Статья посвящена вопросу технического регулирования как способу решения проблем в процессе производственных отношений на локальном уровне. Обозначена необходимость регламентации производственных процессов для соблюдения баланса между требованиями со стороны государства и достижением положительного экономического эффекта. Представлены характеристики отношений, для которых предусмотрено регулирование локальными нормативно-правовыми актами. Названы причины, которые создают трудности в решении проблем локального технического регулирования.
Ключевые слова: техническое регулирование, локальный уровень, локальные нормы
Результатом развития отношений в сфере производства в последнее десятилетие становится необходимость решения государством вопросов эффективности производства, обеспечения безопасности производимой и реализуемой в России продукции, повышения ее конкурентоспособности. Особенно актуальными указанные проблемы становятся в условиях применения международных санкций и последовавшей за ними политики импортозамещения. Важное место в системе предпринимаемых мер для решения обозначенных проблем занимает техническое регулирование.
Необходимость поиска баланса между соблюдением обязательных требований, устанавливаемых государством, и достижением максимального экономического эффекта от производства диктуется законами рынка. Эти обстоятельства вызывают потребность освоения новых технологий, уменьшения затрат на производство продукции, повышение ее конкурентоспособности. В итоге хозяйствующие субъекты разрабатывают собственные документы, регламентирующие их производственную деятельность, а также содержащие социальные (в том числе правовые, технико-правовые) нормы и индивидуальные предписания.
Учитывая это, невозможно приуменьшать значение регламентации производственных процессов на уровне организаций (локальном уровне) посредством актов, исходящих от этих организаций и их объединений. Важно выявить, какие отношения могут и должны быть урегулированы локальными техническими нормативными актами, ограничен ли их круг предметом правового регулирования или они упорядочивают не только правовые отношения.
Проведенный анализ действующего законодательства в сфере предпринимательской деятельности позволяет выделить следующие отношения, для которых предусмотрено регулирование локальными нормативно-правовыми актами:
‒ трудовые отношения в организациях (правила внутреннего трудового распорядка, положение о премировании и т. д.);
‒ корпоративные отношения (устав, положение о совете директоров и т. д.);
‒ отношения, формирующиеся при оказании банковских услуг, услуг в сфере обращения ценных бумаг (например, внутрибанковские нормативные документы, предусмотренные положением ЦБР от 24 декабря 2004 г. № 266-II «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт»; кодекс корпоративного поведения, предусмотренный распоряжением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 4 апреля 2002 г. № 421/р «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения и др.».);
‒ отношения, складывающиеся при выполнении организацией возложенных на нее публичных функций (например, Правила внутреннего контроля, предусмотренные Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» и др.);
‒ технологические отношения на производстве (требования к разработке производственно- технологической документации содержатся, например, в постановлении Госгортехнадзора Российской Федерации от 11 июня 2003 г. № 90 «Об утверждении правил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды» и др.);
‒ отношения в области обеспечения безопасности работ (мероприятия по промышленной безопасности, разработка которых предусмотрена Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 18 января 2012 г № 44 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Положение о применении нарядов-допусков при выполнении работ повышенной опасности на опасных производственных объектах горно-металлургической промышленности» и др.) [1, с. 48–50].
Следовательно, отношения, связанные с внутренней деятельностью организации (между организацией и работниками, акционерами, между структурными подразделениями), а также отношения организации с третьими лицами (государственными органами, клиентами) могут входить в предмет локального регулирования.
Локальные нормы единообразно определяют взаимные права и обязанности субъектов, чьи интересы в ряде случаев могут существенно различаться. Это существенно отличает их от иных социальных регуляторов, таких как мораль, обычаи и т. д.). Так, при прочих равных условиях работник заинтересован в том, чтобы при наименьших трудозатратах получать максимальную заработную плату, в то же время работодатель заинтересован в максимальной эксплуатации труда работника при минимально возможной заработной плате. Конкретизация взаимоотношений в локальном нормативном акте (в приведенном примере посредством принятия положения о премировании), реализация которого возможна в принудительном порядке, предупреждает социальный конфликт на предприятии. При отсутствии компромисса одновременная реализация противоположных интересов в организации не допустима и может дезорганизовать ее деятельность.
Опираясь на тот факт, что отношения, урегулированные локальными нормами, изначально опираются на законодательство (трудовое, корпоративное, банковское, в сфере технического регулирования и т. д.), «принудительная сила организации» в части обеспечения реализации локальных норм ограничена императивными законодательными требованиями. Также важно учитывать, что «принудительная сила организации» не может эффективно обеспечивать интересы, например, работника или взаимодействующего с организацией лица при нарушении его прав, предусмотренных локальным нормативным актом.
Изучая законодательство в сфере технического регулирования, необходимо учитывать следующее.
С одной стороны, существует значительное количество изданных государством норм — ГОСТов, СНиПов, СанПиНов и иных содержащих технико-социальные нормы документов, действующих с советского периода (так, система обязательных требований в металлургии по состоянию на 2015 год была представлена более чем в 20 000 документов), которые детально регламентируют большое количество производственных вопросов. В результате многие локальные акты в сфере технического регулирования (в особенности производственных процессов, разработанных в советский период и не претерпевавших с того времени сколь-нибудь значительных изменений) фактически дублируют положения этих нормативных актов [2, с. 40–42].
С другой стороны, технические и технико-социальные нормы составляют основу технического регулирования, что затрудняет изучение и осмысление проблем локального технического регулирования юристами как на теоретическом (научном), так и на практическом уровне. Отнесение локальных нормативных актов к техническим осуществляется, исходя из наличия в них технико-социальных норм, основанных на объективных законах природы, и направленности указанных актов на достижение целей технического регулирования, указанных в начале статьи.
ТК РФ и другие нормативно-правовые акты предусматривают необходимость осуществления мероприятий, направленных на охрану труда, которая представляет собой систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающей в себя в том числе организационно- технические и иные мероприятия. В ст. 212 ТК РФ предусмотрено, что работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществления технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов. В целях соблюдения положений об охране труда работодатель обязан принять правила и инструкции по охране труда (п. 21 ч. 2 ст. 212 ТК РФ). Технико-правовые нормы могут содержаться также в должностных инструкциях.
Анализу локальных нормативных актов в сфере трудовых правоотношений уделено значительное внимание в рамках отраслевой науки, поэтому более актуальным представляется анализ нормативных правовых актов, связанных непосредственно с производством.
Важно отметить, что удельный вес технических требований (о периодичности контроля, порядка его осуществления и т. д.), как правило, незначителен, а основная масса содержащихся в них норм направлена на упорядочение процесса осуществления производственного контроля — распределение сфер ответственности, способов фиксации результатов контроля и сведений об авариях и травматизме [3, с. 51–64]. Вмести с тем, указанные акты следует отнести к актам локального технико-правового регулирования (а регулируемые ими отношения к предмету локального технического регулирования) в силу того, что они регламентируют одну из сторон взаимодействия с техникой (обеспечение надлежащего состояния используемых в производстве технических средство) в целях обеспечения безопасности.
Следует также отметить, что важной составляющей предмета локального технического регулирования являются отношения, сопровождающие технологический процесс и имеющие целью достижение определенных характеристик продукции и самого производственного процесса (производительности, повышенной в сравнении с обязательными требованиями безопасности, экологичности и т. д.). Содержание указанных отношений составляют обязанности сотрудников и организации обеспечить определенную последовательность производственных операций, соблюдение режимов и способов ведения технологических процесса, требований к средствам производства и промежуточным его результатами.
Принято считать, что страны с высоким уровнем развития экономики устанавливают более жесткие требования к качеству товара, чем развивающиеся страны. Таким образом, обязательное качество товара не всегда является высоким, скорее оно оптимально с точки зрения покупательской способности в определенной стране. В связи с этим организации, способные производить продукцию с более высокими потребительскими свойствами (в т. ч. характеристиками, касающимися безопасности), чем указаны в законодательстве, принимают стандарты организации.
Помимо конкретизации государственного регулирования и реализации положений законодательства, акты локального технико-правового регулирования могут восполнять пробелы в законодательстве, а также являться основой для принимаемых государством актов. Нормы локальных технико-правовых актов, регламентирующих отношения предприятия с третьими лицами, фактически направлены на установление требований к продукции и в этой части предмет локального технического регулирования пересекается с предметом технического регулирования со стороны государства.
Так, созданная в Свердловской области саморегулируемая организация «Союз стройиндустрии Свердловской области» разрабатывает собственные стандарты, нормативно-техническую документацию, часть которой представлена для утверждения на федеральном уровне в качестве сводов правил. В качестве причин для создания собственных стандартов указываются следующие: стандарты помогают не пропустить в СРО организации, не отвечающие требованиям стандартов качества; помогают юристам отстаивать интересы производителей и строителей; способствуют повышению конкурентоспособности отрасли, стимулируют техническое перевооружение; унифицируют подходы к работе участников производственного или строительного процесса.
Таким образом, дополнительную группу отношений, входящую в предмет локального технического регулирования, составляют общественные отношения, являющиеся предметом государственного технического регулирования в той части, в которой локальные нормативные акты конкретизируют содержащиеся в технических регламентах нормы, восполняют пробелы правового регулирования или закрепляют повышенные по сравнению с нормами технического регламента требования.
Принимая во внимание особенности изучения локального технического регулирования, отмеченных в статье, предложенное определение предметов может уточняться в будущем. Наряду с уточнением предмета локального технического регулирования, на наш взгляд, дальнейшему исследованию подлежат методы, источники регулирования, а также особенности технико-правовых отношений, возникающих в ходе реализации норм, содержащихся в локальных нормативных актах.
Литература:
- Берновский Ю. Технические условия в условиях технического регулирования // Стандарты и Качество. 2013.- № 10. — С.48–50.
- Пугачев С., Самков В. Национальный стандарт как доказательство соответствия обязательным требованиям технических регламентов // Стандарты и Качество. 2011. № 10. С.38–49.
- Шестаков А. Менеджеры об управлении качеством. (По материалам конференции «Развитие российских компаний. Эффективное управление качеством».) //Стандарты и Качество. — 2010, № 7. — С.51–64