет полезна для воспитателей детских садов, поскольку позволяет увидеть те места,...

Как восстановить связь между поколениями. Кино и мы

В статье автор анализирует сложившуюся ситуацию разрыва социально-культурных и психологических связей между поколениями. Предлагает один из вариантов решения этой проблемы путем просмотра школьниками шедевров советского кинематографа и мультипликации...

Московский метрополитен как образовательная платформа: географические и биологические исследования окаменелостей

В статье рассматривается образовательный потенциал окаменелостей, обнаруженных в отделочных материалах станций Московского метрополитена. Исследование направлено на оценку возможностей использования этих палеонтологических объектов для экологического...

Дети-дальневосточники — участники Великой Отечественной войны (1941-1945 годов): проблема исторической памяти

В статье исследуется проблема исторической памяти. Раскрываются причины, почему современные подростки стали забывать о Великой Отечественной войне. Проводится анализ опроса среди подростков на знания о Великой Отечественной войне, а также обосновывае...

Задать вопрос