Влияние идей просвещенного абсолютизма на государство России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 19.12.2016

Статья просмотрена: 5034 раза

Библиографическое описание:

Ноева, А. В. Влияние идей просвещенного абсолютизма на государство России / А. В. Ноева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 765-767. — URL: https://moluch.ru/archive/132/37033/ (дата обращения: 17.12.2024).



Развитие и воплощение начал эпохи просвещенного абсолютизма в России приобрело характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. При этом следует отметить, что в России реализация политики Просвещенного абсолютизма не была вызвана внутренними причинами, аналогичными западноевропейским. Инициатором и воплотителем идей стала упорная, трудолюбивая и умная женщина, немка по происхождению, но страстно желавшая лишь блага той стране, в которую привел ее Господь.

По образному выражению Василия Осиповича Ключевского, «Екатерина II … была последней случайностью на русском престоле и провела продолжительное и необычайное царствование, создала целую эпоху в нашей истории».

Актуальностью моей работы является то, что политика Екатерины II была характерна для многих европейских государств XVIII в. XVIII в. — время господства просветительской идеологии. Французские просветители Ш. Л. Монтескье, М. В. Вольтер, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития. Один из путей достижения свободы, равенства и братства философы видели в деятельности просвещенных монархов, которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости. Представление о государстве как о главном инструменте достижения общественного блага господствовало в умах людей того времени.

Проблема: Понимание сущности, исторической роли и идейных особенностей политики «просвещенного абсолютизма» Екатерины II до сегодняшнего дня остается дискуссионной проблемой в отечественной исторической науке.

Законодательная деятельность. Будучи еще великой княгиней Екатерина вторая пристрастилась к чтению. И случайно попавшие к будущей императрице труды французских просветителей стали ее настольными книгами. Идеи лучших европейских умов второй половины XVIII века глубоко проникли в ее душу и остались там навсегда. Она стала послушной и ревностной ученицей Вольтера, Дени Дидро, Шарля Монтескье. Всю жизнь она вела с ними переписку: спрашивала и самое главное часто прислушивалась к их советам. Примером этому служит диалог между императрицей и Дени Дидро. Во время визита Дидро в Россию они очень часто беседовали, философ почитал своим долгом наставлять императрицу в том, как ей надобно поступать, и, кажется она внимала его речам, однако не спешила исполнять советы. Когда же Дидро поинтересовался у государыни, почему она не бросается немедленно исполнять его указания, Екатерина отвечала: «Вашими высокими идеями хорошо наполнять книги, действовать же по ним плохо. Составляя планы различных преобразований, вы забываете различие наших положений. Вы трудитесь на бумаге, которая все терпит, между тем как я, несчастная императрица, тружусь для простых смертных, которые чрезвычайно чувствительны и щекотливы».

На протяжении уже трех веков в отечественной истории на первом месте по популярности стоит вопрос о «Наказе» о любимом детище императрицы. Предполагалось создать новую кодификационную (уложенную) комиссию. Для нее Екатерина II в 1766г. написала «Наказ», в котором сформулировала принципы правовой политики и правовой системы. «Наказ» обосновывал политические принципы абсолютистского государства: монархия — лучшая форма правления. Он также декларировал общую для всех граждан свободу и равную обязанность всех перед лицом государственной власти. Сословное неравенство объяснялось естественными законами рождения, происхождения и способностями. И в 1766г. после подготовки «Наказа» в Москве создается новая комиссия по подготовке проекта нового уложения. Но, к сожалению, комиссия не выполнила главной задачи: уложение не было составлено. Остались только проекты, из которых многие, как, например, о городах, об училищах и другие, не были закончены. Но будет крупной ошибкой думать, что Екатерининская комиссия ничего не сделала — в действительности результаты ее деятельности были огромные. Важно то, что перед Екатериной были депутаты, и она лучше, чем в путешествиях, познакомилась с нуждами своей страны.

Екатерина сознавалась, что она страдала легисноманией, то есть страстью писать законы. Пять месяцев Екатерина сочиняла «учреждение об управлении губерниями».Губернская реформа 1775г. усилила власть губернаторов, и разукрупнив территории, упрочила положение административного аппарата на местах. С той же целью создавались специальные полицейские, карательные органы и преобразовывалась судебная система. Созданная губернской реформой 1775 года система местного управления сохранилась до 1864 года, а введенное ею административно-территориальное деление до революции 1917 года. Следовательно, можно говорить и о том, что данная реформа была необходима, и, учитывая, сколько времени продолжалось такое территориальное деление, видимо проведенная реформа была весьма эффективна.

Прошло еще три года, и 21 апреля 1785 год на свет явился важнейший закон. На сей раз названный «жалованной грамотой дворянству. И дата была выбрана не случайно. Это был день рождения императрицы, Екатерина как бы сама себе преподносила подарок, подчеркивая тем самым значение документа. Итоги: Были расширены полномочия дворянских сословных учреждений. Дворянство получило сословное самоуправление: дворянские собрания во главе с губернскими и уездными предводителями. Не случайно правление Екатерины II называют «золотым веком» русского дворянства.

Время Екатерины Великой — это время активного законотворчества, серьезных реформ. Цели политической программы состояли в осуществлении идеала просветителей и, с поправкой на российскую действительность, сводились к укреплению абсолютистского государства. Что же касается тактики, то она основывалась на принципах последовательности и постепенности, отказе от насилия и принуждения, учете обстоятельств и возможных последствий. Всё это создавало видимость того, что Екатерина лишь удовлетворяет потребности и пожелания различных классов, и поэтому каждый новый акт воспринимали как благодеяние императрицы. А также, следует отметить, что сама Екатерина считала себя в душе республиканкой. В «Наказе» видны черты тогдашнего понимания этого термина, это веротерпимость, развитие торговли, социальная терпимость, законы одинаковые для всех.

Таким образом, после проделанной работы я пришла к таким выводам:

1) Просвещенная абсолютная монархия Екатерины II не была точной копией политических систем европейских мыслителей, это была не конституционная монархия, не было выраженного разделения властей, то есть власть оставалась самодержавной. Самодержавие не только укрепилось, но и модернизировалось. Абсолютная власть ограничивается, пусть хотя бы существованием таких законов, которые сам монарх признает для себя обязательными.

2) «Наказ» имеет огромное значение для России как законодательный прецедент. Хотя в этой сфере не были учтены существовавшие ранее законы, обычаи. В преобладавшей в России атмосфере неуважения к закону, где в правосудии царила продажность и произвол, выступление императрицы в поддержку буквы закона вряд ли встретило широкое понимание.

3) Зародились понятия свободы и прав личности, оживилась общественная жизнь. Зачатки гражданского общества XVIII века имели при этом подчиненные государству функции, при главенстве государства в лице самодержца.

Литература:

  1. Балакина Тамара Ивановна. История русской культуры: Эксперимент. учеб. пособие для уч-ся ст. кл. гимназий, лицеев, колледжей, шк. гуманитар. Профиля [Текст]: / Балакина, Тамара Ивановна. — М.: Аз, 1995. — 263 с. — (Библиотека лицеиста).
  2. Березовая, Лилия Григорьевна. История русской культуры: Учебник для вузов: В 2 ч. Ч. 1 [Текст]: / Березовая, Лилия Григорьевна, Берлякова, Наталья Петровна. — М.: Владос, 2002. — 400 с. — (Учебник для вузов). -
  3. Васильев, С. Золотой век России: [ист. опыт нац. успеха. Россия в царствование Екатерины II] [Текст]: / С. Васильев // Полит. класс. — 2008. — № 5. — С. 34–46.
  4. Васильева Л. Екатерина Великая [Текст]: / Л. Васильева // Наука и религия. — 1997. — NN 9–12; 1998. — NN 1–4.
  5. Вепренцева, М. Самодержавная Фелица-журналист: Изд. и публицист. деятельность императрицы Екатерины II [Текст]: / М. Вепренцева // История: прил. к газ. «Первое сент».. — 2006. — № 5. — С. 8–15.
  6. Екатерина II. — М.: АСТ: Астрель, 2008. — 189, [1] с.: [8] л. ил. — (Имя Россия. Исторический выбор 2008: проект телеканала «Россия»).
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, абсолютистское государство, губернская реформа, Просвещенный абсолютизм.


Задать вопрос