Статья рассматривает процесс индивидуализации обучения иностранному языку студентов экономических специальностей как актуальную тенденцию в условиях высшей школы. Данная работа обзорно представляет некоторые точки зрения по проблеме, описывает условия и возможные трудности реализации индивидуализированного обучения, а также определяет возможный уровень эффективности его применения в современном профессиональном образовании экономического профиля.
Ключевые слова:индивидуализация обучения, индивидуальный подход, профессиональная подготовка, обучение иностранным языкам, экономический вуз
The article dwells on the learner-centered education in teaching foreign language to economics students as a current trend in conditions of higher school. The paper generally reveals a number of views on the issue, describes the terms and possible difficulties of the learner-centered education implementation. The publication also specifies its reasonable level of usage in modern economic professional education.
Keywords: individualized learning, individual approach, professional education, teaching foreign languages, economic university
Большинство современных учреждений высшего профессионального образования вовлечено в международную деятельность, подразумевающую не только повышение уровня конкурентоспособности будущих специалистов, увеличение их академической мобильности, но и владение, по крайней мере, «одним иностранным языком на уровне, обеспечивающим эффективную профессиональную деятельность» [4]. В условиях интенсификации интегрирования российского бизнеса в мировое экономическое сообщество, становится очевидно, что одним из условий успешной работы и карьерного роста для студента экономического вуза является достаточный уровень знания иностранного языка.
Современные мировые образовательные требования принимают поисково-исследовательскую деятельность учащегося за основу формирования будущих профессиональных и общекультурных компетенций. Однако традиционный подход к преподаванию иностранного языка в условиях ограниченного количества образовательных кредитов, установленных новым ФГОС, в сочетании с таким методом обучения, не всегда позволяют достичь ожидаемого уровня развития языковых и межкультурных компетенций в неязыковом вузе.
Современные программы подготовки по иностранному языку в высшей школе рассчитаны на среднестатистического студента и никак не учитывают индивидуальное время, затрачиваемое конкретным учащимся на усвоение предложенного объёма информации, а также его личностные особенности, предпочтения и научные интересы. Поскольку иностранный язык одновременно является и целью, и средством достижения цели, то подобное противоречие снижает продуктивность работы с материалом. Индивидуализация обучения может в значительной мере способствовать повышению эффективности языковой подготовки [1].
Понятие «индивидуализация обучения» в педагогической науке разных стран определяется по-разному, в зависимости от целей и средств, применяемых в процессе обучения.
«Российская педагогическая энциклопедия», например, характеризует индивидуализацию учебного процесса через выбор способов, приемов и темпа обучения, а также через уровень развития и способностей учащихся. Причем речь идёт не об обязательном учёте особенностей каждого студента, а об учёте целых групп, схожих по некоторому набору качеств [2].
Известный эстонский исследователь Инге Унт в своих трудах приходит к пониманию индивидуализации как учету индивидуальных особенностей учащегося во всех его формах, и методах, также делая особый акцент на самостоятельную работу как главную форму индивидуализации обучения [3].
В западной методике преподавания термин «индивидуализация» обычно трактуется довольно широко и охватывает любые формы и методы учета индивидуальных особенностей учащихся [6]. Индивидуализированное обучение может иногда рассматриваться как стратегия обучения, имеющая ряд модификаций согласно количеству учащихся, темпу, методам и целям обучения и др [5].
Таким образом возникает необходимость определить понятие индивидуализации для данной работы. Мы будем трактовать индивидуализацию как педагогическую технологию, максимально учитывающую все особенности учащихся в процессе обучения.
Цели индивидуализации обучения и решаемые данной технологией задачи представляются очень важными в процессе обучения иностранному языку, однако реализация такого подхода в рамках учебных занятий требует определённых условий.
Говоря об успешности применения технологии индивидуализации в условиях современной высшей школы, исследователи подчёркивают важность соблюдения следующих условий:
− разделение студентов по уровню обученности;
− учёт личностных и профессиональных интересов учащихся;
− использование необходимых организационных приёмов;
− высокую мотивированность учащихся на всестороннее развитие;
− психолого-педагогическая и информационная культура преподавателя.
Создание подобных условий не только позволит студентам усвоить значительный объем информации по выбранному языковому курсу, но и обеспечить постоянный рост его учебных возможностей, а также значительно повысить мотивационную составляющую.
Несмотря на очевидную результативность индивидуализированного обучения при освоении программы по иностранному языку в экономическом вузе (студенты обретают самостоятельность в подборе иноязычных материалов для анализа, в том числе и для выполнения научных работ; современные актуальные исследования в области экономических наук, основной объем которых представлен на иностранном языке, становятся доступны учащимся сразу после публикации; работа с иноязычными электронными ресурсами и базами данных больше не требует языковой помощи наставников) возникает множество сложностей повсеместного внедрения данной технологии в повседневный процесс преподавания иностранного языка.
На основании теоретического анализа и практического опыта мы можем выделить следующие проблемы, ведущие к затруднениям при внедрении индивидуализированного обучения иностранному языку в экономическом вузе:
− очень высокая наполняемость языковых групп (15–20 человек) — в условиях сильного ограничения занятия по времени разработка и реализация индивидуальной стратегии изучения предмета представляется практически невозможной;
− недостаточная мобильность учебных планов и учебных пособий для специалистов в области экономики — ограниченное число кредитов вынуждает студентов выбирать между изучением профильных предметов и программами по иностранному языку;
− жестко регламентированные формы организации учебного процесса (семинарские занятия согласно расписанию и несколько консультационных занятий в рамках одного семестра) — такая схема изучения предмета не позволяет студенту получать научно-практическую поддержку по мере необходимости, что снижает эффективность работы и её темпы;
− использование объяснительно-иллюстративных методов обучения большинством преподавателей — в таком случае работа учащихся основывается на подражании и воспроизведении готовых моделей, что никоим образом не стимулирует развитие самостоятельной речевой деятельности на иностранном языке;
− недостаточная подготовленность студентов к ведению самостоятельной работы — большинство студентов испытывают значительные затруднения в процессе поиска и анализа необходимой информации, а также непосредственно организации процесса самообучения, ввиду отсутствия подобных навыков, заложенных в процессе обучения в средней школе.
Несмотря на перечисленные сложности, современные реалии таковы, что проблема индивидуализации обучения иностранному языку представляется крайне актуальной и требует принятия необходимых для её решения административных и организационных мер, а также поиска подходящих дидактических решений.
Общемировая практика высшей школы показывает, что обозначенные проблемы.
− снижение количества студентов в языковой группе до 8–10 человек;
− ведение целенаправленной подготовки учащихся к самостоятельной работе (разработка и предоставление индивидуальных планов обучения, систематизация контрольных мероприятий);
− использование коммуникативных и интерактивных методов обучения, повышение гибкости учебных программ (за счет создания небольших модулей, легко встраиваемых в процесс обучения на любом необходимом этапе, а также за счет разгрузки учебных планов от дублирующих друг друга дисциплин);
− пересмотр форм организации учебного процесса в пользу более мобильных (консультации, практические занятия, использование дистанционных образовательных платформ и порталов);
− подготовка профессорско-преподавательского состава, отвечающего современным требованиям мировой образовательной системы.
Исходя из опыта работы автора, можно судить о том, что для самих студентов экономических специальностей индивидуализация при изучении иностранного языка представляется двояко. С одной стороны, технология имеет сильную мотивационную составляющую, основанную на признании индивидуальных особенностей учащегося, его потребностей и уровня обученности. Безусловно, осознание собственных возможностей в практической реализации навыков коммуникации на иностранном языке стимулирует учащихся к выполнению проектов по тематике, представляющей для них интерес, в том числе научный, с использованием знаний, полученных в процессе освоения курса.
Согласно наблюдениям автора, в весеннем семестре около 28 % учащихся первого курса бакалавриата стремятся выполнять научные работы, участвовать в студенческих конференциях с докладами на иностранном языке, по сравнению с 5–6 % в начале учебного года.
С другой стороны, индивидуализация обучения иностранному языку подразумевает гораздо больше, чем просто удовлетворение потребностей. Данная технология подводит учащихся к необходимости формирования большей автономности от аудиторных занятий, включая значительный объем самообразования, самодисциплины и самооценки. Однако многие студенты признаются, что нуждаются в помощи с организацией самостоятельной работы, ввиду отсутствия у большинства из них самодисциплины и навыков самостоятельного анализа информации. Несмотря на значительно возросшую роль новых информационных и коммуникационных технологий (электронные учебные пособия, образовательные платформы, приложения для компьютеров и смартфонов, виртуальные образовательные среды), которые способны обеспечивать быстрое взаимодействие субъектов обучения, освоение иностранного языка в условиях аудиторных занятий представляется студентам комфортной формой обучения за счет наличия наставника и четкого плана действий.
Чтобы помочь студентам в решении данной проблемы, преподавателю следует подбирать учебный материал в рамках программы так, чтобы дать возможность учащимся решать конкретные коммуникативные задачи, требующие от них не только языковых, но и профессиональных знаний и навыков. Задания должны по большей части основываться на аутентичных современных материалах по актуальным проблемам и представлять собой задания, требующие самостоятельной подготовительной работы. Постановка конкретных целей и четкие временные ограничения позволяют студентам рационально выстроить самоподготовку в рамках сформулированной задачи.
Таким образом, в высшей школе одним из приоритетных направлений индивидуализации обучения иностранному языку является сохранение и дальнейшее развитие интеллектуального и личностного потенциала отдельного студента. Это означает, что студенты не должны потерять свою индивидуальность. Основной упор делается на сохранение уникальности учащегося, которая проявляется в учебной деятельности, социализации и саморазвитии студента. Тем не менее, наставник должен четко отслеживать завершение учебного плана, обеспечивая каждого студента средствами индивидуальной подготовки. Именно такой подход дает возможность студенту реализовать все свои потенциальные возможности в рамках освоения программы по иностранному языку.
Поскольку основным критерием оценивания эффективности преподавания иностранного языка в нелингвистическом вузе может считаться умение и желание студентов участвовать в процессе профессионального общения на международном уровне, можно говорить о том, что внедрение современных образовательных технологий, включая и технологию индивидуализации обучения, ведет к постепенному расширению международного сотрудничества.
Согласно данным официального сайта Финансового университета при Правительстве РФ, в настоящее время студенты имеют возможность участвовать в молодежных международных проектах, выступать с докладами на различных международных конференциях, симпозиумах и семинарах. Также учащиеся активно используют возможности, предоставленные Финуниверситету иностранными партнёрами (на сегодняшний день актуальны 5 программ «двойного диплома» в бакалавриате и 8 по магистерским программам, 42 программы включенного обучения, 2 международные программы МВА).
Таким образом, потребность студентов в изучении иностранного языка для академических, научных и профессиональных целей у учащихся экономического профиля резко возрастает, что дает нам возможность говорить об актуальности внедрения технологии индивидуализированного обучения в стандартизированный учебный процесс для максимизации его эффективности.
Литература:
- Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). — М.: Совершенство, 1998. — 608 с.
- Российская педагогическая энциклопедия. Т1. // гл. ред. В. В. Давыдов —Большая Российская энциклопедия, 1993-1999.
- Унт Инге. Индивидуализация и дифференциация обучения. — М.: Педагогика, 1990. — 192 с.
- Приказ Минобрнауки РФ № 747 // konsultant.ru. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m747-n.pdf (дата обращения: 16.12.2016).
- Gronlund N. E. Preparing Criterion-Referenced Tests for Classroom Instruction, New York: Macmillan, 1974.
- Thomas R. Murray and Thomas Shirley M. Individual Differences in the Classroom. New York: David McKlay Co., 1965.