Эффективность индивидуализации обучения иностранному языку в экономическом вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №29 (133) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 20.12.2016

Статья просмотрена: 172 раза

Библиографическое описание:

Епишева, О. С. Эффективность индивидуализации обучения иностранному языку в экономическом вузе / О. С. Епишева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 29 (133). — С. 565-568. — URL: https://moluch.ru/archive/133/37135/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья рассматривает процесс индивидуализации обучения иностранному языку студентов экономических специальностей как актуальную тенденцию в условиях высшей школы. Данная работа обзорно представляет некоторые точки зрения по проблеме, описывает условия и возможные трудности реализации индивидуализированного обучения, а также определяет возможный уровень эффективности его применения в современном профессиональном образовании экономического профиля.

Ключевые слова:индивидуализация обучения, индивидуальный подход, профессиональная подготовка, обучение иностранным языкам, экономический вуз

The article dwells on the learner-centered education in teaching foreign language to economics students as a current trend in conditions of higher school. The paper generally reveals a number of views on the issue, describes the terms and possible difficulties of the learner-centered education implementation. The publication also specifies its reasonable level of usage in modern economic professional education.

Keywords: individualized learning, individual approach, professional education, teaching foreign languages, economic university

Большинство современных учреждений высшего профессионального образования вовлечено в международную деятельность, подразумевающую не только повышение уровня конкурентоспособности будущих специалистов, увеличение их академической мобильности, но и владение, по крайней мере, «одним иностранным языком на уровне, обеспечивающим эффективную профессиональную деятельность» [4]. В условиях интенсификации интегрирования российского бизнеса в мировое экономическое сообщество, становится очевидно, что одним из условий успешной работы и карьерного роста для студента экономического вуза является достаточный уровень знания иностранного языка.

Современные мировые образовательные требования принимают поисково-исследовательскую деятельность учащегося за основу формирования будущих профессиональных и общекультурных компетенций. Однако традиционный подход к преподаванию иностранного языка в условиях ограниченного количества образовательных кредитов, установленных новым ФГОС, в сочетании с таким методом обучения, не всегда позволяют достичь ожидаемого уровня развития языковых и межкультурных компетенций в неязыковом вузе.

Современные программы подготовки по иностранному языку в высшей школе рассчитаны на среднестатистического студента и никак не учитывают индивидуальное время, затрачиваемое конкретным учащимся на усвоение предложенного объёма информации, а также его личностные особенности, предпочтения и научные интересы. Поскольку иностранный язык одновременно является и целью, и средством достижения цели, то подобное противоречие снижает продуктивность работы с материалом. Индивидуализация обучения может в значительной мере способствовать повышению эффективности языковой подготовки [1].

Понятие «индивидуализация обучения» в педагогической науке разных стран определяется по-разному, в зависимости от целей и средств, применяемых в процессе обучения.

«Российская педагогическая энциклопедия», например, характеризует индивидуализацию учебного процесса через выбор способов, приемов и темпа обучения, а также через уровень развития и способностей учащихся. Причем речь идёт не об обязательном учёте особенностей каждого студента, а об учёте целых групп, схожих по некоторому набору качеств [2].

Известный эстонский исследователь Инге Унт в своих трудах приходит к пониманию индивидуализации как учету индивидуальных особенностей учащегося во всех его формах, и методах, также делая особый акцент на самостоятельную работу как главную форму индивидуализации обучения [3].

В западной методике преподавания термин «индивидуализация» обычно трактуется довольно широко и охватывает любые формы и методы учета индивидуальных особенностей учащихся [6]. Индивидуализированное обучение может иногда рассматриваться как стратегия обучения, имеющая ряд модификаций согласно количеству учащихся, темпу, методам и целям обучения и др [5].

Таким образом возникает необходимость определить понятие индивидуализации для данной работы. Мы будем трактовать индивидуализацию как педагогическую технологию, максимально учитывающую все особенности учащихся в процессе обучения.

Цели индивидуализации обучения и решаемые данной технологией задачи представляются очень важными в процессе обучения иностранному языку, однако реализация такого подхода в рамках учебных занятий требует определённых условий.

Говоря об успешности применения технологии индивидуализации в условиях современной высшей школы, исследователи подчёркивают важность соблюдения следующих условий:

− разделение студентов по уровню обученности;

− учёт личностных и профессиональных интересов учащихся;

− использование необходимых организационных приёмов;

− высокую мотивированность учащихся на всестороннее развитие;

− психолого-педагогическая и информационная культура преподавателя.

Создание подобных условий не только позволит студентам усвоить значительный объем информации по выбранному языковому курсу, но и обеспечить постоянный рост его учебных возможностей, а также значительно повысить мотивационную составляющую.

Несмотря на очевидную результативность индивидуализированного обучения при освоении программы по иностранному языку в экономическом вузе (студенты обретают самостоятельность в подборе иноязычных материалов для анализа, в том числе и для выполнения научных работ; современные актуальные исследования в области экономических наук, основной объем которых представлен на иностранном языке, становятся доступны учащимся сразу после публикации; работа с иноязычными электронными ресурсами и базами данных больше не требует языковой помощи наставников) возникает множество сложностей повсеместного внедрения данной технологии в повседневный процесс преподавания иностранного языка.

На основании теоретического анализа и практического опыта мы можем выделить следующие проблемы, ведущие к затруднениям при внедрении индивидуализированного обучения иностранному языку в экономическом вузе:

− очень высокая наполняемость языковых групп (15–20 человек) — в условиях сильного ограничения занятия по времени разработка и реализация индивидуальной стратегии изучения предмета представляется практически невозможной;

− недостаточная мобильность учебных планов и учебных пособий для специалистов в области экономики — ограниченное число кредитов вынуждает студентов выбирать между изучением профильных предметов и программами по иностранному языку;

− жестко регламентированные формы организации учебного процесса (семинарские занятия согласно расписанию и несколько консультационных занятий в рамках одного семестра) — такая схема изучения предмета не позволяет студенту получать научно-практическую поддержку по мере необходимости, что снижает эффективность работы и её темпы;

− использование объяснительно-иллюстративных методов обучения большинством преподавателей — в таком случае работа учащихся основывается на подражании и воспроизведении готовых моделей, что никоим образом не стимулирует развитие самостоятельной речевой деятельности на иностранном языке;

− недостаточная подготовленность студентов к ведению самостоятельной работы — большинство студентов испытывают значительные затруднения в процессе поиска и анализа необходимой информации, а также непосредственно организации процесса самообучения, ввиду отсутствия подобных навыков, заложенных в процессе обучения в средней школе.

Несмотря на перечисленные сложности, современные реалии таковы, что проблема индивидуализации обучения иностранному языку представляется крайне актуальной и требует принятия необходимых для её решения административных и организационных мер, а также поиска подходящих дидактических решений.

Общемировая практика высшей школы показывает, что обозначенные проблемы.

− снижение количества студентов в языковой группе до 8–10 человек;

− ведение целенаправленной подготовки учащихся к самостоятельной работе (разработка и предоставление индивидуальных планов обучения, систематизация контрольных мероприятий);

− использование коммуникативных и интерактивных методов обучения, повышение гибкости учебных программ (за счет создания небольших модулей, легко встраиваемых в процесс обучения на любом необходимом этапе, а также за счет разгрузки учебных планов от дублирующих друг друга дисциплин);

− пересмотр форм организации учебного процесса в пользу более мобильных (консультации, практические занятия, использование дистанционных образовательных платформ и порталов);

− подготовка профессорско-преподавательского состава, отвечающего современным требованиям мировой образовательной системы.

Исходя из опыта работы автора, можно судить о том, что для самих студентов экономических специальностей индивидуализация при изучении иностранного языка представляется двояко. С одной стороны, технология имеет сильную мотивационную составляющую, основанную на признании индивидуальных особенностей учащегося, его потребностей и уровня обученности. Безусловно, осознание собственных возможностей в практической реализации навыков коммуникации на иностранном языке стимулирует учащихся к выполнению проектов по тематике, представляющей для них интерес, в том числе научный, с использованием знаний, полученных в процессе освоения курса.

Согласно наблюдениям автора, в весеннем семестре около 28 % учащихся первого курса бакалавриата стремятся выполнять научные работы, участвовать в студенческих конференциях с докладами на иностранном языке, по сравнению с 5–6 % в начале учебного года.

С другой стороны, индивидуализация обучения иностранному языку подразумевает гораздо больше, чем просто удовлетворение потребностей. Данная технология подводит учащихся к необходимости формирования большей автономности от аудиторных занятий, включая значительный объем самообразования, самодисциплины и самооценки. Однако многие студенты признаются, что нуждаются в помощи с организацией самостоятельной работы, ввиду отсутствия у большинства из них самодисциплины и навыков самостоятельного анализа информации. Несмотря на значительно возросшую роль новых информационных и коммуникационных технологий (электронные учебные пособия, образовательные платформы, приложения для компьютеров и смартфонов, виртуальные образовательные среды), которые способны обеспечивать быстрое взаимодействие субъектов обучения, освоение иностранного языка в условиях аудиторных занятий представляется студентам комфортной формой обучения за счет наличия наставника и четкого плана действий.

Чтобы помочь студентам в решении данной проблемы, преподавателю следует подбирать учебный материал в рамках программы так, чтобы дать возможность учащимся решать конкретные коммуникативные задачи, требующие от них не только языковых, но и профессиональных знаний и навыков. Задания должны по большей части основываться на аутентичных современных материалах по актуальным проблемам и представлять собой задания, требующие самостоятельной подготовительной работы. Постановка конкретных целей и четкие временные ограничения позволяют студентам рационально выстроить самоподготовку в рамках сформулированной задачи.

Таким образом, в высшей школе одним из приоритетных направлений индивидуализации обучения иностранному языку является сохранение и дальнейшее развитие интеллектуального и личностного потенциала отдельного студента. Это означает, что студенты не должны потерять свою индивидуальность. Основной упор делается на сохранение уникальности учащегося, которая проявляется в учебной деятельности, социализации и саморазвитии студента. Тем не менее, наставник должен четко отслеживать завершение учебного плана, обеспечивая каждого студента средствами индивидуальной подготовки. Именно такой подход дает возможность студенту реализовать все свои потенциальные возможности в рамках освоения программы по иностранному языку.

Поскольку основным критерием оценивания эффективности преподавания иностранного языка в нелингвистическом вузе может считаться умение и желание студентов участвовать в процессе профессионального общения на международном уровне, можно говорить о том, что внедрение современных образовательных технологий, включая и технологию индивидуализации обучения, ведет к постепенному расширению международного сотрудничества.

Согласно данным официального сайта Финансового университета при Правительстве РФ, в настоящее время студенты имеют возможность участвовать в молодежных международных проектах, выступать с докладами на различных международных конференциях, симпозиумах и семинарах. Также учащиеся активно используют возможности, предоставленные Финуниверситету иностранными партнёрами (на сегодняшний день актуальны 5 программ «двойного диплома» в бакалавриате и 8 по магистерским программам, 42 программы включенного обучения, 2 международные программы МВА).

Таким образом, потребность студентов в изучении иностранного языка для академических, научных и профессиональных целей у учащихся экономического профиля резко возрастает, что дает нам возможность говорить об актуальности внедрения технологии индивидуализированного обучения в стандартизированный учебный процесс для максимизации его эффективности.

Литература:

  1. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). — М.: Совершенство, 1998. — 608 с.
  2. Российская педагогическая энциклопедия. Т1. // гл. ред. В. В. Давыдов —Большая Российская энциклопедия, 1993-1999.
  3. Унт Инге. Индивидуализация и дифференциация обучения. — М.: Педагогика, 1990. — 192 с.
  4. Приказ Минобрнауки РФ № 747 // konsultant.ru. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m747-n.pdf (дата обращения: 16.12.2016).
  5. Gronlund N. E. Preparing Criterion-Referenced Tests for Classroom Instruction, New York: Macmillan, 1974.
  6. Thomas R. Murray and Thomas Shirley M. Individual Differences in the Classroom. New York: David McKlay Co., 1965.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, процесс обучения, студент, высшая школа, индивидуализированное обучение, самостоятельная работа, индивидуализация обучения, учащийся, учебный процесс, экономический вуз.


Похожие статьи

Кейс-метод в обучении иностранному языку для профессиональной коммуникации

Актуальность статьи обусловлена необходимостью повышения качества профессиональной подготовки специалистов в условиях практико-ориентированной парадигмы образования. В статье рассмотрены особенности и возможности использования метода ситуационного ан...

Лингвокультурный компонент содержания иноязычной подготовки студентов технического вуза

В настоящей статье предпринята попытка актуализировать проблему аккультурации будущих специалистов технического профиля, изучающих английский язык в общих целях на углубленной основе. Включение лингвокультурного компонента в содержание подготовки по ...

Повышение мотивации студентов к изучению английского языка в неязыковом вузе (на примере юридического направления)

Данная статья посвящена рассмотрению способов повышения мотивации к изучению английского языка студентов неязыковых вузов юридического направления. В статье подробно рассматриваются факторы мотивации и даются рекомендации практического характера по п...

Использование современных учебных интернет-ресурсов в обучении иностранному языку в рамках начального и основного образования

В данной работе описаны теоретические основы использования Интернет-ресурсов, которые могут быть использованы при обучении иностранному языку на современном этапе образования. В научной статье рассматриваются современные информационные технологии, а ...

Теоретические основы формирования профессиональных компетенций у будущих юристов в процессе изучения курса «Гражданское право» в условиях среднего профессионального образования

Данная научная статья посвящена изучению теоретических основ формирования профессиональных компетенций у будущих юристов в процессе изучения курса «Гражданское право» в условиях среднего профессионального образования. Профессиональные компетенции игр...

Когнитивно-поведенческий метод как эффективный метод консультирования в консультировании студентов в технических университетах

Статья посвящена актуальной проблеме разработки основ психологического консультирования студентов у высших учебных заведениях. Актуальность статьи обусловлена тем, что на сегодня психологическое консультирование в учебных заведениях развито в школах,...

Innovative methods in teaching english for special purposes in a technical university

В современном техническом ВУЗе изучение английского языка занимает важное место и является важным компонентом в профессиональной подготовке специалистов для разных отраслей экономики. Внедрение инновационных методов преподавания английского языка ста...

Профессиональный английский язык в российской системе высшего образования: взгляд изнутри

Развитие и совершенствование иноязычных навыков способствует подготовке высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов. В данной статье рассматриваются некоторые аспекты языковой профессионально ориентированной подготовки бакалавров на со...

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Инновационные технологии обучения иностранному языку магистрантов технических специальностей

Одной из приоритетных задач высшей школы, с позиций реализации конечной цели в подготовке специалиста, является формировании его межкультурной коммуникативной компетенции, которая обычно трактуется как синтез знаний и опыта в какой-либо области. Реше...

Формирование универсальных учебных действий с помощью игровых технологий в условиях начальной школы

В работе изучаются вопросы формирования универсальных учебных действий посредством использования игровых технологий в условиях начальной школы. Младший школьных возраст, является наиболее эффективным для полноценного формирования всей совокупности УУ...

Похожие статьи

Кейс-метод в обучении иностранному языку для профессиональной коммуникации

Актуальность статьи обусловлена необходимостью повышения качества профессиональной подготовки специалистов в условиях практико-ориентированной парадигмы образования. В статье рассмотрены особенности и возможности использования метода ситуационного ан...

Лингвокультурный компонент содержания иноязычной подготовки студентов технического вуза

В настоящей статье предпринята попытка актуализировать проблему аккультурации будущих специалистов технического профиля, изучающих английский язык в общих целях на углубленной основе. Включение лингвокультурного компонента в содержание подготовки по ...

Повышение мотивации студентов к изучению английского языка в неязыковом вузе (на примере юридического направления)

Данная статья посвящена рассмотрению способов повышения мотивации к изучению английского языка студентов неязыковых вузов юридического направления. В статье подробно рассматриваются факторы мотивации и даются рекомендации практического характера по п...

Использование современных учебных интернет-ресурсов в обучении иностранному языку в рамках начального и основного образования

В данной работе описаны теоретические основы использования Интернет-ресурсов, которые могут быть использованы при обучении иностранному языку на современном этапе образования. В научной статье рассматриваются современные информационные технологии, а ...

Теоретические основы формирования профессиональных компетенций у будущих юристов в процессе изучения курса «Гражданское право» в условиях среднего профессионального образования

Данная научная статья посвящена изучению теоретических основ формирования профессиональных компетенций у будущих юристов в процессе изучения курса «Гражданское право» в условиях среднего профессионального образования. Профессиональные компетенции игр...

Когнитивно-поведенческий метод как эффективный метод консультирования в консультировании студентов в технических университетах

Статья посвящена актуальной проблеме разработки основ психологического консультирования студентов у высших учебных заведениях. Актуальность статьи обусловлена тем, что на сегодня психологическое консультирование в учебных заведениях развито в школах,...

Innovative methods in teaching english for special purposes in a technical university

В современном техническом ВУЗе изучение английского языка занимает важное место и является важным компонентом в профессиональной подготовке специалистов для разных отраслей экономики. Внедрение инновационных методов преподавания английского языка ста...

Профессиональный английский язык в российской системе высшего образования: взгляд изнутри

Развитие и совершенствование иноязычных навыков способствует подготовке высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов. В данной статье рассматриваются некоторые аспекты языковой профессионально ориентированной подготовки бакалавров на со...

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Инновационные технологии обучения иностранному языку магистрантов технических специальностей

Одной из приоритетных задач высшей школы, с позиций реализации конечной цели в подготовке специалиста, является формировании его межкультурной коммуникативной компетенции, которая обычно трактуется как синтез знаний и опыта в какой-либо области. Реше...

Формирование универсальных учебных действий с помощью игровых технологий в условиях начальной школы

В работе изучаются вопросы формирования универсальных учебных действий посредством использования игровых технологий в условиях начальной школы. Младший школьных возраст, является наиболее эффективным для полноценного формирования всей совокупности УУ...

Задать вопрос