Статья написана на основе воспоминаний ветерана ВОВ и тыла Гавриила Дмитриевича Тихонова (1908–1993 гг.), уроженца Бестяхского наслега, Мархинского улуса, Вилюйского округа Якутской области (Чаппандинский наслег, Нюрбинского улуса РС (Я).
До войны Г. Д. Тихонов, закончил Кочайскую семилетнюю школу, поступил учиться в Вилюйское педучилище, но не закончил, так как его отправили по комсомольской путёвке на работу учителем-заведующим школой в Кобяйскую среднюю школу 1929 г., потом работал по комсомольской, профсоюзной и партийной линии вплоть до начала войны в разных районах республики.
С началом Великой Отечественной войны был мобилизован на военную службу. Вот так вспоминает Г. Д. Тихонов начало своей службы:
«Мы, 27 политработников запаса, Якутским райвоенкоматом были призваны в Красную армию и 23 июня 1941 года в числе первых отбыли из Якутска в Иркутск. После переподготовки нас направили на партийно-политическую работу вновь формируемые воинские части.
Попал я в стрелковую дивизию Забайкальского военного округа под Читой. Начал службу политруком в роте противотанковых ружей, вскоре стал ответственным секретарем Комсомольского бюро и заместителем ответственного секретаря партийного бюро стрелкового полка. Для начала ознакомился с работой по военной подготовке, провел беседу с каждым коммунистом, комсомольцем и солдатом, подробно изучил вопросы поставки в военной амуниции, одежды и общих положений дел».
В середине октября 1941 г. его дивизия была переброшена на защиту столицы нашей Родины — город Москва, куда прибыли в конце ноября. Боевое крещение получил на месте выгрузки, где впервые испытал на себе вражескую бомбежку, унесшую несколько жизней. Так Г. Д. Тихонов попал на фронт в тяжелейшее время, когда враг стоял на подступах к столице нашей родины.
Вот как вспоминает он эти дни: «Всеми силами мы бросились на защиту столицы. Представители различных наций и народностей нашей великой родины — русские, украинцы, башкиры, якуты и другие все были наполнены лишь одной великой мыслью — отбросить и разгромить гитлеровские войска.
Прибыв на место дислокации, у одной из железнодорожных станций возле Москвы, мы услышали о том, что 7 ноября был парад на Красной площади в честь Октябрьской революции. Это подняло наш боевой дух, придало сил и укрепило нашу веру.
Мне до войны посчастливилось побывать в Москве. В этот раз увидел Москву военную, опоясанной двумя оборонительными рубежами, превращенной в неприступную крепость. Видны были кое-где разрушения от фашистских бомб, но город жил, трудился.
В ночь на 30 ноября дивизия получила приказ перейти в наступление через Ясную Поляну. Услышав приказ, он сходил по всем ротам и за несколько минут провел партийное собрание: «Враги, напав на наши земли, мучают и убивают наш народ. Давайте Коммунисты, встанем на уничтожение фашистских захватчиков! Давайте, сыны Ленинского комсомола, очистим нашу родину от корыстных врагов! Покажем пример ценой собственных жертв уничтожить и разорвать врага во имя исполнения приказа! Смерть Фашистским захватчикам!» — с таким смыслом он выступал.
5 декабря 1941 г. дивизия вступила в бой с противником и участвовала в освобождении некоторых населенных пунктов в направлении Ясной Поляны, которая была очищена от немцев к середине декабря 1941 г. Освобождение Ясной Поляны было подвигом каждого советского солдата, и была первой радостью Победы над врагом. Затем участвовал в освобождении г. Крюково и другие населенные пункты. Враг вынужден был перейти на оборону.
В середине февраля 1942 года его дивизия была передана в состав 16 армии под командованием генерал-лейтенанта К. К. Рокоссовского. Участвовал в освобождении Калуги, деревень Кукишно и Сирочка.
С особой гордостью он вспоминал встречу с командующим К. К. Рокоссовским. «В начале марта в г. Сухиничи нашу дивизию посетил командующий армией К. К. Рокоссовский. Он провел собрание, в котором участвовали политические и комсомольские работники. Тогда я впервые увидел легендарного полководца, удивился простоте и добродушности, поразило его умение завлечь человека за собой и внимательностью к каждому солдату».
Далее Г. Д. Тихонов так вспоминает: «Командующий поздравил нас с исторической победой под Москвой. Он отметил, что контратака дается очень сложно, но тем не менее наши победы очень значимы. Силы противника превосходят нас как по количеству, так и по технике. Я дословно помню слова своего командира Рокоссовского, который сказал: «долгом и приказом любого партийного, комсомольского работника уверовать каждого солдата в безоговорочной победе под Москвой, они должны поверить, что армия сильна, верна и в последующем новые силы и новые дивизии будут брошены на окончательную победу над врагом. Но как никогда требуется строгая дисциплина, сильный дух, высокие требования, большая подготовленность в контрнаступлении. Еще выше поднимите ваше победоносное знамя, украшенное вашими победами».
После встречи с командующим наша дивизия освободила еще несколько деревень. 9 марта 1942 г., в одном из боев у деревни Ефремово во время вражеского авианалёта был тяжело ранен осколком мины в левую кисть, и мое участие в ВОВ закончилось. Это был тяжелый момент в моей жизни. Однако горжусь тем, что бок о бок вместе с сыновьями братских народов принимал посильное личное участие в защите столицы нашей Родины и в разгроме под Москвой немецко-фашистских захватчиков».
Родина высоко оценила участие Г. Д. Тихонова в битве за Москву и наградила орденом «Красной звезды» и несколькими медалями.
Вот так пишет он в своих воспоминаниях: «Это светлый, счастливый период в моей долгой жизни. Из 27 политработников Советской Армии, призванных со мной из Якутии, вернулось только пятеро».
После ранения Г. Д. Тихонов вернулся в Якутию, работал в аппарате СНК ЯАССР — заведующим сектором кадров. Затем председателем Республиканского потребительского союза «Холбос»,начальником Управление снабжения и сбыта при Совете министров ЯАССР. Многократно избирался депутатом Верховного Совета ЯАССР. Член Президиума Верховного Совета ЯАССР. Работал уполномоченным Якутского промпредприятия «Вторчермет».
Уже после войны в 1954 году в г. Москве на партийной конференции судьба подарила ему еще одну встречу с легендарным полководцем К. К. Рокоссовским. Г. Д. Тихонов так вспоминает эту встречу: «В то время я работал в обкоме КПСС и участвовал в этом собрании. И он пришел туда. С моей последней встречи он не изменился. Он был в мундире маршала. После того, как я искренне его поприветствовал и рассказал о том, что я служил в 16 армии, и что я из Якутии он горячо поздравил меня и пожелал результативной работы и долгих лет жизни. Отметил отважных якутских солдат, которые сражались в составе 16 армии в обороне Москвы.
И тут я вспомнил своих однокурсников из курсов Иркутских политработников — младшего политрука Прокопия Иннокентьевича Зорина, который пал в битве под Москвой, политрука Трофима Николаевича Слепцова, старшего политрука Петра Матвеевича Корнилова и многих других».
После ухода на пенсию работал заместителем Председателя Совета Якутского Республиканского клуба Революционной, Боевой и Трудовой славы. Он много встречался и выступал перед молодежью, учащимися. И говорил: «Наш долг фронтовиков — активно участвовать в военно-патриотическом воспитании молодежи — нашей смены. Мы убеждены, что наша молодежь унаследует от нас коммунистическую убежденность, безграничную любовь и преданность Советскому народу Великой Ленинской партии».
Литература:
- Воспоминания Тихонова Г. Д. 27 марта 1985 г. (личный архив).
- Петров И. Д. Кыайыысаллааттара/Рядовые победы. — Якутск, 1990. — 254 с.
- Петров Д. Д. Якутяне на фронтах Великой Отечественной Войны Советского Союза. — Якутск. 1965. — с. 59.
- Петров Д. Д. Якутия в годы Великой Отечественной войны. Ч. 1. Якутяне в боях с немецко-фашистскими захватчиками. — Якутск, 1979.