Первая партия сжиженного природного газа (СПГ) из континентальной части США на этой неделе прибыла в Китай после того, как реконструкция Панамского канала облегчила доступ для поставщиков американского топлива на рынки Азии, пишет Wall Street Journal.
Эксперт о поставках СПГ из США в Европу: подсчитают и прослезятся.
Груз был зафрахтован Royal Dutch Shell. В понедельник его доставляли с экспортного терминала Sabine Pass в Мексиканском заливе в порт Яньтянь на юге Китая, там его в рамках долгосрочного контракта выкупила компания China National Offshore Oil Corp.
СПГ из США ранее не мог конкурировать на азиатских рынках, так как обычно его перевозят на больших танкерах, которые до реконструкции Панамского канала не могли пройти через него.
Расширение (канала) имеет важнейшее значение для торговли СПГ, сокращает время на доставку и ее стоимость для газа с побережья Мексиканского залива на ключевые азиатские рынки и обеспечивает дополнительный доступ к ранее районированным рынкам СПГ [1]. Новый путь может сократить срок поставки СПГ из США до Северной Азии примерно на треть, до 20 дней, а транспортные расходы — на 30 центов-доллар на миллион британских термальных единиц.
Эта партия может стать началом множества других поставок из США в Азию, особенно теперь, когда все больше китайских независимых небольших газовых компаний покупают газ за рубежом на спотовой основе.
Однако на фоне роста предложения СПГ (только в этом году будет введено новых заводов общей мощностью 40 миллионов тонн) цены на него находятся под давлением. Спрос в Японии и Южной Корее, которые являются крупнейшими мировыми импортерами СПГ, снижается. Кроме того, многие покупатели уже заключили многолетние контракты с производителями газа.
Это делает Китай основным источником роста спроса в регионе.
За первое полугодие импорт СПГ Китая вырос на 21 % (до 11, 5 миллиона тонн), основными поставщиками газа в страну являются Австралия и Катар. При этом власти страны намерены к 2020 году увеличить долю газа в энергобалансе до 10 % с нынешних 5 %.
США впервые начали экспортировать свой газ в феврале, тогда компания Cheniere Energy начала осуществлять поставки в Бразилию. В апреле первый танкер с американским СПГ прибыл в Европу.
В июне Панамский канал был вновь открыт для навигации после почти девяти лет работ, теперь через него могут проходить более крупные суда. По завершении работ пропускная способность водного пути из Тихого в Атлантический океан выросла в два раза — с 300 до 600 миллионов тонн в год [2].
Китай наращивает добычу газа — за 10-летие с 2005 по 2015 г страна увеличила добычу в 2,7 раза — с 50 млрд м3 до 135 млрд м3.
Об этом говорится в докладе Развитие газовой отрасли Китая — 2016, представленном 10 декабря 2016 г.
Доклад, подготовленный Государственным управлением по делам энергетики, Центром по изучению проблем развития при Госсовете Китая и Министерством земельных и природных ресурсов, отражает активное развитие потенциала газовой отрасли Китая.
Ресурсы для этого развития у Китая имеются — геологические ресурсы традиционного природного газа в Китае оцениваются в 90 трлн м3, в т. ч. извлекаемые запасы — 50 трлн м3.
Но Китай останавливаться на этом не намерен и в 2016–2020 г планирует начать масштабное исследование недр и ископаемых ресурсов страны на глубине от 2 до 10 км.
Напомним, что в 1м полугодии 2016 г Китай увеличил добычу газа на 2,9 % по сравнению с 1м полугодием 2015 г, до 67,5 млрд м3.
При этом Китай все активнее ведет добычу сланцевого газа — в январе-июле 2016 г в стране было добыто 5,01 млрд м3 сланцевого газа по сравнению с 600 млн м3 за 7 месяцев 2015 г.
К 2020 г Китай рассчитывает выйти на показатель добычи в 30 млрд м3 сланцевого газа [3].
При этом Китаю удалось сформировать систему газоснабжения с диверсификацией источников и направлений поставок газа — с запада на восток, с севера на юг страны, с морских месторождений и др.
Стабильность поставок и созданная инфраструктура способствуют развитию рынка потребления газа, который охватывает все провинции Китая.
Сейчас на долю газа приходится около 7 % производства энергии в Китае, к 2020 г эта цифра может уже превысить 10 %. Этому будет способствовать продолжающаяся программа газификации, также ратификация Китаем Парижского соглашения по борьбе с глобальными изменениями климата.
Объем потребления газа в Китае к 2020 г вырастет до 340 млрд м3, при этом собственная добыча газа составит 220 млрд м3, а оставшиеся 120 млрд м3 обеспечит импортный газ.
К 2030 г Китай может увеличить импорт газа еще более чем в 2 рада — до 270 млрд м3. Длительное время добыча газа в Китае полностью обеспечивала небольшие внутренние потребности (до 25–60 млрд м3) (рис. 1). С 2000 г. Китай более чем в пять раз увеличил добычу газа, но потребление росло еще быстрее и в 2007 г. оно обогнало добычу [4].
При этом разрыв увеличивается нарастающим темпом и в Китае возникла потребность компенсировать нехватку газа, влияющую на его стоимость. По данным «BP Energy Outlook 2016» (далее — BP), в 2010 г. разрыв достиг 11,5, а в 2015 г. — 59,3 млрд м3 (потребление — 197,3, а добыча — 137,96 млрд м3). Правительство Китая решило задействовать все возможные внутренние и внешние источники природного газа, чтобы избежать дефицита, а также обеспечить собственную энергетическую безопасность и максимальную ценовую конкуренцию экспортеров газа. Такими источниками в планах правительства КНР являются: импорт по трубопроводам из Центральной Азии, России и Мьянмы, импорт сжиженного природного газа (СПГ) через морские терминалы (рис. 2), собственная добыча природного газа из традиционных коллекторов, добыча метана из угольных пластов (МУП) и производство синтетического газа из угля, а также добыча сланцевого газа (СГ). Основные государственные стратегические планы по изменению внутреннего газового баланса Китая должны быть полностью реализованы к 2030–2035 гг.
К 2019–2020 гг. приурочено начало поставок газа ПАО «Газпром» по трубопроводу из России «Сила Сибири» в объеме до 38 млрд м3 (нарастающими в первые годы объемами от 10 до 38 млрд м3) в течение 30 лет, всего более 1 трлн м3 по контракту с Китайской национальной нефтяной корпорацией CNPC (China National Petroleum Corp.), подписанному в мае 2014 г. на сумму 400 млрд долл. Стоимость строительства российского участка трубопровода «Сила Сибири» протяженностью около 4 тыс. км, финансируемого российской стороной, по разным данным составляет 55–70 млрд долл. Проект расположения трубопровода предусматривает прохождение через города Благовещенск и Хабаровск, что обеспечивает выход газа во Владивосток, где планируется строительство завода СПГ (рис. 2 — желтый треугольник) и газификация ряда отечественных населенных пунктов. Строительство газопровода началось в сентябре 2014 г., проложено более 200 км. Кроме того, прорабатывается дополнительный проект «Сила Сибири-2» («Алтай») с возможными поставками до 30 млрд м3 газа из Западной Сибири (с потенциалом увеличения до 100 млрд м3).
В предыдущие годы разница между потреблением и добычей газа в КНР покрывалась импортным газом, доставляемым по трубопроводам и через терминалы СПГ [5].
Правительство Китая решило задействовать все возможные внутренние и внешние источники природного газа, чтобы избежать дефицита, а также обеспечить собственную энергетическую безопасность и максимальную ценовую конкуренцию экспортеров газа.
Начиная с 14 декабря 2009 г. Китай импортирует газ по трубопроводам из Туркменистана по Трансазиатскому газопроводу «Туркменистан–Узбекистан–Казахстан–Китай» протяженностью около 7 тыс. км и пропускной способностью — 40 млрд м3 в год, а с 2013 г. — из Мьянмы (12 млрд м3 в год). Поставки туркменского газа в 2014 и 2015 гг. составили около 26 и 28 млрд м3. В настоящее время в плановых поставках учтена доля Казахстана — 10 млрд м3 в год, однако после завершения строительства новой линии газопровода Туркменистан будет поставлять в 2020 г. 65 млрд м3 в год, что близко к уровню экспорта в Россию в недавнем прошлом. Поставки из Казахстана могут быть расширены до 15 млрд м3 в год. В июне 2010 г. было подписано межправительственное соглашение о ежегодных поставках в Китай 10 млрд м3 газа из Узбекистана, имеющего значительные запасы.
Помимо этого, в Китай начнет экспортировать газ работающее в Узбекистане ПАО «ЛУКОЙЛ», подписавшее в 2010 г. контракт с CNPC. ПАО «ЛУКОЙЛ» реализует в Узбекистане два газовых проекта с плановым уровнем добычи газа 12 млрд м3 к 2018 г. и с перспективой увеличения до 19 млрд м3 в год [5].
Литература:
- Мировой рынок газа: иллюзия или реальность? Аналитический доклад: октябрь 2016 / Фонд национальной энергетической безопасности. — М.: Фонд национальной энергетической безопасности, 2016. — 31 с.
- Жувакин Д. Ю. Обзор рынка сжиженного природного газа Азиатско-Тихоокеанского региона // Нефть, газ и бизнес. − 2016. − № 8. − С. 19.
- Мировой рынок газа: иллюзия или реальность? Аналитический доклад: октябрь 2016 / Фонд национальной энергетической безопасности. — М.: Фонд национальной энергетической безопасности, 2016. — 31 с.
- Базаров Г. Р. Изучение аппаратов и технологий хранения сжиженных природных газов / Г. Р. Базаров, С. С. Мирзаев, И. Гимранов // Наука, техника и образование. — 2016. — № 2. — С. 29.
- Митрова Т. Сбудутся ли газовые надежды. / Т. Митрова, Дж. Стерн, М. Белова // Журнал ТЭК стратегии развития. -2016. № 6. — С. — 74.
- «Газпром» подписал 30-летний контракт на поставку газа в Китай [Электронный ресурс] // Интерфакс. 21.05.2014. — Режим доступа: http://www.interfax.ru/business/377240.