Дмитрий Ильич Ульянов: врач, экономист, государственный деятель | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №28 (132) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 17.12.2016

Статья просмотрена: 857 раз

Библиографическое описание:

Галкин, Е. Б. Дмитрий Ильич Ульянов: врач, экономист, государственный деятель / Е. Б. Галкин, С. С. Репин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 393-400. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36742/ (дата обращения: 17.12.2024).



Ровно 100 лет тому назад, в самый разгар Первой Мировой войны во 2-м крепостном госпитале города Севастополь служил старшим ординатором военный врач Дмитрий Ильич Ульянов. Это был, безусловно, замечательный человек.

Д. И. Ульянов (1874–1943) — родной брат Владимира Ильича Ульянова (Ленина). Всего в семье Ульяновых было шестеро детей — три сына и три дочери. В силу того положения, которое объективно занимает В. И. Ленин в отечественной истории ХХ венка понятно и оправдано то особое внимание, которое привлечено к его происхождению, к родословной. Но при этом как-то отходит на второй план одно обстоятельство: генеалогические изыскания, связанные с В. И. Лениным, имеют самое прямое и непосредственное отношение к Анне, Александру, Марии и Дмитрию Ульяновым… Все они, за исключением рано умершей Ольги, стали революционерами. Александр, как известно, был осуждён и повешен за участие в организации террористического акта — покушения на жизнь императора Александра 111. По своим взглядам он был близок к революционным народникам 70-х — начало 80-х годов Х1Х века. Анна и Мария разделяли марксистскую идеологию. Как марксист, не без влияния старшего брата Владимира, идеологически сформировался и Дмитрий Ильич Ульянов…

Но вернёмся к его родословной. У каждого человека есть определённый физиологически обусловленный «джентельменский» набор самых близких и прямых родственников-предков. Их у каждого из нас всего четырнадцать человек. Это: двое родителей (одна пара), четверо (две пары) бабушек и дедушек, восемь (четыре пары) прадедов и прабабок. Хорошо, если человек знает и может назвать поимённо этих своих ближайших предков, с которыми природа дала ему шанс на общение, ориентируется в их биографиях, жизненных путях и перепутьях. Плохо, если человек мало или ничего не знает о своём происхождении. Хочешь или не хочешь, а это может привести к появлению какого-нибудь «Ивана, не помнящего родства», эдакого «безродного космополита». Но безвыходных положений не бывает. «Родословная? Она начинается с меня! Так ответил на вопрос о предках один из бравых наполеоновских маршалов, который, поднявшись из низов, не мог похвастать наличием длинной череды «благородных пращуров».

В семье Ульяновых, очевидно, не очень большое внимание уделялось вопросам генеалогии. Дворяне в первом поколении, они как раз-таки и могли с полным правом считать себя не продолжателями, а основателями своей родословной. Красочной картинки с изображением ветвистого генеалогического древа у них, по всей видимости, вообще не существовало. Поэтому современным исследователям пришлось затратить массу усилий для того, чтобы, собирая по крохам, прояснить ситуацию, разбираясь в вопросах происхождения, прежде всего, В. И. Ленина. Но, повторим, все полученные сведения стопроцентно относятся и к другим детям этой семьи, в том числе и к Д. И. Ульянову.

Итак, постараемся разобраться в этой родословной.

Отцом Д. И. Ульянова был Илья Николаевич Ульянов (1831–1886), директор народных училищ Симбирской губернии. Он имел чин действительного статского советника, что по петровской Табели о рангах соответствует военному чину генерал-майора. Его заслуги были отмечены орденами. Всё это давало право не только не его личное, но и на потомственное дворянство. Ещё будучи 30-летним выпускником физико-математического факультета Казанского университета, кандидатом математических наук и старшим преподавателем института в городе Пенза, он познакомился с 26-летней дворянкой Марией Александровной Бланк (1835–1916). В 1863 году они поженились.

И. Н. Ульянов смог получить образование и добиться успехов на избранном пути только благодаря усилиям своего старшего брата Василия. Их отец, Николай Васильевич Ульянов (Ульянин, Ульянинов) родился в 1768 году и умер в 1836-м, когда Илье было всего пять лет. Зато их мать, Анна Алексеевна, урождённая Смирнова, калмычка по национальности, бывшая на двадцать лет моложе, надолго пережила мужа и скончалась в возрасте 83-х лет (1788–1871). Наконец, о прадедах Д. И. Ульянова по отцовской линии можно указать, что Василий Никитович Ульянин жил в 1773–1770 гг и был женат на некоей Анне Семёновне (1753 -?), неизвестной по фамилии. На ком был женат крещёный калмык Алексей Лукьянович Смирнов, представитель состоятельной и уважаемой астраханской семьи, исследователям тоже пока неизвестно. Такая фрагментарность не может удивлять. Ведь и Николай Васильевич и Василий Никитович Ульянины были крепостными крестьянами. Удивительно как раз то, что хоть такие данные удалось отыскать и зафиксировать. Ни с одним из представителей этой группы своих старших родственников Дмитрий Ильич даже в детстве общаться не мог. Интересно, что (отметим попутно) фотографии Д. И. Ульянова в офицерском мундире времён Первой Мировой войны обнаруживают весьма заметное физическое сходство с фотографиями… такого лидера белого движения как генерал Л. Г. Корнилов, в родословной которого так же имелись калмыцкие корни!

Владельцем крепостных Ульяновых (Ульяниных) был помещик С. М. Брехов, живший в районе города Сергач современной Нижегородской области. Будучи грамотными, Ульянины стали как бы конторскими служащими своих помещиков. Однако, затем Н. В. Ульянин перебрался под Астрахань на правах казённого крестьянина, хотя занимался уже не сельским хозяйством, а швейным ремеслом. Дело оказалось относительно удачным, и вскоре он перешёл в мещанское (городское) сословие. Ко времени создания своей семьи он жил уже в собственном двухэтажном доме (низ кирпичный, верх деревянный). С 1822 года Николай Васильевич числился уже не ремесленником, а домовладельцем и, однозначно, стал указывать себя лишь под фамилией Ульянов.

Родословная Марии Александровны, матери всех детей Ульяновых, богаче и, пожалуй, интереснее…

Её отец, еврей по национальности, звался Израиль Моисеевич Бланк (1799–1870). Как человеку иудейской религии, ему в тогдашней России было очень непросто получить образование и работать по избранной профессии в дальнейшем. Поэтому, в 1820 году, перед поступлением в Петербургскую медико-хирургическую академию он принял христианство по православному обряду и из Израиля Моисеевича стал Александром Дмитриевичем Бланком. Напомним, что все ограничения касавшиеся евреев, в том числе и небезызвестная черта осёдлости осуществлялись не по национальному, а по конфессиональному признаку. Поэтому многие рационально мыслящие евреи из иудаизма переходили в христианство, причём даже не обязательно в православное — зачастую при решении этого вопроса выбиралась, например, одна из ветвей протестантизма. И вот, помокнув немного в особого свойства воде, бывший гонимый иудей превращался в обычного подданного российского императора. К середине сороковых годов Х1Х века успешный врач, надворный советник (подполковник) М. Д. Бланк достигает потомственного дворянства и становится владельцем имения Кокушкино под Казанью. В своей работе он занимался как терапевтической, так и хирургической деятельностью, приобрёл значительную известность и в гражданской и в военной медицине. Вёл он и частную практику. В числе его пациентов были представители аристократических семейств. Это приносило немалый доход.

А. Д. Бланк был женат на Анне Иоганновне Гроссшопф (1801–1840). Она стала матерью шестерых детей — сына и пяти дочек, одной из которых и была Мария.

Все лица из «прадедовского ряда» предков Д. И. Ульянова по материнской линии известны поимённо.

Отец А. Д. Бланка — Моисей Исаакович Бланк (1763–1852) был жителем города Староконстантинов (Хмельницкая область современной Украины). Вместе со всем историческим регионом Волынь эти места, в своё время захваченные поляками, были возвращены нашему государству в 1793 году по второму разделу Польши. М. И. Бланку в то время было тридцать лет. Занимался он кредитно-денежными операциями не более, чем в уездных или, максимум, в губернских масштабах. Уже в сороковых годах Х1Х века Моисей Бланк по примеру своих детей принял православие и превратился в Дмитрия. С воодушевлением неофита он даже написал письмо императору Николаю Первому с предложениями по изменению статуса евреев иудейского вероисповедания.

Матерью А. Д. Бланка была Мария (Мариам) Фроимович (1764–1834). Отчество её неизвестно, но можно предположить, что она происходила из зажиточной и ортодоксальной иудейской семьи. Она принесла мужу солидное приданое и сохранила веру предков до самой своей смерти.

Отец Анны Иоганновны Гроссшопф — Иоганн-Готлиб (Иван Фёдорович) Гроссшопф (1766–1832) был сыном оптового торговца зерном (хлебного маклера) в городе Любек, в Германии. Он переехал на жительство в Россию и здесь же скончался. Служил он нотариусом юстиц-коллегии по части лифляндских, эстляндских и финляндских дел. Эта работа, а также работа в коммерческих структурах, принесла ему немалый материальный достаток, сделала владельцем недвижимости — нескольких домов в Санкт-Петербурге.

Мать Анны Иоганновны — Анна-Беата (Анна Карловна) Эстед (1773–1847) по национальности была шведкой, дочерью ювелира. Он занимался гравировкой по золоту, а затем преподавал в Академии художеств. От отца она унаследовала тягу ко всему красивому и изящному, да и сама до старости стремилась сохранить обаяние и привлекательность.

А. Д. Бланк получил потомственное дворянство в 1859 году. Таким образом, ни И. Н. Ульянов, ни М. А. Бланк не были прирождёнными дворянами. Однако, к моменту создания своей семьи (1863 г.) Мария Александровна уже была дворянкой, а Илья Николаевич — нет. Впрочем, лишь вдова Ильи Николаевича поставила вопрос о формальном причислении семьи к дворянскому сословию. И вот, 6 ноября 1886 года в Сенате был издан указ, по которому сама Мария Александровна и её несовершеннолетние дети Александр, Владимир, Дмитрий, Ольга и Мария были утверждены в потомственном дворянстве.

Таким образом, происхождение Дмитрия Ильича Ульянова видится в настоящее время следующим образом.

Василий = =Анна Алексей====NДмитрий==МарияИоганн=====Анна

НикитовичСемёновна ЛукьяновичNN Исаакович NNГотлибБеата

Ульянин NNNСмирнов NNN Бланк Фроимович ГроссшопфЭстед

1733–1770 1753–1797 1763–1853 1763–1835 1766–1822 1773–1847

Николай============= Анна Александр ==========Анна

Васильевич Алексеевна Дмитриевич Иоганновна

Ульянов Смирнова Бланк Гроссшопф

1768–1836 1788–1871 1799–1870 1801–1840

Илья =============================== Мария

Николаевич Александровна

Ульянов Бланк

1831–1886 1835–1916

Дмитрий

Ильич

Ульянов

1874–1943

Сделаем некоторые выводы. Среди четырнадцати ближайших предков детей семьи Ульяновых можно найти представителей по крайней мере пяти национальностей — русских, евреев, калмыков, немцев и шведов. Браки получались смешанными; потомство — тоже. Пожалуй, прежде всего, что их всех объединяло — это принадлежность к христианству, в основном к православию, восприятие русского языка и русской культуры. Семья Ульяновых, Илья Николаевич, Мария Александровна и их дети однозначно воспринимали себя в качестве русских интеллигентов и не слишком интересовались своей генеалогией. Зато это сделали современные исследователи [см.: 8. 6–154].

Можно сколь угодно долго рассуждать о генетической, наследственной и приобретённой ментальной предрасположенности каждого человека. Относительно Д. И. Ульянова отметим лишь, что ни с кем из своих обозначенных выше предков он никогда не общался, да и не мог этого сделать — все они умерли ещё до его рождения в 1874 году. Отец скончался, когда ему было 12 лет. Наибольшее воздействие на формирование его личности, очевидно, оказала мать, не считая, конечно, креативного влияния старших братьев и сестры. Надо отметить, что Мария Александровна, посвятив жизнь воспитанию детей и ведению немалого домашнего хозяйства, на всякий случай самостоятельно подготовилась, сдала соответствующий экзамен и получила удостоверение учительницы, что составляло предмет её вполне понятной гордости [см.: 4. 39]. Не забудем также и того, что избранная Дмитрием профессия врача была семейным видом деятельности именно среди родственников по материнской линии. Однако, путь Д. И. Ульянова в медицину был не лёгок и не скор.

Как и другие дети этой семьи, Дмитрий стал учиться в Симбирской гимназии. Однако, после казни старшего сына — Александра Ульяновы были вынуждены переехать в Казань, а затем в Саратов, где Д. И. Ульянов завершил гимназическую подготовку, которая одна тогда и давала право на поступление в университет. Дмитрий Ильич выбрал медицинский факультет старейшего, основанного ещё в 1757 году Московского университета (ныне — Первый Московский медицинский университет имени И. М. Сеченова). Но Ульяновы были не из тех студентов, у которых учёба всё время проходит «без сучка, без задоринки»…

Анна (окончание гимназии с большой серебряной медалью) проучилась на словесном отделении женских Бестужевских курсов — непосредственное получение высшего образования для женщин в России того времени было запрещено — с 1883 по 1887 год и не окончила их. За участие в студенческом протестном движении она была арестована и выслана в Кокушкино, имение, приобретённое, как было сказано, ещё А. Д. Бланком.

Александр (золотая медаль) учился на естественном отделении физико-математического факультета университета в Санкт-Петербурге также с 1883 по 1887 год, получил ещё одну золотую медаль за свою научно-исследовательскую студенческую работу, но не окончил учёбу. Он был арестован, осуждён и повешен как террорист за подготовку к покушению на императора Александра Третьего.

Владимир (золотая медаль) не проучился в 1887 году и одного семестра на юридическом факультете Казанского университета. Он вместе с группой других студентов был отчислен и выслан в то же самое Кокушкино опять-таки за активное участие в студенческом протестном движении. Впрочем, начинающий революционер принял решение всё же получить высшее образование, причём так, как будто никакого исключения из ВУЗа не было вообще. И в 1891 году, после интенсивнейших самостоятельных занятий он экстерном отлично сдал все необходимые экзамены, получил диплом первой степени.

Ольга (золотая медаль) училась на физико-математическом отделении Бестужевских курсов в 1890–1891 годах, но не смогла закончить их. Заболев тифом, она скончалась неполных двадцати лет от роду.

Младшая сестра Дмитрия Мария училась на Московских высших женских курсах, а затем за границей. Она изучала естественные науки, физику и химию в университете Брюсселя (Бельгия), а затем, после перерыва, вызванного возвращением в Россию и участием в революционной работе, в Париже. Результат — диплом Сорбонны, полученный в 1909 году.

Для Д. И. Ульянова учёба в высшей школе тоже складывалась далеко не просто. Из Московского университета он был исключён в 1897 году за работу в запрещённых властями, а потому — нелегальных социал-демократических кружках.

Только через три года, после тюремного заключения и высылки он поступает в Юрьевский университет. Основанный русскими ещё в 1-й половине Х1 века (при Ярославе Мудром) Юрьев — это город Тарту в современной Эстонии. Он имеет и ещё одно, немецкое название, Дерпт. Дерптский университет, был хотя и не самым большим, но весьма авторитетным высшим учебным заведением России. Достаточно отметить, что одним из самых известных его выпускников является Н. И. Пирогов. Дмитрий Ильич Ульянов закончил своё медицинское образование в конце 1902 года, после чего приступил к работе в различных местах российской провинции, не прекращая, одновременно, революционной деятельности. Вместе с тем, не порывает он и с наукой, принимая участие в съездах бактериологов и эпидемиологов, проходивших в Москве.

Ситуация изменилась в связи с началом Первой Мировой войны. Уже в августе 1914 года Д. И. Ульянов был мобилизован и стал военным врачом. Он стал единственным из Ульяновых, кто побывал на военной службе, носил мундир, погоны и оружие. Попутно отметим, что во время Первой Мировой войны сестрой милосердия во врачебно-продовольственном отряде Пироговского общества была и Мария Ильинична Ульянова [см.: 1. 500–501]. Основные места службы Д. И. Ульянова в этот период — Севастополь и Одесса.

Ещё один важный поворот в жизни Д. И. Ульянова произошёл весной 1918 года. После Октябрьской революции, после заключения Брестского мира с Германией и её союзниками, в условиях политического хаоса и краха старой государственности в Крыму была провозглашена Советская Республика Таврида. Д. И. Ульянов назначается народным комиссаром (министром) здравоохранения этой республики. Между прочим, аналогичный пост в масштабе всей страны был введён только летом 1918 года, когда наркомом здравоохранения Российской Федерации стал Н. А. Семашко.

Республика Таврида просуществовала недолго. Она пала под ударами немецких войск, оккупировавших Крым. Д. И. Ульянов перешёл на нелегальное положение. Он стал одним из организаторов и деятельных участников партизанской борьбы. Таким образом, он стал единственным из Ульяновых, кто не только имел оружие, но и применял его в реальной боевой обстановке [см.: 9. 218].

Второй раз Советская власть была установлена в Крыму весной 1919 года. Дмитрий Ильич вновь стал наркомом и, фактически, возглавил правительство Крымской республики. И вновь поражение: Крым захвачен белогвардейцами. В последний момент Д. И. Ульянову удаётся выехать в Москву, где он, спустя много лет, вновь встречается со своим братом Владимиром — главой правительства Советской России, Председателем Совета Народных Комиссаров Российской Федерации…

Однако, Гражданская война продолжается. Красные войска снова наступают. Д. И. Ульянов назначается комиссаром одной из армий, а затем всего Южного фронта (командующий М. В. Фрунзе, член военного совета И. В. Сталин). Белые армии разбиты и сброшены в море. Декретом Совнаркома РСФСР Д. И. Ульянов становится особо уполномоченным наркомздрава и начальником центрального управления курортов Крыма. Он организует восстановление этого благодатного региона, очень пострадавшего в пожаре войн и революций.

В 1921–1941 годах Д. И. Ульянов работает в столице в Наркомздраве и различных научных учреждениях. Во время эвакуации из прифронтовой Москвы в 1941–1943 годах сложилось так, что ему довелось посетить те места, где прошли детство и юность: города Ульяновск (Симбирск), Куйбышев (Самара). Дмитрий Ильич возвратился в Москву, а затем поехал в Горки Ленинские, где неоднократно бывал раньше, в том числе и с братом. Там случился роковой приступ стенокардии, и он скончался 16 июля 1943 года.

А как же личная жизнь? Она тоже складывалась непросто, Дмитрий Ильич, единственный среди Ульяновых, был женат дважды. И оба раза это были «служебные романы». И первая и вторая жена Д. И. Ульянова работали фельдшерицами, то есть помощницами врача. Первый брак был заключён в Одессе в 1902 году. Но к 1916 году отношения между Дмитрием Ильичом и Антониной Ивановной Нещеретовой стали формальными. Они развелись. В конце того же 1916-го Д. И. Ульянов, будучи военным врачом в Севастополе, вступил во второй брак с Александрой Фёдоровной Карповой. Этот союз оказался прочным, несмотря на все «хождения по мукам» — трудности и преграды, которые ставило между людьми столь сложное и драматическое время их жизни. Александре Фёдоровне было суждено и проводить мужа в последний путь. Дмитрий Ильич — это, опять-таки, единственный из Ульяновых, кто оставил потомство…

По своим убеждениям Д. И. Ульянов был марксистом. Отличную по своей точности характеристику Дмитрию Ильичу дала ещё белогвардейская пресса «Интеллигент с пролетарским нутром», — так писали о нём враги во время Гражданской войны, объективно признавая, что это был опытнейший революционер, закономерно возглавивший работу правительства Советского Крыма [9, c. 177]. Сам же себя он называл «рабочим человечества» [9, c. 233].

Что значит быть марксистом?

Во-первых, это значит держать сторону материалистов и диалектиков во взглядах на природу и общество. Природа первична, сознание вторично, утверждают марксисты. Сознание и люди, носители разума, объединённые в общественные структуры, есть результат прогресса в жизнедеятельности природы. Не существует никакой внешней силы, которая своей волей творит окружающий нас мир и направляет происходящие события в соответствии с неким непостижимым замыслом.

Во-вторых, говорят марксисты, мир познаваем и находится в постоянном взаимообусловленном движении, стремлении к прогрессу. Учение об этом — диалектика, то есть наука о поступательном развитии и всеобщей связи явлений. В мире нет областей, закрытых для человеческого разума и в принципе не поддающихся изучению, воздействию, освоению. То, что казалось невозможным вчера, становится обыденным сегодня. А завтрашний взлёт лишь откроет перспективы новых рубежей.

В-третьих, основа развития общества — это его экономическая база (базис, в терминологии марксизма). Базису соответствует социально-политическая, идеологическая, культурная надстройка. Иными словами, какова в обществе экономика, такова в нём и политика и идеология и культура, то есть таково и всё социальное положение.

Следовательно, в-четвёртых, быть марксистом — это значит особое внимание уделять именно экономическим проблемам, разрешение которых позволяет добиваться прогрессирующего движения общества в целом. Д. И. Ульянов полностью разделял эти взгляды.

Экономическая теория марксизма была изложена применительно к реалиям середины и второй половины Х1Х века во многих произведениях основоположников этого учения — Карла Маркса и Фридриха Энгельса, прежде всего, в «Капитале» К. Маркса (публикация первого тома — 1867 год). Знакомство с этой книгой сформировало мировоззрение многих русских интеллигентов того времени.

К. Маркс показал, что капитализм — это не какой-то «нормальный» экономический строй, а буржуазный строй не является «естественным» состоянием человечества, результатом всего исторического процесса. Средства производства, получившие невиданное ранее развитие при капитализме, должны перейти в совместную общественную собственность самих производителей, трудящихся, сплочённых в социалистическое государство.

Как перейти от капитализма к социализму? Попытка быстрой социализации России была предпринята во 2-й половине Х1Х века революционными народниками, ставшими на путь политического террора. Одним из последних представителей этого течения был Александр Ульянов, казнённый, как уже сказано, в 1887 году. Для его братьев, Владимира и Дмитрия, важно было определить свою позицию по отношению к терроризму. И они пришли к такому выводу: да, террор может выдвинуть смелых борцов за идею, но массового движения и победы трудящихся масс индивидуальный террор обеспечить не в состоянии (см.: 9. 22, 87). Отсюда — идея о создании революционной политической партии, способной возглавить массы. Фактически такая организация была создана в 1903 году на Втором съезде Российской социал-демократической рабочей партии. Съезд работал первоначально в Брюсселе, затем в Лондоне. Дмитрий Ильич, под псевдонимом Герц, был делегатом этого съезда. По пути в Бельгию ему пришлось нелегально переходить границу, пересечь Австро-Венгрию, Швейцарию и Германию. Так же нелегально он затем вернулся в Россию. Известно, что на съезде выявились острые разногласия между радикальными социал-демократами (будущими большевиками) и умеренными (меньшевиками). Герц попробовал было занять центристскую позицию, но затем, не без влияния бескомпромиссной критики со стороны брата, примкнул к большевикам. В. И. Ленин вообще отрицательно относился к людям, занимающим позицию, которая «соответствует исключительно целям примирения или посредничества» [3, c. 275].

В своём мировоззрении Д. И. Ульянов прочно стоял на принципах материализма. Это проявилось, например, в его отношении к взглядам такого философа и публициста, как Е. И. Лозинский. Он рассуждал о «вещи в себе» и вещи в нашем восприятии. «Этот мир вещей в себе нам недоступен, мы не можем ни знать, ни понимать его, ибо… мы понимаем лишь отражения этих “вещей в себе” в нашей голове! Значит, — подытоживает Дмитрий Ильич, наши знания условны…Дальше нужно решать вопрос, существуем ли мы действительно, или нам это только кажется? Что такое человек как вещь в себе?.. Нет ни Солнца, ни вращающейся вокруг него Земли, ни людей — это всё нам только кажется, а то, что действительно существует, мы не знаем, никогда не будем знать и не можем знать… Приятное умозаключение! Таким путём можно забраться в такие дебри, что будешь решать вопрос, что такое верёвка?.. А тем временем всё будет идти своим чередом» [9, c. 47]. Такая философия, уводящая от объективной реальности к грёзам и смутным теням, не устраивала Д. И. Ульянова.

Работая врачом и в мирное и в военное время, он постоянно проявлял себя как активный революционер-большевик. Поэтому, его выдвижение на ключевые управленческие посты Советской власти в Крыму — это не случайность и не разовое стечение обстоятельств. Стиль управления, которого придерживался Дмитрий Ильич, был чрезвычайно прост и по-настоящему демократичен. Он считал, что для того, чтобы быть руководителем, вспоминала его дочь, Ольга Дмитриевна Ульянова, нужно:

  1. Чёткое, ясное понимание производства, правильная оценка основных задач, основных целей;
  2. Внимательный, вдумчивый подход к людям (если видишь, что работник плохо разбирается в своих задачах, растолкуй ему по-товарищески, объясни спокойно);
  3. Посоветуйся с товарищами, если сам неясно понимаешь что-нибудь, обсуди вопрос… и тогда уж решай [7, c. 29–30].

Вместе с тем, отмечая эти весьма рассудительные и уравновешенные взгляды, следует сказать, что Д. И. Ульянов был человеком с весьма живым темпераментом, не чуждым таких привычек, которые сейчас однозначно порицаются. В конечном же итоге эта противоречивость имела положительное разрешение. Вот что вспоминала о Дмитрии Ильиче его первая жена А. И. Нещеретова. «Выше среднего роста, тёмный шатен с умными карими глазами… Энергичный, порывистый, подвижный, он, где бы не появился, вносил оживление и бодрость. Рассказывая о чём-нибудь, Дмитрий Ильич быстро увлекался, вскакивал и ходил по комнате, куря папиросу за папиросой. Чистая, красивая его речь буквально ласкала ухо. Больные, которых ему приходилось лечить, относились к нему с неизменным доверием — они были буквально очарованы его доброжелательным и отзывчивым отношением» [9, c. 55].

Как врач, обладающий широкими социально-экономическими взглядами, иными словами, как врач-экономист, Д. И. Ульянов большое внимание уделял общественным факторам, которые создают здоровый уклад жизни или, наоборот, препятствуют его формированию. В связи с этим его особенно интересовали такие вопросы, находящиеся на пересечении медицинской и экономической проблематики как организация здравоохранения, профессиональные заболевания, эпидемии, экологическая ситуация, постановка санаторно-курортного дела.

Ещё до 1917 года Д. И. Ульянов обращал внимание на то, что медицинская помощь должна быть в действительности доступна широким слоям населения и, следовательно, бесплатна для пациента. Платность неверна «прежде всего с чисто принципиальной стороны: во 1-х, платность лечения уничтожает в той или иной степени общедоступность медицинской помощи, давая преимущества людям состоятельным и затрудняя пользование ею крестьянской бедноте; во 2-х, всякая плата, будь то пятачковый сбор с амбулаторных больных или плата за лечение и продовольствие в больнице, является добавочным налогом сверх обычного земского сбора, притом налогом, ложащимся исключительно на больных, т. е. как раз на тех, чья трудоспособность или понижена или на известное время потеряна совершенно… Итак, взимание платы… неправильно с принципиальной стороны… и крайне вредно с организационной стороны, так как задерживает развитие наиболее рациональной больничной помощи» [6, c. 302].

По результатам обследования маслобоен, рыбных заводов, железнодорожных станций и других объектов Д. И. Ульянов в целях снижения уровня профессиональных заболеваний прежде всего предлагал обязать предпринимателей выделять часть своего дохода для поддержание санитарных условий на фабриках и заводах, а также улучшить быт рабочих, установить контроль за качеством питания [см.: 9, c. 112–113]. Он романтически мечтал при новом общественном строе поставить вопрос о том, что «профессиональные болезни нужно свести на нет, нужно устранить все трудности в производствах, здоровье рабочего должно быть оберегаемо всеми мерами» [9, c. 166].

Тяжёлые условия жизни, темнота и невежество населения вызывали в России того времени опустошительные эпидемии таких опасных инфекционных заболеваний, как чума и холера. Работая санитарным врачом в родной Симбирской губернии и сталкиваясь с ужасающими фактами вспышек холерных эпидемий, Д. И. Ульянов как первоочередную задачу борьбы с ними выдвинул идею профилактики. «Современная медицина, -писал он, — не может ограничиться только лечением болезней; в тех случаях, где причины болезни известны, приходится прибегать к мерам предупреждения, к устранению этих вредных причин- в этом задача общественной санитарии» [9, c. 86].

Улучшение санитарно-эпидемиологической ситуации не мыслится без позитивных экологических изменений. Работая в Крыму с его хронической нехваткой питьевой и вообще пресной воды, Д. И. Ульянов отмечал в письме к матери следующие обстоятельства. «Крым, чтобы он действительно стал Крымом, что о нём воображают северяне, должен быть залит водой. Воду эту необходимо достать хоть из моря путём опреснения, хоть из облаков путём конденсации, во что бы то ни стало. И начать в широких размерах лесонасаждения, тогда это будет Крым, а не Сахара» [9, c. 114]. Исправление экологической обстановки в Крыму было необходимо тогда так же, как и в настоящее время. Ведь Крым — это уникальный для всей нашей страны санаторно-курортный (оздоровительный) и рекреационный (пляжно-туристический) регион.

Дмитрий Ильич много внимания уделял развитию потенциальных возможностей Крыма. Ещё до революции «в Геническе Ульянов изучал лечебные свойства грязевых лиманов» [5, c. 239]. Став в ноябре 1920 года особоуполномоченным Наркомздрава и начальником Центрального управления курортов Крыма (ЦУКК), Д. И. Ульянов в крайне сжатые сроки и в очень непростых условиях только что завершённой Гражданской войны решает массу экономических вопросов практического хозяйствования курортных объектов, их снабжения продовольствием и медикаментами, распределения кадров, движения пациентов и т. д.

В летний сезон 1921 года в Крыму лечилось 7445 человек, из них 3235 рабочих, 1114 военнослужащих Красной Армии и инвалидов, 400 детей. По тем возможностям это был подвиг коллектива ЦУКК и его руководителя [см.: 9, c. 217]. Как и всякий энтузиаст своего дела, Д. И. Ульянов в том же 1921 году предлагал увеличить приток людей в здравницы Крыма. Старшему брату, реально видевшему проблемы экономического, прежде всего, продовольственного положения региона и страны в целом, приходилось «безусловно свирепо» (выражение В. И. Ленина) сдерживать эти, конечно же, совершенно искренние намерения [2, c. 127–128].

Таковы основные вехи жизни и направления деятельности Дмитрия Ильича Ульянова по доступным источникам. Однако, следует отметить, что «опубликована только незначительная часть литературного и эпистолярного наследия Дмитрия Ильича» [9. 226]. Появление дополнительной информации может высветить новые грани биографии этого незаурядного человека.

Литература:

  1. Ершов Г. На стороне народа. — В кн.: А. С. Серафимович. Собр. Соч. Т. 3. М. «Правда». 1980.
  2. Ленин В. И. Письма, июль — ноябрь 1921 г. — В кн.: Полн. Собр. Соч. Т. 53. М. Политиздат. 1965.
  3. Ленин В. И. Шаг вперёд, два шага назад. — В кн.: Полн. Собр. Соч. Т. 8. М. Политиздат. 1976.
  4. Маторина Э. Студенты Ульяновы. М. Молодая гвардия. 1977.
  5. Мирский М. Ульянов. — В кн.: Большая медицинская энциклопедия. Т. 33. М. Советская энциклопедия. 1963.
  6. Ульянов Д. И. Очерки разных лет. Воспоминания, переписка, статьи. М. Политиздат. 1984.
  7. Ульянова О. Д. Дмитрий Ильич Ульянов (биографический очерк). — В кн.: Ульянов Д. И. Очерки разных лет, Воспоминания, переписка, статьи. М. Политиздат. 1984.
  8. Штейн М. Г. Ульяновы и Ленины. Тайны родословной и псевдонима. СПб. ВИРД. 1997.
  9. Яроцкий Б. М. Дмитрий Ульянов. М. Молодая гвардия. 1977.
Основные термины (генерируются автоматически): Крым, Россия, Ульяново, Бланк, время, золотая медаль, Мировая война, потомственное дворянство, Владимир, военный врач.


Задать вопрос