Василий Александрович Сухомлинский — педагог на все времена
Автор: Возисова Ольга Васильевна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (43) июнь 2021 г.
Дата публикации: 17.05.2021
Статья просмотрена: 114 раз
Библиографическое описание:
Возисова, О. В. Василий Александрович Сухомлинский — педагог на все времена / О. В. Возисова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 6.1 (43.1). — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/199/6395/ (дата обращения: 16.11.2024).
Керосиновой лампы свет
Из учительского окна…
Снова память военных лет –
Далеко была та война.
Помнит имя твое Ува.
Ты учитель военных лет.
И сегодня живет мольба,
Хоть тебя с нами больше нет.
Л.Филатова, увинская поэтесса
Более века прошло со дня со дня рождения Василия Александровича Сухомлинского, великого педагога-гуманиста. С введением ФГОС ДО его идеи развития и воспитания личности ребёнка, взаимодействия педагогов и родителей актуальны как никогда.
Будучи на лечении в госпитале № 3425, располагавшемся в здании бывшей школы № 1 поселка Ува, Василий Александрович мучился неопределенностью своего положения. Ясно было, что в действующую армию ему не вернуться — раненная рука с поврежденным нервом не подчинялась, о возвращении в родную Кировоградчину не было и речи — фронт после победных московских боев снова отодвинулся на восток, к самому Сталинграду. И подумалось: «Может быть Ува? — Хотя бы на время?» Ему, ходячему раненому, разрешалось выходить с территории госпиталя, и он имел некоторое представление об этой лесной станции, день и ночь гудевшей паровозными гудками. [1]
Имя педагога значимо для каждого жителя посёлка, так как с 1942 по 1944 год, он жил на Увинской земле и работал директором средней школы.
Согласно приказу по распределению предметов, изданному 29 сентября 1942г.: Сухомлинский В. А. — директор, учитель литературы, истории, немецкого языка; из эвакуированных, комиссован по ранению с фронта. [1]
Здание школы в центре поселка Ува не сохранилось, до 2007 года на его месте находился приход святого праведного Иоанна Кронштадтского сейчас там построен великолепный храм.
В 2008 году в Увинской школе № 2 открыт единственный в России паспортизированный (в 2010 году) историко-педагогический музей В. А. Сухомлинского. Интересно обратиться к материалам, кропотливо собранным под руководством первым заведующим музея Н. П. Годяевой: «Школа работала в три смены, обучалось 1044 ученика в 34 классах, много было эвакуированных детей. Из воспоминаний его учеников мы узнаём, что он прекрасно преподавал литературу и историю, был очень требователен к себе и к окружающим, мужественным и в тоже время с большой любовью и добротой к детям. Школьники вели большую общественную работу: ходили в госпиталь с концертами, работали на колхозных полях. Коллектив школы собрал 18.000 тысяч рублей на строительство танковой колонны. Следуя примеру любимого учителя, семнадцатилетние юноши из 10 класса обратились в военкомат с просьбой отправить их на фронт. Молодой директор работал над дисциплиной, заботился о том, как накормить и одеть воспитанников. Впервые он вводит в расписание час воспитательной работы, во время которого нужно было проводить беседы, проверять санитарное состояние учеников. Трудности, с которыми столкнулся В. А. Сухомлинский, закалили и обогатили его. Опыт работы в неимоверно трудных условиях военного времени помог ему в создании знаменитой Павлышской школы».
В. А. Сухомлинский — автор более 40 монографий, более 600 статей, 1200 рассказов и сказок, опыт изучается и внедряется в зарубежных странах. Отрадно отметить, что в последнее время наблюдается интереск изучению наследия Василия Александровича. На базе МОУ «Увинская СОШ № 2» ежегодно проходят Педагогические чтения, география которых уже давно вышла за пределы Удмуртии (Москва, Пермь, Казань). В рамках мероприятия участники обращаются к опыту педагога-мастера, обмениваются собственным педагогическим опытом. С большим удовольствием присутствую на этих мероприятиях, мною проведены в разные годы практикумы: «Общение детей и родителей», «Час позитивного мышления для педагогов», «Позитивная социализация и индивидуализация детства — фундамент успешного вхождения в дальнейшую жизнь».
В 2018 году, на XI Педагогических чтениях, вместе с воспитателем Останиной Н. Н., провели мастер-класс по теме «Рукотворная книга как условие ознакомления с наследием В. А. Сухомлинского». Был представлен опыт работы «Увинского детского сада № 11» по воспитанию интереса к книге, презентовали рукотворные книги, выполненные в ходе проекта. Также участники мастер-класса изготовили странички к «рукотворной» книге с произведениями Василия Александровича.
В рамках мероприятий, посвящённых 100-летию со дня рождения великого педагога в нашем дошкольном учреждении прошло много значимых событий. Педагогический совет открыл для многих страницу Увинского периода в педагогической деятельности В. А. Сухомлинского: посмотрели небольшой фильм, где его увинские ученицы вспоминали военное время, личные качества Василия Александровича.
О деятельности музея «Увинской школы № 2» в настоящее время, участии в конференциях и семинарах на различных уровнях, посвящённых изучению наследия педагога, рассказала руководитель музея. Была вручена благодарность коллективу детского сада за сотрудничество и распространение идей В. А. Сухомлинского. Это неслучайно, ведь воспитатели часто обращаются к сказкам, рассказам, которые являются уроками жизни, отношения к родным и друзьям, природе. По прочитанным сказкам проводятся этические беседы, дети выступают и в роли художников-иллюстраторов. В проекте «Рукотворная книга» приняли участие педагоги, дети, родители. Книги с произведениями педагога-гуманиста получились яркими, эстетичными, необычными, очень привлекательными. Каждая из них заняла достойное место в уголке книги.
Сказки и миниатюры не только читают, но и инсценируют. Так, воспитанники группы «Смешарики» (воспитатель Кокорина О. С.) заняли второе место в районном конкурсе инсценировки миниатюр Сухомлинского.
Книга педагога — «Хрестоматия по этике» — настоящая энциклопедия нравственности, написанная понятным языком. Работа по ознакомлению дошкольников с произведениями В. А. Сухомлинского будет продолжена. Ведь как писал автор: «Если у ребёнка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь — в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползает, как будто неизвестно откуда взявшееся плохое».
В свою очередь нам, педагогам, также предстоит взять на вооружение бесценный опыт педагога-гуманиста, так как достижение качества современного дошкольного образования возможно лишь при интеграции традиционных и инновационных подходов.
Литература:
- Пудов А. И. Народное образование Увинского района: история, известные педагоги, учительские династии. Справочное издание. Ува — Ижевск — Сарапул, 2021. 368 стр.
- http://doshkolnik.ru/pedagogika/23101-gazeta-kaleiydoskop.html.
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2015/01/30/pedagogicheskiy-sovet-rol-detskoy-knigi-v-rechevom-razvitii.
- https://nsportal.ru/lyubov-evgenevna-huzhalieva.