Автоматизированные системы консалтинга в сфере государственного муниципального управления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 14.12.2016

Статья просмотрена: 903 раза

Библиографическое описание:

Михеенкова, А. С. Автоматизированные системы консалтинга в сфере государственного муниципального управления / А. С. Михеенкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 499-502. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36795/ (дата обращения: 17.12.2024).



Консультационная деятельность (консалтинг) является одним из важных элементов социально-экономической системы, ее управленческой составляющей как для общества в целом, так и для государственных органов власти, в частности. Консалтинг совместно со стратегическим управлением, информационными технологиями зачастую рассматриваются как новые организационные технологии повышения эффективности государственного управления [1, с. 130].

Консалтинг позволяет минимизировать негативное влияние на осуществление диалога и взаимосвязей в подсистеме «государство-гражданин» ряда факторов: бюрократизм при решении проблем граждан, закрытость власти от общества, отсутствие действенного общественного контроля, несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в указанной подсистеме. Поэтому в последние годы консалтинг, в основном силами внутренних консультантов, не только вводится в органы государственного муниципального управления, но и становится их функциональной обязанностью, отдельным сектором деятельности.

В тоже время в современных условиях необходимости соблюдения режима «жесткой экономии» бюджетных средств, вопросы обеспечения эффективного функционирования консалтинговых систем, в частности, путем использования современных программных продуктов, приобретают особую актуальность.

Эффективное применение современных технологий автоматизации консалтинга в сфере государственного муниципального управления позволяет обеспечить рациональное использование имеющихся ресурсов бюджетной сферы. В условиях применения компьютерных технологий и программных продуктов для автоматизации системы консультирования, происходит трансформация всего механизма предоставления государственных услуг, сопровождающаяся повышением их качества и уровня эффективности процесса управления в бюджетных учреждениях. Применение программ автоматизации существенно повышает качество обработки информации в сфере государственного муниципального управления. К тому же, использование компьютерной техники меняет содержание и организацию труда государственных служащих, в частности уменьшается количество ручных операций по обработке первичных документов, систематизации учетных показателей, заполнению регистров и форм отчетности. Работа становится более творческой, направленной на организацию и совершенствование процедур оказания консультационных услуг.

При этом, несмотря на все преимущества и положительные моменты, на сегодняшний день автоматизация консалтинга в сфере государственного муниципального управления осуществляется очень низкими темпами, что вызвано нехваткой выделяемых бюджетных средств, недостаточностью знаний основ консультационного процесса, несостоятельностью (или нежеланием) государственных органов внедрять изменения, недостаточностью законодательного обеспечения консультативной функции органов государственной власти. Кроме того, решение вопросов развития консультационной деятельности в государственных структурах в целом осложняется отсутствием ее системного научно-теоретического и методологического обоснования.

Таким образом, приведенные выше факты подтверждают актуальность, теоретическую и практическую значимость выбранной темы исследования.

Вопросы истории, теории и методологии развития консультационной деятельности рассматривают такиеученые-экономисты, как В. Верба, Т. Решетняк, Г. Жаворонкова, О. Трофимова и др. Различными аспектами консалтинга в государственном управлении и местном самоуправлении занимаются: в сфере муниципального консалтинга — О. Молодцов, С. Саханенко; в сфере политического консультирования — В. Голубь; в сфере психологических аспектов консультационной деятельности — Ю. Молчанова; относительно особенностей предоставления услуг по управлению — Р. Войтович, В. Долечек, О. Липенцев, В. Сорока.

Пути реформирования государственной службы в целях совершенствования государственного управления с помощью автоматизации его функций, в том числе и консультационных, в своих работах рассматривают известные отечественные ученые О. Никулина, М. Ковалева, Ю. Тишин, И. Черкашин, И. Анциферова и др. Они подчеркивают, что органы государственной власти должны перестать быть надстройкой, управляющей развитием общества, под влиянием демократических процессов они постепенно должны трансформироваться в институты по оказанию государственных услуг обществу. Поскольку главным в демократическом обществе являются действия правительства как на государственном, так и на местном уровне, то непосредственное участие органов государственного управления в обеспечении потребностей гражданина как «клиента государства» происходит именно путем предоставления услуг, согласно мировым стандартам для повышения эффективности самой системы публичного управления и с целью достижения высокого качества жизни граждан [2, 3, 4].

В то же время, анализ накопленного научного наследия, экспертных отчетов и аналитических данных, свидетельствует о том, что на сегодняшний день до сих пор не хватает обобщающих исследований, посвященных вопросам применения консалтинга в государственном управлении и в особенности проблемам его автоматизации.

Принимая во внимание вышеизложенное, цель статьи заключается в изучении сущности и особенностей автоматизированных систем консалтинга, выделении проблем их использования и распространения в сфере государственного муниципального управления, а также перспективных возможностей и механизмов их развития.

В настоящее время одним из главных приоритетов многих демократических стран мира признано развитие открытых, гибких, ориентированных на сотрудничество и взаимодействие автоматизированных услуг, предоставляемых различными органами власти [5, с. 44]. Глобализация и внедрение электронного государственного управления порождает увеличение спроса граждан и субъектов хозяйствования на автоматизированные услуги, повышение их мобильности на внутреннем рынке и обеспечение обслуживания экономики будущего. Мировой опыт показывает, что в современных условиях автоматизированные услуги являются качественным инструментом обеспечения открытости, прозрачности и эффективности деятельности органов власти, а также важным источником их конкурентного преимущества [6, с. 522].

Рассматривая более подробно автоматизированные услуги консалтинга, следует отметить, что такой способ предоставления услуг предполагает возможность для гражданина или бизнесмена получить необходимую информацию, консультацию, совет в режиме он-лайн в любое удобное время по принципу 24 часа / 7 дней в неделю, без посещения органа власти.

Существующая на сегодняшний день система предоставления консультационных услуг органами государственного управления в странах постсоветского пространства характеризуется низкой доступностью, непрозрачностью, закрытостью для субъектов обращения и требует немедленного реформирования [7, с. 997].

Следует отметить, что несмотря на стремительное развитие в течение последнего десятилетия информационно-коммуникационных технологий и их широкое использование в государственном управлении, в сфере автоматизации консультационного обслуживания граждан на всех уровнях власти нерешенными остаются такие проблемы:

− отсутствие единых стандартов и регламентов функционирования автоматизированной системы консалтинга, а также введения государственных информационных ресурсов, адаптированных к международным;

− несовершенство нормативно-правовой и методологической базы, что позволяет органам государственной власти и органам местного самоуправления, гражданам и субъектам хозяйствования функционировать в условиях информационного общества;

− неурегулированность на законодательном уровне вопроса предоставления консультационных услуг и обращений граждан в органы государственной власти через Интернет и несовершенство действующих правительственных порталов, особенно, на муниципальном уровне, веб-сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые не обеспечивают интерактивный режим функционирования и предоставления консультаций;

− отсутствие интегрированной системы национальных информационных ресурсов и информационного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также ограниченность доступа граждан и субъектов хозяйствования к информационным ресурсам органов государственной власти и органов местного самоуправления;

− низкое качество и недостаточное количество консультационных услуг, которые предоставляются гражданам и субъектам хозяйствования с применением электронных средств;

− ограниченность возможностей автоматизированных систем органов государственной власти и органов местного самоуправления и отсутствие единых форматов и протоколов;

− низкий уровень осведомленности государственных служащих, представителей местного самоуправления и граждан о сути и преимуществах автоматизированных систем;

− медлительность процессов информатизации библиотек, архивов, что приводит к углублению «информационного неравенства»;

− недостаточность необходимых финансовых и материально-технических ресурсов, а также их неэффективное использование.

Таким образом, можно констатировать тот факт, что проблемы, связанные с внедрением и эффективным использованием автоматизированных систем консалтинга, имеют межведомственный, межрегиональный характер и не могут быть решены отдельными органами власти только на одном уровне.

С учетом вышеизложенного, по мнению автора, потенциал автоматизированных систем консалтинга в сфере государственного муниципального управленияполноценно может быть реализован, во-первых, через внедрениемощных рыночных стимулов в систему взаимосвязей субъектови объектов консультирования. Автоматизированный институт консультирования как рыночный механизм предоставления консалтинговых услуг для субъектовмуниципальной сферы требует соответствующих финансовых условийфункционирования. В странах с устоявшейся рыночной экономикой аналогичные структуры имеют стандартную статью расходов местного бюджета на обеспечение и поддержку своей работы.

Во-вторых, развитие и повышение эффективности автоматизированных систем консалтинга в сфере государственного муниципального управления должно базироваться на создании информационных ресурсов как распределенной системы знаний, доступной для всех субъектов территориального развития независимо от их расположения. Подобные сети уже существуют в развитых странах для удовлетворения потребностей различных профессиональных групп. Они удовлетворяют нужды в обмене информацией и знаниями, вследствие чего получили название «сеть знаний». Однако задача заключается не только в создании сети знаний. Для эффективной их реализации следует сформировать институт муниципального консалтинга с масштабными задачами, включенными в широкий контекст проведения системных реформ — административной, административно-территориальной, муниципальной, государственной региональной политики.

В-третьих, повышение готовности пользователей к использованию современных информационно-коммуникационных технологий при взаимодействии с органами власти. Преимущества автоматизированных систем должны быть понятны и доступны для всех, кто обращается за консультацией, независимо от социальных, экономических, территориальных или физических особенностей.

Подводя итоги проведенному исследованию, можно сделать следующие выводы.

Функционирование автоматизированной системы консалтинга в сфере государственного муниципального управления, опирающейся на специализированные электронные ресурсы, является одним из эффективных инструментов территориального развития в современных постиндустриальных условиях. В процессе анализа в статье уточнена сущность и особенности автоматизированного консалтинга, также выделены ключевые проблемы использования и распространения подобных систем в странах постсоветского пространства, отдельное внимание уделено перспективам и механизмам их эффективного развития.

Литература:

  1. Чернякова М. М. Особенности влияния управленческого консалтинга на деятельность органов исполнительной власти // Модели участия граждан в социально-экономической жизни российского общества X Никулинские чтения. — 2016. — С. 129–134.
  2. Никулина О. В., Ковалева М. Ю. Проектное управление процессами в сфере оказания государственных услуг в России и за рубежом // Экономика и предпринимательство. — 2015. — № — 10–2(63–2). — С. 26–30.
  3. Тишин Ю. Н. Государственные услуги как объект управления // Современная образовательная практика и духовные ценности общества. — 2015. — № 2. — С. 274–278.
  4. Черкашин И. В., Анциферова И. В. Предоставление услуг и реформа системы государственного и муниципального управления // Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. Серия: Социология. — 2015. — № 14(1). — С. 144–152.
  5. Исупова И. Н. Государственная услуга как фактор эффективности государственного управления // Труды Поволжского государственного технологического университета. Серия: Социально-экономическая. -2016. — № 4. — С. 42–47.
  6. Verne G. Bratteteig T. Do-it-yourself services and work-like chores: on civic duties and digital public services // Personal and ubiquitous computing. — 2016. — № 4. — Р. 517–532.
  7. Косоруков А. А. «Электронное государство» в процессах информатизации государственного управления: опыт Российской Федерации // Право и политика. — 2016. — № 8. — С. 993–1005.
Основные термины (генерируются автоматически): государственная власть, государственное муниципальное управление, государственное управление, местное самоуправление, автоматизированная система консалтинга, консультационная деятельность, субъект хозяйствования, сфера, орган, услуга.


Задать вопрос